Научная статья на тему 'Совершенствование учебно-методической работы - веление времени'

Совершенствование учебно-методической работы - веление времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИН / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / CLASSES / DISCIPLINE SUCCESSION / BASIC TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров М. С.

Рассматриваются вопросы совершенствования организации учебного процесса, улучшения учебно-методической работы при современном реформировании высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational-methodical Work Improvment

The questions of the organization of the educational process of improving teaching work at the present reform of higher education are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебно-методической работы - веление времени»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования технологической ориентацией (программа целевой подготовки и повышения квалификации кадров), привлечению преподавателей и студентов к реальной исследовательской и проектной деятельности (программа НИОКР в интересах отрасли), укреплению материально-технической базы вузов и привлечению инвестиций в сферу высшего профессионального образования (программа развития базовых кафедр и учебно-научных центров).

Деятельность региональных вузов в рамках подобных объединений интересна потому, что они могут напрямую взаимодействовать с субъектами целевой аудитории, поставляя на региональный рынок два типа продукта, потребителями которых являются предприятия и организации региона, — актуальные знания и их носителей-выпускников. Устранить же проблемы и разрывы, появившиеся между сферами профессиональной деятельности и образования, возможно за счет организации таких структур, как корпоративное образовательное пространство, которое может обеспечить трудоустройство выпускников, мониторинг рынка труда, а также учет тенденций развития отдельных отраслей экономики страны.

На наш взгляд, такая горизонтальная интеграция вузов и хозяйственных единиц промышленных предприятий в корпоративном образовательном пространстве позволит сформировать новый тип организации инновационного характера, способной обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие в рыночной среде и предохранить свои структурные звенья от нежелательных последствий глобализации.

Совершенствование учебно-методической работы - веление времени

к.т.н., доц. Петров М.С. МГТУ «МАМИ»

Любая деятельность высшего учебного заведения, любой проект и любое отдельное решение должны способствовать достижению главной цели - повышению эффективности образования. Усилия всех служб вуза и его руководства должны быть ориентированы только на оптимизацию образовательных процессов и на рост качества образования в целом.

Общая стратегическая задача вуза - повышение качества образовательных услуг. В это понятие неотъемлемой частью входит совершенствование учебного процесса.

Новые экономические условия, изменения в структуре и деятельности, вызванные этими условиями, падение престижа некоторых специальностей, усиление конкуренции среди вузов на рынке труда и на рынке образовательных услуг заставляют образовательные учреждения обратить серьёзное внимание на подготовленность вуза оказывать образовательные услуги с гарантированным качеством последних.

Оценка качества образовательных услуг должна производиться на основе качества подготовки специалиста. Эта подготовка характеризуется не только оценками в дипломе выпускника вуза, но и объективно оценивает действительные знания студентов, их способность реализовывать на практике полученные знания.

Вопрос в том, как создать такого специалиста?

Поэтому первейшей задачей, на мой взгляд, является совершенствование учебно-методической работы.

Для такого вывода существуют следующие предпосылки:

• резкое сокращение времени аудиторных занятий;

• экономическая ситуация в стране, заставляющая ряд студентов серьёзно думать о дополнительных заработках на жизнь (стипендия смехотворна!);

• резкое сокращение объема часов по изучаемым дисциплинам при одновременном росте информации о них;

• снижение уровня квалификации преподавателей (старые уходят - молодые растут медленно);

• несовершенство учебных планов и несовершенство организации учебного процесса;

• практическое отсутствие работы учебно-методических комиссий. 262 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(7), 2009.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Для подготовки хорошего специалиста необходимо в процессе обучения обеспечить получение хороших базисных знаний. Такие знания в нашем вузе должна давать общетехническая подготовка студента. Такая подготовка, как правило, завершается на третьем курсе обучения. Особенность такой подготовки заключается в том, что во время обучения студент не только должен получить определенный объем знаний, но его ещё надо научить учиться, т.е. научить выделять главное, что в дальнейшем процессе обучения будет являться той базой, которая поможет в дальнейшем получении специальных знаний.

Завершение общетехнического цикла образования курсом «Детали машин и основы конструирования» является необходимым при подготовке инженера, так как создаёт основы для специальной конструкторской подготовки. От прочности этой основы зависит дальнейшее конструкторское образование студента.

При изучении курса студент познает не только азбуку конструирования, при этом развивается конструкторское мышление. Студент впервые знакомится с качественной оценкой техники, оптимизацией конструкций по энергетическим и кинематическим параметрам применительно к реальным машинам и узлам машин. Вырабатывает практические навыки применения методик решений инженерных задач. Познает общие подходы в создании конструкций, отвечающих поставленным целям. Учится анализировать конструкции, выбирать наиболее целесообразные.

В настоящее время из-за сокращённости числа часов на теоретический курс при чтении лекций преподаватель вынужден отнести к самостоятельному изучению ряд разделов, таких как цепные, волновые, глобоидные, гипоидные передачи, вариаторы; заклепочные, клеевые, клиновые, профильные соединения, соединения на конических кольцах, уплотнения, упругие элементы, корпусные детали и т.д., что резко сокращает кругозор студента. Резко сократилось число часов на практические занятия.

Учитывая необходимость подчиняться спущенным сверху плохо проработанным документам, методическим комиссиям при специализирующихся кафедрах целесообразно учесть возникающие трудности при конструкторской подготовке студентов и изыскивать дополнительные возможности для увеличения базисной конструкторской подготовки.

Пересмотр учебных планов необходим! Надо их составлять более рационально.

Представляемые к использованию учебные планы обязательно должны пройти согласование всеми кафедрами, участвующими в учебном процессе. При этом замечания кафедр должны быть максимально удовлетворены.

Необходимо обеспечивать преемственность учебных дисциплин. Так в курсе « Детали машин и основы конструирования» используется информация, получаемая студентами на всех предыдущих общетехнических дисциплинах. При теоретическом и практическом изучении данного курса необходимы сведения, например, из материаловедения, ТММ, электротехники и т.д. А указанную информацию студент получает при изучении упомянутых курсов после необходимого использования данной информации в курсе «Детали машин и основы конструирования». Здесь чётко прослеживается отсутствие работы методических комиссий. Трудно вписаться в семестровую сетку расписания, но, может быть, следует пойти по пути растягивания курса на два или три семестра. При этом читать курс по разделам: первая часть - материал, необходимый последующим курсам, вторая часть - материал, специальный (основной) для данного курса, но не используемый для общетехнической подготовки.

В противном случае в настоящее время в курсе «Детали машин и основы конструирования» 10 % времени используется на ознакомление студентов с информацией, которую они должны получать по другим дисциплинам.

При том резком сокращении учебного времени аудиторных занятий, которое существует в настоящее время, целесообразно пересматривать методики чтения лекций, методики проведения практических занятий. Во-первых, надо использовать возможности техники по размножению материалов. Надо больше выпускать конспектов лекций, методических указа-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ний по проведению практических занятий. При этом, например, в конспектах лекций излагать полный объём материала, а на лекциях читать только основы его, объясняя студентам базисные сведения по изучаемым курсам. А остальной материал студент должен самостоятельно изучить и отчитаться за него на контроле знаний. Практические занятия следует проводить на примере игровых ситуаций, когда студенту предоставляется возможность самостоятельно решать проблемные задачи.

Надо заново разработать, создать и реализовать систему контроля знаний студентов. Такой контроль должен привести к систематической работе студента, к осознанию того, что для получения положительной оценки по предмету его надо изучить.

На мой взгляд, выполнение этих задач позволит поднять качество подготовки специалистов, что является одним из определяющих факторов в завоевании рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.