Научная статья на тему 'Совершенствование технологии управления загрузкой строительных машин и механизмов'

Совершенствование технологии управления загрузкой строительных машин и механизмов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
261
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ / ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / BUILDING TECHNOLOGY / THE PLAN CONSTRUCTION / OPTIMUM DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Буттаева С. М.

Усовершенствована технология управления загрузкой строительной техники путем оптимального ее распределения между строящимися объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT TO TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT LOADING THE BUILDING MACHINES AND MECHANISM

Advanced technology of management loading the building technology by way of optimum her(its) distribution between building object.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологии управления загрузкой строительных машин и механизмов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАГРУЗКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Буттаева С.М., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Усовершенствована технология управления загрузкой строительной техники путем оптимального ее распределения между строящимися объектами.

Ключевые слова: строительная техника; план производства работ; оптимальное распределение.

IMPROVEMENT TO TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT LOADING THE BUILDING MACHINES AND MECHANISM

Buttaeva S.M., competitor Dagestanskogo state technical university Advanced technology of management loading the building technology by way of optimum her(its) distribution between building object. Keywords: building technology; the plan construction; optimum distribution.

В период составления планов работы строительно-монтажных предприятий, особенно перспективных планов, проекты производства работ обычно имеются не по всем объектам. К тому же резкие изменения условий функционирования предприятий, как во внутренней среде, так и на рынке могут потребовать внесения существенных корректив в установленные планы. Все это приводит к тому, что планирование механизации выполнения подрядных работ основывается на укрупненных плановых расчетах, составляемых обычно не по отдельным объектам, а по предприятию в целом.

В этих условиях важным является оптимальное распределение и перераспределение имеющейся в наличии активной части основных фондов согласно фактически складывающимся ситуациям функционирования строительного предприятия, например, при выходе из строя строительной техники. Критерием оптимальности такого распределения может служить минимизация суммарного времени выполнения строительно-монтажных работ на различных объектах.

Уровень механизации, в том числе и комплексной, по каждому виду подрядных работ определяется в годовых планах исходя из перспективного плана технического развития производства, достигнутого уровня механизации за предыдущий год, предстоящего пополнения парка машин и выбытия машин из эксплуатации вследствие физического и морального износа. С учетом улучшения использования активной части основных фондов в результате их оптимального распределения между строительными объектами и показателей уровня механизации.

Автоматизация при производстве строительно-монтажных работ планируется в соответствии со строительной техникой имеющейся в наличии у строительного предприятия на текущий момент времени с учетом мощности запланированных к закупке строительных машин за рассматриваемый период. Применение автоматизации предусматривается при управлении землеройными, подъемно-транспортными и другими машинами; при учете объемов и времени работы машин; при контроле качества; обеспечении безопасности производства работ; при приготовлении бетона, раствора, асфальтобетона и т.п. Для этого используются соответствующие приборы, устройства и системы - регулирования скоростей движения, кнопочно-дистанционного и программного управления рабочими органами машин, регулирования режима работы приводных силовых установок, робототехники и др.

Задания по уровню механизации важнейших видов работ устанавливаются планом развития новой техники и производства строительно-монтажных работ в соответствии с объемами подрядных заказов, полученных предприятием на планируемый период.

Потребность в машинах определяется по номенклатуре, принятой в проекте производства работ. При этом перечень машин дается в плане не только по их видам и мощностям, но и по видам выполняемых ими работ, например, экскаватор может работать на: земляных, карьерных, погрузочно-разгрузочных, монтажных работах. Эта номенклатура может быть расширена и детализирована применительно к профилю специализации и условиям работы строительно-монтажного предприятия. Кроме того, планируются мелкие механизмы, электрифицированный, пневматический инструмент, а также станки и оборудование, используемые в подсобном производстве. Среднее списочное число машин, требующееся для

выполнения планируемого объема работ соответствующего вида, может определяться по следующей известной формуле [1]:

М =

Q

У

общ мех

100ПЭ•Т

где йо6щ - общий объем данного вида работ в физическом

выражении, определяется в производственной программе строительно-монтажной организации;

Пэ - почасовая эксплуатационная производительность машин;

Т - рабочее время одной машины за планируемый период в часах (включая и время перемещения машин по территории строительной площадки, перерывы, подготовку к работе и т.д.);

У мех " планируемый уровень механизации работ.

Числитель приведенной формулы выражает объем работ, подлежащий выполнению механизированным способом, а знаменатель

- годовую производительность (выработка) машин.

После определения общих объемов работ устанавливаются способы их выполнения исходя из технической возможности и экономической эффективности применения в конкретных условиях работы данного строительного предприятия, состава имеющегося парка машин и реальных возможностей его пополнения. При этом необходимо обеспечить максимальную эффективность использования машин.

Для оптимальной загрузки машин и эффективного их перераспределения между различными объектами удобно сформировать графики потребности машин по объектам и фактической их загрузки во времени. Указанные графики, например, могут иметь следующий вид (см. рис. 1.)

Рис. 1.

Здесь: йобщ - общий объем данного вида работ, который необходимо выполнить;

П ^ - суммарная эксплуатационная производительность

всех имеющихся у предприятия машин;

Ql, О2 " объем данного вида работ, который необходимо выполнить соответственно на 1 и 2 объектах.

Из рисунка видно, что в случае, когда ПХ превышает график 0о6щ , то у предприятия нет проблем связанных с нехваткой

строительных машин. В случае, когда 0о6щ > , то необ-

ходимо так перераспределить объемы выполняемых работ по объектам, чтобы выполнялось условие — 0о6щ .

Для определения потребности в машинах иногда требуется дальнейшая детализация механизируемых процессов, позволяющая определять конкретные типы машин, которые следует использовать для выполнения определенного вида работ. Поэтому при расчетах потребности в машинах проводится группировка процессов работ, требующих применение машин одного и того же вида. Такая дифференциация работ по виду применяемых машин облегчает организацию принятия решений по их передислокации и перераспределения объемов работ во времени согласно графиков потребностей и загрузки строительных машин.

Производительность одной машины определяется плановой нормой выработки выполняемой ею за планируемый период. Плановые годовые нормы выработки строительных машин определяются умножением плановых годовых норм на число часов работы соответствующих машин за год. Плановая средне часовая норма выработки рассчитывается за предыдущий период с учетом ее увеличения в планируемом периоде в результате осуществления мероприятий по улучшению использования машин, предусмотренных в плане технического развития или повышения конкурентоспособности потенциала предприятия. Она должна быть, как правило, не ниже часовой эксплуатационной производительности соответствующих машин, которая предусматривается Едиными нормами и расценками на строительные работы (ЕНиР) с учетом поправочного коэффициента для перехода от выработки работающих машин к выработке списочных машин [2,3]. Плановые нормы устанавливаются исходя из конкретных условий работы и предусматривают использование опыта, накопленного за предыдущий период функционирования предприятия и эксплуатации строительных машин.

При планировании комплексной механизации работ норма выработки комплекта машин определяется исходя из производительности ведущей машины. Остальные машины, входящие в состав данного комплекта, должны быть взаимоувязаны по основным параметрам таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная работа всего комплекта [4].

Число часов работы машины за год определяется в соответствии с установленными годовыми и сменными режимами ее работы. Годовой режим работы представляет распределение общего календарного времени на период работы машин и период, когда они не работают, находясь в техническом обслуживании, ремонте, перебазировании и т.д.

Требующиеся затраты времени на техническое обслуживание и ремонт машин являются случайными величинами и определяются характером поломки. Они рассчитываются как среднее значение величин с учетом плановых показателей технического обслуживания и установленных сроков его выполнения. Планирование технического обслуживания и проведения предупредительных ремонтов машин осуществляется в соответствии с Инструкцией по их обслуживанию. При этом учитывается время (среднее значение времени), необходимое для доставки машин со строительных площадок к месту обслуживания или ремонта и обратно.

Затраты времени на перебазирование машин с объекта на объект, монтаж и демонтаж определяются средними нормами, установленными руководителем предприятия на основе накопленного опыта эксплуатации определенного вида строительных машин.

Число смен работы основных машин в сутки должно определяться плановым годовым режимом их работы и обычно должно быть не менее двух. Число часов работы машины в смену, предусматриваемое в годовом режиме, определяется на основе планового сменного режима работы. В последнем также учитываются затра-

ты времени на подготовительно-заключительные операции, технологические перерывы, внутрисменное техническое обслуживание и отдых машиниста, а также различные простои по случайным причинам.

Нормы выработки устанавливаются исходя из технических характеристик машин и опыта их эксплуатации руководителем строительного предприятия и могут корректироваться по мере их износа и квалификации машиниста. Плановые годовые нормы выработки распределяются по кварталам, месяцам и декадам в зависимости от условий производства работ в отдельные периоды. Особое значение эти условия имеют для машин, применяемых на земляных работах, которые зависят от географического положения предприятия и времени года.

Для машин, выполняющих разнородные операции, при которых не может быть установлена единая единица измерения производительности в физическом выражении, или выполняющих работы, объем которых трудно учесть, нормы выработки устанавливаются в часах работы. К таким машинам можно отнести башенные краны, бульдозеры, погрузки и т.д. Поскольку нормы выработки таких машин устанавливаются в часах работы, требующееся их число не может быть установлено на основе данных об объеме работ в физическом выражении. Потребности в таких машинах определяются по общему календарному графику строительства и ввода в действие объектов, в соответствии с которым определяются сроки доставки, монтажа и вывозки таких машин.

Для более точного планирования необходимости такого вида машин удобно использовать экспертные данные, полученные на основе опроса менеджеров, и на основании которых можно получить количественное сопоставление объемов выполненных работ с числом требуемого для этого техники с целью своевременного их выполнения. Эти данные могут применяться также для разработки перспективных планов работы строительного предприятия, а также при определении потребности в строительных машинах при выполнении больших объемов строительно-монтажных работ крупными строительными организациями, по которым детальный расчет на основе необъектных графиков затруднен.

Усредненные нормативы выработки машин в единицах конечной строительной продукции или нормы расхода времени работы машин на 1 млн. руб. объема строительно-монтажных работ рассчитываются на основе технической документации по наиболее типичным объектам, т.е. по тем видам строительства, которые в основном ведет данная строительная организация.

Зная нормы расхода времени работы машин на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ по отдельным видам строительства, а также структуру работ, выполняемых данной строительной организацией, можно рассчитать среднюю норму расхода машиносмен на 1 млн. руб. объема строительно-монтажных работ. Эти нормы могут быть использованы для определения потребностей в машинах по объемам планируемых к выполнению работ согласно прогнозированного спроса на услуги и работы реализуемые данным строительным предприятием.

Для обеспечения требующегося среднего числа машин необходимо рассчитывать какое их количество должно быть поставлено на объекты строительного предприятия в течение планируемого периода дополнительно к имеющимся на начало этого периода. Это количество определяется с учетом сроков поставки и необходимости замены машин, выбывающих в планируемом периоде вследствие физического и морального износа по формуле [5]:

Ми = (М -Мo)kv + А,

о г V

к -______________12___________

Р (£ Мд )Т / X Ми ,

где М - среднесписочное количество машин, требующееся на планируемый период;

М,

количество машин, имеющихся в наличии до начала

планируемого периода;

А - количество машин подлежащих списанию;

кр - коэффициент, учитывающий равномерность поставки машин в течении планируемого периода;

Мд - количество (партия) машин поставляемых в отдельные сроки;

Т - продолжительность периода от момента поставки до конца планируемого года.

Важным фактором, влияющим на эффективность использования строительных машин, является оптимальное планирование расходов на их эксплуатацию.

В целях наиболее эффективного использования машин, рационального маневрирования ими, улучшения технического обслуживания и ремонта все основные строительные машины сосредотачиваются в специальном для этого подразделении главного механика строительного предприятия.

В общем случае расходы на эксплуатацию строительных машин, производимые строительным предприятием, складываются из оплаты машинистам и расходов на горюче-смазочные материалы, запасные части, ремонт и обслуживание и определяются их сметой.

Средняя плановая себестоимость одной машиной смены рассчитывается на основе смет затрат на эксплуатацию строительных машин по всем машиноэксплуатационным хозяйствам строительного предприятия, утвержденных руководителем предприятия и составленных на основе рыночных цен на требуемые для эксплуатации машин материалы.

Кроме того, в состав расходов на эксплуатацию машин входят так же расходы на устройство временных сооружений и приспособлений, связанных с работой машин, например, рельсовых путей для подъемных кранов и т.п.

При планировании механизации следует применять различные методы математического программирования и оптимизации, позволяющие решать задачи использования парка машин оптимальным образом. К таким задачам следует отнести задачу оптимального распределения машин разных типов по разным видам строительства,

которая в общем случае является многокритериальной. При этом задача ставится следующим образом. Требуется при заданной программе работ по различным строительным объектам (площадкам) определить такую расстановку машин, чтобы работы были выполнены в срок, а общая производительность машин была бы максимальной при минимальных общих затратах на эксплуатацию. Другими словами задача оптимальной эксплуатации строительных машин сводится к многокритериальной задачи, решаемой по Парето, и ориентированной на определение оптимального плана использования машин на различных стройках, при котором могут быть получены наилучшие технико-экономические показатели.

Оптимизирована может быть так же задача поиска варианта плана перебазирования машин с одних объектов на другие, при котором обеспечивается минимальна величина транспортных расходов.

Проблема закупки новых строительных машин и их поставка должна также решаться оптимальным образом путем установления прямых связей с заводами изготовителями. Для этого вначале строится план годовой поставки, в котором отражается время, вид и количество поставляемых машин. Затем с заводом изготовителем заключается договор на поставку оборудования и машин в виде спецификации. Сроки поставки строительных машин и оборудования указываются в данной заказной спецификации.

Литература:

1. Кобалов Е.Б. Программно-целевой подход в планировании и организации строительства. -М.: Новосибирск: Наука, 1986.

2. Сборник норм и расценок на строительные работы (СниР-91), № 1-34, 36-47.

3. Черняк Т.В. Система нормативных документов в строитель-стве//Экономика строительства, 1996, № 3.

4. Управление проектами/Под ред. Шапиро В.Д. -М.: Газпром, 1996.

5. Организация и планирование строительного производства/ Под ред. И.Г. Галкина. -М.: Высшая школа, 1985.

КОНТРОЛЛИНГ КАК ОДНА ИХ ФУНКЦИЙ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Гаджимагомедов Т.Ч., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Анализируются основные проблемы управления предприятиями сферы услуг в условиях рынка. Рассматривается один из способов решения этих проблем на основе применение методов контроллинга. Совершенствуются принципы организации контроллинга на предприятии сферы услуг.

Ключевые слова: предприятие сферы услуг, контроллинг, повышение эффективности управления.

KONTROLLING AS ONE THEIR FUNCTION OF EFFICIENT MANAGEMENT ENTERPRISE SPHERES OF THE SERVICES

Gadzhimagomedov T., competitor Dagestanskogo state technical university

The main problems of management enterprise spheres of the services are Analysed in condition market. One of the ways of the decision of these problems is Considered on base using the methods контроллинга. They Are Improved principles to organizations контроллинга on enterprise of the sphere of the services.

Keywords: enterprise of the sphere of the services, контроллинг, increasing to efficiency of management.

Одной из актуальных проблем современного этапа развития рыночных отношений в стране является разработка эффективных принципов управления предприятиями сферы услуг в новых условиях хозяйствования. К одному из подходов решения данной проблемы следует отнести совершенствование основных функций управления и их адаптацию к современным условиям рынка. В общем случае управление, которое (в широком смысле слова) определяется целенаправленной деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов), опирается на теорию и практику управления, является больше искусством, чем знанием и представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Иначе говоря, управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки управления к реальностям ситуации.

Сегодня среди множества трудностей, с которыми сталкиваются предприятия сферы услуг в процессе функционирования можно выделить следующие проблемы:

-самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений;

- отсутствия достаточного опыта;

- разрозненности производственных структур;

- необходимости обновления ассортимента и повышения качества оказываемых услуг;

ограниченность финансовых ресурсов.

При этом к одному из важнейших путей повышения эффективности функционирования предприятий является совершенствование организационных форм управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.