Научная статья на тему 'Совершенствование управления финансовыми потоками в системе финансирования холдинга'

Совершенствование управления финансовыми потоками в системе финансирования холдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК ХОЛДИНГА / МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЛДИНГА / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ИДЕАЛЬНОГО ХОЛДИНГА / FINANCIAL FLOW OF THE HOLDING / MECHANISM FOR IMPROVING THE FINANCING OF THE HOLDING / TRANSFER PRICING / THE STRUCTURE OF FINANCIAL FLOWS OF AN IDEAL HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыроежин А. С.

Исследованы механизмы совершенствования финансирования в холдинге, рассмотрено положительное влияние этих механизмов на систему управления финансированием. Особое внимание уделено методу трансфертного ценообразования как наиболее мощному и универсальному методу перераспределения средств между элементами холдинга. Разработана схема идеального холдинга с точки зрения оптимизации его финансовых потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms to improve funding in a holding company, is considered a positive impact of these mechanisms on the system of financial management. Particular attention is given to the method of transfer pricing as the most powerful and versatile method of redistribution of funds between the elements of the holding. A scheme of the ideal holding in terms of optimization of its financial flows.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления финансовыми потоками в системе финансирования холдинга»

© Сыроежин А.С.,

начальник финансового управления ОАО «КЗМК «Стройметкон», аспирант Тел.: 8 903 431 15 14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЛДИНГА

В современных условиях развития национальной экономики и входящих в нее холдинговых образований все большее значение принимает система управления финансовыми потоками холдинга. Роль управления финансовыми потоками компании огромна. По своей сути, они являются «кровеносной системой» холдинга. Грамотное управление финансовыми потоками холдинга позволяет ему быть финансово устойчивым, нормально финансировать и планировать свою текущую деятельность, обеспечивать выполнение бизнес-плана, а также текущих и стратегических задач. Многие российские компании с недостаточно грамотным управлением финансовыми потоками испытывают большие проблемы с финансированием текущей деятельности, имеют значительные кассовые разрывы, часто вынуждены в сжатые сроки искать источники финансирования и корректировать бизнес-план и бюджет. Поэтому задачей исследования является определение путей совершенствования системы финансирования холдинга, управления финансовыми потоками, перераспределе-

ния денежных средств без потерь на налогах в рамках идеального холдинга.

Финансовый поток холдинга представляет собой совокупность всех поступлений (притоков) и выплат (оттоков) денежных средств участников холдинга, распределенных во времени и генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью холдинга, связанной с выполнением основных производственно-коммерческих функций, осуществлением инвестиций, погашением задолженности по полученным кредитам и займам, выплатой дивидендов [1].

Данная формулировка рассматривает финансовые потоки как движение денежных средств. Мы считаем, что финансовые потоки следует рассматривать не как движение денежных средств, а более широко, как движение финансовых ресурсов. Таким образом, сформулируем более широкое понятие финансового потока. Финансовый поток — это совокупность притоков и оттоков финансовых ресурсов, генерируемых финансово-хозяйственной деятельностью холдинга во времени.

Известно, что одной из важнейших задач для холдинга является обеспечение беспрепятственного финансирования в рамках всей интегрированной структуры. Существуют различные механизмы совершенствования такого финансирования, к основным из которых можно отнести следующие.

1. Вклад в капитал.

Никакая другая статья расходов не предоставляет столько возможностей для налогового планирования, как взносы в уставный капитал дочерних компаний. В данном случае возможны два варианта посредством передачи:

- денежных средств;

- имущества.

В обеих ситуациях перераспределение средств осуществляется через выплату дивидендов. Главные минусы такой схемы:

- трудоемкость;

- длительный срок возврата денежных средств;

- ограничения по периодичности выплаты дивидендов.

Но они с лихвой перекрываются положительными аспектами. Во-первых, ставка налогообложения дивидендов (9%) значительно ниже налога на прибыль. Кроме того, в отличие от схемы с предоставлением займов, не возникает необходимости выплачивать проценты. Взаимозависимость компаний не может послужить причиной доначисления штрафов и налогов. Единственный неприятный аспект заключается в том, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли компании (после выплаты налога на прибыль). Но и с этой проблемой можно справиться посредством перевода своих дочерних компаний на УСН (упрощенная система налогообложения) или ЕНВД (единый налог на вмененный доход). В таком случае дивиденды могут облагаться единым налогом по ставке 6%.

Реализация этой схемы на практике-весьма трудоемкий процесс. Кроме того, схема довольно громоздкая. Издержки не оправданы в том случае, если необходимо экстренное перераспределение средств. Несмотря на то что высоких рисков в ней нет, воспользоваться таким методом могут только крупные холдинги с излишками денежных средств на счетах.

2. Заем.

Один из самых простых и удобных способов рефинансирования группы компаний. Между предприятиями заключается договор, согласно которому заимодавец передает заемщику деньги, которые тот обязуется вернуть через определенный период времени. Заем может быть как беспроцентным, так и процентным. Преимущество первого заключается в полном отсутствии налоговых потерь. При беспроцентном кредите ни одна из сторон сделки дохода не получает, соответственно отсутствует налогооблагаемая прибыль. Не возникает обязанностей и по выплате других налогов. Но помимо плюсов у этого механизма есть существенные негативные моменты — разногласия с налоговой инспекцией неизбежны.

При получении займа налогоплательщик приобретает право пользования денежными средствами, стоимость которого может быть оценена как сумма сэкономленной платы за их использование. В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества, услуг или имущественных прав [3].

Во втором случае при начислении процентов на сумму займа может увеличиться налоговая нагрузка заимодавца, которая частично компенсируется уменьшением налога на прибыль заемщика. Правда, такая экономия не всегда устраивает компании. Особенно не выгодны процентные займы, если в качестве заемщика выступает убыточная компания холдинга, а в роли кредитора — прибыльная.

Если заем предполагается процентным, возникает риск применения ст. 40 НК РФ. Размер начисленных налогопла-тельщиком-заимодавцем процентов формально может подпадать под действие ст. 40 НК РФ, поэтому сделка по предоставлению займа под низкий процент может быть оценена налоговыми органами по основанию взаимозависимости лиц (ст. 20 НК РФ). В то же время Минфин признает, что действие ст. 40 НК не распространяется на проценты, полученные налогоплательщиком по договорам займа, при исчислении налога на прибыль организаций (письма от 12.04.2007 № 03-0207/1-171, от 14.03.2007 № 03-02-07/2-44). Хотя раньше финансовое ведомство придерживалось прямо противоположной точки зрения (письмо от 22.06.2006 № 0302-07/1-161)».

Процентный заем существенно увеличит налогооблагаемую прибыль одной фирмы и сумму убытков второй. Российские холдинги с этой ситуаций справляются посредством нехитрой схемы: компания-заимодавец переходит на упрощенную систему налогообложения (УСН); прибыль заемщика при этом облагается по стандартной ставке 24%. В

этой ситуации у фирмы на УСН возникает дополнительный доход, облагаемый единым налогом по ставке 6% (или 15% от дохода минус расходы), а второе предприятие уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Главное в этом виде финансирования — проследить за тем, чтобы процент по займу не превышал лимит, установленный ст. 269 НК РФ. Правда, с учетом требований данной статьи сильно сэкономить на налогах вряд ли получится.

Оптимальная ставка по займу, предложенная ст. 269 НК РФ, должна отличаться от остальных сопоставимых займов не более чем на 20% или превышать на 1,1 ставку ЦБ РФ (10,5%). Налоговики смирятся с минимальной процентной ставкой по займу в рамках данного «коридора». В том случае, если в холдинге распространена практика выдачи займов дочерним компаниям, важно соблюсти условия их сопоставимости. При сильном разбросе в ставках защитить от штрафов способны лишь договоры с логичным объяснением той или иной ставки. Например, наличие ликвидного залога или более длительные сроки погашения. Впрочем, для долговременного инвестирования больше подходит метод перераспределения средств посредством взносов в уставный капитал.

3. Распределение дивидендов.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений в ст. 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса РФ». Закон освобождает от налога на прибыль дивиденды, полученные материнской компанией от «дочки». Льгота распространяется только на крупные предприятия, не менее года владеющие 50% уставного капитала компании, выплачивающей дивиденды. При этом в денежном выражении стоимость этой доли должна превышать 500 млн рублей. В том случае, если дивиденды выплачивает иностранная компания, не входящая в утвержденный Минфином список оффшорных зон (не предусматривающих раскрытия информации

при проведении финансовых операций), налоговая ставка составляет:

9% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими компаниями;

15% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских предприятий иностранными компаниями.

4. Трансфертное ценообразование.

Имеется в виду совершение сделок между организациями холдинга по «внутренним» ценам, отличающимся от рыночных [4]. Пожалуй, именно трансфертное ценообразование является наиболее мощным и универсальным методом перераспределения средств между элементами холдинга. Зачастую все сделки с внешними организациями происходят через одну или несколько специализированных торговых компаний, являющихся «центрами прибыли» холдинга, которые затем перечисляют полученные средства головной холдинговой организации. При этом все остальные (производственные и т.п.) организации холдинга продают такой торговой компании продукцию по себестоимости или чуть выше, работая на грани безубыточности. При этом средства, необходимые им для инвестирования и т.д., они получают в централизованном порядке от головной холдинговой организации.

Методом трансфертного ценообразования, однако, следует пользоваться с большой осторожностью. Как уже упоминалось, Налоговый кодекс (ст. 40) накладывает некоторые ограничения на такие сделки. А именно, при выполнении некоторых условий налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам. К таким сделкам относятся:

1) сделки между взаимозависимыми лицами;

2) товарообменные (бартерные) операции;

3) внешнеторговые сделки;

4) сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным то-

варам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Последний случай может иметь место, например, если организации холдинга реализуют свою продукцию одновременно и своему «центру прибыли», и внешним покупателям. Однако, как видим, при должном структурировании отношений владения и исключении прямых сделок производителей с внешним миром юридическую возможность контроля цен нетрудно исключить.

Налоговый орган вправе доначислить налогоплательщику налог и пеню исходя не из «внутренних» цен сделок, а из рыночной цены, но лишь в том случае, если цена отклоняется от рыночной более чем на 20%.

Рассматриваемая статья Кодекса направлена прежде всего на борьбу с уменьшением выплачиваемого налога. В данном контексте мы рассматриваем трансфертное ценообразование прежде всего как механизм финансирования в рамках холдинга. При этом если все элементы холдинга облагаются налогом по одной ставке, то налоговой экономии, в сущности, не возникает. Но если «центры прибыли» облагаются налогом по иной, более низкой ставке, трансфертное ценообразование становится мощным методом налоговой оптимизации. При этом, как мы видели, относительно несложно выполнить все требования ст. 40 НК РФ (в частности, если отклонение цены от рыночной не превышает 20%, то статья вообще неприменима ни при каких условиях).

В недавнем прошлом (во времена существования «внутренних оффшоров», то есть до принятия гл. 25 Налогового кодекса) эта схема уменьшения налога поучила широчайшее распространение, в частности, среди нефтедобывающих компаний. Однако «дело «ЮКОСа» показало, что, даже несмотря на формальное соответствие схемы налоговой оптимизации закону, государство не готово мириться с налоговыми потерями: при использовании трансфертного ценообразования для уменьшения налога организация может

быть привлечена к ответственности на основании признания ее «недобросовестным налогоплательщиком».

Другой аспект сделок трансфертного ценообразования касается миноритариев. Если у дочерних (производственных) организаций холдинга имеются независимые миноритарные акционеры (участники), их интересы очевидным образом ущемляются при реализации продукции организации по ценам ниже рыночных. Ввиду этого они могут чинить те или иные препятствия таким сделкам, в частности, при одобрении сделок с заинтересованностью. Это еще один довод в пользу того, что миноритариям есть место лишь на «верхних этажах» холдинга.

Управление финансовыми потоками в холдинге можно совершенствовать. Для этого мы можем попытаться построить идеальный холдинг, в котором минимизируем финансовые потери, улучшим управляемость финансовых потоков, получим больше возможностей перераспределять денежные средства между компаниями холдинга. Рассмотрим ниже структуру финансовых потоков идеального холдинга (рис.1) [5].

На схеме представлены как текущие финансовые операции (закупка сырья и материалов, продажа продукции, выплата роялти и др.), так и движения капитала (предоставление займов и вклады в уставный капитал).

Основой финансового благосостояния холдинга являются средства, получаемые от покупателей его продукции. Средства поступают на счета торговой организации (или торговых организаций) холдинга. Торговая организация приобретает реализуемую продукцию у производственных организаций холдинга; при этом расчеты по таким внутренним поставкам могут осуществляться по трансфертным ценам, за счет чего прибыль холдинга аккумулируется в торговой организации, откуда перечисляется в головную холдинговую компанию для дальнейшего использования. Российские торговые организации перечисляют прибыль

в российскую холдинговую компанию, зарубежные — в зарубежную холдинговую компанию.

Аналогичным образом закупка сырья и материалов осуществляется в нашей схеме через отдельные закупочные компа-

нии, также распределяющие свою прибыль в пользу головной холдинговой компании. Ей же распределяют свою прибыль (если таковая имеется) сервисные и управляющие компании. Производственные организации распределяют свою

п р

Конвчнмц бенефициары Г7

-А-- у Л’ч

П р«*£ ису т о мм ые

ИМ£ 1 руМЙИТЫ ВЛ4ДЄЧ

Зарубежная

холдингоалв

компании

Закупочная

компаний!

рладстщ мнтал-с.обствснннос г и

ЇЛА

.та*.

' Г

р

1 РП

и

Российская холдингом и компания

Г і г

ПрОфИЛЬнЬ** ҐК:Л^ЇЛОЛ»'ИИН

1 ! Г

Прім .41 одіІвеннЬйи ор4 «иіиліЗЦі^н

П_____________І п

П ІКНІНІОДГ ІВ&Н к-ші ІЗ* ! ИВ-!- ят ^ V».

Рис. 1. Структура финансовых потоков идеального холдинга

Стрелками обозначены основные финансовые потоки холдинга.

З — закупки у внешних поставщиков ОУ — оплата услуг (управления и др.)

П — продажа продукции внешним потребителям Р — роялти за использование интеллектуальной собственности РВП — расчеты по внутренним поставкам (в рамках холдинга)

РП — распределение прибыли Ф — финансирование

прибыль в пользу своих участников (профильные субхолдинги), от которых она поступает в головную российскую холдинговую компанию. Российские предприятия оплачивают услуги специализированных сервисных компаний холдинга, а также осуществляют лицензионные выплаты за использование интеллектуальной собственности (роялти).

Компания — владелец интеллектуальной собственности перечисляет свою прибыль головной зарубежной холдинговой компании.

Головная зарубежная холдинговая компания может осуществлять из полученных средств финансирование российской части холдинга. В силу налоговых соображений целесообразно осуществлять прямые вклады в капитал, а также пополнение фондов и т.п. от самой холдинговой компании, а финансирование в форме займов — через отдельную финансирующую компанию (или составную структуру из нескольких компаний).

Наконец, финальным аккордом становится распределение головной холдинговой компанией оставшейся в ее распоряжении прибыли (всей или части) в виде дивидендов своим акционерам. Если бенефициар владеет акциями через промежуточные структуры, у него есть выбор — получить деньги на собственные счета или временно оставить их на счетах промежуточных структур, что может иметь значение для его личного налогообложения.

Проанализировав эту схему, мы можем отметить, что главным её недостатком является то, что она применима только в международном холдинге. Для российского холдинга, на наш взгляд, оптимальным было бы создание УК (управляющей компании) с функцией перераспределения финансовых потоков холдинга для оперативного управления финансами компаний холдинга. При этом существует проблема бюрократии процесса согласования платежей дочерних компаний управляющей компанией. Для этого дочерним фирмам целесообразно ежеме-

сячно утверждать свой бюджет в управляющей компании, и, если платеж в рамках бюджета, тогда согласование должно производиться автоматически. УК согласовывает лишь те платежи, которые превышают утвержденный бюджет.

Кроме УК, целесообразно создать:

- ТД (торговый дом), на котором будут функции закупок и продаж. ТД позволит бороться со злоупотреблениями менеджеров фирм холдинга;

- фирму — хранитель активов. Хранитель активов занимается сдачей имущества в аренду другим компаниям. Создание такой фирмы приведет к снижению налоговых выплат и к улучшению защиты активов;

- обслуживающие фирмы (автотранспортные перевозки, хранение ТМЦ, посреднические, юридические, бухгалтерские услуги и т. д.). Как правило, обслуживающие фирмы переведены на ЕНВД или УСН;

- субъекты льготного налогообложения (СЛН). Это могут быть, например, фирмы и предприниматели на УСН и ЕНВД, предприятия, принадлежащие общественным организациям инвалидов, российские оффшоры, пользующиеся местными льготами.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что совершенствование управления финансовыми потоками и системы финансирования холдинга имеет очень большое значение для нормального функционирования организации. Такие механизмы совершенствования финансирования в холдинге, как вклад в капитал, заем, распределение дивидендов и применение трансфертного ценообразования, могут обеспечить беспрепятственное финансирование в рамках всей интегрированной структуры и исключить проблему поиска внешних кредиторов. Для международного холдинга будет целесообразным применение структуры идеального холдинга, описанное выше, для оптимизации управления финансовыми потоками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. — М.: Городец-издат, 2003. — 368 с.

2. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. — М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2003. — 304 с.

3. Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус // Коллегия. — 2004. — № 8. — С. 24-28.

4. Будылин С. Л. Трансфертное ценообразование и ст. 40 НК РФ // Налоги и налогообложение. — 2005. — № 1. — С.19-25.

5. http://www.iteam.

6. ru/publications/strategy/section_31/ article 3131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.