Научная статья на тему 'Совершенствование таможенной инфраструктуры международных транспортных коридоров на Юге России'

Совершенствование таможенной инфраструктуры международных транспортных коридоров на Юге России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1465
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование таможенной инфраструктуры международных транспортных коридоров на Юге России»

© Е.И. Иншакова, 2006

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

НА ЮГЕ РОССИИ

Е.И. Иншакова

Развитие проходящих по территории РФ международных транспортных коридоров (МТК) в современных условиях глобализации мировой экономики и возрастания объемов товарообмена между странами и регионами становится приоритетным направлением государственной транспортной стратегии, направленной на ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек, ликвидацию региональных диспропорций транспортной системы. Это обеспечит реализацию потенциала России как транзитной державы, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков, рост объемов и диверсификацию экспорта транспортных услуг.

Вместе с тем формирование и эффективное функционирование МТК способствует решению назревших проблем не только в транспортной сфере. Например, в 30-х годах XX в. в США для преодоления негативных тенденций в экономике Ф.Д. Рузвельтом был предложен «новый курс» на ее интенсификацию через опережающее развитие ключевых инфраструктурных отраслей - энергетики и транспорта 1.

Совершенствование российской транспортной системы должны быть непосредственно нацелено на реализацию социальноэкономических и геополитических приоритетов государства. Макроэкономические эффекты деятельности МТК связаны с ростом доходов государства и других инвесторов от увеличения объемов транзитных перевозок и

повышения использования производственного потенциала транспортной инфраструктуры российских регионов, развития межрегиональных связей; с увеличением занятости населения в смежных отраслях экономики, ростом социальной стабильности, общим улучшением социально-экономической ситуации.

Не случайным поэтому является акцентирование внимания на проблемах и направлениях развития МТК в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и в разделе «Международные транспортные коридоры» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»2.

Однако российский транзитный потенциал пока используется недостаточно, особенно в Южном макрорегионе. Ряд стран, поддерживаемых международными финансовыми структурами, стремится проводить политику транспортной изоляции России на основе формирования альтернативных проектов транспортных коридоров, одним из которых является ТРАСЕ-КА: Европа - Черное море - Грузия (Поти) -Азербайджан (Баку) - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая.

В то же время звенья транспортной системы Юга России могут быть активно задействованы в евроазиатских МТК («Север -Юг», соединяющий страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии с европейской частью РФ и через Каспийское море с Ираном, Индией, Пакистаном; и «Транссиб»,

соединяющий Центральную Европу через Москву с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком и Китаем или через Юг России с Казахстаном и Монголией и Кореей), а также в продлеваемых в Россию панъевропейских коридорах и в перспективе - создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА.

Для этого необходимы соответствующая корректировка направлений и темпов развития транспортной системы Южного макрорегиона, применение экономических, правовых, социальных и политических механизмов интенсификации инвестиций в строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры МТК, совершенствование их функционирования.

Особое значение для развития МТК на Юге России может иметь повышение эффективности функционирования таможенной инфраструктуры на основе совершенствования ее информационного и организационного факторов путем реализации следующих мер:

- модернизации информационных систем таможенных органов Южного макрорегиона;

- формирования объединенной автоматизированной информационной системы (АИС) органов Южного таможенного управления (ЮТУ) как составной части федеральной Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС);

- использования новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе электронного декларирования и безбумажного документооборота;

- обеспечения информационной безопасности таможенных органов;

- материально-технического обустройства таможенных постов, а также пограничных пунктов пропуска;

- развития сотрудничества таможенных органов сопредельных государств на двухсторонней и многосторонней основе. Осуществление модернизации информационных систем подразделений ЮТУ в рамках проведения комплексной модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации предполагает развитие существующей телекоммуникационной инфраструктуры, а также обновление парка имеющейся компьютерной и специальной техники, внедрение новых инфор-

мационно-технических технологий и средств программного обеспечения. Только на этой основе можно будет обеспечить завершение формирования интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов РФ, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, оптимизацию, разработку и применение новых технологий и алгоритмов процедуры таможенного оформления и контроля.

Важная роль в решении этих задач отводится объединенной автоматизированной информационной системе таможенных органов ЮТУ, которая должна стать полноценным действующим элементом ведомственной ЕАИС федерального значения. В базах данных АИС ЮТУ должна аккумулироваться и обрабатываться необходимая информация, полученная в ходе мониторинга результатов деятельности участников внешнеторговых сделок; контроля таможенной стоимости, достоверности декларирования; контроля товаров после их выпуска в обращение на таможенной территории (на основе методов аудита); контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ; контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Наличие и использование такой информации позволит существенно уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов, по своему усмотрению облегчающими или усложняющими режим таможенного оформления для отдельных перевозчиков МТК.

Результативность функционирования такой информационной системы существенно возрастет при условии придания ей межведомственного характера, в первую очередь путем интегрирования баз данных таможенной и налоговой служб Российской Федерации. Внедрение электронного обмена информацией с другими органами (территориальными органами МНС, МВД, банками, кредитными организациями, органами управления государственным имуществом, государственными регистрационными палатами и т. д.) позволит в оперативном режиме получать исчерпывающую информацию, необходимую для осуществления быстрого и качественного таможенного оформления и эффективного таможенного контроля.

На этой основе становится возможной реализация широко применяемых в мировой практике таможенного регулирования ВЭД принципов «одного окна» (однократного предоставления информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированного государственного контроля, то есть проведения всех видов контроля в одном месте путем совмещения пограничного, таможенного, транспортного, санитарного и других видов контроля)3.

Внедрение электронных способов обмена информацией также позволит иметь постоянные контакты с таможенными и другими органами иностранных государств - партнеров по эксплуатации МТК. Расширение странового круга объектов сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли будет способствовать выявлению случаев недостоверного декларирования товаров. Вместе с тем для обеспечения международной сопоставимости полученных данных необходимо на основе принятых мировых стандартов совершенствовать российские технологии формирования информационной базы данных таможенной статистики.

Благодаря этому качественно улучшится информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, ее управленческого и нормативного регулирования.

Функционирование такой информационной сети дает осуществляющим интенсивный хозяйственный обмен сопредельным приграничным территориям дополнительный импульс для развития в отраслях информации и телекоммуникации, поскольку позволяет даже при наличии заметного информационного расслоения преодолевать информационную асимметрию в более короткие сроки и с большей эффективностью, чем между более удаленными «центральными» регионами. Эффективность развития хозяйственных систем приграничных регионов во многом обеспечивается за счет информационного обмена между вступающими во внешнеэкономические связи хозяйственными субъектами и зависит от характеристик и условий распространения потоков информации в информационном пространстве приграничной территории. В процессе внешнеэкономического об-

мена происходит увеличение информации за счет кросс-взаимодействий информационного фактора участников ВЭД, что является следствием необратимого характера возрастания информации как условия и результата эволюции хозяйственных систем4.

Неотъемлемым элементом АИС ЮТУ должна стать система электронного декларирования, внедрение которой будет способствовать:

- обеспечению прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов; созданию благоприятных условий выполнения таможенных формальностей юридическими и физическими лицами;

- минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах;

- сокращению сроков прохождения необходимых процедур при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу страны (на выполнение таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска - до 15 минут, доли досматриваемых партий товаров от общего количества перемещаемых через таможенную границу партий товаров - до 15 процентов);

- оптимизации соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;

- снижению трансакционных издержек производителей, транспортно-экспедиционных предприятий, потребителей товаров в результате ускорения основного таможенного оформления и прохождения грузов через границу;

- увеличению объемов товарных потоков;

- заметному росту доходов федерального бюджета;

- постепенному переходу к использованию технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт;

- смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров;

- повышению эффективности борьбы с контрабандой.

Действительно, сверхнормативный простой на автомобильных, железнодорожных, речных и морских терминалах подлежащих таможенному досмотру и осматриваемых автомобилей, железнодорожных вагонов, кораблей по-прежнему остается серьезной проблемой. Время ожидания и сама процедура досмотра могут достигать нескольких дней или даже недель. Например, сверхнормативные простои кораблей в ростовском порту составляли сутки, в новороссийском порту - более трех суток, в астраханском порту простои международных контейнеров достигали двадцати суток. Распространенной остается картина занятых вагонами с грузами, подлежащими таможенному досмотру, запасных и маневровых путей около железнодорожных узлов. Подобная практика ведет к увеличению транспортных издержек, росту себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, замедлению оборота товаров и капитала5.

Это не стимулирует международных перевозчиков к активизации перевозочного процесса через российские границы, снижает заинтересованность потребителей в дорожающих по этим причинам транспортных услугах, и, следовательно, может стать тормозом развития МТК, мешая привлечению транспортных потоков на территорию России.

Функционирование механизма электронного декларирования, интегрированного в механизм АИС ЮТУ и ЕАИС, позволит создать реальные условия для организации безбумажного документооборота и внедрения упрощенных таможенных процедур. Целесообразность их применения будет зависеть от характера информации о деловой репутации участников внешнеторговой деятельности, содержащейся в базах данных межведомственной автоматизированной информационной системы.

Кроме того, применение современных технологий таможенного оформления и контроля позволит сократить численность специалистов для досмотра транспортных средств и товаров; снизить расходы на расширение существующих (строительство новых) площадок для отстоя подлежащего досмотру транспорта и минимальной инфраструктуры «выживания» для ожидающих досмотра перевозчиков, экспедиторов, граждан, на строительство и содержание пунктов продажи конфискованных и брошенных товаров6.

В связи с этим особую остроту приобретает решение проблемы слабой материальнотехнической подготовленности таможен и таможенных постов в ЮФО к внедрению прогрессивных технологий таможенного дела. В официальном Перечне таможенных органов, имевших по состоянию на 8 ноября 2005 г. достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования 7, из 84 таможенных постов ЮТУ указаны только 4: Ростовский и Шахтинский таможенные посты Ростовской таможни, Волжский таможенный пост Волгоградской таможни, Ка-расунский таможенный пост Краснодарской таможни. Очевидно, что таможенные органы Юга России пока не готовы к повсеместному введению электронного документооборота. Это объективное следствие медленного внедрения информационно-технических средств деятельности таможенных органов, запаздывающего формирования локальных информационных сетей и их интегрирования в единую систему.

Однако интенсивное развитие электронных систем сбора, обработки, анализа и обмена информацией между таможенными и другими контролирующими органами на региональном, национальном и международном уровнях, в свою очередь, требует организации эффективно действующего механизма обеспечения информационной безопасности таможенных органов, оснащения их современными средствами защиты информации. От этого зависит уровень экономической безопасности страны и ее хозяйственных субъектов.

Совершенствование деятельности таможенной инфраструктуры в приграничных территориях ЮФО предполагает также развитие организационного фактора ее функционирования. Для этого необходимо, прежде всего, добиться оптимизации количества и мест расположения таможенных органов на основе укрупнения и рационального размещения таможенных постов с учетом объемов пассажирских и товарных потоков, проходящих через МТК, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности. По оценкам специалистов, плотность международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире. Наиболее густая сеть пограничных переходов - в

Калининградской области (в среднем 1 пункт на 27 км периметра границ). Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этом регионе наиболее близка к европейскому уровню. Для сравнения, в среднем по России этот показатель составляет 1 пункт на 112 км сухопутной границы 8.

Важным позитивным фактором назревших организационных преобразований в таможенной сфере ЮФО становится завершение соответствующего обустройства государственной границы и пограничных пропускных пунктов, таможенных постов и необходимой инфраструктуры на новых границах Юга. Новые границы полностью институционально не оформлены в соответствии с требованиями международного права, имеют место расхождения в подходах ряда стран СНГ и международных организаций (ВТО)9 к определению размеров приграничной полосы.

Актуальной для ЮФО является недостаточность финансовых средств для обустройства государственной границы на всей ее протяженности, технического оснащения пограничных автомобильных, железнодорожных и других пунктов пропуска, а также материальнотехнического обеспечения деятельности приграничных таможен и таможенных постов в соответствии с современными требованиями.

Серьезной проблемой также остается неразвитость или отсутствие приграничной инфраструктуры. В целом ряде случаев (например, на границе с Казахстаном и Грузией) новые приграничные регионы являются периферийными, удаленными от центра, с невысоким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой в целом, сложными природно-климатическими условиями.

В связи с этим актуальными задачами становятся:

- совершенствование обустройства приграничных таможенных постов, в том числе оформление их внешнего вида, и достижения их соответствия международным стандартам;

- повышение уровня материально-технического и информационного обеспечения деятельности приграничных таможенных органов;

- увеличение пропускной способности пограничных пунктов за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых, реконст-

рукции и модернизации существующих автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры и их эффективной эксплуатации;

- развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов для таможенного контроля большегрузных автомобилей и контейнеров, следующих по маршрутам МТК;

- создание современных складских таможенно-логистических терминалов. Практическая реализация перечисленных

направлений развития информационного и организационного факторов функционирования таможенной инфраструктуры ЮФО будет способствовать совершенствованию таможенного администрирования и таможенного контроля, качественному улучшению таможенного менеджмента, и, тем самым, эффективному функционированию МТК на Юге России.

В свою очередь, системное развитие международных и национальных транспортных коридоров 10 позволит сохранить и развить единое политическое, экономическое и оборонное пространство России; решить комплекс геостратегических задач, усилив позиции страны как транспортного моста между Европой, Азией и Америкой; добиться концентрации и экономии ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения; стимулировать комплексное освоение перспективных сырьевых баз; способствовать выравниванию социальноэкономического развития регионов; локализовать и свести к минимуму экологический ущерб, связанный с транспортной деятельностью.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Белова А. О развитии инфраструктуры, Портере и стереотипах // Профиль. 2005. 13 июня (№ 22). С. 48.

2 См. об этом: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Минтранс России, 2005; Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Режим доступа: http:// www.programs-gov.ru/cgi-bin/fcp_list.cgi.

3 См.: Концепция развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 г.: Проект. Режим доступа: http://www.customs.ru/ru/docs/ projects/detail.php.

4 См.: Калинина А.Э. Развитие информационного пространства региональной хозяйственной системы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 69.

5 См.: Федько В.П., Бондаренко В.А. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности России: эволюция, проблемы формирования и тенденции развития. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2004. С. 136.

6 Там же. С. 137-138.

7 Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. Режим доступа: http://

www.customs.ru/ru/electronic_declaring/list_bodies/

рорир^р.

8 См.: Макогон Ю.В., Ляшенко В.И. Формы и направления межрегионального трансграничного экономического сотрудничества. Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2003. С. 252.

9 См.: Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. кол. и отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: «Экономика», 2000. С. 66-67.

10 См.: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. С. 28-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.