Научная статья на тему 'Совершенствование технологии заливки чугуном катодных подовых секций'

Совершенствование технологии заливки чугуном катодных подовых секций Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Аптикеев Виктор Сергеевич, Ясинский Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологии заливки чугуном катодных подовых секций»

Совершенствование технологии заливки чугуном катодных

подовых секций

Аптикеев Виктор Сергеевич

Магистрант СФУ E-mail: Aptikeev@rambler.ru

Научный Руководитель: Ясинский Андрей Станиславович

кандидат технических наук, доцент Кафедра: Металлургия цветных металлов Сибирский федеральный университет, Институт цветных металлов и материаловедения,

Россия г. Красноярск

Цель работы.

Разработка технологических и технических решений, обеспечивающих снижение расхода электроэнергии на 150 кВтч/т Al и увеличение срока службы электролизера путем повышения качества контакта «подовый блок — катодный стержень» с применением заливки из синтетического чугуна.

Задачи.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Анализ влияния технологических параметров электролиза на стойкость катодных подовых секций, определение причин разрушения футеровочных материалов и мест их локальных структурных изменений в катодном устройстве электролизера.

2. Определение оптимальных параметров предварительного нагрева блюмсов и подовых блоков, исключающих последствия термоудара в процессе заливки чугуном катодных подовых секций.

3. Определение условий получения высококачественного чугуна с мелкозернистой однородной структурой. Изучение особенностей технологии производства синтетического чугуна при применении установки индукционного нагрева.

4. Улучшение существующего технологического процесса монтажа путем введения предварительного нагрева катодных стержней и блоков с использования синтетического чугуна в качестве заливки подовых секций;

5. Исследования динамики падения напряжения в подине и напряжения в электролизере в процессе эксплуатации;

6. Определение технико-экономической эффективности используемых технологических решений;

7. Минимизация негативных факторов, влияющих на целостность и дальнейшие эксплуатационные характеристики подового блока, а именно:

— исключение деформации подового блока и блюмса;

— исключение термоудара и снижение вероятности образования термических трещин в подовом блоке;

— снижение потерь тепла в период между окончанием операции по нагреву блока и блюмса до начала операции по заливке чугуна;

— уменьшение энергопотребления катодного устройства за счет снижения контактного сопротивления в контакте «подовый блок — катодный стержень»

Методы исследований

В работе использованы экспериментальные методы исследований. Для выплавки чугуна использована индукционная тигельная электропечь промышленной частоты 50Гц емкостью 2,5 т марки ИЧТ—2,5, температура выплавки — 1450 °С. Оценка качества выплавки проводилась путем исследования химического состава пробы с помощью эмиссионного спектрометра ARL-72000.

Для определения эффекта снижения расхода электрической энергии от способа заделки катодного стержня подовые секции электролизеров собирались двумя способами:

1. По технологии заделки контакта «подовый блок — катодный стержень» чугунной заливкой с предварительным нагревом катодных секций. Для предварительного нагрева катодных секций использована установка Hotwork. Температура нагрева катодных секций составляла 470-520 °С, время выдержки при нагреве — 100 мин. После заливки чугуном оценивалось состояние подовых блоков и блюмсов на наличие трещин и деформации.

2. Подовые блоки собраны по действующей технологии с заделкой катодного стержня подовой массой марки МХТ-К;

Оценка качества заделки контакта «подовый блок — катодный стержень» проводилась путем:

а) исследования динамики перепада напряжения в подине в течение 12 месяцев после пуска;

б) исследования динамики напряжения в электролизере в течение 12 месяцев после пуска.

Практическое применение

Настоящим проектом предлагается для всех типов электролизеров, футеруемых в ОАО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» осуществить переход на технологию заделки контакта «подовый блок — катодный стержень» чугунной заливкой на основе синтетического чугуна с предварительным подогревом подовых секций и блюмсов при температуре 470-520 °С, что позволит избежать образование трещин и деформации подовых блоков, снизить контактное сопротивление в контакте «подовый блок — катодный стержень», энергопотребление электролизера, расходы на сырье при заливке катодных подовых секций чугуном.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Опыт мировой практики за весь период существования алюминиевой отрасли свидетельствует о том, что сам принцип получения алюминия из шихты — электролиз с помощью катодной ванны и анодных стержней, оставался неизменным.

2. Существует ряд причин преждевременного выхода из строя алюминиевых электролизеров. Тем не менее, основная проблема остается в повышении стойкости футеровки катодных устройств. Основная причина разрушения катодной футеровки — проникновение парообразного натрия в межслойные промежутки угольных катодных блоков, в результате чего происходит образование трещин, разбухание и деформация подины, вызывающие, в свою очередь, деформацию катодного кожуха.

3. Образование микротрещин в период монтажа и пуска электролизера усугубляют проникновение натрия и существенно снижают срок эксплуатации электролизеров, поэтому крайне важно проведение мероприятий, способствующих снижению трещинообразования в период монтажно-пусковых работ.

4. С точки зрения энергосбережения эффективен метод заделки зазоров между катодным стержнем и подовым блоком посредством заливки чугуна, существенно снижающим падение электрического сопротивления в катодной секции.

5. При заливке чугуном подовые секции подвергаются значительным термическим напряжениям, следствием которых является образование трещин и деформация блоков. Отмечено, что исключение данного явления возможно путем нагрева блюмсов и подовых блоков непосредственно перед заливкой чугуна до температуры 300-1000 °С.

6. Сочетание низкой себестоимости и высокого качества синтетического чугуна, зачастую превышающего по прочностным характеристикам и пластичности литейный, создают ему преимущества при использовании в заделке контакта «подовый блок — блюмс».

7. Синтетический чугун более приспособлен для выплавки в индукционной печи, вместе с тем для исключения отбела синтетический чугун необходимо модифицировать литейным.

8. Материал (способы) заделки указанного контакта «подовый блок — блюмс» могут быть различными: токопроводящие набивные пасты, органические смолы, заливка расплавленным чугуном и другие

9. Наиболее предпочтительным способом, с точки зрения электрического баланса электролизера, является заделка контакта «подовый блок — катодный стержень» с применением заливки расплавленным чугуном.

10. Визуальный осмотр большого количества подовых блоков, проведенный в процессе работы, подтвердил, что внедрение установки Hotwork для предварительного нагрева катодных секций способствует снижению эффекта термического удара и снижению рисков трещинообразования и деформации подин к минимуму.

11. Проведено поэтапное внедрение технологии заделки контакта «подовый блок — катодный стержень» с помощью заливки расплавом чугуна.

12. По итогам работы, определено, что изменение технологии заделки контакта «катодный стержень — подовый блок» путем перехода к заливке блюмсов чугуном с предварительным нагревом катодных секций, привело к следующим изменениям:

— снижению перепада напряжения в подине в среднем на 52 мВ;

— снижению напряжения в электролизере в среднем на 41 мВ;

— уменьшению интервала разброса напряжения в электролизере.

13. По итогам исследования динамики перепада напряжения в подине и динамики напряжения в электролизере показано, что в течение наблюдаемого периода параметры не увеличиваются, что является подтверждением факта отсутствия образования микротрещин в период сборки катодных секций при заливке чугуном.

14. Снижение напряжения в электролизерах в процессе эксплуатации является косвенным подтверждением потенциала увеличения их срока службы. Тем не менее, следует продолжить исследование динамики напряжения электролизеров и динамики перепада напряжения в подине в наблюдаемых установках в течение всего срока службы электролизеров для получения наиболее полной и достоверной информации.

15. Определена экономическая и технологическая целесообразность перехода на синтетический чугун при заливке катодных стержней. Снижение удельного расхода технологической электроэнергии составило 137 кВт*ч/т А1. Экономия сырья относительно стоимости сырья для литейного чугуна составила 48,51%. В денежном эквиваленте достигнутый экономический эффект снижения себестоимости получения 1т алюминия составляет 657,6 руб. и снижения себестоимости сборки катодных секций для одного электролизера — 41 266руб. Годовой экономический эффект работы одного электролизера составил 318 907 руб. при экономии электроэнергии 66 439кВт в год.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке, а также улучшения технико-экономических показателей деятельности завода, в рамках работы предложено техническое решение:

— Полномасштабное внедрение технологической линии сборки подовых секций с заливкой синтетическим чугуном и предварительным подогревом.

— Внедрение предлагаемого технического решения обеспечивает:

1) Снижение удельного расхода технологической электроэнергии на 137 кВт*ч/т А1;

2) Экономию сырья относительно стоимости сырья для литейного чугуна на 48,51%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.