СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ В ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНКАХ НА ШОССЕ
Кандидат педагогических наук А.А. Капустин
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Цель работы: оптимизация методики тактической подготовки велосипедиста к групповой гонке на шоссе.
В исследовании принимали участие 12 велосипедистов, имеющих квалификацию 1 разряд и КМС, в возрасте 17-18 лет.
Для контроля за тактической подготовленностью эффективной показала себя разработанная нами система оценки теоретических знаний и практической результативности тактических действий. Экспериментальное исследование позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами методики.
Ключевые слова: велосипедный спорт на шоссе, тактика групповой гонки, методика тактической подготовки.
Условия современного велосипедного спорта ставят перед спортсменами и тренерами серьезные задачи в достижении высоких скоростей, выработке большой выносливости и силы, умении рационально пользоваться физической и технической подготовленностью. Все эти задачи могут быть решены лишь при соответствующей учебной и тренировочной работе по тактической подготовленности гонщика. Наблюдения и анализ тренировочной работы в различных командах, включая и сборные команды регионов, показывают, что вопросам тактической подготовки тренеры уделяют крайне мало внимания. Из всех видов шоссейных гонок наиболее сложной является групповая гонка, включающая большинство элементов индивидуальных и командных тактических действий. Поэтому мы выбрали для нашего исследования именно этот вид соревнований.
В связи с вышеизложенным мы предположили, что планомерная тактическая подготовка велосипедистов будет способствовать лучшей реализации их физического и технического мастерства в достижении высоких спортивных результатов.
Целью нашего исследования являлась оптимизация методики тактической подготовки велосипедиста к групповой гонке на шоссе. Для осуществления постав-
ленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Проведение анализа научно-методической литературы и практической деятельности тренеров по тактической подготовке велосипедистов-шоссейников.
2. Разработка и экспериментальное обоснование тактической подготовки велосипедиста к групповой гонке на шоссе.
3. Разработка методики контроля тактической подготовленности велосипедиста-шоссейника.
Объектом исследования явилась тактическая подготовка велосипедистов-шоссейников.
Предмет исследования: методические приемы тактической подготовки велосипедистов-
шоссейников.
Педагогическое наблюдение за проведением тактической подготовки сборных команд Краснодарского края осуществлялось в течение 2008 года. При этом особое внимание обращалось на разнообразие тактических приемов, объем теоретических знаний, получаемых спортсменами от тренеров, и на степень их освоения.
Комплекс тестов, разработанных для использования в поэтапном педагогическом контроле физической подготовленности, позволяет охарактеризовать быстроту, скоростной компонент скоростной силы, силовую выносливость, специальную выносливость.
Для выявления уровня специальной выносливости нами было проведено тестирование в полевых условиях - индивидуальная гонка на 25 км с раздельного старта. Для определения уровня тактической подготовленности велосипедистов использовались критерии:
- процент правильных ответов на вопросы по тактике групповой гонки;
- процент результативных тактических действий на протяжении гонки.
При анализе полученных экспериментальных данных применялись общепринятые методы математической статистики (В.М. Зациорский, 1982). При этом определялись:
х - среднеарифметическое;
б - среднее квадратическое отклонение;
t - критерий Стьюдента;
Р - достоверность различий.
В исследовании принимали участие 12 велосипедистов, имеющих квалификацию 1 разряд и КМС, в возрасте 17-18 лет.
На первом этапе (февраль-июнь 2008 г.) спортсмены тренировались по единой методике. За две недели до первенства России, которое проводилось с 3-го по 22-е июля 2008 года, вторая экспериментальная группа выехала на учебно-тренировочный сбор в г. Уфу, где и проходило первенство. Первая экспериментальная группа готовилась к этим соревнованиям в г. Краснодаре.
Для определения теоретической подготовленности гонщиков по тактике групповой гонки на шоссе нами была разработана анкета, содержащая 40 вопросов. Перед каждыми соревнованиями проводился теоретический зачет участников эксперимента.
Единая методика тактической подготовки велосипедистов реализовывалась в феврале, марте, апреле, мае, июне. На каждом третьем занятии отводилось определенное время на изучение и совершенствование тактики: теоретическая подготовка - 30 минут, практическая подготовка - 1 час 30 минут.
При осуществлении тактической подготовки решались следующие задачи:
1) ознакомление с тактикой велосипедного спорта на шоссе;
2) развитие умения собирать и анализировать информацию о предстоящих соревнованиях и соперниках;
3) развитие умения применять тактические действия на практике;
4) развитие умения рационально распределять силы на дистанции;
5) развитие устойчивости внимания;
6) развитие тактического мышления.
Перед первенством России тактическая подготовка в течение двух недель проводилась каждую вторую тренировку, причем теоретические занятия занимали 30 минут, практические - 1 час. Основное внимание уделялось командным действиям.
Таблица 1
Результаты тестирования физической подготовленности участников исследования
Для определения физической подготовленности участников нашего исследования проводилось тестирование в начале (февраль 2008 года) и за 3 недели до конца эксперимента (июнь 2008 года). На велоэргоме-тре типа «Монарк» определялись показатели скоростных возможностей, силового и скоростного компонентов скоростной силы и силовой выносливости. Для определения специальной выносливости проводилась индивидуальная гонка на шоссе с раздельного старта на 25 км (табл. 1).
Статистическая обработка полученных результатов показала, что по всем исследуемым показателям экспериментальные группы достоверно не различались.
Это объясняется тем, что перед началом исследования участники были разделены на группы по методу сопряженных пар, и тем, что в дальнейшем, по ходу всего эксперимента, они тренировались по единой методике.
В течение времени от первого до второго тестирования результаты закономерно возросли. При этом необходимо отметить, что в наибольшей мере возросли показатели, связанные с выносливостью, - 5 минут на велоэргометре с нагрузкой 3 кг (11%) и гонка на шоссе на 25 км (10%). Скоростные и скоростно-силовые показатели возросли на 2-4%.
Таким образом, можно было предположить, что места, занятые в первенстве России (г. Уфа) участниками двух групп, не будут находиться далеко друг от друга.
Окончательные выводы по тактической подготовленности участников нашего исследования были сделаны по трем параметрам (табл. 2):
- теоретическая подготовленность;
- результативность тактических действий;
- спортивный результат.
При анализе тактики велосипедиста в групповой гонке нами были выявлены 12 основных тактических действий, влияющих на окончательный результат в соревнованиях. Из них 6 тактических действий, выполняемых независимо от остальных членов команды, мы назвали индивидуальными. Это - местонахождение велосипедиста в группе в различные моменты гонки: на
№ Исследуемые качества Статистические показатели Сроки тестирования
февраль 2008 г. июнь 2008 г.
1. Быстрота 15 секунд Э х ± б К х ± б Р 45,67 ± 2,16 45,0 ± 2,61 >0,05 47,0 ± 0,8 47,16 ± 0,75 >0,05
2. Скоростной компонент скоростной силы Э х ± б К х ± б Р 42,0 ± 0,9 42,3 ± 0,8 >0,05 43,6 ± 0,89 43,0 ± 1,0 >0,05
3. Силовой компонент скоростной силы Э х ± б К х ± б Р 30,8 ± 0,75 31,0 ± 0,89 >0,05 33,6 ± 0,51 34,4 ± 1,03 >0,05
4. Силовая выносливость Э х ± б К х ± б Р 516,6 ± 10,8 516,0 ± 8,16 >0,05 572.5 ± 8,8 571.6 ± 6,83 >0,05
5. Индивидуальная гонка на 25 км Э х ± б К х ± б Р 37,4 ± 0,32 37,0 ± 0,31 >0,05 34,5 ± 0,43 34,8 ± 0,25 >0,05
№3 • 2009
25
Таблица 2 Теоретическая Результат тактических Спортивные резуль-
Результаты исследова- Соревнования подготовка действий таты (занятое место)
ния тактической подготов- К Э К Э К Э
ленности участников экспе- Всероссийские 40/15 46/17
римента 20.03.2008 г. г. Анапа 67% 65% 37% 36% 10 -
Всероссийские 62/38 64/39
15.05.2008 г. 83% 84% - 6
г. Самара 61% 60%
Первенство России 63/40 67/56 1; 3;
02.07.2008 г. 92% 93% 7
г. Уфа 63% 83% 5; 8
старте, на равнине, при боковом ветре, перед извилистой дорогой, перед подъемом, перед разворотом.
Остальные 6 тактических действий наиболее эффективно могут быть выполнены только при поддержке других членов команды, и мы назвали их командными: уход в отрыв, торможение группы, торможение отрыва, ликвидация отрыва, ликвидация отставания после падения, поломки велосипеда, финиширование.
Результативными считались правильно выполненные индивидуальные тактические действия и положительно завершенные - командные.
Результативность рассчитывалась как процентное отношение результативных ко всем выполненным тактическим действиям.
При рассмотрении спортивного результата принимались во внимание места, занятые в первой десятке гонщиков, пришедших на финиш.
Тактическая подготовленность гонщиков определялась во время первенства России (июль). Прием теоретического зачета проводился в день, предшествовавший старту.
Уровень теоретической подготовленности в обеих группах был приблизительно одинаковым в течение всего исследования и возрастал от 65-67% до 92-93%.
Результативность тактических действий на первых двух соревнованиях в обеих группах была одинаковой. На первенстве России в городе Уфе этот показатель наглядно отличался, несмотря на то, что тренировочные
занятия проводились в группах по одному и тому же плану.
По нашему мнению, это объясняется тем, что подготовка к данному соревнованию во второй группе проводилась в тех же условиях и на той же трассе, где предстояло провести гонку.
Необходимо отметить, что на соревнованиях, проводимых в мае, результативность тактических действий в обеих группах повысилась, в основном, за счет правильного выбора позиции в группе каждого из велосипедистов. Такое положение было в первой экспериментальной группе и на первенстве России.
Результативность командных тактических действий, по сравнению с первыми соревнованиями, возросла незначительно. Этим, по всей видимости, и объясняются низкие итоговые спортивные результаты.
Повышение результативности тактических действий закономерно привело к высоким спортивным результатам в гонке. Велосипедисты второй группы заняли высокие места. Можно предположить, что лучшее выступление второй команды не являлось следствием более высокой физической подготовленности, так как тестовые показатели статистически достоверно не различались. Следовательно, победа в гонке была завоевана вследствие целенаправленной тактической подготовки на трассе предстоящих соревнований. Нельзя не отметить и повышение результативности командных действий во второй группе, что также повлияло на итоговый результат.
IMPROVING TACTICS IN CYCLE RACES ON THE HIGHwAY
A. Kapustin, Candidate of Pedagogics
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
The aim of the work is to optimize methods of tactical preparedness of a cyclist for a group race on the highway.
12 cyclists having the qualification «first-class» and «Candidates for Sport Masters», aged 17-18, took part in the research.
To control the tactical preparedness the system of the evaluation of theoretical Knowledge and practical
results of tactical actions worked by us showed itself as an effective one. An experimental research allows to come to the conclusion about the effectiveness of the method worked by us.
Key words: cycling on the highway, tactics of group race, methods of tactical preparedness.