Научная статья на тему 'Совершенствование учета и анализа доходов и расходов предприятий'

Совершенствование учета и анализа доходов и расходов предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1451
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / АНАЛИЗ / УЧЕТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INCOME / EXPENSES / ANALYSIS / ACCOUNTING / IMPROVEMENT / TRUCKING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуганиева Гулзода, Яхяева Дилфуза

В статье раскрываются вопросы совершенствование методологии учета и анализа доходов и расходов на примере автотранспортных предприятий Узбекистана. А также отражение доходов и затрат и проблем бухгалтерского учета в учетных политиках предприятия поможет оптимизировать себестоимость продукции и затраты времени, тем самым увеличивая прибыльность и в конечном итоге увеличивая прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуганиева Гулзода, Яхяева Дилфуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improve the Recording and Analyzing the Income and Expenses of Enterprises

The article reveals the issues of improving the methodology of accounting and analysis of income and expenses of an enterprise using the example of motor transport enterprises Uzbekistan. As well as the reflection of income and costs and accounting problems in the accounting policies of the enterprise will help optimize production costs and time costs, thereby increasing profitability and ultimately increasing profits.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учета и анализа доходов и расходов предприятий»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

УДК 657.1(629.3)(575.1) https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/35

JEL classification: L11

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

©Абдуганиева Г., Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, nxajimurodov@bk.ru ©Яхяева Д., Ташкентский государственный экономический университет,

г. Ташкент, Узбекистан

IMPROVE THE RECORDING AND ANALYZING THE INCOME AND EXPENSES OF ENTERPRISES

©Abduganiyeva G., Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, nxajimurodov@bk.ru ©Yakhyaeva D., Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan

Аннотация. В статье раскрываются вопросы совершенствование методологии учета и анализа доходов и расходов на примере автотранспортных предприятий Узбекистана. А также отражение доходов и затрат и проблем бухгалтерского учета в учетных политиках предприятия поможет оптимизировать себестоимость продукции и затраты времени, тем самым увеличивая прибыльность и в конечном итоге увеличивая прибыль.

Abstract. The article reveals the issues of improving the methodology of accounting and analysis of income and expenses of an enterprise using the example of motor transport enterprises Uzbekistan. As well as the reflection of income and costs and accounting problems in the accounting policies of the enterprise will help optimize production costs and time costs, thereby increasing profitability and ultimately increasing profits.

Ключевые слова: доходы, расходы, анализ, учет, совершенствование, автотранспортные предприятия.

Keywords: income, expenses, analysis, accounting, improvement, trucking enterprises.

Развитие экономических отношений в мире, расширение производства и услуг, осуществление целенаправленной приносящей доход деятельности, необходимость постоянной производительности труда, необходимость сокращения издержек и увеличения прибыли в компаниях, необходимость ведения учета доходов и расходов [1]. Источники доходов и доходов расширяются, и появление инвестиций, инноваций и других видов доходов в дополнение к обычным видам деятельности требует отражения доходов и расходов от этих видов деятельности. В частности, наличие отраслевых характеристик доходов и расходов требует большей прозрачности и прозрачности. С этой точки зрения учет и анализ доходов и расходов является одним из наиболее важных вопросов, в зависимости от характеристик сети. В мировой практике проводятся исследования для улучшения теоретических и практических основ высокоэффективных проектов посредством оптимизации затрат, структурного анализа затрат, данных и баз данных, а также оптимизации затрат. Это основа для определения целевой ориентации в выбранной теме исследования [2].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

Существует множество подходов к учету и анализу доходов и расходов в области теоретических и прикладных полевых исследований, но в научных и практических исследованиях все еще необходимо разработать комплексные меры для приведения этого счета в соответствие с международными стандартами и снижения стоимости услуг. Это заложило основы научных исследований по совершенствованию учета на автомобильном транспорте в процессе модернизации и диверсификации ведущих отраслей народного хозяйства [3].

В Узбекистане принимаются широкие меры по эффективному управлению предприятиями, увеличению прибыли предприятий, оптимизации затрат, включая временные затраты, и повышению прибыльности предприятий. Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан определяет задачи «активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов в сфере производства, транспорта, связи и социальной инфраструктуры»1. Эти задачи демонстрируют важность улучшения бухгалтерского учета, анализа и теоретической методологии для предприятий, чтобы снизить их себестоимость и временные затраты за счет увеличения доходов и оптимизации затрат [4].

Научно-исследовательская работа по учету и анализу доходов и расходов на предприятиях проводится ведущими исследовательскими центрами и университетами мира, в том числе Центром экономических и бизнес-исследований (CEBR), Американской бухгалтерией (ACIPA), Гарвардским университетом (США), Оксфордским университетом (Великобритания), Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), Международной аудиторской фирмой KPMG, Институтом экономических исследований имени Невина, NERI, Всемирным конгрессом бухгалтеров (WCA), Институтом дипломированных бухгалтеров Шотландии (Шотландия), Финским университетом, Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (Россия) и другими научными учреждениями.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций и рекомендаций, направленных на совершенствование учета и анализа доходов и расходов в автомобильных предприятиях.

Как и все компании, автомобильные компании, имеют свои собственные характеристики сети, которые позволяют им эффективно управлять доходами и расходами, группировать их, регистрировать, улучшать качество услуг и повышать эффективность.

В развитии транспортного сектора в последние годы доля пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом очень высока (Таблица).

Как видно из данных, представленных в таблице, в 2014-2018 гг страна была лидером по грузовым и пассажирским перевозкам. В частности, на автомобильный транспорт в 2018 г пришлось 88,3% от общего объема грузоперевозок, а в 2019 г было перевезено 98,3% пассажиропотока.

Исследование показало, что основная часть пассажирских и грузовых перевозок в стране приходится на автомобильный транспорт и его общие и частные причины:

- удобство автомобильных перевозок;

- высокая грузоподъемность;

- высокая стоимость воздушного транспорта;

- слаборазвитые внутренние железные дороги;

- практически нет доступа к речному транспорту;

- высокая доступность автомобильного транспорта.

1 Положение к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

Таблица.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН в 2014-2018 гг. (Статистический комитет Республики Узбекистан. Статистический ежегодник. Ташкент, 2019)

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018

Объем перевозимого груза

- всего (млн т) 1458,9 1527,0 1132,5 1146,2 1209,0

в том числе: 65,7 67,2 67,6 67,9 68,4

железные дороги (млн. т) 0,0230 0,0246 0,0265 0,0264 0,0131

воздушный транспорт (млн. т) 65,8 60,0 62,2 65,1 72,4

газопроводы (млн т) 1327,4 1399,8 1002,8 1013,1 1068,2

транспортное средство (млн т) 85711,3 86915,7 65264,8 66902,6 70560,6

Грузооборот

- всего (млн. т/км) 22895,3 22897,8 22936,7 22939,5 22942,1

в том числе: 125,1 129,9 132,2 156,9 123,4

железные дороги (млн. т/км) 31189,8 29989,9 28898,1 30198,5 33643,2

воздушный транспорт (млн. т/км) 31501,1 33898,1 13297,8 13607,7 13851,9

газопроводы (млн. т/км) 7319,8 7586,0 5560,4 5679,0 5818,0

Объем перевозимых пассажиров, 19,1 20,1 20,5 21,1 22,3

- всего, (млн. чел) 2,3 2,2 2,1 2,2 2,6

в том числе: 7244,4 7511,4 5480,8 5591,3 5719,1

железные дороги (млн чел) 54,0 52,3 57,0 64,4 74,0

воздушный транспорт (млн чел) 100032 106230,1 125999,8 129970,4 134426,5

автомобиль (млн чел)

электрический транспорт 3701,5 3811,1 3932,1 4293,9 4350,1

(метро) (млн чел) 7028,2 6801,2 6734,3 7549,2 8835,1

2. Пассажирооборот, 88901,2 95202,3 114910,3 117649,6 120696,3

- всего, (млн пассажир/км) 401,1 415,5 423,1 477,7 545,0

Объем перевозимого груза сравнительно в 2018 г снизился на 1209,0 млн т. Пассажирооборот с каждым годом повышался и составил в 2018 г 545,0 млн пассажир. км, дыхательные пути увеличились на 134426,5 (млн чел). Объем перевозимых пассажиров в 2018 г в сравнении с предыдущими годами увеличился на 22,3 (млн чел). Что говорит, о том, что не существует единой методологии учета доходов и расходов на предприятиях, есть проблемы с существующей методологией, несоответствия в нормативно-методических документах по учету доходов и расходов, информация по учету доходов и расходов не дает полной и достоверной информации.

Отражение доходов и затрат и проблем бухгалтерского учета в учетных политиках предприятия поможет оптимизировать себестоимость продукции и затраты времени, тем самым увеличивая прибыльность и в конечном итоге увеличивая прибыль [6]. Поэтому при разработке учетной политики следует выбирать наиболее оптимальные методы учета. То есть для того, чтобы сформулировать учетную политику, необходимо сформировать основной источник доходов и структуру затрат предприятия, а наиболее подходящие методы учета этих объектов должны быть отражены в этом документе [7].

Учетная политика автотранспортных предприятий отражает нормы износа основных средств, срок службы, учет и списания, затраты на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств, в данном случае изменения в сроке полезного использования, износ

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

топлива на складе. Порядок изготовления и передачи затрат на обслуживание, затраты на их использование на шинах, аккумуляторах и дисках. Некоторые предложения были сделаны на основе этих вопросов [3].

В заключении хотелось бы отметить, что большая часть грузовых и пассажирских перевозок в стране обусловлена удобством автомобильного транспорта, высокой пропускной способностью для перевозки мелких грузов, высокой стоимостью воздушного транспорта, слаборазвитыми внутренними железными дорогами, плохим доступом к речному транспорту и автомобильным транспортом. указывает на то, что такая возможность существует [8].

В учетной политике предприятий автомобильного транспорта установлены нормы износа основных средств, срока службы, порядка приемки и списания, учета затрат на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств, амортизацию складских топливных и сервисных расходов, автомобильных шин, Стоимость батарей и дисков должна быть скорректирована с учетом их использования.

Источники:

(1). Положение к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

(2). Статистический комитет Республики Узбекистан. Статистический ежегодник. Ташкент, 2019.

Литература:

1. Ахмедов А. М. Развитие методов управления затратами в системе финансового управления автотранспортным предприятием // Научные исследования: теория, методика и практика. 2018. С. 308-314.

2. Каракулов Ф. З. Методы анализа проблем корпоративного управления железнодорожными компаниями // Московский экономический журнал. 2019. №. 6. С. 233240. doi: 10.24411/2413-046X-2019-16001

3. Калонов М. Б. Вопросы учета затрат на предприятиях автомобильного транспорта. Т.: Экономика и финансы, 2018. 176 с.

4. Григорян М. Г., Каракулов Ф. З. Повышение эффективности корпоративного управления на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан // Транспорт Российской Федерации. 2018. №6 (79). С. 23-25.

5. Семенов Д. О. Повышение эффективности безопасности и надежности на железнодорожном транспорте // Транспортное дело России. 2017. №3. С. 102-104.

6. Рыженков А. В., Прокофьева Е. С. Как оценить эффективность оператора? // РЖД-Партнер, 2017. №1-2. С. 48-49.

7. Гапанович В. А., Галиев И. И., Матяш Ю. И., Клюка В. П. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. М. 2008. 220 с.

8. Schroeder R. G., Clark M. W., Cathey J. M. Financial accounting theory and analysis: text and cases. John Wiley & Sons, 2019.

References:

1. Akhmedov, A. M. (2018). Razvitie metodov upravleniya zatratami v sisteme finansovogo upravleniya avtotransportnym predpriyatiem. In Nauchnye issledovaniya: teoriya, metodika i praktika, 308-314. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46

2. Karakulov, F. Z. (2019). Methods for analysis the problems of corporate governance of railway companies. Moscow Economic Journal, (6). 233-240. doi: 10.24411/2413-046X-2019-16001. (in Russian).

3. Kalonov, M. B. (2018). Cost accounting issues at automobile transport enterprises. Monograph. Tashkent, Economics and Finance, 176. (in Russian).

4. Grigoryan, M. G., & Karakulov, F. Z. (2018). Povyshenie effektivnosti korporativnogo upravleniya na zheleznodorozhnom transporte Respubliki Uzbekistan. Transport Rossiiskoi Federatsii, 6(79). 23-25. (in Russian).

5. Semenov, D. O. (2017). Improving efficiency of safety and reliability in railway transport. Transportnoe delo Rossii, (3), 102-104. (in Russian).

6. Ryzhenkov, A. V., Prokofeva, E. S. (2017). Kak otsenit' effektivnost' operatora? RZhD-Partner, (1-2). 48-49. (in Russian).

7. Gapanovich, V. A., Galiev, I. I., Matyash, Yu. I., & Klyuka, V. P. (2008). Progressivnye tekhnologii obespecheniya bezopasnosti dvizheniya poezdov i sokhrannosti perevozimykh gruzov. Moscow. 220. (in Russian).

8. Schroeder, R. G., Clark, M. W., & Cathey, J. M. (2019). Financial accounting theory and analysis: text and cases. John Wiley & Sons.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 06.08.2019 г. 10.08.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Абдуганиева Г., Яхяева Д. Совершенствование учета и анализа доходов и расходов предприятий // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 278-282. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/35

Cite as (APA):

Abduganiyeva, G. & Yakhyaeva, D. (2019). Improve the Recording and Analyzing the Income and Expenses of Enterprises. Bulletin of Science and Practice, 5(9), 278-282. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/35 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.