Научная статья на тему 'Совершенствование структурной политики региона как основа качественного преобразования перепабатывающих предприятий пищевой промышленности АПК инновационного типа'

Совершенствование структурной политики региона как основа качественного преобразования перепабатывающих предприятий пищевой промышленности АПК инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
208
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В АПК / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / KABARDINO-BALKAR REPUBLIC AIC / FOODSTUFF PROCESSING ENTERPRISES / AIC REGIONAL STRUCTURE POLICY / FINANCE AND INVESTMENT PROVISION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шахмурзов Залим Мухамедович, Хасанова Анжела Буденовна

Теоретическое рассмотрение методологических проблем производственных процессов на пищевых предприятиях АПК позволило авторам получить конкретную методику организации перерабатывающих предприятий пищевой промышленности АПК инновационного типа, которая может быть эффективно использована в практической деятельности предприятий регионального агропромышленного комплекса с целью повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шахмурзов Залим Мухамедович, Хасанова Анжела Буденовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE REGIONAL STRUCTURAL POLICY AS THE BASIS FOR Qualitative TRANSFORMATIONS OF AIC INNOVATIVE FOODSTUFF PROCESSING ENTERPRISES

Theoretical study of methodological problems of production processes at the AIC foodstuff enterprises made it possible for its authors to obtain a concrete system of AIC innovative foodstuff processing enterprises organization that could be effectively used in the practical activities of enterprises of the regional agro-industrial complex with the purpose of enhancing their competitive capacities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структурной политики региона как основа качественного преобразования перепабатывающих предприятий пищевой промышленности АПК инновационного типа»

Совершенствование структурной политики региона как основа качественного преобразования перерабатывающих предприятий пищевой промышленности АПК инновационного типа

З.М. Шахмурзов, аспирант, А.Б. Хасанова, аспирантка, Кабардино-Балкарская ГСХА

Рост ВРП регионов Северо-Кавказского федерального округа, и прежде всего, усиление его качественных показателей, связанных с повышением благосостояния населения, может стать реальным только в результате достаточно динамичного развития сферы материального производства и её основы — промышленнотехнического сектора. Например, в 2009 г. в Кабардино-Балкарской Республике увеличен объём производства на предприятиях пищевой промышленности на 30%, объём отгруженной продукции по производству пищевых продуктов,

включая напитки, в 2008 г. достиг 7327,9 млн. руб. (в 2007 г. — 4277,3 млн. руб.), что составило 33,6% всей отгруженной продукции промышленного комплекса республики и 44,3% — обрабатывающих производств [1].

По темпам роста консервной продукции КБР заняла первое место среди республик СевероКавказского федерального округа.

Столь существенный рост произошёл, в основном, за счёт пуска ОАО «Минерал» и ООО «Русь» в результате совместной работы акционеров комбината и администрации Урванского района.

Рост производственных показателей свидетельствует о начале преломления сложной ситуа-

ции в данной сфере материального производства. Достигнутые положительные результаты в ряде отраслей пищевой промышленности (мукомольной, алкогольного производства, консервной и некоторых других) указывают на позитивные сдвиги в повышении эффективности производства этих отраслей.

Вместе с тем структурная политика региона, проводимая в агропромышленном комплексе, нуждается в совершенствовании [2]. Отсутствие целенаправленной региональной агропромышленной политики приводит к снижению эффективности многих перерабатывающих предприятий АПК по такому важнейшему показателю, как рентабельность производства (табл. 1).

Основными причинами убыточности промышленных предприятий являются физическая изношенность и моральное устаревание производственного аппарата, недостаточная загруженность мощностей, нехватка оборотных средств, неудовлетворительная работа менеджмента и сложные природно-климатические условия региона.

Вследствие этого узок ассортимент действительно конкурентоспособных промышленных товаров, что в условиях роста конкуренции со стороны зарубежных партнёров может привести к падению производства в регионе. Кроме того, увеличивается конкурентное давление со стороны других регионов ЮФО, в том числе, производителей Ставропольского и Краснодарского краёв и др.

Тем не менее, конкурентоспособность можно рассматривать в привязке к слабым дотационным регионам, анализируя темпы социальноэкономического развития территории и соотнося полученные данные со среднероссийскими темпами развития. Также конкурентоспособность промышленности региона является базой для сохранения и прироста численности населения территории, снижения отрицательного миграционного эффекта [3].

Учитывая состояние предприятий пищевой промышленности КБР и перспективы его раз-

вития в ближайший период, можно полагать, что реально экономика региона в предстоящие несколько лет может развиваться, в основном, за счёт сельскохозяйственного производства, перерабатывающей и пищевой промышленности, которые должны производить значительные объёмы конкурентоспособной продукции, реализуемой на межрегиональном рынке. Однако это краткосрочный путь и переходный тип развития. По-прежнему наиболее сложным остаётся вопрос выбора вектора долгосрочной стратегии регионального развития.

Анализ производственного потенциала и перспектив развития Кабардино-Балкарской Республики показал, что основными путями качественного преобразования агропромышленного комплекса и инфраструктуры территории (конечно, при активном взаимодействии бизнеса и государства) могут быть следующие:

1. Выработка концепции региональной агропромышленной политики и её финансовоинвестиционного обеспечения в условиях преобладания тенденции инновационного развития.

2. Организация эффективного предпринимательства на крупных, средних и, особенно, малых предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности и их взаимодействия и сотрудничества с сельскохозяйственными организациями, в т.ч. для реализации совместных перспективных проектов.

3. Создание необходимых условий для подготовки собственных кадров профессионального менеджмента и специалистов, способных эффективно руководить бизнесом и реализовывать инновационные проекты.

Агропромышленная политика, как свидетельствует опыт развитых стран, представляет собой систему мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью переработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала.

Изучение практики США, Японии, ФРГ и других стран позволяет выделить некоторые

1. Рентабельность крупных и средних предприятий пищевой промышленности КБР, (тыс. руб.)

Наименование 2007 г. 2008 г

предприятии прибыль (убыток) себестои- мость рентабельность, % прибыль (убыток) себестои- мость рентабельность, %

ОАО «Терекхлеб» -233 2391 -9,0 33 1668 2,0

АО «Макаронпром» г Нальчик -34105 29382 -116,1 -14620 21806 -67,0

ОАО «Нальчикский хлебозавод» 53 9372 0,6 50 12485 0,4

ЗАО «Нальчикский мукомол-комбинат» -1100 8922 -12,3 -276 4259 -6,5

ОАО «Чегемский пищекомбинат» -544,3 1747,7 -31,1 -14,4 857 -1,7

общие черты эффективной агропромышленной политики, способствующей осуществлению инновационной деятельности предприятий [4].

Во-первых, решение проблем НТП проводится только в рамках национальных программ. Во-вторых, агропромышленная политика в развитых индустриальных странах осуществляется с помощью установления жестких стандартов качества, надёжности, ресурсоёмкости и экономической безопасности продукции. В-третьих, все государства — лидеры НТП — сформировали у себя мощные институты экономического стимулирования, информационной поддержки и пропаганды технологических нововведений, на что направляются денежные и материальные ресурсы.

Агропромышленная региональная политика, выражающая территориальные интересы, должна отвечать следующим необходимым требованиям:

1) носить системообразующий характер, обеспечивая разумный баланс между высокоэффективными отраслями, «локомотивами» экономического роста, и менее эффективными сферами, без которых передовые отрасли не смогут полностью раскрыть свои возможности;

2) быть инновационной, чётко территориальной (кластерной), приоритетной по сравнению с финансовой политикой;

3) быть направленной на решение триединой задачи: создание нового организационноструктурного строения производства, переоснащения мощностей на основе высоких технологий, подготовку и обучение высококвалифицированных работников для работы со сложным автоматическим оборудованием.

Надо учесть, что направления развития такого малого региона, как КабардиноБалкарская Республика, могут в определённой степени быть обусловлены концептуальными положениями активизации более крупного комплексного региона — такого, как СевероКавказский федеральный округ. В частности, стратегические направления КБР должны быть согласованы и вписаны в общую стратегию Северо-Кавказского федерального округа, основанную на партнёрстве власти и бизнеса. Идея социального диалога между властью и бизнесом в регионе находит отражение и в публикациях некоторых авторов.

О том, что именно в этом направлении разрабатывается стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, свидетельствует проведённая в Нальчике в 2010 г. научно-практическая конференция «Власть и бизнес: сотрудничество в рамках экономического развития регионов». Особенно это касается разработки стратегических проектов по инновационному комплексу, так как Северо-Кавказский федеральный округ обладает для такого перехода

достаточным научно-технологическим и кадровым потенциалом.

Главным условием обеспечения перехода к промышленным перерабатывающим предприятиям АПК инновационного типа является формирование соответствующей системы управления, способной эффективно реализовывать имеющиеся потенциальные возможности. В связи с этим в стратегии развития Северного Кавказа ставится цель: создать развитую инфраструктуру регионального сегмента национальной инновационной системы. Она должна быть способна в современных условиях обеспечить качественно новое развитие производительных сил Северного Кавказа за счёт достижения прорыва путём широкого использования наиболее перспективных технологий, ускорения процесса внедрения научных разработок в реальный сектор экономики и социальную сферу, создание адекватной рыночным отношениям системы подготовки и поддержки молодых научных кадров.

Эффективное развитие пищевой промышленности всегда основывалось на развитой системе инфраструктуры.

Одним из путей решения этой проблемы с использованием инновационных технологий является создание региональных логистических центров, которые для кавказских республик должны стать неотъемлемой частью региональной инфраструктуры.

Такие центры для средних и малых предприятий могут взять на себя многие координирующие функции по снабжению комплектующими, сбыту продукции, оценке качества, внешнеэкономическим операциям и др. Опыт развитых стран показывает, что практически каждый крупный город имеет такие центры, которые (во многом благодаря использованию информационных технологий) способствуют значительному снижению издержек обращения, транспортных расходов, арендных платежей.

Широко известен также опыт интеграции предприятий в современные сетевые структуры, определяемые как производственные сети, кластеры и другие формы [2]. Предприятия объединяются при сохранении юридического лица по решению совместных задач по комплексному использованию сырьевых ресурсов, инфраструктуры, взаимным поставкам и т.п. Такие формы предполагают определённую культуру взаимодействия, а конкуренция осуществляется уже на новом уровне, с учётом потенциала всех участников сети.

К одной из первоочередных задач относится создание в Северо-Кавказском федеральном округе опорной транспортной сети — транскавказской дороги, отвечающей требованиям XXI века, складывающейся новой геополитической ситуации в Закавказском регионе и новой роли

России в ней. При этом стратегически важными для СКФО и его регионов являются:

— выделение первоочередных транспортных проектов, позволяющих снять большинство транспортных ограничений на пути социально-экономического развития не только Северного Кавказа, но и страны в целом;

— целенаправленная реализация проектов на базе новых механизмов согласования интересов государства и бизнеса — государственного и частного партнёрства.

Концептуальным подходом в промышленнотехнической и наукоёмкой сферах в КБР является развитие наиболее современных, в том числе, отсутствующих в республике компактных технологий, в основном размещающихся на ранее созданной материальной базе (по большинству направлений).

Кроме того, используя кратно возросшие объёмы государственных инвестиций республики, следует в короткие сроки модернизировать действующие агропромышленные предприятия и производства до уровня, позволяющего успешно конкурировать на собственном и межрегиональном рынках.

Следовательно, агропромышленная политика региона в рамках стратегии развития Северного Кавказа, но с учётом местных условий, на ближайший период должна включать деятельность по развитию агропромышленной сферы по нескольким направлениям:

1. Работа с соответствующими базовыми крупными и средними предприятиями и сферами АПК, удовлетворяющими основным требованиям, в которые будут направлены первоочередные инвестиции и управленческие решения — перерабатывающая и пищевая промышленность.

2. Поиск «технологических ниш» в агропромышленной сфере региона для привлечения и развития новых современных направлений

промышленно-технологической деятельности.

Из приоритетных объектов активной агропромышленной политики КБР развития можно выделить:

— консервную промышленность. Используя имеющуюся техническую инфраструктуру, производственные помещения, квалифицированные трудовые ресурсы, есть возможность разместить здесь большинство новых технологий с наименьшими затратами;

— предприятия (средние и малые) переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности (розлив минеральных вод и других пищевых жидкостей, производство спирта, виноводочных изделий, пива, пищевых продуктов и т.д.);

— специализированные предприятия по глубокой переработке мяса птицы.

Правительство Кабардино-Балкарской Республики опирается на инновационную стратегию долгосрочного развития, принятую концепцию ускоренного создания сильных и конкурентоспособных производств и новых предприятий, оснащённых самым современным оборудованием и технологиями за счёт финансирования экономического развития и предпринимательства, прежде всего в материальном производстве. Кабардино-Балкарская Республика характеризуется устойчивым ростом объёмов инвестиций в основной капитал, что связано с динамичным развитием большинства секторов региональной экономики.

Литература

1. Дзагоева И.Т. Разработка стратегии адаптации и взаимодействия интегрированных структур АПК // Экономический вестник Ростовского государственного университета ЮФУ. Ростов-на-Дону: РГУ, 2009. №3. С. 65-74.

2. Мисаков B.C. Методические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 314 с.

3. Васильева Ю.В. Теория управления. М.: Финансы и статистика, 2007 . 260 с.

4. Овчинников О. Государственное регулирование аграрного сектора США // Человек и труд. 2000. №8. С. 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.