СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ
УДК/UDC 796.011
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 26.01.2015 г.
Кандидат педагогических наук, проректор по научной работе В.Н. Чумаков1
Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Погудин1 Доктор педагогических наук, доцент Д.В. Фонарёв1 1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
IMPROVEMEMT OF TRAINING PROCESS OF SKILLED NORDIC COMBINED ATHLETES
Ph.D., Pro-rector for Research V.N. Chumakov1 Associate professor, Ph.D. S.M. Pogudin1 Associate professor, Dr.Hab. D.V. Fonaryev1 1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky
Аннотация
В основу исследования положены, с одной стороны, существующие проблемы подготовки отечественных лыжников-двоеборцев, с другой - поиск причин их низкой конкурентоспособности.
В ходе исследования выявлены основные недостатки подготовки лыжников-двоеборцев, не позволяющие достичь высокого спортивно-технического мастерства: незначительный удельный вес специальной подготовки, направленной на развитие двигательных качеств, и прежде всего гоночной направленности; доминирование количественного объёма специальной прыжковой подготовки - прыжков на лыжах с трамплина по отношению к специально-подготовительным упражнениям и упражнениям с использованием тренажёров.
Одной из проблем подготовки квалифицированных лыжников-двоеборцев, не позволяющих на этапах спортивного совершенствования эффективно развивать специальные двигательные качества и способности, является отсутствие базовой общефизической подготовки на начальных этапах тренировки.
Для повышения значимости общефизической и специальной гоночной подготовки в тренировочном процессе юных лыжников-двоеборцев необходимо частично видоизменить систему детских спортивных соревнований, в частности на летних этапах подготовки ввести в практику соревнования по ОФП (в рамках первенства России) наряду с видами лыжного двоеборья (прыжками с трамплина и кроссовой дисциплиной), а также гонку на лыжероллерах -для юношей старшей и средней возрастных групп. Для устранения выявленных недостатков предлагается три варианта алгоритмов проведения тренировочных занятий для лыжников-двоеборцев.
Ключевые слова: квалифицированные лыжники-двоеборцы, недостатки подготовки, методические особенности планирования подготовки, алгоритмы проведения тренировочных занятий.
Annotation
The present research was dedicated to the analysis of the causes of low fitness of domestic skilled Nordic Combined athletes and development of recommendations for planning and optimizing of the areas of their training and competitive activities.
The research was based on the one hand, on the existing problems of training of domestic Nordic Combined athletes, and on the other - detecting of the reasons for their low competitiveness.
The study revealed the main shortcomings in the training of Nordic Combined athletes, that preven them from achieveing high sports-technical skill level, such as: little attention to special training aimed at the development of motor qualities, especially in the area of races; the dominance of the quantitative volume of special jumping training - ski jumping towards special preparatory exercises and exercises involving training simulators.
One of the problems of training of skilled Nordic Combined athletes, that impedes effective development of special motor qualities and abilities at the stages of improvement of sports skills, is the lack of basic fitness training at initial stages of training. In order to increase the significance of fitness and special racing training in the training process of junior Nordic Combined athletes the system of children's sports competitions needs to be partially changed, particularly fitness competitions at summer stages of competitive training (within the framework of Russian championship) should be put into practice, along with different types of Nordic combined (ski jumping and racing discipline), as well as roller ski race - for boys of the senior and middle age groups.
Three algorithms of training sessions for Nordic Combined athletes are suggested to eliminate the detected shortcomings.
Keywords: skilled Nordic Combined athletes, shortcomings of training, methodical peculiarities of planning of training sessions, training session algorithms.
Введение. Анализ выступлений советских и российских лыжников-двоеборцев за период 90-е гг. XX в. - наши дни, а также изучение научно-методической литературы по проблеме подготовки лыжников-двоеборцев показали, что в действующей системе многолетней подготовки спортсменов по объективной и субъективным причинам отсутствует аналитическая база данных по системе подготовки квалифицированных лыжников-двоеборцев.
Цель исследования - анализ причин слабой подготовленности отечественных квалифицированных лыжников-двоеборцев и разработка рекомендаций по планированию и оптимизации направленности их тренировочной и соревновательной деятельности.
Организация исследования. В ходе аналитической работы и подготовки методических рекомендаций были использованы данные, полученные на базе Федерально-
го центра по зимним видам спорта «Снежинка» в период с 2012 по 2014 г.
Результаты исследования и их обсуждение. К причинам объективного характера следует отнести недостаточное внимание ученых к изучению системы подготовки спортсменов-двоеборцев и отсутствие в нашей стране должных условий для организации тренировочной и соревновательной деятельности. Субъективный характер происхождения противоречий заключается в нежелании тренерского коллектива афишировать аспекты подготовки и отсутствии в свободном доступе методических и практических данных о подготовке высококвалифицированных двоеборцев стран, занимающих лидирующие позиции на мировом первенстве.
Анализ перспективных планов подготовки российских двоеборцев (макро- и мезопланирование подготовки спортсменов) показал, что планирование их подготовки очень часто не коррелирует с имеющимися организационно-педагогическими условиями, оказывающими детерминирующее влияние на процесс тренировочной и соревновательной деятельности. На наш взгляд, тренерскому коллективу при составлении перспективных планов на один сезон стоит конкретизировать ведущие аспекты многолетнего планирования тренировочного процесса, как основного организационно-управленческого элемента подготовки; учитывать методические принципы, регламентирующие построение плана подготовки лыжников-двоеборцев; оптимизировать направленность тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных лыжников-двоеборцев с учётом подведения их к главным соревнованиям сезона [2, 1].
Анализ существующих тренировочных планов подготовки квалифицированных лыжников-двоеборцев позволил выявить ряд недостатков:
- незначительный удельный вес специальной подготовки, направленной на развитие двигательных качеств, и прежде всего гоночной направленности;
- доминирование количественного объёма специальной прыжковой подготовки - прыжков на лыжах с трамплина по отношению к специальноподготовительным упражнениям и упражнениям с использованием тренажёров.
Следствием недостатков в развитии уровня специальной гоночной подготовленности изучаемых спортсменов является тот факт, что большинство спортсменов передвигаются по дистанции в основном одновременным двухшажным коньковым ходом, тогда как одновременный одношажный ход, требующий отличной функциональной и физической подготовленности, применяется крайне редко. Необходимо отметить, что большинство квалифицированных лыжников-двоеборцев в целом характеризуются относительно низким уровнем развития функциональной подготовленности - аэробной и анаэробной производительности, проявляющимся прежде всего в динамике прохождения отрезков соревновательной дистанции, которая носит отрицательный характер. Фактически у всех лыжников-двоеборцев (соревнования первенства России, Чемпионаты России 2013 и 2014 гг.) наблюдается поступательное снижение дистанционной скорости (как правило, 10-километровая гонка состоит из отрезков - 5х2 или 4х2,5 км). Абсолютное снижение скорости передвижения на последующих отрезках дистанции составляет 1-3 %; при этом разница в скорости прохождения первого и последнего кругов дистанции может достигать 10 %.
Учитывая тот факт, что большинство квалифицированных лыжников-двоеборцев являются спортсменами, у которых по разным причинам относительно лимитирован уровень
развития двигательных качеств и функциональных возможностей, необходимо внести коррективы в существующую систему подготовки на начальных этапах спортивной тренировки. Одной из проблем подготовки квалифицированных лыжников-двоеборцев, не позволяющих на этапах спортивного совершенствования эффективно развивать специальные двигательные качества и способности, является отсутствие базовой общефизической подготовленности. Для повышения значимости общефизической и специальной гоночной подготовки в тренировочном процессе юных лыжников-двоеборцев необходимо частично видоизменить систему детских спортивных соревнований: на летних этапах подготовки ввести в практику соревнования по ОФП наряду с видами лыжного двоеборья (прыжками с трамплина и кроссовой дисциплиной), а также гонку на лыжероллерах -для юношей старшей и средней возрастных групп; на зимних - в качестве отдельной соревновательной дисциплины -«гладкую» лыжную гонку. Возможно, что данные меры будут способствовать привлечению к занятиям лыжным двоеборьем перспективных юных лыжников-гонщиков.
Большое значение в подготовке квалифицированных лыжников-двоеборцев имеет индивидуализация тренировочного процесса. Индивидуализация тренировочных программ лыжников-двоеборцев основывается на оперативном учёте и коррекции недостатков в тех фазах выполнения двигательных действий, которые во многом обуславливают уровень соревновательных результатов.
При планировании учебно-тренировочных занятий квалифицированных лыжников-двоеборцев необходимо учитывать ряд методических особенностей:
• В процессе устранения индивидуальных ошибок в технике двигательных действий акцент делается на выявлении причин возникновения ошибок и понимании спортсменом решаемых задач.
• Индивидуальные недостатки в показателях техники корректируются в состоянии высокой работоспособности в первой половине тренировки. В остальное время предусматривается выполнение учебных заданий, направленных на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности.
• С целью формирования гибкого и вариативного навыка в компонентах соревновательной деятельности используются методические приёмы и нестандартные условия в процессе выполнения учебных заданий: ограничение зрительного контроля при выполнении подводящих и соревновательных упражнений; демонстрация этих упражнений с изменением скоростных характеристик движения и в различных погодных условиях; при совершенствовании техники коньковых ходов: использование подвижных игр, передвижение на участках с разным рельефом, воспроизведение техники упражнений в состоянии утомления и др.
• После выполнения соревновательных упражнений индивидуальные ошибки выявляются путём соревновательного анализа техники выполнения посредством самооценки со стороны спортсмена, оценки тренера и воспроизведения видеозаписи.
• Идеомоторная подготовка должна использоваться двоеборцами не только в процессе учебно-тренировочных занятий, но и в свободное время. В каждом микроцикле акцент ставится на устранении индивидуальных ошибочных действий (не более 3-4), снижающих результаты в соревновательной деятельности.
• На второй тренировке каждому спортсмену отводится время на самостоятельную физическую подготовку, используя средства и методы по развитию физических качеств, не соответствующих по уровню должным нормам для квалифицированных лыжников-двоеборцев.
• Индивидуальный подход к спортсменам в процессе тренировочных воздействий осуществляется с учётом субъективного психофизического состояния по таким показателям, как самочувствие, степень желания тренироваться, сон, аппетит, эмоциональное состояние. В случаях ухудшения субъективного состояния и признаков накопления усталости принимается решение о снижении объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. В таких случаях лыжники-двоеборцы, на наш взгляд, должны переходить на индивидуальные программы спортивной подготовки. Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных лыжников-двоеборцев находит отражение в проведении специальных тренировочных занятий:
- алгоритм тренировочного занятия, направленного на устранение типичных и индивидуальных ошибок в технике выполнения прыжка:
а) использование имитационных и подводящих упражнений прыгуна в разминке;
б) выполнение прыжков с трамплинов различной мощности (К-40 - К-120) с анализом техники выполнения как отдельных фаз, так и прыжка в целом;
в) анализ типичных и индивидуальных ошибок в прыжках спортсменов и причины их возникновения;
г) определение способов индивидуальной коррекции техники прыжка с учётом модельных характеристик по отдельным фазам (развитие физических качеств, использование идеомоторной тренировки и др.);
- алгоритм тренировочного занятия, направленного на формирование пространственной самооценки и правильного расположения туловища в фазе отталкивания:
а) проведение общей и специальной разминки с использованием прыжковых акробатических упражнений;
б) выполнение прыжков с трамплинов различной мощности (К-40 - К-120);
в) коррекция направления отталкивания в последующих прыжках;
- алгоритм тренировочного занятия, направленного на развитие силовых способностей средствами специальной подготовки:
а) имитация одновременного двухшажного конькового хода с использованием отягощений и внешних сопротивлений;
б) выполнение упражнений на тренажёрах, развивающих силовую выносливость верхних и нижних конечностей, с фиксацией в положениях, сходных с элементами лыжного хода;
в) имитация прыжка с уступа с внешним отягощением. Во время прыжка фиксируется выправка туловища, а приземление выполняется в выпаде;
г) самооценка направления отталкивания во время имитации прыжка с уступа, выявление с тренером ошибочных действий;
д) коррекция направления отталкивания с уступа из различных исходных положений;
е) выполнение прыжков на батуте с имитацией техники отталкивания с трамплина и приземления.
Вывод. Основными задачами совершенствования спортивно-технического мастерства квалифицированных лыжников-двоеборцев является коррекция индивидуальных недостатков техники выполнения прыжка на лыжах с трамплина и коньковых ходов в лыжных гонках, а также повышение уровня развития физических качеств. При этом индивидуальные программы учебно-тренировочных занятий разрабатываются с помощью методов срочной информации о технике выполнения упражнений, обсуждения самооценки деталей техники, сравнительного анализа индивидуальных и модельных биомеханических характеристик двигательных действий, а также использования идео-моторной тренировки по формированию логического образа их идеального выполнения.
Литература
1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации / Приказ Минспорта России от 12.05.2014 г. № 2554. Министерство спорта Российской Федерации - 115 с.
2. Славский В.Ф. Комплексная целевая программа подготовки сборной команды России по лыжному двоеборью на четырехлетний цикл 2010-2014 гг. / В.Ф. Славский [и др.]. - М.: Федерация по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью России, 2010. - 93 с.
References
1. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii sportivnoy podgotovki v Rossiyskoy Federatsii / Prikaz Minsporta Rossii ot 12.05.2014 g. № 2554 (Guidelines on the organization of sports training in the Russian Federation / The Order of Ministry of Sport of the Russian Federation dated 12.05.2014 № 2554), Ministry of Sport of the Russian Federation - 115 P.
2. Slavskiy, V.F. Kompleksnaya tselevaya programma podgotovkisbornoy komandy Rossii po lyzhnomu dvoebor'yu na chetyrekhletniy tsikl 20102014 gg. (Complex target program of training of the Russian Nordic combined team in the four-year cycle of 2010-2014). / V.F. Slavskiy [et al.]. - Moscow: Russian Ski jumping and Nordic combined Federation, 2010. - 93 P.
ИНФОРМАЦИЯ
ЮБИЛЕЙ ФГБОУ ВПО ЧГИФК
В мае 2015 г. Чайковский ГИФК празднует 35-летие со дня основания. Юбилейная дата совпадает с проведением на базе института важного для всех спортивных вузов России мероприятия - XVIII Всероссийского фестиваля студентов вузов физической культуры, который состоится 18 - 22.05.2015 г.
Мы рады гостям и ждём Вас на торжественном вечере, посвящённом юбилею вуза, 19.05.2015 г. в 17.00 ч. в актовом зале ФГБОУ ВПО ЧГИФК: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина, 67.