Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки УДК 629.76
А. А. Савоста Научный руководитель - Л. А. Оборин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ЛИТЫХ ЗАГОТОВОК НА ОСНОВЕ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКИ РАСПЛАВА
Описана сущность способа высокотемпературной обработки расплава при производстве литых заготовок турбонасосного агрегата.
Технологический режим выплавки сплавов, основанный на исследовании их физико-химических свойств в жидком состоянии и обеспечивающий формирование оптимальной и равновесной в данных условиях структуры расплава, получил в промышленности название высокотемпературной обработки расплава (ВТОР).
Основной проблемой литья по выплавляемым моделям является неспособность управлять процессом кристаллизации, последствием чего является появление усадочных (пор и рыхлот) дефектов в отливках. Для того чтобы изготовить качественную деталь, необходимо подготовить расплав. У хорошо подготовленного расплава должны отсутствовать всякие следы предыстории, он должен быть равновесным, т. е. в данных условиях максимально однородным. Наиболее доступным и достаточно эффективным методом формирования равновесной структуры расплава является температурное воздействие - ВТОР [1].
Сущность способа заключается в том, что расплав необходимо нагреть до критической температуры, ?к . При достижении данной температуры, энергия теплового движения частиц расплава становится соизмеримой с энергией разрыва наиболее прочных межатомных взаимодействий в неравновесных атомных ассоциациях, другими словами, с энергией активации процессов миграции наиболее сильно связанных частиц. Требуется также установить опытным путем необходимую продолжительность выдержки расплава
при критической температуре. Достаточно, как правило, 10-15 минут [1].
Положительные изменения в структуре привели к получению изделий с более высокими механическими свойствами. Применение ВТОР позволило увеличить кратковременные прочностные характеристики сплавов на 10-25 %, пластичность в 2-3 раза, ударную вязкость в 1,5-3 раза, предел длительной прочности на 10-20 %. Это привело к увеличению ресурса эксплуатации деталей в составе изделий на 30-50 %, повышению выхода годных отливок ответственного назначения на 15-20 %, позволило использовать металлургические и литниковые отходы и обеспечило экономию остродефицитных литейных сплавов [2].
Высокотемпературная обработка расплава является эффективной операцией при изготовлении литых деталей методом литья по выплавляемым моделям.
Библиографические ссылки
1. Оборин Л. А. Научно-технологические основы производства литых деталей по выплавляемым моделям для силовых установок летательных аппаратов : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. 238 с.
2. Оборин Л. А., Колмыков В. А., Назаров В. П. Высокотемпературная обработка литых корпусных деталей турбонасосных агрегатов // Вестник СибГАУ. Красноярск, 2012. № 4. С. 92-93.
© Савоста А. А., 2014
УДК 621.833
Н. В. Тетерина, Ю. В. Скутина Научный руководитель - Л. С. Малько Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ПЕРЕХОДНОЙ ЧАСТИ ЗУБА КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Речь ведется о разработке инструмента, предназначенного для обработки переходной части зуба крупномодульных зубчатых колес. Это обеспечит сокращение времени на изготовление инструмента, экономию на материальных затрат на техническую оснастку.
При нарезании зубчатых колес, подвергаемых операции термической обработки и последующим шлифовании рабочей части, обычно у основания зубьев предусматривается выполнение поднутрения (выкружки).
Выкружка делается для того, чтобы исключить образование уступа у ножки при последующим шлифовании. Наличие уступа весьма незначительна, так как он является концентратором напряжений и уменьшает изгибную прочность и выносливость зубьев колеса [1].