БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
УДК 657
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Л.В. МАСЬКО (Полоцкий государственный университет)
Исследовано учетно-аналитическое обеспечение природоохранной деятельности субъектов хозяйствования. Выявлены недостатки, которые приводят к отсутствию экологической информации в системе бухгалтерского учета и формах отчетности. Разработана модель предлагаемых направлений совершенствования учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности организаций Республики Беларусь, обобщающая изменения в системе счетов бухгалтерского учета и формах бухгалтерской отчетности, которые позволят обеспечить получение достоверной и полной учетной информации о природоохранной деятельности организаций.
Введение. В настоящее время учетно-аналитическое обеспечение природоохранной деятельности субъектов хозяйствования призвано обеспечить получение достоверной и полной учетной информации о природоохранной деятельности организаций в контексте устойчивого развития страны. Возрастает потребность пользователей в получении необходимых и полезных экологоориентированных данных, получаемых в системе бухгалтерского учета. Однако в меньшей степени на результативность деятельности организации влияют экологические требования. В Республике Беларусь не регламентирован порядок предоставления форм отчетности, способствующих формированию и получению данных о природоохранной деятельности субъектов предпринимательства. В связи с этим необходимо исследовать современное состояние учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности и сделать критический анализ мнений зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.
Основная часть. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь в рамках основной деятельности могут осуществлять и природопользование, и природоохранную деятельность (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия), но вместе с тем при отсутствии требований нормативно-правовых актов у субъектов нет заинтересованности в выделении новых объектов учета, связанных с экологической составляющей их деятельности.
Исследование проблемных аспектов учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности выявило, что данная информация необходима пользователям, а ее отсутствие негативно сказывается как на взаимосвязи между природопользованием и результатами экономической деятельности, так и на формировании экономических показателей микро- и макроуровней.
Так, по мнению К.С. Саенко: «... существующая система информации о природоохранной деятельности резко отстает от потребности в ней, что значительно тормозит дальнейшее совершенствование действующего механизма природопользования» [1, с. 4]. Важно подчеркнуть, что для «... эффективности природоохранных мероприятий необходим точный учет экологических затрат и результатов природоохранной деятельности, . использовать целесообразно только такие показатели, по которым ведется достоверный учет [1, с. 4]. Относительно бухгалтерского учета текущих экологических затрат К.С. Саенко отмечает: «В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью "растворяются" в себестоимости продукции, не выделяясь в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности» [1, с. 4 - 5]. «Поэтому невозможно быстро и достоверно учесть эти расходы и определить результаты природоохранной деятельности, ...» [1, с. 5].
По мнению Э.К. Муруевой, «... Экологические аспекты при регулировании бухгалтерского учета и отчетности выражены слабо и бессистемно. Нет разъяснений учетной терминологии в области охраны окружающей среды, отсутствует комплексная методика отражения экологических аспектов в учете, требования к раскрытию в отчетности экологической информации минимальны» [2, с. 4].
Проводя исследование проблемы и направлений совершенствования статистического учета природоохранных затрат, Л.А. Сошникова особо подчеркивает: «... при действующей системе учета природоохранных затрат и существующей практике сбора статистических данных учет расходов на природо-
охранную деятельность предприятия в полном объеме, ..., невозможен» [3, с. 38]. Она рассматривает два принципа отражения данных затрат в отечественной статистической методологии.
Принцип реализующего - природоохранные затраты субъектов хозяйствования отражены в основном в формах статистической отчетности ф. 1-ос (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды» и ф. 2-кс «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» [3, с. 40].
Принцип финансирующего - кроме учета объемов природоохранных инвестиций должны учитываться финансовые трансферты между секторами. Такой подход дает возможность оценивать фактические финансовые потоки [3, с. 41].
Между тем в современном статистическом информационном обеспечении природоохранной деятельности Л.А. Сошникова обращает внимание на отсутствие «... возможности точно определить получателя средств (инвестиций, текущих затрат предприятий)» [3, с. 41] по ф. 2-кс «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», а также на то, что «... не представляется возможным определить, в какой отрасли будут эксплуатироваться созданные за счет этих инвестиций основные средства природоохранного назначения» [3, с. 41].
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели данной формы статистической отчетности микроуровня не позволяют сформировать полную и достоверную информацию макроэкономических показателей по отраслям экономики в сфере природоохранной деятельности «. в связи с чем невозможно провести сравнительный анализ эффективности природоохранных расходов в разрезе отраслей, секторов и экономики в целом» [3, с. 41].
«В настоящее время, - как отмечают В.Г. Широбоков и Ю.В. Алтухова, - все большее значение приобретают вопросы учетного обеспечения социальной и экологической безопасности в контексте устойчивого развития экономики. В предшествующие периоды развития хозяйственного учета основной упор делался на характеристику экономических тенденций и факторов развития. Наблюдается недостаток, а порой и отсутствие достоверной и полной эколого-экономической и социальной информации, что создает дополнительные риски для собственников, инвесторов и других заинтересованных сторон бизнеса» [4, с. 26].
Необходимо отметить, что в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года: «Учет вопросов сохранения окружающей среды должен осуществляться на основе результатов научных исследований путем разработки экологических показателей, характеризующих качество жизни; поиска экономических стимулов, способствующих экологизации производства и рациональному природопользованию; оценки новых технологий и продукции с позиций обеспечения ресурсосбережения и экологической эффективности» [5]. «. охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него.» [5]. «... в отличие от сложившейся практики охраны природы, акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий.» [5].
Вместе с тем, как подчеркивает А.В. Михайлов: «За последнее время чрезмерно усложнилась отчетность предприятий, что привело к путанице в полномочиях задействованных в этой области ведомств и комитетов. Большое количество информации многократно дублируется в многочисленных формах отчетности. Все вышеуказанное приводит к тому, что руководители предприятий и специалисты не заинтересованы в настоящей природосберегающей политике и вся работа в этой области сводится только к оформлению отчетности и уплате налогов» [6, с. 16].
Исследуя экологическую безопасность в динамике социокультурного развития, Н.Е. Захарова, С.П. Онуприенко, В.И. Галь, Н.А. Лазаревич отмечают: «На современном уровне развития перед государством ставится задача обеспечения такого развития, которое даст возможность дальнейшего существования и воспроизводства самой цивилизации (устойчивое развитие)» [7, с. 136]. В этой связи необходимо подчеркнуть, что французские исследователи Ж. Ришар и К. Коллетт (J. Richard, C. Collette) отводят особую роль систематическому созданию новой системы бухгалтерского учета, которая, как считает В.Г. Широбо-ков, возможна только с помощью государства под давлением социальных сил в пользу радикальных изменений критериев управления [4, с. 96].
Из исследования современного состояния учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности видно, что зарубежные и отечественные авторы в своих трудах указывают на его несовершенность. И в этой связи можно сделать следующий вывод: отсутствие учетных данных о природоохранной деятельности организации негативно влияет на экологизацию микроэкономических и макроэкономических показателей. Считаем, что следует обратить особое внимание на степень урегулирования нормативно-правовыми актами порядка учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности организаций Республики Беларусь.
Для выявления уровня современного состояния учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности отечественных организаций было проведено его исследование в трех аспектах: по форме, идентификации в системе учета, представлению в отчетности.
Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что субъекты хозяйствования не формируют в учете отдельную необходимую информацию о природоохранной деятельности, так как данное требование не закреплено законодательно, а также что учетно-аналитическому обеспечению природоохранной деятельности отечественных организаций присущи следующие недостатки:
1) предусмотренные формы природоохранной деятельности не обеспечены законодательно соответствующими аналитическими признаками группировки данных в системе счетов бухгалтерского учета, по которым было бы возможно формировать показатели по различным направлениям природоохранной деятельности;
2) идентификация в системе учета информации о природоохранной деятельности не осуществляется в необходимом детализированном виде и поэтому не соответствует современным потребностям в ней;
3) в системе учета не предусмотрены формы регистров, в которых возможно было формировать данные по различным направлениям природоохранной деятельности, что является следствием отсутствия их в детализированном виде на счетах бухгалтерского учета;
4) отсутствуют формы отчетности, отображающие данные о природоохранной деятельности субъектов предпринимательства, что лишает необходимой и полезной информации пользователей, принимающих решения по устойчивому развитию экономики.
На наш взгляд, дальнейшее сохранение такого подхода к отражению экологической информации в системе бухгалтерского учета и формах отчетности не позволяет выполнить в полном объеме Положения Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, а также обеспечивать практику хозяйственной деятельности организаций учетной информацией, способствующей экологизации производства и рациональному природопользованию в целях обеспечения ресурсосбережения, сохранения и улучшения качества окружающей среды, повышения экологической эффективности принимаемых управленческих решений. В этой связи необходимо подчеркнуть, что многие отечественные и зарубежные авторы в своих трудах обращают особое внимание на реформирование системы сбора и представления данных о природоохранной деятельности, соответствующей современным тенденциям формирования учетно-аналитической информации. Мы разделяем их точку зрения, что «... основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности.» [1, с. 5; 3], а также что «... при выявлении эффективности природоохранных мероприятий необходим более точный учет затрат на природоохранную деятельность и ее результатов» [1, с. 4; 3]. Но вместе с тем «... учет текущих затрат на природоохранную деятельность предприятиями, организациями и учреждениями осуществляется неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью «растворяются» в показателе себестоимости продукции» [1, с. 4 - 5; 3]. Поэтому проведенное исследование уровня современного состояния учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности обосновывает более детальное изучение аспектов реформирования системы бухгалтерского учета и форм отчетности с целью формирования и получения информации о текущей природоохранной деятельности и природоохранных мероприятиях организаций.
В соответствии с параграфом 6.3 Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусмотрено: «Важным элементом, дополняющим процессы экологического образования и просвещения, является информирование» [5]. В этой связи необходимо заметить, что «Одним из факторов безопасности в области информационного обеспечения экологических решений, - как считают Н.Е. Захарова, С.П. Онуприенко, В.И. Галь, Н.А. Лазаревич, -является доступность и целостность экологической информации. В этом же видится и ее социальная продуктивность» [7, с. 7]. «Всесторонняя информированность населения республики, расширение гласности по важнейшим вопросам экологической политики государства - одна из актуальных проблем насущного дня» [7, с. 7 - 8].
По нашему мнению, в формах отчетности организаций в обязательном порядке должна находить отражение информация о природопользовании и формах природоохранной деятельности, что в свою очередь удовлетворит современные потребности в таких данных.
Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», опубликованный 28 октября 2010 года, был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны из более чем 90 стран и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон [8]:
1) потребители;
2) государства;
3) промышленность;
4) трудящиеся;
5) неправительственные организации (НПО);
6) организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и др.
Используя данный Международный Стандарт, каждая организация повысит уровень своей социальной ответственности, «... принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласуясь с международными нормами поведения» [8].
Например, Я.В. Соколов и В.Я. Соколов при исследовании вопросов экологического учета выделяют три возможных пути отражения в отчетности затрат на охрану природы: «1) составляется отдельная, параллельная традиционной бухгалтерская отчетность, отражающая расходы по природоохранным мероприятиям; 2) в традиционной бухгалтерской отчетности выделяется статья, концентрирующая такие расходы; 3) все подобные расходы рассредоточиваются по отдельным статьям бухгалтерской отчетности. Уже сейчас бухгалтерам рекомендуют составление экобалансов, т.е. отчетности, отражающей влияние расходов, связанных с природоохранными мероприятиями» [9, с. 270].
Исследуя отчетность о расходах на природоохранную деятельность, В.Ф. Палий и В.В. Палий отмечают: «Существенная информация о природоохранной деятельности различных организаций в России представляется данными государственной статистики. ... и бухгалтерский учет природоохранной деятельности многогранен, он не может ограничиться только цифровым отчетом. В примечаниях, раскрывающих учетную политику предприятия, требуется описать методы, используемые для бухгалтерского учета расходов на природоохранную деятельность.» [10, с. 648]. Также ученые подчеркивают: «Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам финансовой отчетности, действующая при Экономическом и социальном совете ООН, считает, что всю информацию о природоохранной деятельности организации могут представлять в примечаниях к финансовой отчетности или раскрывать ее в аналитическом отчете совета директоров» [10, с. 647 - 648]. В частности, В.Ф. Палий и В.В. Палий обращают особое внимание на формы, составляющие финансовую отчетность, в которых можно увидеть информацию о природоохранной деятельности организации: «. в отдельных промышленных отраслях, в которых расходы на природоохранную деятельность значительны, так как значительно их негативное воздействие на природную среду, к финансовой отчетности прилагают отчет о структуре расходов на природоохранную деятельность» [10, с. 648].
Обобщая вышеизложенное, представим в системном виде взгляды авторов на аспекты реформирования бухгалтерского учета и форм отчетности организации с целью формирования информации о природоохранной деятельности организации в таблице 1.
Таблица 1
Систематизация точек зрения авторов по вопросам реформирования бухгалтерского учета
и форм отчетности организации
Авторы Направления реформирования бухгалтерского учета и форм отчетности организации с целью формирования информации о природоохранной деятельности организации
В.Ф. Палий, В.В. Палий, К.С. Саенко, Э.К. Муруева, Е.М. Алигаджиева Дополнение учетной политики организации
В.Ф. Палий, В.В. Палий, Я.В. Соколов, В.Я. Соколов, К.С. Саенко, А.В. Зотов, Е.В. Ильичева, Э.К. Муруева, Выделение экологических расходов (затрат) как объекта учета
В.Ф. Палий, В.В. Палий, А.В. Зотов, Е.В. Ильичева, Э.К. Муруева, Выделение экологических обязательств как объекта учета
Я.В. Соколов, В.Я. Соколов, В.Г. Широбоков, Ю.В. Алтухова, О.В. Латыпова, А.В. Зотов, Е.В. Ильичева, Э.К. Муруева, Т.Н. Чепракова Изменение, дополнение форм бухгалтерской отчетности
Л.А. Сошникова, О.В. Латыпова Изменение, дополнение форм статистической отчетности
К.С. Саенко, Т.Н. Чепракова, Р. Грей Составление экологической отчетности
А.И. Шигаев Составление отчетности об устойчивом развитии
Н.Е. Захарова, С.П. Онуприенко, В.И. Галь, Н.А. Лазаревич Разработка и формирование экологической информации (нет четко обозначенных аспектов реформирования)
Источник: собственная разработка на основе изучения специальной экономической литературы.
Таким образом, результаты исследования обосновывают вывод о том, что современное учетно-аналитическое обеспечение природоохранной деятельности нуждается в существенных дополнениях и изменениях, о чем свидетельствуют мнения зарубежных и отечественных авторов. Руководствуясь Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в частности принципами и требованиями к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек - окружающая среда - экономика», с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений [5], считаем, что в настоящее время назрела необходимость реформирования бухгалтерского учета, форм бухгалтерской и статистической отчетности с целью формирования информации о природоохранной деятельности организаций. В этой связи отметим один из интересных аспектов современного исследования - экологический след.
«Экологический след (Ecological Footprint) - это условный показатель, наглядно иллюстрирующий потребление человечеством ресурсов Земли, который представляет собой площадь в гектарах биологически продуктивной поверхности Земли, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и переработки отходов» [11]. «В настоящее время на каждого жителя Земли приходится 2,70 гектаров продуктивной поверхности Земли ... биологический потенциал на душу населения Земли составляет 1,78 гектаров» [11]. «... вычтем из Биологического потенциала экологический след (1,78 - 2,70), ... узнаем, насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты» [11]. «Только 20 % населения мира живёт в странах, которые могут обеспечить своих граждан необходимыми ресурсами, не прибегая к импорту» [11]. Представим в таблице 2 выборочные данные по разнице биологического потенциала и экологического следа некоторых стран мира.
Таблица 2
Выборочные данные по разнице биологического потенциала и экологического следа некоторых стран мира
Главные «страны-потребители» Жители этих государств импортируют и потребляют количество ресурсов значительно больше, чем может предоставить им природа той или иной страны Экологически устойчивые страны Страны с низким уровнем потребления и развитые страны с относительно небольшой численностью населения и богатые природными ресурсами
1. Объединённые Арабские Эмираты: -9,831 1. Габон: 27,878
2. Катар: -8,000 2. Боливия: 16,262
3. Кувейт: -5,929 3. Конго: 12,303
4. Бельгия: -6,656 4. Монголия: 9,604
5. Нидерланды: -5,166 5. Парагвай: 8,050
6. Южная Корея: -4,534 6. Канада: 7,906
7. Израиль: -4,500 7. Австралия: 7,874
8. Саудовская Аравия: -4,295 8. Центральная Африканская Республика: 7,122
9. Япония: -4,130 9. Финляндия: 6,305
10. США: -4,128 10. Бразилия: 6,080
На территории СНГ этот показатель положительный только у России, который составляет 1,339 (биологический потенциал - 5,75; экологический след - 4,41), и Киргизии (0,100). Отрицательный: Казахстан -0,534. Белоруссия -0,515. Минимальные значения у Украины (-1,100) и Азербайджана (-1,105).
Источник: собственная разработка на основе изучения литературы [11].
Как видно из данных таблицы 2, Беларусь относится к странам, потребляющим ресурсов больше, чем может предоставить нам природа. Поэтому в Республике Беларусь необходимо активно использовать опыт зарубежных стран в сфере разработки и реализации стратегий создания зеленой экономики и развивать систему бухгалтерского учета.
Следует отметить, что 20 - 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20», на которую были «... приглашены более ста глав государств и премьер-министров [12]». В рамках Конференции обсуждались проблемы экономики и защиты окружающей среды, развития социальной ответственности и др. «.саммит под названием "Рио+20" стал самым масштабным в истории форумом под эгидой ООН» [13]. «. эксперты ООН считают, что конференция .. станет важным этапом в выработке и реализации целей и принципов устойчивого развития, которое позволит сохранить планету для будущих поколений» [12].
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года определено, что «Обеспечение устойчивого экономического роста страны предусмотрено осуществлять на основе модернизации и реструктуризации отраслей реального сектора, технологического и организационного обновления производств с целью их приспособления к внутренним и внешним условиям рыночной экономики. Проведение модернизации и реструктуризации производства предусматривается в два этапа: на первом этапе (до 2010 г.) будет осуществляться активная реконструкция производственного потенциала, преодоление таких негативов, как создавшиеся в производстве значительные объемы морально и физически изношенного основного капитала, недостаток собственных оборотных средств предприятий, низкая инвестиционная и инновационная активность; на втором этапе (2011 - 2020 гг.) модернизация и реструктуризация предусматривают переход к эффективному функционированию реального сектора экономики страны в условиях его экологизации» [5]. Поэтому в современных условиях хозяйствования возрастает потребность пользователей информации в соответствующих экологоориентированных данных, формируемых в системе счетов бухгалтерского учета, отражаемых в бухгалтерской и статистической отчетности. Это позволит повысить экологизацию и макроэкономические показатели. В этой связи нами предлагается внести изменения в учетно-аналитическое обеспечение природоохранной деятельности организаций Республики Беларусь по направлениям, представленным на рисунке.
Внесение в Учетную политику организации порядка отражения в системе бухгалтерского учета экологических активов и обязательств прир одоохранного назначения
Разработка методик бухгалтерского учета экологических активов природоохранного назначения
Разработка методик бухгалтерского учета экологических обязательств природоохранного назначения
Отчетность
Формирование и представление
отчетности, содержащей информацию о природоохранной деятельности организаций
Бухгалтерская отчетность
Совершенствование формы Баланса (ф. 1) для отражения информации об экологических
активах и обязательствах природоохранного назначения на отдельных статьях в разделах актива и пассива
Статистическая отчетность
Информация для принятия решений
Внутренние и внешние пользователи информации
Раскрытие в Пояснительной
записке организации информации о перспективных
направлениях развития природоохранной деятельности организации
Составление экологического отчета
Раскрытие информации по всем формам и видам затрат природоохранной деятельности в статистических отчетах
Модель предлагаемых направлений совершенствования учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности организаций Республики Беларусь
Источник: собственная разработка на основе изучения нормативной и специальной экономической литературы.
Заключение. Предлагаемые направления совершенствования учетно-аналитического обеспечения природоохранной деятельности организаций Республики Беларусь позволят формировать и получать достоверную и полную учетную информацию, необходимую для принятия своевременных управленческих решений по охране окружающей среды, что будет способствовать повышению экологизации макроэкономических показателей Республики Беларусь и соответствовать целям обеспечения ресурсосбережения, сохранения и улучшения качества окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саенко, К.С. Учет экологических затрат / К.С. Саенко. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 376 с.
2. Муруева, Э.К. Экологические аспекты бухгалтерского учета (на примере лесного сектора экономики): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / Э.К. Муруева; С-Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С.М. Кирова. -СПб., 2007. - 211 с.
3. Сошникова, Л.А. Теория и методология построения и анализа модифицированного межотраслевого баланса (эколого-экономический аспект): моногр. / Л.А. Сошникова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 237 с.
4. Широбоков, В.Г. Методические положения информационного обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства / В.Г. Широбоков, Ю.В. Алтухова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2011. - № 6. -С. 26 - 33.
5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. - Минск, 2004.
6. Михайлов, А.В. Возможные тенденции развития области обращения с отходами производства и потребления / А.В. Михайлов // Охрана окружающей среды и природопользование. - СПб., 2010. - № 4 (октябрь - декабрь). - С. 15 - 21.
7. Экологическая безопасность в динамике социокультурного развития / Н.Е. Захарова [и др.]. - Минск: Белорус. наука, 2007. - 170 с.
8. Руководство по социальной ответственности: Междунар. стандарт ISO 26000 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_26000.
9. Соколов, Я.В. История бухгалтерского учета: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. - М.: Магистр, 2009. - 287 с.
10. Палий, В.Ф. Финансовый учет: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Ф. Палий, В.В. Палий. -М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2001. - 672 с.
11. Экологический след и биологический потенциал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.priroda.su/item/2070.
12. Материал издания «Вести^и»: Участники «Рио+20» подпишут декларацию «Будущее, которое мы хотим» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/9339370/.
13. Материал издания «Вести^и»: В Бразилии закрывается саммит Рио+20 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/9351220/.
Поступила 04.03.2013
IMPROVEMENT OF ACCOUNTING-ANALYTICAL SUPPORT OF ENVIRONMENTAL ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS
L. MASKO
Accounting-analytical support of environmental entities is investigated. Deficiencies are identified, which lead to the lack of environmental information in the accounting and reporting forms. The model is developed to improve the proposed directions of accounting-analytical support of environmental organizations in the Republic of Belarus, which generalizes the changes in the system of accounts and forms of accounting that would ensure obtaining accurate and complete registration information about the environmental activity of organizations.