Научная статья на тему 'Совершенствование традиционных форм обучения'

Совершенствование традиционных форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование традиционных форм обучения»

© Е.М. Соколова

к.э.н., доцент кафедры «Банковское дело» РГЭУ «РИНХ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Известно, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от методики преподавания, от степени реализации творческого потенциала преподавателей в поиске новых эффективных форм и методов обучения. Возможности организации учебного процесса расширяются с развитием материально-технической базы вуза, повышением уровня технической грамотности преподавательского состава.

О некоторых способах использования имеющегося в распоряжении преподавателей компьютерного оснащения РГЭУ и пойдет далее речь.

Одним из традиционных методов обучения в системе высшего образования являются лекционные занятия. Лекционная система предлагает широкие возможности передачи научных знаний и умений, теоретического и практического опыта. Лектор призван не только доступно и увлекательно излагать учебный материал, но, главное, формировать логику вопроса, темы, курса, что поможет студенту в дальнейшем углублении знаний путем самостоятельной работы с учебной литературой, фактическим материалом, научными статьями.

В идеале студентам необходима лекция, возбуждающая интерес к знаниям. Специалисты-психологи считают интерес важнейшей положительной эмоцией, способствующей творческому труду, развитию интеллекта.

Преподнесение лекционного материала практически всегда сопровождается иллюстрациями: схемами, графиками, таблицами и т.д. Большим шагом вперед по сравнению с мелом и доской стало использование телекарт, применяемых ныне подавляющим большинством наших лекторов. Еще более широкие возможности ис-

пользования зрительного восприятия и памяти студентов предоставляет технология иллюстрации лекции в виде «слайд-шоу».

Лекции, иллюстрированные слайдами, уже читают многие преподаватели кафедры «Банковское дело». Дисциплины кафедры имеют определенную специфику. Так, теоретические курсы, например курс «Деньги, кредит, банки», предполагают ознакомление студентов с обширным понятийным аппаратом, освещение различных точек зрения по дискуссионным вопросам, иллюстрацию теоретических положений цифровым и фактическим материалом, историческими примерами. Курсы специализации носят в основном прикладной характер, как, например, курсы «Деятельность коммерческого банка в РФ», «Учет и анализ в банке», «Организация и финансирование инвестиций», и имеют в своей основе практику работы современных российских банков, охватывают широкий круг вопросов, связанных с различными видами банковской деятельности. Их изложение также невозможно без структурно-логических схем, ссылок на нормативные документы, банковскую отчетность, документооборот и т.д. Поэтому лекторы кафедры «Банковское дело» всегда активно используют визуально воспринимаемый иллюстративный материал.

Удобство и простота применения характеризуют способ оформления лекции компьютерными слайдами, выполненными с помощью программы подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Достоинство состоит в том, что пользование данным приложением программного пакета Microsoft Office практически не требует специальных навыков. Достаточно умения работать с Microsoft Word. Большинство инструментов является общими для приложений, кроме того, существует специальный раздел справочной системы. Для более быстрого освоения навыков пользователя можно приобрести одно из множества пособий (типа «Power Point за 10 минут»).

Некоторые денежные (приобретение пособия и дискет) и довольно значительные временные издержки преподавателя на создание видеоряда лекционного курса окупаются улучшением усвоения материала слушателями, возможностью ярче продемонстрировать индивидуальный подход к предмету и стиль изложения.

Так, студенты второго и третьего курсов финансового факультета, слушавшие курс «Деньги, кредит, банки» со слайдовыми иллюстрациями в 2001-2003 гг., в ходе анонимных опросов отметили, что сопровождение лекции слайдовым видеорядом положительно влияет на усвоение (97% опрошенных), а также высказали полезные для лектора предложения по совершенствованию представления материала (темп

смены слайдов, цветовая гамма текста и фона, размер шрифтов и т.п.).

Слайды сохраняют известные преимущества телекарт: наглядность, возможность выделять основные содержательные моменты и облегчать студенту их конспектирование, четкое представление цифровой информации, дат, фамилий и др.

Принципиальных отличий слайдов от телекарт не так уж много, но некоторые весьма существенны.

Во-первых, преподавателю нет необходимости проявлять таланты каллиграфа и художника в одном лице или обращаться к таковым за помощью.

Во-вторых, графики, таблицы, диаграммы, создаваемые в привычном Microsoft Excel, легко вставляются в слайды или же могут быть созданы сразу в Power Point. При этом графики и диаграммы, по мере соответствующего комментария лектора, улучшают восприятие наглядной информации.

В-третьих, слайды дают возможность применения различных эффектов анимации, привлекающих внимание студента к последовательности изложения материала и к другим наиболее важным моментам (например, по щелчку «мыши» на экран «выезжают» классификационные признаки банковской формы кредита или поэтапно появляется вывод формулы банковского мультипликатора).

Следует учитывать, что разнообразие инструментов, находящихся в распоряжении начинающего пользователя Power Point, иногда приводит к созданию «чересчур захватывающих» иллюстраций, опасных тем, что студент не сможет сосредоточиться на содержании, следя за бешено сменяющимися анимационными эффектами.

В-четвертых, в отличие от телекарт, слайды могут содержать звуковые эффекты самого разного характера: как просто сигнализирующие студентам о том, что содержание экрана изменилось, так и несущие смысловую нагрузку.

В-пятых, в презентацию можно вставить самые разнообразные рисунки (с возможностью их изменения по размеру, цвету), фотографии, видеофрагменты, например отрывок из речи Председателя Центрального банка (пока не осуществленная мечта автора).

В-шестых, смена слайдов осуществляется щелчком «мышки». В ходе лекции возможно изменение порядка следования слайдов, внесение в них дополнений, а также «рисование» на слайде: выделение, подчеркивание, зачеркивание и т.п.

В-седьмых, телекарты к курсу лекций могут составить пухлую папку, а слайды к нему в зависимости от сложности займут одну, две, максимум три дискеты.

В-восьмых, слайды из ранее созданных файлов могут быть скопированы без изменений или отредактированы при создании «родственных» курсов лекций (другого объема, для студентов другой специализации).

В-девятых, видеоряд, «обслуживающий» обычный лекционный курс, может быть использован при создании мультимедийных лекций на CD дисках (с минимальной корректировкой).

В-десятых, растет уважение студентов к технически «продвинутому» преподавателю.

Конечно, опыт создания иллюстраций к лекциям в виде «слайд-шоу» накапливается постепенно. В процессе работы, попутно увеличивается личная коллекция рисунков, фотографий. Вырабатывается общий стиль оформления и подачи материала. Однако в рамках данной статьи хочется дать несколько советов начинающим, исходя из личного опыта и пожеланий студентов.

• Вопреки тому, что инструкция программы рекомендует выбор темного фона экрана и светлых букв на нем, студенты более высоко оценивают светлый фон с темными буквами. Возможно, это особенность нашего телеоборудования.

• Не следует экономить место на слайде. Если возможно, лучше разбить информацию на логически обоснованные части. Использование шрифта менее 40 размера вызывает шум и движение в аудитории.

• Удобно встраивать в слайды «управляющие кнопки» и гиперссылки, создавая знакомый большинству студентов «интернетный» дизайн. Например, иллюстрируя различные теории кредита, от слайда с перечислением названий теорий оформим гиперссылками путь к слайдам, содержащим фамилии создателей теорий и наиболее видных их последователей.

• Для снятия напряжения в аудитории, освежения восприятия желательно использование юмористических рисунков. Примером может быть иллюстрация перечня мер по финансовому оздоровлению банков рисунком докторского саквояжа.

В заключение отметим, что конструирование видеоряда не только является увлекательным занятием, сравнимым с компьютерной игрой, но и способствует более четкому структурированию курса, отдельных тем и вопросов, экономии аудиторного времени и в целом повышению квалификации лектора.

Учитывая достоинства этой формы технического сопровождения лекций для студентов и преподавателей, Администрации финансового факультета и в целом Университета, возможно, следует рассмотреть вопрос о расширении круга аудиторий, оснащенных соответствующим оборудованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.