СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТВРЕМЕНИ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ИГРОКОВ ИЗ «РЕЖИМА АТАКИ» В «РЕЖИМ ОБОРОНЫ»
Перепелица П.Е., Бойко А. Г.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. В статье представлена методика тренировки, воздействие которой направлено на понижение временных затрат, необходимых футболистам во время их переключения из «режима атаки» в «режим обороны». За время проведения годичного тренировочного процесса, средние показатели времени, затрачиваемого игроками экспериментальной группы на переключение из «режима атаки» в «режим обороны» уменьшились с 2,88 сек. до 2,06 сек. В то время как в контрольной группе, данный показатель колебался от 2,84 сек. до 2,91сек., без какой-либо чёткой закономерности.
Ключевые слова: футбол, тренировочный процесс, временные рамки, тактико-технические действия, сравнительный анализ.
Анотація. Перепелица П.Е., Бойко О.Г. Вдосконалення тренувального процесу, направленого на скорочення витрат часу на перемикання дій гравців з «режиму атаки» в «режим оборони». У статті відображено методику тренування, дія котрої спрямована на зниження часових витрат, необхідних футболістам під час їхнього переходу з «режиму атаки» у «режим оборони». За час проведення річного тренувального процесу, середні показники часу, затрачуваного гравцями експериментальної групи на перемикання з «режиму атаки» в «режим оборони» зменшилися з 2,88 сек. до 2,06 сек. У той час як у контрольній групі, даний показник коливався від 2,84 сек. до 2,91 сек., без якої-небудь чіткої закономірності.
Ключові слова: футбол, тренувальний процес, часові обмеження, тактико-технічні дії, порівняльний аналіз.
Аnnotation. Perepelisa P., Boyko A. Perfection of training process, directed on reducing costs of time on switching of actions players from «mode of attack» in «mode of defensive». The method of train was introduced in the article. Its influence direct on the low the time of expenses. That expenses is necessary the players of football on the time of passage from the regime of attack to the regime of defence. During holding year training process, average indices of the time expended by players of experimental bunch on relaying from « a regimen of attack » in « a regimen of defense » have decreased with 2,88 s. up to 2,06 s. While in the control bunch, the given parameter oscillated from 2,84 s. up to 2,91 s., without any precise regularity.
Key words: football, training process, time frame, team tactical and technical activities, comparative analysis.
Введение.
Команда, овладевшая мячом, имеет возможность создать ряд опасных моментов у чужих ворот. Обороняющейся команде необходимо сразу же приступать к отбору мяча в том месте, где произошла его потеря. Поэтому игрокам для успешного отбора мяча необходимо в максимально короткие сроки взять под опеку всех свободных игроков команды соперницы [1-6, 10]. Таким образом, должны быть созданы все предпосылки для блокирования всех возможных вариантов для выполнения передачи, а следовательно и для продолжения начатой атаки со стороны соперника. От быстроты выполнения этого условия будет зависеть дальнейшее развитие ситуа -ции на поле, в частности возвращение мяча команде. Поэтому весьма важным в тренировочном процес-
се будет использование специальных упражнений для отработки быстрого переключения игроков из «режима атаки» в «режим обороны». Важным в тренировочном процессе является использование основных положений теории спорта и спортивной тренировки [7-9].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы.
Цель исследований. Разработка и применение игровых упражнений, направленных на понижение временных затрат во время переключения игроков из «режима атаки» в «режим обороны».
Задачи исследования:
1) исследование применяемых упражнений для сокращения временных затрат, необходимых игрокам на переключение из «режима атаки» в «режим обороны»;
2) обучение игроков быстрой оценке сложившейся игровой обстановки на поле во время переключения из «режима атаки» в «режим обороны»;
3) обучение игроков умению быстро находить свободных игроков соперника, грамотно брать их под опеку и преследовать до тех пор, пока не завершится командный отбор мяча.
Методы и организация исследований. В эксперименте была задействована сборная команда по футболу ДонНТУ Вся команда укомплектована выпускниками футбольных школ «Олимпика» (г. Донецк), «Металлурга» (г. Донецк), а также областных ДЮСШ. Для чистоты эксперимента команду разделили на два равноценных состава, контрольную и экспериментальную группу, по 14 человек в каждой. Возраст игроков в обеих командах колеблется от 18 до 19 лет. Все испытуемые имеют второй и первый разряд по футболу. В тренировочном процессе экспериментальной группы использовались специальные игровые упражнения (рис. 1), направленные на обучение игроков быстрому переключению из «режима атаки» в «режим обороны». В контрольной группе данным упражнениям не уделялось внимания.
Результаты исследования и их обсуждение.
На рисунке 1 представлена схема отработки игроками персональной опеки с одновременным переключением из режима атаки в режим обороны. Упражнение следует выполнять на одной половине мини-футбольной площадки, размеры которой составляют 20?20 метров. Обороняющийся игрок должен суметь в течение 15 секунд удержать своего соперника, который имитирует атакующие действия, на расстоянии вытянутой руки. Опеку над соперником необходимо осуществлять придерживаясь строгого правила - опекать чужого игрока необходимо таким образом, чтобы всегда находиться между ним и своими воротами. По звуковому сигналу тренера, игроки меняются «ролями». Сразу же после сигнала игроки должны как можно быстрее сориентироваться, правильно оценить обстановку и изменить характер своих действий на поле, т.е. как можно быстрее
ца в 0,02 (сек.) может быть отнесена к погрешности вычисления.
Условия эксперимента. Эксперимент проводился в течение годичного цикла тренировки. У каждого состава проводилось по три тренировки в неделю, по 90 минут. В течение этого времени между экспериментальной и контрольной группами было проведено десять контрольных игр. Все игры фиксировались на цифровую видеокамеру и обсчитывались при помощи специальной компьютерной программы, в которой предусмотрена оценка временных затрат. Учитывалось время с момента потери мяча игроками одной из команд, до взятия ими игроков соперника под опеку. Таким образом, фиксировались все случаи переключения игроков из «режима атаки» в «режим обороны», а также временные отрезки, израсходованные на переключение из одного режима в другой.
В результате проведенного эксперимента были получены данные команд контрольной и экспериментальной групп с результатами временных затрат (Таблица 1).
В результате анализа данных эксперимента и их обсуждения, была выявлена закономерность, которая представлена на рис. 2.
Выводы.
1) За время проведения годичного тренировочного процесса, средние показатели времени, затрачиваемого игроками экспериментальной группы на переключение из «режима атаки» в «режим обороны» уменьшились с 2,88 сек. до 2,06 сек. В то время как в контрольной группе, данный показатель колебался от 2,84 сек. до 2,91сек., без какой-либо чёткой закономерности.
2) Регулярное использование вышеизложенных игровых упражнений на тренировочных занятиях, позволило игрокам из экспериментальной группы:
а) существенно сократить временные затраты, необходимые игрокам на переключение из «режима атаки» в «режим обороны»;
Таблица1
Статистические показатели временных затрат, необходимых футболистам во время переключения в режим обороны
Показатели в эксперим. группе НОМЕР КОНТРОЛЬНОГО МАТЧА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общее кол-во переключений 79 83 81 81 82 83 88 86 84 86
М среднее (сек) 2,88 2,79 2,71 2,6 2,58 2,52 2,33 2,29 2,14 2,06
Среднее квадратичное отклонение, О 0,04882 0,07831 0,04955 0,06751 0,08350 0,15682 0,13333 0,13978 0,12703 0,13802
Ошибка исследования, ц 0,04032 0,06505 0,04335 0,05123 0,04036 0,10733 0,09896 0,09795 0,09690 0,11964
Мвыб. ± т 3=0,60 0,00288 0,00451 0,00289 0,00389 0,00484 0,00903 0,00745 0,00790 0,00727 0,00780
Мвыб. ± т 3=0,90 0,00069 0,00108 0,00069 0,00094 0,00115 0,00216 0,00184 0,00193 0,00175 0,00190
Показатели в контрол. группе НОМЕР КОНТРОЛЬНОГО МАТЧА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общее кол-во переключений 82 79 84 77 82 78 83 84 79 80
М среднее (сек) 2,84 2,86 2,89 2,85 2,83 2,91 2,84 2,82 2,9 2,88
Среднее квадратичное отклонение, О 0,11702 0,07674 0,05026 0,09093 0,11419 0,06702 0,10443 0,11713 0,05025 0,04192
Ошибка исследования, ц 0,07842 0,05587 0,03976 0,06224 0,08074 0,05731 0,07054 0,08000 0,03879 0,03266
Мвыб. ± т 3=0,60 0,00678 0,00453 0,00288 0,00543 0,00661 0,00398 0,00601 0,00670 0,00296 0,00246
Мвыб. ± т [3=0,90 0,00162 0,00108 0,00069 0,00130 0,00158 0,00095 0,00144 0,00161 0,00071 0,00059
Рис. 1. Способ обучения игроков плотной персональной опеке, с последующим переключением из режима атаки в режим обороны.
Условные обозначения:
2-5 - игроки, имитирующие атакующие действия; о - игроки, исполняющие роль опекунов;
> - передвижение игроков, исполняющих
роль опекунов;
------ - передвижение игроков, имитирующих
атакующие действия.
переключиться из одного режима в другой. Таким образом, можно имитировать переключение из режима атаки в режим обороны. Упражнение выполняется в течение минуты, за это время игроки как минимум два раза могут переключаться из одного режима игры в другой.
Перед началом исследования в контрольной и экспериментальной группах было проведено измерение временных затрат на переключение из «режима атаки» в «режим обороны». Так, в экспериментальной группе средний показатель времени затрачиваемого на переключение из одного режима в другой в течение матча составил - 2,79 секунды, а в контрольной - 2,81 секунды. Можно констатировать, что временные затраты игроков контрольной и экспериментальной группы на переключение из одного режима в другой практически одинаковы. Разни-
З 1
2,9 -
З 2,8-
Я 2 7-^ 2,7 к
8 2,6-
« 2,5 -
е
S 2,4-
<а 2 3Л 2,3
о
S 2,2-2,1 -2 -
II
|І 18
і і
II
3 4 5 6 7
Номер контрольного матча
1O
□ Экспериментальная группа 9 Контрольная группа
Рис.2. Показатели времени затрачиваемого игроками экспериментальной и контрольной группы на переключение из режима атаки в режим обороны в течение десяти контрольных матчей.
1
2
8
9
б) ускорить время оценки сложившейся игровой обстановки на поле во время переключения из «режима атаки» в «режим обороны»;
в) быстрее находить свободных игроков соперника, и осуществлять их опеку до завершения командного отбора мяча.
На наш взгляд, перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.
Литература
1. Голомазов Э.Г., Чирва Б. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники: Методические разработки для слушателей ВШТ Выпуск 1. - М., РГАФК, 1997. -43с.
2. Бубнов А. Анализ игр Кубка Мира 2002г. в аспекте определения тенденций развития современного футбола // Теория и практика футбола. - №1. - 2003. - С. 2-3.
3. Долженкова В.Г., Харченко Л.П., Ионин В.Г., и др. Статистика. - М.: ИНФРА- М, 2002г. - 384с.
4. Иссурин В., Шкляр В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. - С. 2-5.
5. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. -К., 2003. - 272с.
6. Перепелица П.Е., Демкович С.Э. Анализ тактико-технических действий футболистов. // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету імені Т.Г.Шев-ченка. Випуск 35.Серія: педагогічні науки. - Чернігів: ЧДПУ, 2006. - №35. - С.285-290.
7. Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 390с.
8. Платонов В., Сахновский К., Озимек М. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки //Наука в олимпийском спорте. - 2003. -№1.- С. 3-13.
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение. К.: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
10.Шамардин В. Научно-методическое обеспечение подготовки футболистов высокой квалификации. Учеб.посо-бие. - К., 2001. - 65с.
Поступила в редакцию 01.11.2007г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ В УЧИЛИЩАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Пинчук1 В. В., Приходько2 И. И., Левадня2 С. А.
Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта1, Харьковская государственная академия физической культуры2
Аннотация. В данной статье рассматриваются организационные аспекты работы по подготовке спортивных резервов в училищах физической культуры, анализируются отдельные направления: уровень спортивного мастерства воспитанников, отношение спортсменов к учебно-тренировочному процессу, количество культивируемых видов спорта. Ключевые слова: «спортивные резервы», система подготовки спортивных резервов, специализированные учебные заведения спортивного профиля, училища физической культуры. Анотація. Пінчук В.В., Приходько І.І., Левадня С.О. Організація роботи по підготовці спортивних резервів в училищах фізичної культури. У даній статті розглядаються організаційні аспекти роботи по підготовці спортивних резервів в училищах фізичної культури, аналізуються окремі напрямки: рівень спортивної майстерності вихованців, відношення спортсменів до навчально-тренувального процесу, кількість видів спорту. Ключові слова: «спортивні резерви», система підготовки спортивних резервів, спеціалізовані навчальні заклади спортивного профілю, училища фізичної культури. Annotation. Pinchuk V.V., Prikhodko I.I., Levadnya S.A. Organization of work on preparation of sporting backlogs in schools of physical culture. In this article is examined the organizational aspects of work on preparation of sporting backlogs in schools of physical culture, separate directions: level of sporting trade of pupils, attitude of sportsmen toward an process, amount of the cultivated types of sport.
Keywords: «sporting backlogs», system of preparation of sporting backlogs, specialized educational establishments of sporting type school of physical culture.
Введение.
Одним из основных показателей развития физической культуры и спорта в стране являются результаты выступлений спортсменов на международ-