Научно-практическая статья УДК 793.38+796.06 © Саркисян Е. Б., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-489-494 5.8.5. Теория и методика спорта
Совершенствование технической подготовленности спортсменов — юниоров, занимающихся танцевальным спортом
Елена Борисовна Саркисян, аспирант, преподаватель кафедры физической культуры и спорта 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0614-3224 1 Сочинский государственный университет, 354000, Сочи, ул. Пластунская, 94, Россия
Реферат. Введение. Цель — разработать программу тренажа классического танца для повышения уровня технической подготовленности спортсменов в танцевальном спорте и выявить ее эффективность. Объект исследования — процесс технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке программы тренажа классического танца для спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом, на основе специфики техники классического танца для европейских и латиноамериканских программ танцевального спорта. Материалы и методы. Проводился анализ специальной научной литературы. Использовались методы математической статистики. Исследование осуществлялось на базе спортивного танцевального клуба «Металлург» г. Красноярска с участием 20 спортсменов — юниоров 12-15 лет (по 10 юниоров в экспериментальной и контрольной группах). Результаты и обсуждение. Разработана программа тренажа классического танца для повышения уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом. Экспериментальная программа тренажа классического танца разрабатывалась с учетом развития технических особенностей юниоров и распределялась по нескольким недельным микроциклам, предусматривала использование тренировочных средств, разную направленность, повторяемость и последовательность. Особенность экспериментальной методики заключалась в систематическом применении разработанной программы тренажа классического танца 2 раза в неделю по 60 минут. Выводы. Исследование выявило, что предложенная программа тренажа классического танца оказала эффективное воздействие на прирост уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом.
Ключевые слова: подготовка, программа, тренаж, юниор, тренировочный процесс, бальные танцы
Для цитирования: Саркисян Е. Б. Совершенствование технической подготовленности спортсменов — юниоров, занимающихся танцевальным спортом // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 489-494. https^/doi^g/lO. 24412/1999-6241-2024-499-489-494
Scientific and Practical Article UDC 793.38+796.06 © Sarkisyan E. B., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-489-494 5.8.5. Theory and Methods of Sport
Improving Technical Proficiency of Junior Athletes engaged in Dance Sports
Elena B. Sarkisyan, post-graduate student, instructor at the chair of Physical Culture and Sports i; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0614-3224 i Sochi State University, 94 Plastunskaya st., Sochi, 354000, Russia
Abstract. Introduction. The goal is to develop a classical dance coaching program to increase the level of technical proficiency of athletes in dance sports and to identify its effectiveness. The object of the study is the process of technical training of junior athletes aged 12-15, engaged in dance sports. The scientific novelty of the research is as follows: the author developed her own program of classical dance coaching for junior athletes aged 12-15, engaged in dance sports, based on the specifics of classical dance techniques for European and Latin American dance sports programs. Materials and Methods. Analysis of special scientific literature and methods of mathematical statistics were employed. The study was conducted on the basis of the METALLURG sports dance club in Krasnoyarsk with the participation of 20 junior athletes aged 12-15 (10 juniors each in the experimental and control groups). Results and Discussion. A classical dance coaching program has been developed to increase the level of technical proficiency of junior athletes aged 12-15, engaged in dance sports. The experimental classical dance coaching program was developed with regard to advancement of the technical characteristics of juniors, and was distributed over several weekly microcycles, using training tools, with different focus, repeatability and consistency. The peculiarity of the experimental technique was the systematic application of the developed classical dance coaching program 2 times a week for 60 minutes. Conclusions. The study revealed that the proposed classical dance coaching program effectively influenced the increase in the level of technical proficiency of junior athletes aged 12-15, engaged in dance sports.
Keywords: training, program, coaching, junior, training process, ballroom dancing
Citation: Sarkisyan E. B. Improving the Technical Proficiency of Junior Athletes engaged in Dance Sports. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 489-494 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-489-494
Основные положения
1. Применение программы тренажа классического танца в тренировочном процессе спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом, способствует увеличению числа высококвалифицированных спортсменов, обладающих высоким уровнем артистической, технической, психологической, физической, музыкально-двигательной и тактической подготовленности.
2. Эффективное воздействие на прирост уровня технической подготовленности танцоров 12-15 лет оказало внедрение экспериментальной программы тренажа классического танца в тренировочном процессе танцевального спорта. У юниоров, занимающихся по методике использования тренажа классического танца, при ограниченном времени тренировочной программы наблюдается повышение уровня технической подготовленности, что дает возможность получения спортивного разряда за короткий период подготовки.
Введение
Актуальность, значимость, сущность проблемы.
На современном этапе развития России необходимо обновление в области физической культуры, спорта и всей системы образования. Требуются перемены качества и модернизация образования, условий самого тренировочного процесса, это приведет к инновационному типу всей системы танцевального спорта России. Танцы как вид спорта включают в себя различные направления: танцы на льду, формейшен, бальный и современный танец, буги-вуги, акробатический рок-н-ролл и брейкинг.
С 2024 г. брейкинг включен в олимпийский вид спорта. Впервые спортсмены танцевальной направленности будут участвовать в олимпийских играх в Париже-2024. Это приведет к популяризации, конкуренции и прибыльности Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла как олимпийского вида спорта [1]. К этому стремилось не одно поколение лучших танцоров, педагогов и тренеров. Следует отметить, что появляются новые направления танцевального спорта, такие как pro-am, американ смус, дуэты, ансамбли и соло. Это обусловливает повышение уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет в танцевальном спорте. Значимость проблемы заключается во влиянии программы тренажа классического танца на повышение уровня технического мастерства. Основные технические навыки формируются в процессе подготовки спортсменов —юниоров 12-15 лет. Сущность проблемы состоит в разработке программы тренажа классического танца для дальнейшего совершенствования технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом, и получения спортивного разряда за короткий период подготовки.
Цель — разработка программы тренажа классического танца для повышения уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров в танцевальном спорте и оценка ее эффективности.
Теоретические предпосылки, обзор и степень изученности проблемы. Танцевальный спорт считается самым доступным по возрастным категориям от 3 до 100 лет. Разрабатываются новые доступные программы, которые к профессиональному виду спорта добавляют массовый спорт, школьный и студенческий спорт, любительский и олимпийский (только для сильнейших спортсменов) [2-3].
Анализ опыта, научно-методической литературы и, главное, наследия А. Я. Вагановой [4] привел к модернизации авторской программы тренировочного процесса спортсменов — юниоров в танцевальном спорте, которая направлена на совершенствование технической подготовленности, что приводит к наилучшим результатам за короткий период времени.
Так, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер сборной команды России И. А. Винер-Усманова широко использует в своей тренерской деятельности элементы классического танца [5].
Эффективность применения элементов классического танца в тренировочном процессе фигуристов видит заслуженный тренер по фигурному катанию Э. Г. Тут-беридзе *.
Результативность спортсменов в танцевальном спорте зависит от оптимального сочетания артистической, тактической, технической, психологической, музыкально-двигательной и физической подготовленности. Это признают многие специалисты: М. А. Терехова, Г. А. Чикалова [6], И. В. Гайдамашко и И. В. Бабич [7], Н. В. Гришина [8], Е. П. Ильин [9], Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов [10], Л. П. Матвеев [11] и др.
Частноотраслевая методология исследования основана на фундаментальных изысканиях в области техники бальных танцев (А. Мур [12], Ю. Пин [13], Г. Говард [14], У. Лэрд [15], G. Hearn [16-18], R. Trautz [19]) и классического танца (А. Я. Ваганова [4], Н. П. Базарова и В. П. Мей [20], В. С. Костровицкая [21], Sh. Hancock [22]).
Для достижения высоких результатов широко стал использоваться метод психодиагностики, включающий в себя взаимоотношение между «тренером — танцором — родителем», психологическую совместимость танцора в паре и психологическую готовность спортсмена к соревнованиям. С точки зрения И. В. Гайдамашко и И. В. Бабичева, нет единого мнения по использованию метода психодиагностики высококвалифицированными тренерами с большим стажем работы [23].
На тренировочном этапе воспитания спортсменов тренеру необходимо уделять одинаковое количество времени их общей и специальной физической подготовке, а в процессе взросления подопечных и увеличения уровня технического мастерства необходимо снижать общую физическую подготовку и повышать специальную.
Средний школьный возраст детей — 12-15 лет — самый благоприятный и сенситивный для развития большинства физических и технических способностей,
* Чемпионат. Фигурное катание. URL: https://www.championat.com/figureskating/article-4747005-kak-uchenicy-tutberidze-i-drugie-figuristy-zanimayutsya-tancami-intervyu-s-alekseem-zheleznyakovym-ramilem-mehdievym.html (дата обращения: 20.01.2024).
так как достигается определенный уровень умственной и физической работоспособности на занятиях по танцевальному спорту.
Одним из способов повышения уровня технической подготовленности спортсменов-юниоров является тренаж классического танца. Его содержание — система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, а также на расширение арсенала их выразительных средств.
Программа тренажа способствуют решению образовательных задач. Так, расширяется объем двигательных умений и навыков за счет движений классического танца, что позволяет значительно улучшить выполнение соревновательных танцевальных программ юниоров.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе региональной общественной спортивной организации «Союз танцевального спорта Красноярского края», спортивного танцевального клуба «Металлург» Красноярска. В нем приняло участие 20 спортсменов — юниоров 12-15 лет (по 10 юниоров в экспериментальной и контрольной группах). С двумя группами спортсменов тренировочные занятия осуществлялись на протяжении шести месяцев. Систематическое применение новой программы тренажа классического танца по одному часу два раза в неделю являлось особенностью экспериментальной методики. В процессе педагогического эксперимента тренировочные занятия проводились пять раз в неделю: 2 часа групповые занятия — 3 раза в неделю, 3 часа индивидуальные занятия — 2 раза в неделю.
Таблица. Программа тренажа классического танца (Table. Classical dance coaching program)
Раздел тренажа Содержание программы Дозировка Организационно-методические указания
1. Exercice у станка Demi и grandplié на пяти позициях 2 повторения, по 1 на каждую сторону Правильное дыхание. Обращать внимание на снижение и подъемы ног
Battement tendu 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Обращать внимание на скольжение всей стопы по полу
Battemet tendu jeté 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Резкое отрывистое движение рабочей ноги от пола на 45°
Rond de jambe par terre 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Правильное введение носка в движение ноги по полу и соблюдение выворотности
Battement fondu 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Мягкость снижения в опорной ноге и правильное отведение рабочей
Battement frappe 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Быстрое приведение и отведение рабочей стопы от опорной
Rond de jambe en l'air 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Соблюдать правильную траекторию рабочей ноги в воздухе
Petit battement 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Сохранять вертикаль при быстрой работе рабочей ноги
Battement developpe 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Контролировать опорную ногу и не переносить вес на станок
Grand battement jetè 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Быстрое поднятие ноги выше на 90-120° и плавное опускание ноги в исходную позицию
2. Exercice на середине Demi и grandplié на пяти позициях 2 повторения, по 1 на каждую сторону Правильное дыхание. Обращать внимание на снижение и подъемы и выворотность ног на середине
Battement tendu 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Сохранить устойчивость ног. Обращать внимание на скольжение всей стопы по полу
Battemettendujeté 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Контролировать правильное положение рук. Резкое отрывистое движение рабочей ноги от пола на 45°
Rond de jambe par terre 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Устойчивость опорной ноги. Правильное введение в движение носка ноги по полу, соблюдение выворотности и подтянутого корпуса
Battement fondu 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Мягкость снижения в опорной ноге и правильное отведение рабочей. Держать баланс
Battement frappe 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Быстрое приведение и отведение рабочей стопы от опорной
Rond de jambe en l'air 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Соблюдать правильную траекторию рабочей ноги в воздухе
Petit battement 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Сохранять вертикаль при быстрой работе рабочей ноги
Battement developpe 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Контролировать баланс опорной ноги и удержание рабочей
Grand battement jetè 2 повторения, по 1 на ПН и ЛН Быстрое поднятие ноги выше на 90-120° и плавное опускание ноги в исходную позицию
3. Allegro Trampoline 8-16 прыжков подряд, по 2 повторения В медленном и быстром темпе, после каждого повторения отдых 15 с
Saute на пяти позициях 2 повторения В медленном и быстром темпе, после каждого повторения отдых 10 с
Pas assemble 2 подхода по 4 прыжка В медленном и быстром темпе, после подхода отдых 10 с
4. Port de bras Port de bras первое Port de bras второе Port de bras третье по 2 повторения на каждую сторону рук Наблюдать за работой рук, сохранением позиций ног и правильной работой головы
Примечания: ПН — правая нога; ЛН — левая нога.
Результаты и обсуждение
Разработка и обоснование программы тренажа.
Программа тренажа классического танца, разработанная для спортсменов — юниоров 12-15 лет, включает в себя 4 раздела:
— exercice у станка — 10 упражнений;
— exercice на середине зала — 10 упражнений;
— allegro — 3 упражнения;
— port de bras — 3 упражнения.
Разработанная программа тренажа классического танца для экспериментальной группы представлена в табл.
В начале программы тренажа применяли первый раздел еxercice у станка в течение 20-25 минут, включающий в себя 10 последовательных комбинаций упражнений, направленных на точность и рациональное выполнение элементов тренажа.
Далее применяли еxercice на середине зала на протяжении 20-25 минут. Сложность раздела заключалась в следующем: без помощи опоры сохранить равновесие тела и выворотность ног. Заключительные разделы allegro и ро^ de bras выполнялись по 5-10 минут.
Опытно-экспериментальная работа. Для оценки идентичности групп было поведено тестирование.
Исходный уровень спортсменов — юниоров 12-15 лет контрольной и экспериментальной групп достоверно не различался (р>0,05).
При сравнении показателей исходного и итогового результатов основного педагогического эксперимента выявлены следующие изменения компонентов техники:
1. В тесте «фигуры европейской программы», характеризующем уровень технической подготовленности основных фигур, в контрольной группе исходный уровень был 8,8±0,6 балла, итоговый уровень улучшился до 9,4±0,6 балла, изменения статистически значимы (p<0,05).
В экспериментальной группе исходный уровень составлял 8,9±0,7 балла, итоговый уровень достиг 9,8±0,4 балла, изменения статистически значимы (p<0,05). Так, улучшилось качество таких компонентов техники в сольном выполнении, как «подъемы и снижения», «позиции рук», «работа стопы» и «степень поворота».
2. В тесте «фигуры латиноамериканской программы», определяющем уровень технической подготовленности основных фигур, в контрольной группе исходный уровень был 8,8±0,8 балла, итоговый уровень поднялся до 9,1±0,6 балла, изменения статистически значимы (p<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы составлял 8,9±0,7 балла, итоговый уровень достиг 9,9±0,4 балла, изменения статистически значимы (p<0,05) и объясняются улучшением компонентов техники «работа стопы», «повороты корпуса», «работа рук».
3. В тесте «европейская программа», отражающем уровень технической подготовленности основных вариаций европейской программы, исходный уровень в контрольной группе был 15,4±1,7 балла, итоговый уровень — 17,6±2,4 балла. Изменения статистически значимы (p<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы — 16,0±1,3 балла, итоговый уровень — 21,4±1,3 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05). В результате улучшены компоненты техники выполнения в паре: «ритм вариации», «позиции стопы», «позиции рук в паре», «подъемы и снижения», «СВМ, СВМР, выполняемые партнером и партнершей», «свея» «парный баланс в динамике и статике».
4. В тесте «латиноамериканская программа», характеризующем уровень технической подготовленности основных вариаций латиноамериканской программы, исходный уровень в контрольной группе был 15,4±1,0 балла, итоговый уровень — 17,8±1,8 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы был 14,4±1,4 балла, итоговый уровень — 19,4±0,8 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05). Произошло улучшение компонентов техники «музыкальный размер вариации», «специфические латинские движения для партнера и партнерши», «положение и работа рук соло и в паре», «сольный и парный стабильный баланс в динамике и статике».
5. В тесте «классический танец» исходный уровень в контрольной группе составил 5,9±0,7 балла, итоговый уровень — 7,0±1,2 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы был 61±0,9 балла, итоговый уровень достиг 8,3±1,2 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05). Систематическое применение программы тренажа классического танца привело к повышению качества рационального выполнения элементов программы тренажа.
6. В тесте «вариации европейской программы» определялся уровень технической подготовленности пяти конкурсных вариаций на соревновательном уровне. Исходный уровень в контрольной группе был 79,2±10,8 балла, итоговый уровень улучшился до 93,0±14,1 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы был 78,0±8,1 балла, итоговый уровень поднялся до 122,0±3,2 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05). В совокупности улучшены качества соревновательных компонентов техники «музыкальное движение», «презентация и хореография танца», «партнерство», «техника движений», характерных для европейской программы.
7. В тесте «вариации латиноамериканской программы» характеризовался уровень технической подготовленности пяти конкурсных вариаций латиноамериканской программы на соревновательном уровне. Исходный уровень в контрольной группе был 80,0±9,0 балла, итоговый уровень улучшился до 92,8±6,8 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05).
Исходный уровень экспериментальной группы составлял 76,4±9,6 балла, итоговый уровень улучшился до 122,2±2,7 балла. Изменения статистически значимы (р<0,05), что можно объяснить совокупностью повышения качества соревновательных компонентов техники
Рис. Изменение показателей технической подготовленности спортсменов-юниоров относительно исходного уровня, % (Fig. Change in the indicators of technical proficiency of junior-athletes compared to the initial level, %)
в парном и сольном исполнении «музыкальное движение», «презентация и хореография танца», «партнерство», «техника движений», характерных для данной программы.
Все изменения с применением разработанной программы тренажа классического танца помогли спортсменам — юниорам 12-15 лет повысить уровень технической подготовленности путем выполнения 10 танцев европейской и латиноамериканской программы в танцевальном спорте.
Педагогические исследования позволили выявить прирост показателей технической подготовленности спортсменов в результате применения программы тренажа классического танца (рис.).
Установлено, что после педагогического эксперимента в экспериментальной группе спортсменов повысился уровень технической подготовленности по сравнению с контрольной группой:
— в тесте «фигуры европейской программы» в контрольной группе прирост результатов составил 6,8%, в экспериментальной — 10,1%, что можно объяснить улучшением качества исполнения таких компонентов техники в сольном выполнении, как «работа стопы», «позиция рук», «степень поворота», «подъемы и снижения»;
— в тесте «фигуры латиноамериканской программы», определяющем уровень технической подготовленности основных фигур в сольном исполнении: 3,4% — в контрольной группе, 11,4% — в экспериментальной. Улучшены компоненты техники «работа стопы», «повороты корпуса», «работа рук»;
— в тесте «европейской программы», характеризующем уровень технической подготовленности основных вариаций европейской программы, показатели повысились в обеих группах: в контрольной — на 14,3%, в экспериментальной — на 33,8%. Улучшились компоненты техники выполнения в паре «ритм вариации», «позиции стопы», «позиции рук в паре», «подъемы и снижения», «СВМ, СВМР, выполняемые партнером и партнершей», «свея», «парный баланс в динамике и статике»;
— в контрольном испытании «латиноамериканской программы», отражающем уровень технической подготовленности основных вариаций латиноамериканской программы, в контрольной группе прирост результатов составил 15,6%, в экспериментальной — 34,7%, что можно объяснить улучшением компонентов техники «музыкальный размер вариации», «специфические латинские движения для партнера и партнерши», «положение и работа рук соло и в паре», «сольный и парный стабильный баланс в динамике и статике»;
— «классический танец». В контрольной группе юниоров уровень возрос на 17%, в экспериментальной — на 36%, что можно объяснить систематическим применением программы тренажа классического танца, который привел к повышению качества рационального выполнения элементов;
— улучшение уровня технической подготовленности пяти конкурсных вариаций на соревновательном уровне при выполнении теста «вариации европейской программы» в контрольной группе составило 17,4%, в экспериментальной — 56,4%, что можно объяснить совокупностью улучшения качества соревновательных компонентов техники «музыкальное движение», «презентация и хореография танца», «партнерство», «техника движений», характерных для европейской программы;
— в контрольной и экспериментальной группах в «вариациях латиноамериканской программы» данный уровень составил 16 и 60% соответственно, что можно объяснить совокупностью улучшения качества соревновательных компонентов техники в парном и сольном исполнении «музыкальное движение», «презентация и хореография танца», «партнерство», «техника движений», характерных для данной программы.
Выводы
1. Программа тренажа классического танца включает в себя 4 раздела (1. Exercice у станка — 10 упраж-
нений. 2. Exercice на середине зала — 10 упражнений. 3. Allegro — 3 упражнения. 4. Port de bras — 3 упражнения), направленных на ускорение тренировочных воздействий для достижения артистической, технической, психологической, физической, музыкально-двигательной и тактической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет.
2. Разработанная программа тренажа классического танца для повышения уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров, занимающихся танцевальным спортом, внедрена в тренировочный процесс региональной общественной спортивной организации «Союз танцевального спорта Красноярского края», в спортивный танцевальный клуб «Металлург» г. Красноярска.
3. Результат предложенной программы, в отличие от традиционных занятий, отразился на повышении показателей технической подготовленности спортсменов — юниоров экспериментальной группы по сравнению с показателями контрольной группы, в которой не использовали тренаж классического танца в процессе тренировки.
4. Выявлено, что предложенная программа тренажа классического танца оказала эффективное воздействие на прирост уровня технической подготовленности спортсменов — юниоров 12-15 лет, занимающихся танцевальным спортом, что дает возможность получения спортивного разряда за короткий период подготовки. Следовательно, у юниоров, занимающихся по методике использования тренажа классического танца, при ограниченном времени тренировочной программы наблюдается ускоренное совершенствование двигательных умений и навыков, что приводит к лучшим спортивным достижениям.
Область применения и перспективы исследования. Материалы исследования могут быть использованы тренерами по танцевальному спорту в целях повышения уровня технической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта. Целесообразность дальнейшего изучения тренажа классического танца для подготовки спортсменов, занимающихся танцевальным спортом, обусловливается его важностью применения в тренировочном процессе спортсменов — юниоров 12-15 лет для получения высшего спортивного разряда.
Список источников / References
1. Саркисян Е. Б. Танцевальные спортивные клубы в системе танцевального спорта России // Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов : мат-лы междунар. науч. конгресса, посвященного 90-летию Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ / под общ. ред. Л. А. Рапопорта. Екатеринбург, 2023. С. 413-420.
2. Саркисян Е. Б. Виды спортивной подготовки спортсменов спортивного бального танца // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития : мат-лы I междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму : в 2 ч. / отв. ред. М. А. Ермакова. Красноярск, 2022. Ч. 1. С. 153-156.
3. Саркисян Е. Б. Особенности и перспективы развития студенческого танцевального спорта в России // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития : мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму / отв. ред. М. А. Ермакова. Красноярск, 2023. С. 449-452.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб., 2000. 192 с.
5. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 21 с.
6. Терехова М. А., Чикалова Г. А. Средства, методы и организация физической подготовки танцоров на этапе начальной спортивной специализации : монография. Волгоград, 2015. 192 с.
7. Гайдамашко И. В., Бабич И. В. Классификация видов спорта с точки зрения психологического сопровождения подготовки спортсменов // Психология и педагогика спортивной деятельности. 2022. № 1(61). С. 54-60.
8. Гришина Н. В. Подготовка фигуристов: основы управления. М., 1986. 128 с.
9. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2008. 352 с.
10. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие. М., 2008. 476 с.
11. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет. СПб., 2014. 260 с.
12. Мур А. Бальные танцы (квикстеп, вальс, фокстрот, танго). СПб.,1993. 319 с.
13. Пин Ю. Техника исполнения латиноамериканских танцев. Лондон, СПб., 1996. 71 с.
14. Говард Г. Техника европейских танцев. М., 2003. 255 с.
15. Лэрд У. Техника латиноамериканских танцев. М., 2003. 236 с.
16. Hearn G. Evolution of body rhythm and dynamic formation. Geoffrey & Diana Hearn. 2014. 259 р.
17. Hearn G. A Technique of Advanced Latin-American Figures. Geoffrey & Diana Hearn. 2010. 272 р.
18. Hearn G. A Technique of Advanced Standard Ballroom Figures. Geoffrey & Diana Hearn. 2004. 240 р.
19. Trautz R. The art and technique of ballroom dancing. English, 2012. 176 p.
20. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца: первые три года обучения : учеб. пособие. СПб., 2010. 240 с.
21. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. СПб., 2011. 262 с.
22. Hancock Sh. Dance technique and injury prevention. Justin Howse, Shirley Hancock; Forew. by Dame Ninette de Valois. New York, 2014. 196 p.
23. Гайдамашко И. В., Бабич И. В. Организационно-педагогические условия применения психодиагностики в работе тренеров в детско-юношеском спорте // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 2(55). С. 60-65.
Поступила 30.05.2024; одобрена после рецензирования 07.07.2024; принята к публикации 30.08.2024.