Научная статья на тему 'Совершенствование тарифов в пригородном пассажирском движении'

Совершенствование тарифов в пригородном пассажирском движении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пригородные пассажирские компании / методика формирования тарифов / ценовая дискриминация

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Людмила Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования пригородных пассажирских компаний. Актуальной является проблема установления тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Рассмотрены новая методика формирования тарифов и возможность использования ценовой дискриминации в пригородных пассажирских тарифах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование тарифов в пригородном пассажирском движении»

УДК 656.032

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФОВ В ПРИГОРОДНОМ ПАССАЖИРСКОМ ДВИЖЕНИИ

Л.Г. Прохорова

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования пригородных пассажирских компаний. Актуальной является проблема установления тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Рассмотрены новая методика формирования тарифов и возможность использования ценовой дискриминации в пригородных пассажирских тарифах.

Ключевые слова: пригородные пассажирские компании; методика

формирования тарифов; ценовая дискриминация.

Введение

В условиях реформирования железнодорожного транспорта и реорганизации ОАО «РЖД» актуальным и чрезвычайно важным является рассмотрение проблем, связанных с созданием пригородных пассажирских компаний. Основной задачей создаваемых компаний будет выход на безубыточный уровень работы.

Данная статья посвящена рассмотрению основных проблем, стоящих перед пригородным пассажирским движением, а также освещены возможные варианты совершенствования тарифов данного вида сообщения.

1.Проблемы создания Пригородных пассажирских компаний

Согласно Программе структурной реформы пригородное пассажирское сообщение выделяется в отдельный независимый вид деятельности. В последующем предполагается создание пригородных компаний в форме дочерних обществ ОАО «РЖД» с участием администраций субъектов РФ, на территории которых будут функционировать компании.

Вливание частного капитала в создаваемые компании приветствуется, однако наплыва инвесторов со стороны бизнес структур не наблюдается. Объяснение такого положения дел имеется - убыточность данного вида деятельности. Доход от продажи билетов ничтожен, огромное количество льготных категорий пассажиров, груз социальной ответственности, неполная компенсация убытков региональными бюджетами - это лишь наиболее очевидные проблемы пригородного пассажирского движения.

Создание Пригородных пассажирских компаний должно вывести данный вид перевозок на новый качественный уровень. Если на рынке железнодорожных перевозок ППК будут оставаться монополистами, то на рынке пригородных перевозок в целом они столкнуться с серьёзной конкуренцией со стороны автомобильного транспорта.

Проведенные маркетинговые исследования в Московской и Ленинградской областях, показали, что всё большее количество пассажиров отдают предпочтение при выборе способа передвижения маршрутным автобусам. Железнодорожный транспорт уступает и в удобстве расписания, и в комфортности поездки. Лишь по одному пункту железнодорожники не имеют конкурентов - безопасность поездки, но всегда ли думает об этом пассажир. Рыночные отношения выдвигают на первый план другие показатели конкурентоспособности - цена и качество.

Величина тарифа всегда была больной темой для пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Уровень тарифа искусственно занижался по причине социальной значимости данного вида перевозок. Стоимость билета даже наполовину не покрывала себестоимости перевозки. Убытки от пригородного сообщения брала на себя сама дорога, покрывая их доходами от грузового движения. С созданием ППК практика перекрестного субсидирования исчезнет. Роль компенсатора за понесенные убытки должны взять на себя администрации субъектов РФ.

Необходимо заметить, что создание ППК является одним из вариантов решения проблемы убыточности пригородных перевозок. Задача компаний будет состоять в выходе на рентабельный уровень работы. Добиться этого возможно не только путем сокращения льготных категорий на проезд, установкой на станциях автоматических пропускных турникетов, но и рационально используя коммерческие и торговые площади на вокзалах и пригородных станциях.

2. Совершенствование пригородных тарифов

2.1. Новая методика построения тарифов в пригородном пассажирском движении

Большое значение на этапе отказа от перекрестного субсидирования имеет методика формирования тарифа на пассажирские перевозки. Важно учесть все минусы существовавшей модели и предложить новую, учитывающую современные экономические отношения.

ВНИИЖТом была подготовлена «Методика построения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении», включающая в себя новую модель расчета тарифа на пригородные пассажирские перевозки, основанную на ряде принципиальных положений. Эти положения определены в «Концепции построения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении», также предложенной ВНИИЖТом.

Согласно Методике тариф должен устанавливаться на основе экономически обоснованных затратах железных дорог и создать условия для развития конкуренции и недискриминационного функционирования пассажирских компаний-перевозчиков.

В структуре тарифа предусматривается выделение нескольких составляющих (элементов - по местам возникновения затрат). Это сделано для достижения прозрачности деятельности предприятий железнодорожного транспорта, обеспечения условий для развития конкуренции в области пригородных пассажирских перевозок и выявления области сокращения эксплуатационных затрат.

2.2. Использование ценовой дискриминации в построении тарифов

Пригородные компании, являясь монополистом на рынке

железнодорожных перевозок, имеют широкие возможности для установления различных видов тарифов, используя ценовую дискриминацию.

В экономической теории принято выделять 3 вида ценовой дискриминации: совершенную, в зависимости от объема покупки и ценовую дискриминацию по группам потребителей.

Цель любой ценовой дискриминации заключается в максимально возможном изъятии потребительского излишка. В случае совершенной конкуренции монополист полностью изымает потребительский излишек. Ценовая дискриминация второго вида предусматривает установление различных цен в зависимости от объема покупки. Третий тип ценовой дискриминации используется, когда монополист имеет возможность разделить потребителей на группы и устанавливать для каждой группы различные цены.

Ценовая дискриминация и ранее использовалась в пассажирских перевозках. Примером могут служить абонементы и многоразовые проездные билеты, стоимость одной поездки по ним тем ниже, чем большее количество поездок пассажир оплачивает.

Развитие пригородного пассажирского движения позволит наиболее полно использовать возможности ценовой дискриминации. Так, установление различных тарифов может зависеть не только от объема покупки, но и от времени поездки (час «пик» и обычное время, выходные и будничные дни), качества предоставляемой услуги (комфортабельные электрички) и т.д.

Заключение

Реформирование железнодорожного транспорта в целом затрагивает все стороны организации перевозочного процесса, в том числе и тарифообразование. В связи с этим вопросы совершенствования тарифов являются актуальными и чрезвычайно важными.

Новая методика установления тарифов может обеспечить перевозчикам равные экономические возможности для конкуренции на единой инфраструктуре.

Использование ценовой дискриминации позволит ПИК увеличить свои доходы, улучшая качество предоставляемых услуг.

Библиографический список

1. Программа структурной реформы железнодорожного транспорта.

2. Проект Методики построения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

3. Концепция построения тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении

4. Вурос А., Розанова Н. "Экономика отраслевых рынков", Москва, 2000г.

5. Шерер Ф., Росс Д. "Структура отраслевых рынков", Москва, 1997г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.