ское равновесие, в лесостепи составляет 65-60 % к 35-40%.
В зарубежной и отечественной литературе последних десятилетий широкое распространение получили идеи экологических сетей, т. е. участков земли с особым режимом природопользования, связанных друг с другом в единую систему. Авторы доклада попытались изучить возможности создания таких систем на территории Тамбовской области.
Анализ всех категорий земельных ресурсов Тамбовской области позволяет сделать следующие выводы:
1. Соотношение интенсивно используемых и мало измененных ландшафтов составляет 70 : 30, это говорит об относительно благоприятных возможностях для дальнейшего улучшения экологической обстановки в области, за счет увеличения ландшафтов, которые поддерживают экологическое равновесие.
2. Общая площадь охраняемых земель - около 9 %. Это говорит о том, что данная категория должна быть значительно расширена.
3. Из 9 % охраняемых территорий на особо охраняемые территории приходится 0,3 %, по сравнению с другими регионами и странами это очень незначительная доля, и, следовательно, первоочередная задача -это расширение площади, а затем и создание системы особо охраняемых территорий.
4. Создание системы охраняемых территорий позволит осуществить основную идею экологического планирования - экологической сети. Крупные особо охраняемые территории - заповедники и природные парки, будут ядрами (или узлами) этой сети, от которой будут отходить в виде коридоров - лесные приречные массивы, байрачныс и водораздельные леса, а также различные категории лесополос.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕМАТИКИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КАРТ
© О.И. Дубровин
1. Краеведение широко используется в учебно-воспнтательном процессе - составляя одну из основ -«от близкого к далекому, от частного к общему». В географии краеведение широко использует картографический метод. В послевоенные годы массовыми тиражами изданы школьные краеведческие карты и атласы. Инструкции ГУГК требовали от редакторов атласов стандартного единства их карт.
2. Крайне важная тема школьной географии - географическое положение региона, однако, ни в одном атласе она не находит своего полного раскрытия. Нет карт формирования региона. А «плавающая компоновка» карт без географического окружения вообще неприемлема для краеведческого атласа.
3. Редакторы атласов в разработке карт не опираются на знания школьников в области геологии и показывают месторождения полезных ископаемых на физических картах. Естественно, следует совместить геологию и полезные ископаемые на одной карте, если нет такой возможности, то на карте-врезе.
4. Следует дать ряд карт элементов нарушения экологического равновесия - загрязнение атмосферы, вод, эрозии почв и т. д.
5. Карта «Охраны природы» в большинстве атласов -прямой повтор сведений из основных карт компонентов природы.
6. В атласах доминируют мелкомасштабные обзорные карты компонентов природы и социальной сферы. Целесообразно их дополнить крупномасштабными планами, раскрывающими содержание природных урочищ и объектов социально-культурной сферы. Такой подход в раскрытии тем карт не нарушает принцип связи «от частного к общему».
7. Население показывается, большей частью, по плотности, методом картограмм, составленных на границе их предельных масштабов. Нет карт заселения, особенностей расселения, миграции. Знаковые карты людности населенных пунктов в атласах Псковской и Новгородской областей более информативны, но нужны и другие темы.
8. Интересным было бы объединение исторических карт и карт природы. Например, период заселения, освоения территории и состояния природной среды, ресурсов социально-культурной сферы на это время.
9. В период обновления государства нужен и новый подход в разработке содержания карт школьнокраеведческих атласов, большее их соответствие запросам школьных программ.
10. Составление карт своей области - не самоцель, они должны вывести ученика к новым географическим понятиям, сравнениям и обобщениям.