Научная статья на тему 'Совершенствование технологий маркшейдерских съёмок открытых горных работ'

Совершенствование технологий маркшейдерских съёмок открытых горных работ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1317
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ / МАРКШЕЙДЕРСКАЯ СЪЁМКА / БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ / COAL MINE / SURVEYING / PILOTLESS AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Корецкая Галина Александровна, Корецкий Дмитрий Сергеевич

Рассмотрены возможности и перспективы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для маркшейдерских съёмок разрезов и угольных складов. Приведены результаты демонстрационного испытания новейшей системы картографирования на базе БПЛА Gatewing X100 в Кузбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Корецкая Галина Александровна, Корецкий Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of mining surveying technologies of opencast

Opportunities and prospects of use of pilotless aircraft (BPLA) for surveying opencast and coal warehouses are considered. The results of the demonstration test the latest mapping system based on UAV Gatewing X100 in the Kuzbass are given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологий маркшейдерских съёмок открытых горных работ»

УДК 622.834:528:74

Г. А. Корецкая, Д. С. Корецкий

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МАРКШЕЙДЕРСКИХ СЪЁМОК ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТ

Одним из основных видов информации, используемой на открытых горных работах для планирования, оперативного управления и контроля, является маркшейдерская графическая документация. Из-за стремительного развития горной техники и увеличения грузоподъемности транспортных средств вопрос выбора способа съёмки на крупных предприятиях с высокой скоростью движения фронта работ является весьма актуальным.

В настоящее время разработано множество методов автоматизации маркшейдерских работ. В большинстве случаев выбор метода зависит от материальных возможностей предприятия и профессионализма исполнителей. Обычно работы по автоматизации съемок заключаются в использовании электронных тахеометров, которые сокращают время и упрощают полевые и камеральные работы. Однако использование электронных тахеометров сохраняет человеческий фактор, не позволяет вывести наблюдателя и реечника из карьера, решить задачу отображения ситуации по всему карьеру на один физический момент времени.

Аэрофотосъёмка значительно повышает производительность маркшейдерских съёмок и дает возможность наиболее полно отобразить информацию о поверхности, но на сегодня она обладает низкой оперативностью. План, составленный по результатам аэрофотосъемки, передается маркшейдерской службе карьера через определенное время (от 2-х дней до 2-х недель) после съёмочных работ, теряется актуальность результатов съемки. Кроме того, неэффективно использовать аэрофотосъёмку для картографирования в крупном масштабе небольших площадей.

Традиционная аэрофотосъёмка, которая проводится с помощью самолётов (Ту-134, Ан-2, Ан-

30, Ил-18, СеБиа, Ь-410) или вертолётов (Ми-8Т, Ка-26, Л8-350) требует высоких экономических затрат на обслуживание и заправку, что приводит к повышению стоимости конечной продукции. Затраты на аэрофотосъёмку составляют около 4-х млн. руб. в год.

Применение трёхмерных высокоточных лазерных сканирующих систем позволит во много раз увеличить полноту и информативность данных при проведении маркшейдерских съёмок. Достоинствами сканеров типа Riegl является высокая точность, дальность измерения расстояний (до 1000 м с точностью + 5 мм), быстрота сбора данных (12000 точек в секунду), надежность, универсальность, безопасность, высокая экономическая эффективность и наглядность конечных результатов.

Однако при проведении демонстрационной съёмки лазерным сканером Riegl УЪ-1000, которая выполнялась на разрезе «Берёзовский» (г. Прокопьевск) в мае 2012 г. были выявлены существенные недостатки:

- необходимость длительных переездов и переходов для выбора ракурса (до 40 мин. между съёмками фрагментов);

- комбинирование метода с топографической съёмкой электронным тахеометром невидимых («мёртвых») зон;

- полуручная «склейка» отснятых фрагментов (отдельных сканов) в единое геопространство;

- зависимость погрешности определения координаты Ъ (высотной отметки) от угла между марками внешнего ориентирования относительно лазерного сканера;

- необходимость мощных программных средств и компьютерных ресурсов для обработки

Вес~ 2,0 кг

Размах крыльев 1 00 см

Рабочие высоты (ЛвЬ) 100-750 м

Крейсерская скорость полета 75 км/ч Дальность полёта до 50 км Плановая точность (ХУ план) - 5 см Точность по высоте (2 ) - 10 см Посадочная площадка - 100 х 30 м Погода - ветер до 50 км/ч, слабый дождь

Рис.1. Технические характеристики и схема полёта БПЛА Gatewing Х100

Геотехнология

39

результатов измерений;

- стоимость оборудования трёхмерной лазерной сканирующей системы и программного обеспечения оценивается до 150 тыс. долларов.

Одним из перспективных способов решения маркшейдерских задач на крупных карьерах в ближайшее время может стать метод дистанционного картографирования с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) [1].

Стимулом к развитию беспилотной авиации послужило успешное использование БПЛА армиями США и Израиля в ходе военных операций. Первые работы по внедрению БПЛА для гражданских целей начались в 2010 г. представителями компаний ЗАО «Лимб»,

ООО «ЦДС «НефтеГазАэроКосмос» и др [2, 3].

В Кузбассе в августе 2012 г. была проведена демонстрационная съёмка на угольном разрезе «Берёзовский» (годовой уровень угледобычи более 2 млн. т) с использованием новейшей системы картографирования на базе БПЛА Gatewing Х100, технические характеристики которого и схема полёта приведены на рис. 1.

Получение изображений выполняется с использованием компактного и сверхлёгкого беспилотного самолёта, оснащённого цифровой камерой высокого разрешения, установленной на бор-

ту этого самолёта.

Параметры полета позволяют выполнить съёмку с высокой степенью наложения (до 75%), так что параллельные маршруты и перекрывающиеся изображения будут охватывать всю заданную область работы. Полёт выполняется в полностью автоматическом режиме от взлёта и до посадки. Наземная контрольная станция управления ^С8) используется для запуска, управления полётом и процессом съёмки. В случае наступления нештатной ситуации, станция позволяет оператору немедленно прервать полёт, но, как правило, запрограммированная процедура «спасения» автоматически возвращает самолёт и гарантирует безопасную посадку.

Демонстрационные испытания состояли из двух запусков. Первый - для съёмки разреза площадью 1,4 кв.км. Высота полёта 150 м. Продолжительность - 43 мин. Второй полёт - съёмка угольного склада. Продолжительность - 28 мин. Погодные условия - переменная облачность. Gatewing Х100 приземлился мягко в точно заданном месте.

По результатам съёмки получены 692 фотографии разреза и 183 фотографии угольного склада разрешением 3648 х 2736, привязанные с помощью ГНСС (Глобальных навигационных спутниковых систем), ортофотоплан (рис. 2) и 3Б мо-

дели рельефа (облака точек) снимаемых объектов (рис. 3).

«Слепые зоны» в 3Б моделях отсутствуют. Тёмная поверхность угольного склада не доставила проблем для построения точной модели и подсчёта объёма (рис. 4).

Руководители и специалисты ЗАО «Стройсер-вис», разреза «Берёзовский», ООО «Геострой», а также представители КузГТУ смогли убедиться в главных преимуществах новейшего фотограмметрического решения: всепогодность, простота использования, быстрый запуск, полностью автоматический полёт, высокое качество снимков и ортофотопланов, безопасность и законченность решения.

Планируемые эффекты от внедрения БПЛА:

- экономия на аэрофотосъёмке (4 млн. руб. в год);

- улучшение оперативности, полноты и точности данных маркшейдерских съёмок;

- контроль за состоянием земельных угодий;

- контроль за ведением дорожных работ и оценка состояния линий электропередач, теплотрасс, нефте- и газопроводов;

- мониторинг открытых горных работ.

Факторы, сдерживающие развитие рынка:

- отсутствие нормативно-правовой базы для интеграции БПЛА в единое воздушное пространство;

- остаются не урегулированными вопросы сертификации, страхования и регистрации.

Сегодня Gatewing Х100 является самым быстрым и самым лёгким беспилотником в мире. Данное инновационное решение соединяет в себе современные технологии, делая его уникальным инструментом для получения актуальных цифровых данных быстро, точно и с минимальными затратами и может быть рекомендован для маркшейдерского обеспечения открытых горных работ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сечин, А. Ю. Беспилотный летательный аппарат: применение в целях аэрофотосъёмки для картографирования (часть 2) / А. Ю. Сечин, М. А. Дракин, А. С. Киселёва. - Москва: «Ракурс», 2011. - 98 с.

2. Х100 [Электронный ресурс] / Авторский сайт Андрея Миронова про беспилотную технику, 2012. - Режим доступа: http://bespilotie.ru/getewing-x100/

3. БПЛА Оаіеціт Х100 практическое применение в геодезии и маркшейдерии [Электронный ресурс] / NovaNet (официальный импортер и дистрибутор компании Gatewing в России), 2012. - Режим доступа: http://www.nova-net.ru/about/news/126-bpla-gatewing-x100-prakticheskoe-primenenie-v-geodezii-i-markshejderii.html.

□Авторы статьи:

Корецкая Галина Александровна, ст. преподаватель каф. маркшейдерского дела, кадастра и геодезии КузГТУ. Email: [email protected]

Корецкий Дмитрий Сергеевич, кадастровый инженер ООО «Геострой», г. Кемерово, Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.