Научная статья на тему 'Совершенствование уплаты налогов как фактор обеспечения стабильности организации'

Совершенствование уплаты налогов как фактор обеспечения стабильности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЯЗАННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова А.С., Рахматуллин Ю.Я.

Обязанность по уплате законно-установленных налогов и сборов установлены в статье 57 Конституции Российской Федерации. Учитывая взаимообуславливающий характер финансовых рисков и угроз финансовой безопасности государства, в современных условиях особую актуальность приобретает задача разработки единой государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Выполнение обязанностей плательщиков и получателей налогов и сборов предполагает возникновение противоречий между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или проблемы налоговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TAX PAYMENT AS A FACTOR FOR ENSURING STABILITY OF THE ORGANIZATION

The obligation to pay legally established taxes and fees is established in Article 57 of the Constitution of the Russian Federation. Given the interdependent nature of financial risks and threats to the financial security of the state, in modern conditions the task of developing a unified state strategy for ensuring financial security becomes particularly topical. The fulfillment of duties of payers and recipients of taxes and fees presupposes the emergence of contradictions between participants in relations governed by legislation on taxes and fees, or problems of tax relations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уплаты налогов как фактор обеспечения стабильности организации»

Экономические науки

УДК 336.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СТАБИЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Ефимова А.С.

ассистент

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа Рахматуллин Ю.Я.

к. э. н, доцент

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа

Аннотация: Обязанность по уплате законно-установленных налогов и сборов установлены в статье 57 Конституции Российской Федерации. Учитывая взаимообуславливающий характер финансовых рисков и угроз финансовой безопасности государства, в современных условиях особую актуальность приобретает задача разработки единой государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности. Выполнение обязанностей плательщиков и получателей налогов и сборов предполагает возникновение противоречий между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или проблемы налоговых отношений.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, обязанность, предприятия, финансовый риск, прибыль, налоговые отношения, задолженность.

IMPROVEMENT OF TAX PAYMENT AS A FACTOR FOR ENSURING STABILITY

OF THE ORGANIZATION

Efimova A.S.

Assistant Bashkir State University Russia, Ufa Rakhmatullin Yu.Ya

Ph.D., associate professor Bashkir State University Russia, Ufa

Abstract: The obligation to pay legally established taxes and fees is established in Article 57 of the Constitution of the Russian Federation. Given the interdependent nature of financial risks and threats to the financial security of the state, in modern conditions the task of developing a unified state strategy for ensuring financial security becomes particularly topical. The fulfillment of duties of payers and recipients of taxes and fees presupposes the emergence of contradictions between participants in relations governed by legislation on taxes and fees, or problems of tax relations.

Key words: Economic security, duty, enterprises, financial risk, profit, tax relations, debt.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность граждан уплачивать законно-установленные налоги и сборы. Важность контроля за налогами заключается в том, что благодаря контролю достигается упорядоченность налоговых правоотношений [1].

Обеспечение экономической безопасности необходимо для любых организаций, независимо от их форм собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Отличаться будет лишь тем, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Государственный контроль в налоговой сфере играет важную роль в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в качестве одного из направлений деятельности по укреплению экономической безопасности закрепил создание комплексной системы контроля над рисками и проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики [6, c. 24-30].

Необходимо отделить от финансовых рисков обычные недостатки финансовой деятельности и сосредоточиться на вероятности нанесения ущерба, то есть вероятности возникновения угроз для экономической стабильности государства.

Учитывая взаимообуславливающий характер финансовых рисков и угроз финансовой безопасности государства, в современных условиях особую актуальность приобретает задача разработки единой государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности [2, c. 541].

Оценивая тенденции налоговой политики с позиции критериев экономической безопасности, можно полагать, что именно от масштабов налогового потенциала страны, эффективности и устойчивости налоговой системы зависят предоставление государством общественных товаров и услуг, социальных гарантий, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства. Последнее обстоятельство - влияние налоговой политики на экономическую безопасность страны, позволяет рассматривать налоги как фактор экономической безопасности.

Выполнение обязанностей плательщиков и получателей налогов и сборов предполагает возникновение противоречий между участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или проблемы налоговых отношений [11, c. 103].

На основе анализа налоговых отношений участников установлена возможность возникновения определенных противоречий, соответствующих конкретному этапу налогообложения. Такие противоречия могут привести к образованию налоговых рисков, влияющих на экономическую безопасность объекта и субъекта налоговых отношений. Следует отметить, что объекты и субъекты определяются содержанием налоговых отношений посредством воздействия на экономическую безопасность.

В 2014 году на фоне замедления экономической динамики происходило ухудшение показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий Республики Башкортостан [13, c. 364].

Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий и организаций республики (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) за 2014 год составил 100,4 млрд. рублей, или 66,9% к уровню 2013 года.

Снижение на треть сальдированного финансового результата по сравнению с 2013 годом произошло в связи с существенным уменьшением прибыли прибыльных

предприятий и ростом убытков нерентабельных.

Падение прибыли произошло преимущественно за счет значительного снижения прибыли в обрабатывающих производствах, в том числе, в производстве кокса и нефтепродуктов - на треть, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - почти в 2,0 раза, в производстве транспортных средств и оборудования - более чем на 90,0%, а также в транспортировании по трубам - на 15,8% [3, с. 108].

Наибольший вклад (58,1%) в общую прибыль рентабельно работающих предприятий республики, сложившуюся по итогам 2014 года в объеме 139,5 млрд. рублей, или 85,8% к уровню 2013 года, внесли предприятия обрабатывающих производств.

Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций на 1 января 2015 года увеличилась на 0,9 процентного пункта по сравнению с 1 января 2014 года и составила 17,1%. Наибольшая доля убыточных предприятий отмечалась в сфере транспорта и связи -25,8%.

Убыток нерентабельно работающих предприятий превысил уровень 2013 года в 3,0 раза и составил 39,1 млрд. рублей. Рост убытка в экономике произошел, в основном, в связи с появлением убытка в производстве кокса и нефтепродуктов (23,5 млрд. рублей), увеличением убытков в добыче полезных ископаемых - в 4,6 раза (убыток - 1,8 млрд. рублей), обработке древесины и производстве изделий из дерева - в 8,1 раза (1,6 млрд. рублей), производстве транспортных средств и оборудования - в 2,8 раза (2,4 млрд. рублей), оптовой и розничной торговле - в 1,7 раза (1,3 млрд. рублей) [7, 10].

В части взаиморасчетов предприятий и организаций в отчетном году продолжился рост объемов дебиторской и кредиторской задолженности (диаграмма 1).

млрд. рублей TTI %

на 1 января 2013 года на 1 января 2014 года на I январи 2015 [ода ^^Кредиторская задо.пценность ^^Дебиторская задолженность ^^■Доля просроченной кредиторской задолженности просроченной дебиторской мдшженности

Диаграмма 1. Взаиморасчеты предприятий Республики Башкортостан

Суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних предприятий и организаций, включая кредиторскую задолженность и задолженность по кредитам банков и займам, на 1 января 2015 года составила 1029,2 млрд. рублей, превысив уровень 2013 года на 28,3%. Кредиторская задолженность по сравнению с началом 2014 года возросла на 17,1%, при этом величина просроченной задолженности сократилась на 9,9% [5, с. 353].

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности на 1 января 2015 года составило 124,3% (соотношение просроченной задолженности - 55,3%) против 116,2% на 1 января 2014 года (86,7%) [4, 8].

Таким образом, каждый год необходимо проводить мониторинг финансового состояния предприятий республики с целью своевременного выявления складывающихся негативных тенденций, осуществлять оказание мер государственной поддержки отраслям и отдельным предприятиям и организациям республики с учетом рекомендаций и решений межведомственных и правительственных комиссий Республики Башкортостан [9,12].

Библиографический список:

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями)

2. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. — 541 с.

3. Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // Финансы. 2016. - 108 с.

4. Кондрат И.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: монография. М.: Юстицинформ, 2014.

- 928 с.

5. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.

6. Мельчук М.В. Налоговая нагрузка и экономический рост в российских регионах // Аудит и финансовый анализ, 2016. - С. 24-30.

7. Петросян О.Ш. Характеристика налоговых преступлений: Теория и практика: монография. М.: Юнити-Дана, 2015. - 143 с.

8. Рахматуллин Ю.Я. Рационализация нормативной базы бухгалтерского учета финансовых результатов в сельском хозяйстве [Текст] / Ю.Я. Рахматуллин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 10. - С. 56-59.

9. Рахматуллин Ю.Я. Соответствие доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете от продаж [Текст] / Ю.Я. Рахматуллин // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 3 (101). - С. 143-147.

10. Рахматуллин Ю.Я. Учет доходов, расходов и финансовых результатов по основным видам деятельности для предприятий АПК [Текст] / Ю.Я. Рахматуллин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 4 (42). - С. 183-186.

11. Сараджева О.В., Барикаев Е.Н. Финансовая безопасность: монография. М.: Юнити-Дана, 2015. — 103 с.

12. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015.

- 479 с.

13. Черник Д. Г., Шмелев Ю.Д. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.