Научная статья на тему 'Совершенствование стратегического планирования деятельности организаций в сфере туризма Крыма'

Совершенствование стратегического планирования деятельности организаций в сфере туризма Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КВАЛИТАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ / HOSHIN-ПЛАНИРОВАНИЕ / CRIMEA / TOURISM / STRATEGIC PLANNING / QUALITATIVE MODEL / DECOMPOSITION OF STRATEGIC PLANS / HOSHIN-PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Александр Михайлович, Намханова Маргарита Валентиновна, Кокодей Татьяна Александровна

Предметом исследования является процесс стратегического планирования деятельности организаций, функционирующих в сфере индустрии гостеприимства Крыма. Цель исследования определить направления совершенствования стратегического планирования хозяйствующих субъектов путем, во-первых, разработки квалитативной модели развития организации, которая позволит сформировать информационную базу для принятия обоснованных стратегических планов, во-вторых, предложить методику развертывания стратегических целей в тактические (оперативные) планы. Для построения квалитативной модели стратегии развития организаций исследуемой отрасли предлагается использовать ряд среднеотраслевых показателей, полученных обобщением индивидуальных показателей. Результаты анализа позволят повысить обоснованность управленческих решений при формировании стратегических альтернатив и выборе оптимальной стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесников Александр Михайлович, Намханова Маргарита Валентиновна, Кокодей Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING STRATEGIC PLANNING OF AN ORGANIZATION IN THE TOURISM INDUSTRY OF CRIMEA

The subject of research is the process of strategic planning of organizations operating in the field of hospitality industry of the Crimea. The purpose of research to identify ways of improving the strategic planning of business entities by, firstly, the development of a qualitative model of organization development, which will form a data base for making sound strategic plans, and secondly, to propose a methodology deploying strategic objectives into tactical (operational) plans. To construction of a qualitative model of the development strategy of the business entity under study is proposed to use a series of industry sector average figures obtained by the generalization of the individual indicators. Results of the analysis will improve the validity of management decisions in the formation of strategic alternatives and choosing the best strategy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стратегического планирования деятельности организаций в сфере туризма Крыма»

INTELLECTUAL CAPITAL IN RUSSIAN ECONOMIC SECURITY DEVELOPMENT STRATEGIES

Yu.N. Arsenyev, V.S. Minaev, M.A. Alimov

The peculiarities of creation and development of intellectual potential and capital of Russian society in comparison with other civilizations in space-time are explored.

Key words: intellect, potential, capital, spiritual and material components of labor, man, life.

Arsenyev Yurji Nikolaevich, doctor of technical Sciences, arsenev.45@mail.ru Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branc.

Minaev Vladimir Sergeevich, Candidate of Technical Science, docent, Russia, Tula, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tula Branch.

Alimov Marat Anverovich, postgraduate, Russia, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

УДК 658.330

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА КРЫМА

А.М. Колесников, М.В. Намханова, Т.А. Кокодей

Предметом исследования является процесс стратегического планирования деятельности организаций, функционирующих в сфере индустрии гостеприимства Крыма. Цель исследования - определить направления совершенствования стратегического планирования хозяйствующих субъектов путем, во-первых, разработки квалитативной модели развития организации, которая позволит сформировать информационную базу для принятия обоснованных стратегических планов, во-вторых, предложить методику развертывания стратегических целей в тактические (оперативные) планы. Для построения квалитативной модели стратегии развития организаций исследуемой отрасли предлагается использовать ряд среднеотраслевых показателей, полученных обобщением индивидуальных показателей. Результаты анализа позволят повысить обоснованность управленческих решений при формировании стратегических альтернатив и выборе оптимальной стратегии развития.

Ключевые слова: Крым, туризм, стратегическое планирование, квалитативная модель, декомпозиция стратегических планов, Hoshin-планирование.

Туризм в настоящее время становится одним из важнейших направлений развития экономик большинства стран мира. По данным Всемирно-

139

го совета по туризму и путешествиям (^ТТС), общий вклад туризма и путешествий в формирование мирового ВВП в 2015 г. составил 9,8 %; предприятия данного сектора мировой экономики обеспечивают работой свыше 284 миллиона человек, что составляет 1/11 всех рабочих мест на планете [1]. Доля туризма в мировой торговле услугами составляет более 30 %. Ежегодный рост инвестиций в сектор составляет около 35 %. Мультипликативный эффект - для 52 отраслей народного хозяйства [2].

В России существуют все предпосылки для развития туризма: уникальное сочетание разнообразных природно-климатических ресурсов, культурно-исторических традиций. Для развития внутреннего туризма в России используются в основном стратегические программы развития двух типов: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) и туристско-рекреационные кластеры (ТРК), функционирование которых осуществляется на принципах государственно-частного партнерства: государство берет на себя создание инфраструктуры, частный бизнес - строительство и функционирование предприятий индустрии гостеприимства.

Предполагается, что развитие сферы туризма и рекреации в субъектах Российской Федерации изменит структуру региональной экономики, даст значительный импульс развитию смежных отраслей. Минимальный мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики и социальной сфере принимается равным 20 процентам величины эффекта в туристской сфере [3].

В целом, активная государственная политика в области развития туризма приводит к положительным результатам: в 2016 г. въездной тур-поток ориентировочно увеличится на 6 %, а внутренний — на 18 %. Национальный туристический рейтинг[4].

Вместе с тем неразвитая инфраструктура, недостаточная система продвижения туристских продуктов, неэффективный менеджмент приводят к значительному отставанию российского туристического рынка от мировых лидеров отрасли. Президент России В.В. Путин, отмечая высокий потенциал внутреннего туризма в стране, приводит показатель незначительного вклада отрасли в ВВП - 1,6 %. В других странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель достигает более 10 % [5]. Особое значение в формирование потенциала внутреннего туризма занимает Крым. В Национальном туристическом рейтинге 2016 г., посвященном туристической привлекательности регионов Российской Феде-

рации, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов, Республика Крым заняла четвертое место среди 85 регионов Российской Федерации, набрав 75,2 балла, пропустив вперед Москву (80 баллов), Санкт-Петербург (79,7) и Краснодарский край (77,3 балла) [6].

Основным инструментом использования и развития конкурентных преимуществ туристической дестинации Крым в современных условиях становится государственно-частное партнерство (включая муниципально -частное партнерство, концессионные соглашения). Со стороны государства приоритеты в сфере развития внутреннего туризма обозначены, сформирована нормативная база, включающая федеральные законы, федеральные целевые программы, стратегические документы регионального уровня. Основная нагрузка по дальнейшему развитию туристического бизнеса в рамках имеющейся институциональной базы теперь возлагается на бизнес. Среди всех задач, актуальной является построение эффективной системы менеджмента, в которой важную роль играют процессы стратегического управления вообще и стратегического планирования в частности.

Проведенный авторами анализ процессов стратегического планирования на уровне хозяйствующих субъектов в сфере индустрии гостеприимства (гостиничные комплексы) выявил наличие общих проблем. Среди них отметим, на наш взгляд, наиболее актуальные. Во-первых, неиспользование прогрессивных методик стратегического планирования. Так, комплексный учет факторов, оказывающих влияние на развитие туристического бизнеса, невозможен без разработки математических моделей. Во-вторых, имеются проблемы с реализацией стратегических планов. Последние связанны не столько с их необоснованностью или кардинальными изменениями условий внешней среды, сколько с недостаточной проработкой процессов развертывания стратегических планов в тактические (оперативные) планы.

Решению указанных проблем посвящена данная статья, в которой авторы поставили целью, во-первых, построить модель развития хозяйствующего субъекта, которая позволит им сформировать информационную базу для принятия обоснованных стратегических планов, во-вторых, для решения поставленных стратегических задач предложить методику развертывания (декомпозиции) стратегических целей в тактические (оперативные).

Основное назначение ОЭЗ ТРТ и ТРК - развитие потенциальных

туристических территорий страны. Необходимость их развития - очевидна. Тем не менее, значительного внимания требует развитие и традиционных дестинаций: Краснодарский край, Северный Кавказ, Крым. Наиболее важным государственным проектом в исследуемой сфере является, по нашему мнению, развитие туризма в Крыму. Среди основных причин - та, что интенсивное развитие туризма в Крыму позволит обеспечить комплексную интеграцию Крыма в состав экономики России. В 2013 году полуостров принял 6 млн туристов, в 2014 г. - всего 3,8 млн, в 2015 г. - уже 4,9 млн, в 2016 г. ориентировочно 5 млн человек [2].

Безусловно будущее Крыма связано с широко диверсифицированной экономикой: туризм, оборонный, агропромышленный комплексы, наука, образование и др. Однако среди всех отраслей туризм, по нашему мнению, является сферой, интенсивное развитие которой не связано со значительными государственными инвестициями, которые требуются, например, для восстановления производственной базы. Критически важным является создание благоприятного инвестиционного климата для эффективного использования преимуществ государственно-частного, муни-ципально - частного партнерства. С одной стороны, государство вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры Крыма: строительство моста, дорог, электрификации, газоснабжения. С другой - частный бизнес, развивающий индустрию гостеприимства.

Частному бизнесу в сфере туризма в условиях высокой стоимости кредитных ресурсов необходимы льготы для инфраструктурных объектов, в том числе гостиничного бизнеса и меры, стимулирующие увеличение турпотока: субсидии, частичные компенсации расходов участников рынка. Будут ли эти льготы созданы для российских предприятий, функционирующих в сфере туризма, зависит от множества факторов. Тем не менее, задача построения системы эффективного менеджмента для предприятий остается в любом случае. Необходимость стратегического планирования деятельности любой руководитель в настоящее время решает, скорее всего, положительно. Проблемой является, как уже отмечалось, не просто определение целевых ориентиров, а использование прогрессивных методик для принятия верного стратегического решения и дальнейшей его реализации.

Нами предлагается построение квалитативной модели развития хозяйствующего субъекта сферы туризма, позволяющей повысить обоснованность принимаемых управленческих решений применительно к форми-

рованию стратегических планов.

Квалитативное моделирование - моделирование, основанное на взаимосвязях качественных показателей. Квалитативные модели используются для проверки гипотез, для систематизации исследуемой области, для поиска ключевых факторов развития [6]. Так, например, Д.С. Хазова для определения стратегии устойчивого развития туризма на примере Республики Алтай предлагает квалитативную модель, в которой учтены следующие факторы, объединенные в блоки[6]:

1. Развитие туризма: объем частных и объем государственных инвестиций в туристический комплекс, рекреационный имидж региона, уровень развития инфраструктуры.

2. Экономическая устойчивость: рентабельность туриндустрии.

3. Экологическая устойчивость: качество окружающей среды.

4. Социальная устойчивость: уровень социального комфорта.

Для определения построения квалитативной модели стратегии развития хозяйствующего субъекта индустрии гостеприимства регио-на(гостиничный комплекс) предлагается использовать факторы, объединенных в два блока, по каждому из которых рассчитывается обобщенные показатели.

1. Эффективность хозяйственной деятельности, обобщенный показатель (У):

- рентабельность реализованной туристической продукции;

- рентабельность совокупных активов;

- рентабельность собственного капитала;

- доля износа основных средств;

- рентабельность оборотного капитала.

2. Финансовая устойчивость, обобщенный показатель (X):

- коэффициент текущей (общей) ликвидности;

- коэффициент быстрой ликвидности;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

- коэффициент платежеспособности;

Исходные данные среднеотраслевых показателей, полученные обобщением индивидуальных (среднеотраслевых) представлены в таблице.

Введём следующие обозначения для дальнейшего анализа и моделирования:

Обобщенный показатель эффективности хозяйственной деятельности (Y) состоит из следующих индивидуальных показателей:

рентабельность реализованной туристической продукции - ProfS рентабельность совокупных активов - ProfA

рентабельность собственного капитала - ProfC доля износа основных средств - Iznos

рентабельность оборотного капитала - ProfOC

Обобщенный показатель финансовой устойчивости (X) структурирован из следующих индивидуальных показателей:

коэффициент текущей (общей) ликвидности - CurrentL

коэффициент быстрой ликвидности - QuickL

коэффициент абсолютной ликвидности - abs_liquidity

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - Obesp

коэффициент платежеспособности - Pay

На первом этапе анализа построим модель для расчёта обобщённого показателя эффективности хозяйственной деятельности (Y), используя эконометрический метод главных компонент (PCA) и открытое ПО Gretl. Представим коррелированные переменные ProfS, ProfA, ProfC, Iznos и ProfOC, описывающие эффективность хозяйственной деятельности, одним фактором или главной компонентой Y. Метод главных компонент (PCA) снижения размерности позволяет путём анализа меньшего набора показателей более просто объяснить многомерные структуры с минимальной потерей информации, т..е. формула первой главной компоненты, в случае если она описывает более 70 % исходного разброса данных, представляет собой формулу обобщённого показателя эффективности (Y) . Результаты моделирования во ПО Gretl показаны ниже: Principal Components Analysis Eigenanalysis of the Correlation Matrix Component Eigenvalue Proportion Cumulative

1 3,6148 0,7230 0,7230

2 1,1665 0,2333 0,9563

3 0,2187 0,0437 1,0000

4 0,0000 0,0000 1,0000

5 -0,0000 -0,0000 1,0000

Eigenvectors (component loadings)

Variable PC1 PC2 PC3 PC4 PC5

ProfS 0,400 0,559 0,505 0,437 -0,284

ProfA 0,501 -0,170 -0,517 -0,078 -0,668

ProfC 0,510 0,117 -0,440 0,319 0,656

Iznos 0,243 -0,803 0,395 0,372 0,038

ProfOC 0,519 -0,005 0,357 -0,750 0,201

Исходные данные: среднеотраслевые значения индивидуальных показателей эффективности хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости гостиничного комплекса в Крыму

Год Рентабельность реализованной туристической продукции Ргой Рентабельность совокупных активов Рго£А Рентабельность собственного капитала РгоГС Доля износа основных средств ЬпОБ Рентабельность оборотного капитала ProfOC

2012 -6,78508 0,578705 1,586757 42,33317 -0,99526

2013 -26,3889 -0,27433 -0,48252 41,49195 -5,92328

2014 -63,721 -0,25949 -0,75234 41,271 -9,60725

2015 -10,0969 -0,18702 0,20483 39,18835 -6,76265

Год Коэффициент текущей (общей) ликвидности Сиггеп1Ь Коэффициент быстрой ликвидности ОшскЬ Коэффициент абсолютной ликвидности аЬ8_Ндшёку Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ОЬеБр Коэффициент платежеспособности Pay

2012 3,45699 2,04391 0,304011 0,533981 0,522338

2013 2,707119 1,73118 0,395721 0,398153 0,409495

2014 2,934752 1,769332 0,165047 0,351915 0,344129

2015 2,660524 1,801166 0,197086 0,307769 0,283819

Таким образом, получаем следующую формулу для первой главной компоненты У:

У = 0,400Ргой + 0,501ProfA + 0,510PгofC + +0,24317ПО8 + 0,519PгofOC (1)

Как видно из результатов моделирования она описывает 72,30 % исходного разброса данных.

На втором этапе анализа рассмотрим динамику (У) за период 2012-2015 гг, построим модель тренда и составим прогноз на период 2016-2021 гг.

Как видно из рис. 1, фактическая динамика обобщённого показателя эффективности хозяйственной деятельности (У) по отрасли снижается и достигает минимального значения к 2014 г, после чего начинает расти.

Рис. 1. График фактической динамики У

Модель тренда для У в целом адекватна, все коэффициенты значимы (на уровне 5 %, т.к. руа1ие<5 % Ь) и представлена формулой:

У = 8,39798 - 6,82962* 1 + 1,15681* I2. (2)

Составим прогноз динамики данного показателя (У) на период 2016-2021 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Прогноз У на 2016-2021 гг.

146

Как видно из результатов моделирования, тренд имеет положительную умеренную динамику, при этом обобщённый показатель Y достигает значения 55,7826 в 2021 г.

На третьем этапе анализа проведём аналогичный расчёт обобщенного показателя финансовой устойчивости (Х) и получим следующую формулу:

Х=0,475Сшггеп1Ъ +0,454QuickL +0,233abs_liquidity +

+0,513Obesp +0,501 Pay. (3)

Построим график фактической динамики данного показателя (Х) на период 2012-2015 гг. (рис. 3).

2 2012 2012.5 2013 2013.5 2014 2014.5 2015

Рис. 3. График фактической динамики Х, 2012-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из результатов моделирования, первая главная компонента описывает 75,82 % исходного разброса данных, поэтому может использоваться в качестве обобщённого показателя Х. Фактическая динамика данного показателя (Х) нисходящая.

На четвёртом этапе анализа построим модель тренда Х и составим прогноз на период 2016-2021 гг.

Для правильной спецификации модели тренда Х используем инструментарий корреляционного анализа в Gretl и покажем, что наблюдается сильная прямо пропорциональная корреляция между показателями Х и У, достигающая значения 0,8916. Следовательно, формы трендов обоих показателей совпадают: тренд Х также представляет собой квадратичную функцию.

Модель тренда представлена формулой:

X= 6,385-4,3t +0,5829t2. (4)

Как показано на рис. 4, в 2015 г. нисходящая тенденция меняет

свою направленность, т.е. с 2016 года можно прогнозировать положительную динамику Х.

Рис. 4. Прогноз Х на 2016-2021 гг.

Таким образом, оба анализируемых показателя Х и У меняют направление своей динамики на противоположное - восходящее, начиная с 2016 г., что указывает на благоприятную общеотраслевую ситуацию. Результаты анализа должны учитываться хозяйствующими субъектами при формировании стратегических альтернатив и выборе оптимальной стратегии развития предприятия.

Эффективная реализации намеченных стратегических программ -не только российская проблема. Это одно из общих проблем, отмеченных теоретиками в процессе становления стратегического менеджмента.

И. Ансофф, анализируя процессы стратегического управления, отмечал, что первоначально разработка и реализация стратегического плана представлялись относительно простым делом. Однако внедрение системы стратегического планирования нередко порождало значительные проблемы, которые иногда обусловливали отказ от дальнейших попыток его использования. В связи с этим в западном менеджменте возникло два направления. Одно из них - критика стратегического планирования. Те, кто пошел по другому пути, пытались понять, почему стратегическое планирование дает сбои. В результате был совершен ряд открытий, в частности, стратегическое планирование расширилось до стратегического менеджмента. Планирование стратегии становится полноценным управленческим инструментом только при условии, что оно дополнено и переработано в соответствии с планами воплощения стратегии [7].

На наш взгляд, реализация стратегических планов во многом зави-

сит от использования инструментов, позволяющих преобразовывать стратегические цели в тактические задачи. Один из путей решения данной проблемы - методология «Hoshin-планирования», «Хошинканри» (далее ХК). Теория hoshin-планирования сформирована в рамках системы всеобщего управления качеством (TQM), когда японские менеджеры поняли, что им не хватает всесторонне развернутой формы для управления крупными стратегическими изменениями. Применение данной системы позволило значительно повысить Proctor&Gambl, Ford, Xerox и др. Технологии управления на основе Hoshin-планирования послужили основой для их широкого внедрения сначала в Северной Америке, а затем в результате деятельности транснациональных корпораций, и по всему остальному миру [8].

Основное отличие Hoshin-планирования от обычной системы стратегического планирования в том, что оно более детально прописывает систему развертывания стратегических планов, ориентированных на маленькие прорывы, которые могут быть реализованы в течение планируемого периода и позволяют организации «шаг за шагом» достичь стратегических целей.

Данная методология касается не только хозяйствующих субъектов, хотя первоначально была сформирована именно для японских корпораций. Так, компания Toyota, одна из первых реализовала концепцию ХК. Оказалось возможным использование инструментов ХК и в государственном стратегическом управлении. Например, Н.С. Давыдова «Хосин Канри и повышение эффективности деятельности региональных органов власти»

[9].

Н.С. Яшин, Т.А. Андреева в статье Методология «Хосин Канри» в стратегическом управлении нефтегазовой корпорацией» [10] рассматривают процессы согласования стратегических показателей на общегосударственном, отраслевом (АО «Газпром»), региональном, корпоративном (дочерние компании Газпрома) уровнях. Авторы согласны с общим подходом Н.С. Яшина, Т.А. Андреевой, когда согласование стратегических программ, касающихся развития сферы туризма: Российской Федерации, Южного федерального округа, включая Республику Крым, г. Севастополь, можно осуществлять с использованием каскада ХК - матриц и методологии «поймай мяч», которая подразумевает процесс согласования планов сверху вниз и снизу вверх (рис. 5).

Рис. 5. Каскад адаптированных Х-матриц [10]

Этот процесс может осуществляться многократно до достижения полного консенсуса. При этом тактика государственного уровня становится стратегией уровня отраслевых министерств, а процессы, определенные на государственном уровне, - их тактикой и т.д.

Не менее важным является процесс развертывания стратегий на уровне хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма: гостиничный комплекс, санаторно-курортное учреждение, предприятие питания, розничной торговли, турфирмы. Авторы рассматривали инструмент Ио8Ыпсапп при развертывании стратегических планов диверсифицированной организации, осуществляющей закупку сельхозпродукции, производство, розничную торговлю, общественное питание [11].

Рассмотрим процесс постепенного развертывания стратегических планов гостиничного комплекса, имеющего различные подразделения, обеспечивающих безопасный и комфортный отдых в Крыму. Процесс перевода стратегических целей в тактические (оперативные) планы содержит два элемента:

- Ио8Ып: формулирование миссии и стратегических целей организации;

- сапп: система менеджмента, позволяющая переводить установленные стратегические цели в отдельные действия.

Ио8Ып-сапп, то есть сочетание этих элементов, является необходимым условием надлежащего развертывания стратегических планов в тактические действия. Технология перевода осуществляется формированием нижеприведенных матриц, в которых последовательно зафиксированы миссия организации, ее стратегии конкретные задачи, соотнесенные с ответственными лицами и показывающими важность (вес) стратегий и задач для того или иного подразделения (исполнителя) [12].

Первоначально определяется матрица «миссия - стратегии». В строки матрицы заносятся элементы миссии (обеспечение совершенного сервиса), а различные стратегии, способствующие этому (обеспечение без-

опасного отдыха, комфортное размещение, разнообразное, качественное питание, отдельный пляж, СПА - процедуры, перечень туристических маршрутов, дополнительные анимационные услуги и др.) - в колонки. По каждому показателю миссии устанавливают исполнителя и «значимость в баллах». На пересечении каждого элемента миссии и стратегии указывается показатель важности: сильное (треугольник), умеренное (квадрат) или слабое (круг).

После того как будет сформирована первая матрица «миссия -стратегии», переходят к следующей: «стратегии - цели». Здесь главной задачей является сформировать цели, достижение которых приведет к реализации стратегий. Структура данной матрицы - аналогична, только теперь стратегии записываются в строки, а цели - в колонки.

На заключительном этапе определяются конкретные задачи, реализация которых приведет к достижению целей и соответственно стратегий развития.

Таким образом, путем последовательной разработки данных матриц формируется каскад связей, начиная от разработки стратегии организации на верхнем уровне и заканчивая действиями на операционном уровне, что обеспечит согласование стратегических целей с тактическими задачами.

Список литературы

1. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org/research /economic-research/economic-impact-analysis/ (дата обращения: 05.11.2016).

2. Специальный доклад. Русский туризм // Эксперт. 2016. №17-18.

С. 38.

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/pravovye-akty-prezidenta-rf-i-pravitelstva-rf/Pravovye-akty_Prezidenta-y-Pravitelsrva/(дата обращения: 2.09.2016).

4. Национальный туристический рейтинг (2) [Электронный ресурс]. URL: http://russia-rating.ru/info/10950.html (дата обращения: 10.12.2016).

5. Владимир Путин принял участие в "Форуме действий" ОНФ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/11/22/putin-deiatelnost-onf-pozvolila-sekonomit-227-mlrd-rublej.html (дата обращения: 10.12.2016).

6. Hazova D.S. Математическое моделирование устойчивого развития туризма: дис. ... канд. экон. наук. М:2015. 25 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.fa.ru/avtoreferat/hazova_diss.pdf/view?lang=en (дата обращения 11.11.2016).

7. Ansoff H.I. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.

416 с.

8. Conti T., Kondo Y. &Watson G.H. Качество в XXI веке: Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития /под. ред. Т.Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона: пер. с англ. А. Раскина. М.: Стандарты и качество, 2005. 280 с.

9. Davydova N.S. ХОСИН КАНРИ и повышение эффективности деятельности региональных органов власти. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/hosin-kanri-i-povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-regionalnyh-organov-vlasti (дата обращения: 11.11.2016 г.).

10. YAshin N.S., Andreeva T.A. Методология «ХосинКанри» в стратегическом управлении нефтегазовой корпорацией» [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-hosin-kanri-v-strategicheskom-upravlenii-neftegazovoy-korporatsiey (дата обращения: 05.11.2016 г.).

11. Namhanova M.V.. Совершенствование стратегического управления на основе принципов hoshin-планирования [Электронный ресурс]. URL: http: //j ournal .safbd.ru/ru/content/sovershenstvovanie-strategic heskogo-upravleniya-na-osnove-principov-hoshin-planirovaniya (дата обращения: 09.11.2016 г.).

12. Coveney M., Hartley D.G.B., King D. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 232 с.

Колесников Александр Михайлович, д-р. экон. наук., проф., 9843039@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения».

Намханова Маргарита Валентиновна, д-р. экон. наук., проф., mv_namhanova@bk.ru, , Россия, Севастополь, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

Кокодей Татьяна Александровна, д-р. экон. наук., проф., tanya.kokodey@gmail.com, Россия, Севастопол, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ENHANCING STRATEGIC PLANNING OF AN ORGANIZATION IN THE TOURISM INDUSTRY OF CRIMEA

A M. Kolesnikov, M V. Namhanova, T A. Kokodey

The subject of research is the process of strategic planning of organizations operating in the field of hospitality industry of the Crimea. The purpose of research - to identify ways of improving the strategic planning of business entities by, firstly, the development of a qualitative model of organization development, which will form a data base for making sound strategic plans, and secondly, to propose a methodology deploying strategic objectives into tactical (operational) plans. To construction of a qualitative model of the development strategy of the business entity under study is proposed to use a series of industry sector average figures obtained by the generalization of the individual indicators. Results of

the analysis will improve the validity of management decisions in the formation of strategic alternatives and choosing the best strategy.

Key words: Crimea, tourism, strategic planning, the qualitative model, decomposition of strategic plans, Hoshin-planning.

Kolesnikov Alexander M., doctor of economic sciences, professor of the department of economics and finance at the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, 9843039@mail.ru, Russia, St. Petersburg.

Namhanova Margarita V., doctor of economic sciences, professor of the department of management and business analytics, mv_namhanova@bk.ru, Russia, Sevastopol, Sevastopol state university.

Kokodey Tatiana A., doctor of economic sciences, professor of the department of management and business analytics, tanya_kokodey@yahoo. com, Russia, Sevastopol, Sevastopol State University

УДК 338.24

ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

В.Н. Бабанов, В.Н. Хомяков

Рассматриваются вопросы о возможности использования методологических подходов естественных и математических наук к организации и исследованию экономических процессов. В частности, отмечается целесообразность проведения экономических исследований на базе принципа наименьшего действия (ПНД).

Ключевые слова: законы природы, законы экономики, действия, принципы, принцип наименьшего действия.

Человек для обеспечения своей жизнедеятельности стремится извлечь из окружающих его ресурсов необходимую ему пользу. Эта польза извлекается из ресурсов в большинстве случаев не напрямую, а опосредовано путем производства и потребления нужных товаров и услуг.

При этом, для потенциального потребителя предпочтительнее тот товаропроизводитель, который может предложить товар или услугу при равной их полезности за меньшие затраты у их потребителя.

Вопрос с теоретической и практической точек зрения сводится к принципам и методам оценки предпочтительности вариантов, в основе которых лежит удельная полезность сопоставляемых товаров или ресурсов. То есть, полезность, соотнесенная с величиной обеспечивавшего её дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.