Научная статья на тему 'Совершенствование стандартизации контроля качества аудиторской деятельности в условиях перехода на международные стандарты аудита'

Совершенствование стандартизации контроля качества аудиторской деятельности в условиях перехода на международные стандарты аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / стандарты / контроль качества / проверка / audit / standards / quality control / validation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривичев Денис Андреевич

В статье проведен сравнительный анализ положений ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и МСА 220 «Quality control for an audit of financial statements». Даны рекомендации по совершенствованию стандартизации контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривичев Денис Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a comparative analysis of the provisions FRSAA 7 "Quality Control assignments for audit" and ISA 220 "Quality control for an audit of financial statements". Recommendations are given for improving the standardization of quality control of auditing activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стандартизации контроля качества аудиторской деятельности в условиях перехода на международные стандарты аудита»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

101

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ

СТАНДАРТЫ АУДИТА

Кривичев Денис Андреевич

аспирант ФГБОУВПО «КубГАУ» г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье проведен сравнительный анализ положений ФПСАД№7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и МСА 220 «Quality control for an audit of financial statements». Даны рекомендации по совершенствованию стандартизации контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации.

ABSTRACT

The article provides a comparative analysis of the provisions FRSAA 7 "Quality Control assignments for audit" and ISA 220 "Quality control for an audit of financial statements". Recommendations are given for improving the standardization of quality control of auditing activities in the Russian Federation.

Ключевые слова: аудит, стандарты, контроль качества, проверка

Keywords: audit, standards, quality control, validation

23 октября 2013 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ, в котором на территории Российской Федерации планируется ввести в действие международные стандарты аудита (МСА), принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством РФ. Эти документы становятся обязательными при осуществлении аудиторской деятельности для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Поэтому целесообразно провести сравнительный анализ основных положений ныне действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) и МСА, к которым относятся ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и МСА 220 «Quality control for an audit of financial statements». Данные стандарты устанавливают дополнительные требования к контролю качества при выполнении заданий по аудиту.

В настоящее время в российской практике проведение внешнего контроля аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов регламентировано недостаточно, что осложняет процесс осуществления контроля качества аудита и снижает его эффективность. Основанием для такого вывода может служить проведение проверок Росфин-надзором РФ в 2013 г. в рамках осуществления функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Было проведено 115 внешних проверок, 2 из них — внеплановые. По результатам 103 проверок были приняты меры дисциплинарного воздействия, из них:

- предупреждений аудиторской организации о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности — 87 аудиторских организаций;

- предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения правил аудиторской деятельности — 9 аудиторских организаций;

- предписаний в саморегулируемые организации аудиторов о приостановлении членства аудиторской организации — 5 аудиторских организаций;

- предписаний в саморегулируемые организации аудиторов об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов — 2 аудиторские организации.

Международный стандарт ISA 220 «Quality control for an audit of financial statements» и ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» - определяют дополнительные требования к контролю качества. Область применения данных стандартов - это установление требований к контролю качества при выполнении заданий по аудиту. Цель применения стандарта ISA 220 -выполнения процедур контроля качества при выполнении отдельных заданий по аудиту, а также формирование у аудиторов разумной уверенности в том, что:

- аудит проводился в соответствии с надлежащими профессиональными стандартами и нормами;

- отчет по результатам аудита соответствует условиям и обстоятельствам выполнения задания. Термины и определения в стандартах ISA 220 и

ФПСАД №7 не имеют существенных отличий друг от друга, а также от стандартов ISQC 1 и ФПСАД №34.

Обязанности руководителя аудиторской проверки, определённые в §§ 8, A3 ISA 220 и в пп. 4, 5 ФпСаД №7, существенных различий не имеют.

Обязанности руководителей аудиторских заданий и участников аудиторской группы, определенные в ISA 220 и ФПСАД №7 идентичны. Требования к процедурам выполнения надзорных функций руководителями аудиторских проверок при выполнении заданий по аудиту в рассматриваемых стандартах также схожи (см. §§ 16-17, A16-A20 ISA 220 и пп. 22-27 ФПСАД №7).

Требования к консультированию при выполнении аудиторских заданий в стандартах ISA 220 и ФПСАД №7 не отличаются, но в части привлечения сторонних лиц для консультирования положения стандартов ISA 220 (§А22) и ФПСАД № 7 (п. 30) различаются в том, что MCA допускают привлечение в качестве сторонних компетентных лиц коммерческих организаций, оказывающих соответствующие услуги в области контроля качества, тогда как ФПСАД допускают лишь определенный спектр аналогичных лиц.

Установление принципов и процедур в части проведения обзорных проверок качества выполненных аудиторских заданий в российских и международных стандартах схожи (§§ 19-21 ISA 220 и пп. 34-40 ФПСАД №7).

Что касается требований к процедурам мониторинга и порядку их проведения - положения стандартов ISA 220 и ФПСАД №7 существенных отличий не имеют.

Российская экономика нуждается в западных инвестициях, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложений средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии

102

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Объективным документом, отражающим положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а ее достоверность должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных организаций и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту в России и за рубежом.

Таким образом, унификация международных и российских стандартов в области контроля качества работы аудиторских организаций объективно необходима. ФПСАД №7 был подготовлены в целом на основе международных аналогов (MCA 220), однако различия в трактовке отдельных положений стандартов имеются. Мы предлагаем дополнить отечественные стандарты аудита рядом тезисов, на детализацию которых указывают положения международных стандартов:

1) Раздел об иерархии сотрудников в аудиторской организации: поскольку в отличие от западных аудиторских организаций во многих российских организациях функции и ответственность практически не распределены, что отрицательно сказывается на качестве аудита Иерархическая структура предусматривает: иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм при выполнении аудиторами своих задач и обязанностей, дух формальной обезличен-ности, с которым аудиторы выполняют свои обязанности, прием на работу согласно квалификационным требованиям к этой должности.

2) Добавить в российские стандарты требования о необходимости нацеленности политики аудиторских организаций и развернутых процедур на проведение внутрифирменного контроля качества. К основным задачам контроля аудиторской деятельности относятся - предупреждение неверной оценки аудиторского риска, несоблюдение критериев качества аудита, а также соблюдение интересов аудируемого лица и других пользователей аудиторского заключения.

3) Возможности привлечения для целей консультирования «коммерческих организаций, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества». В некоторых случаях аудиторским организациям в целях консультации необходимо привлекать сторонних экспертов для получения профессиональной помощи в области налогового учета и налогового права, отдельных положений бухгалтерского учета, в области финансов, юриспруденции и в других областях. В результате оказания различных видов услуг в области консультирования по отдельным вопросам, выявляются и устраняются нарушения, ошибки, операции, несоответствующие требованиям законодательства

4) Предоставление возможности небольшим аудиторским организациям применять при документировании выполненных заданий менее формализованные способы, например, записи, осуществляемые вручную, вопросники и иные формы. Но при этом в

аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, требующие надлежащего документирования, обеспечивающего уверенность в том, что каждый элемент системы контроля качества функционирует надлежащим образом. Также необходимо добавить, что аудиторская организация должна хранить документы, свидетельствующие о функционировании системы контроля качества, в течение времени, достаточного для того, чтобы лица, осуществляющие мониторинг, могли оценивать соблюдение принципов и процедур контроля качества услуг аудиторской организации.

Данные предложения способствуют унификации отечественных и зарубежных положений законодательства об аудите, что способствует расширению отечественного рынка аудиторских услуг в силу повышения его законодательной гибкости.

Список литературы

1. Об аудиторской деятельности [Текст]: федер. закон от 30 дек. 2008 г. №307-фЗ // Российская газета. - 2008. - 31 дек.

2. Внутренний контроль качества аудита [Электронный ресурс]: федер. правило (стандарт) аудиторской деятельности ФПСАД №7: утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. №405 (в ред. от 22 июля 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Алтухова, О.Л. Методика проведения аудита оплаты труда в сельскохозяйственных организациях / О.Л. Алтухова, C.A. Кучеренко Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Краснодар, 2015. - с. 3-7

4. Дагаргулия, Р.Г. Особенности автоматизации учета отложенных налогов с применением МСФО и РСБУ / Р.Г. Дагаргулия, C.A. Кучеренко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ООО «AP-Консалт», M., 2014. - с. 17-19.

5. Дагаргулия, Р.Г. Отложенные налоги: сходства и различия подхода МСФО и РСБУ / Р.Г. Дагаргулия, C.A. Кучеренко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ООО «AP-Консалт», M., 2014. - с. 19-21.

6. Кривичев, Д.А. Сравнительный анализ федеральных стандартов аудиторской деятельности и международных стандартов аудита: вопросы контроля качества аудиторских организаций / Д.А. Кривичев, C.A. Кучеренко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ООО «AP-Консалт», M., 2014. - с. 21-23

7. Кучеренко C.A. Достоверная оценка финансового состояния как фактор экономической безопасности субъектов сельского хозяйства / C.A. Кучеренко, H.C. Жминько // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ООО «AP-Консалт», M., 2014. - с. 13-16

8. Кучеренко, C.A. Контроль качества деятельности аудиторских организаций: сравнительный анализ федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) и международных стандартов аудита

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

103

(MCA) / С.А. Кучеренко, Д.А. Кривичев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГ АУ) [Электронный ресурс] - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №Ш4 (10). - с. 2060-2075. - IDA [article ID]: 1041410143 Режим доступа: http ://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/143 .pdf

9. Кучеренко, C.A. методическое обеспечение аудита труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях / C.A. Кучеренко, О.Л. Алтухова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ООО «АР-Консалт», M., 2014. - с. 23-26.

10. Кучеренко, С.А. Особенности оценки непрерывности деятельности при аудите крупных и средних сельскохозяйственных организаций / С.А. Кучеренко, А.А. Терских // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс] - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №104(10). - с. 2048-2059. - IDA [article ID]: 1041410142 Режим доступа: http://ej. kubagro.ru/2014/10/pdf/142.pdf

11. Матвиенко, Г.А. Особенности формирования инвестиционной стратегии развития региона на базе конвейерного подхода к оценке его производственно-экономического потенциала / Г.А. Матвиенко, С.А. Кучеренко // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. - ООО «АР-Консалт». M., 2015. - с. 113-116.

12. Медведева, К.А. Методика осуществления контроля учета основных средств в сельскохозяйственных организациях / К.А. Медведева, С.А. Кучеренко // Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Краснодар, 2015. - с. 114-118.

13. Сигидов Ю.И. Методика анализа финансового состояния и оценка потенциальности банкротства сельскохозяйственных организаций: монография / Ю.И. Сигидов, С.А. Кучеренко, H.C. Жминько -М.:ИНФРА-М, 2015. - 120 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКРИМИНАНТНОГО ПОДХОДА И РЕЙТИНГОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Кучеренко Сергей Анатольевич

канд. экон. наук, доцент кафедры аудита, г. Краснодар Жминько Надежда Сергеевна

канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры ТБУ, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье показана возможность использования сочетания множественного дискриминантного анализа и рейтингового моделирования для разработки методики анализа финансового состояния экономических субъектов. Авторами предложена инновационная методика оценки и прогнозирования финансового состояния сельскохозяйственных организаций, разработана критериальная шкала модели, приведены результаты апробации полученного аналитического инструмента на основе статистически значимой выборки сельхозтоваропроизводителей Краснодарского края ABSTRACT

The article shows the possibility of using combinations of multiple discriminant analysis and rating modeling to develop methods of analysis of the financial condition of economic entities. The authors propose an innovative method of assessing and forecasting the financial condition of agricultural organizations, developed by models criterion scale, the results of approbation of the obtained analytical tool, based on a statistically significant sample of agricultural producers of Krasnodar region

Ключевые слова: финансовое состояние, сельскохозяйственные предприятия, дискриминантный анализ, рейтинговое моделирование, прогнозирование

Keywords: financial condition, agricultural enterprise, discriminant analysis, rating modeling, forecasting

На сегодняшний день, в условиях неустойчивости тенденций экономической среды в деятельности хозяйствующих субъектов сельскохозяйственной отрасли отмечается массовое ухудшение финансового состояния. Так, согласно отчету о работе арбитражного суда Краснодарского края в 2012 г. принято решение о признании банкротами и открытии конкурсного производства 7 сельхоз товаропроизводителей, при этом, завершено производство 8 организаций АПК. В 2011 г. 13 сельскохозяйственных организаций признаны обанкротившимися и в 7 начата процедура открытия конкурсного производства. В ситуации перехода на условия хозяйствования, оговоренные с ВТО, одновременно с введением экономических санкций США и отдельными европейскими странами в от-

ношении Российской Федерации, подобная динамика оказывает негативное влияние на продовольственную безопасность как региона, так и страны в целом.

Наблюдаемая ситуация сокращения численности организаций аграрного сектора Краснодарского края, напрямую связана с неэффективностью аналитических процедур диагностики финансового состояния и прогнозирования рисков банкротства. Как следствие, зачастую наблюдаемое на практике, несвоевременное принятие должного решения управленческим аппаратом влечет потерю конкурентоспособного уровня финансового состояния товаропроизводителей.

Традиционный комплексный метод анализа финансового состояния, предполагающий расчет множества ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.