СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОТОБРАЖЕНИЯ РЕЛЬЕФА СВЕТОТЕНЬЮ НА КАРТАХ В ADOBE PHOTOSHOP
Юрий Васильевич Гаврилов
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mal: kaf. karto graphy@ ssga.ru
Татьяна Евгеньевна Елшина
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: kaf. karto graphy@ ssga.ru
В статье рассмотрены вопросы теневого отображения рельефа на картах и данырекомендации по совершенствованию его в программе AdobePhotoshop.
Ключевые слова: топографические карты, изображение рельефа, теневое отображение рельефа.
IMPROVEMENT OF UP-TO-DATE TECHNIQUES OF SHADOW RELIEF PLOTTING ON ADOBE PHOTOSHOP MAPS
Yury V. Gavrilov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of Cartography and Geoinformatics, tel. 8(383)361-06-
35,
e-mal: [email protected] Tatiana Ye. Yelshina
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of Cartography and Geoinformatics, tel. 8(383)361-06-
35,
e-mal: [email protected]
The article reveals the problem of shadow relief plotting on maps and gives some recommendations on its improvement using the Adobe Photoshop program. The light and shadow relief plotting is currently important.
Key words: ground representation, shadow ground plotting, topographic maps.
Названные ранее рекомендации отображения рельефа на топографических картах масштаба 1:500 000, включали учет требования наглядности, удобочитаемости, быстрой оценки местности и ориентирования на ней [1]. Нами были вскрыты, на наш взгляд, недостатки в Руководстве по картографическим и картоиздательским работам. Часть 2. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштаба 1:200 000, 1:500 000[2]. В них отмечается отображение рельефа горизонталями, окраской, светотенью (только в горных районах) и каждый из названных методов имеет соответственную оценку. Если горизонталями достигается метричность,
подобие основных форм разных видов рельефа, то отсутствие наглядности и, следовательно, быстрая оценка местности затруднена. Светотень (пластическое) отображение рельефа устраняет это и «борьба» метричности и наглядности завершается с учетом значимости и назначения топографической карты. Рельеф в отличие от других элементов топографических карт трехмерен, а на карте с двумя измерениями, важно передать третье измерение - высоту. И в этом случае разработанная теория и техника применения светотени (отмывки, тушевки) весьма актуальна.
Ранее проведенные работы по совершенствованию методики и техники светотеневого оформления рельефа на разных видах карт, выявили недостатки, о которых уже было сказано.
Изучение карт показывает, что применение светотени должно быть не только на топографических картах, согласно Руководства [2], но и на многих других видах карт широкого назначения, чего нельзя сказать об изданиях последних лет. На тех картах, где она и нанесена, оставляет желать лучшего. Грамотно показывая элементы светотени, можно достичь убедительного и наглядного отображения и в этом убеждают карты прошлых десятилетий. Вскрывая причины неудач, можно обнаружить слабую подготовку исполнителей светотени. И это не случайно. Переход от традиционной отмывки или тушевки к компьютерной программе AdobePhotoshop сложен и предусматривает от исполнителя грамотного чтения рельефа горизонталями. Далеко не каждый может визуально представить формы рельефа и, следовательно, объективно наглядно и выразительно воссоздать иллюзию трехмерного изображения. Поэтому прежде чем обратиться к помощи компьютера, следует выполнить общий расклад теней на отдельной синей копии, оригинале в привычной и доступной форме - тушевкой и только далее убедившись в положительном результате приступить к компьютерной работе. В этом убеждают занятия со студентами. В методических указаниях «Техника и методика светотеневого отображения рельефа в программе AdobePhotoshop» издания СГГА[3], изложены основы теневого оформления рельефа, представлены образцы, но качество полиграфического исполнения плохое. Кратко остановимся на сложностях применения программы AdobePhotoshop, уделив внимание технологии изготовления оригинала отмывки рельефа. Первоначально сканируется карта, используемая в качестве основы для создания полутонового оригинала. Изображение желательно увеличить, используя инструмент zoom (лупа). Нежелательные объекты лучше убрать с помощью инструмента clonestamp (штамп). Процесс удаления нежелательных объектов заключается в клонировании пикселей с ближних участков и наращивании их на новые места. Для однородности изображения используют дополнительно инструменты smudge( размыватель) или Ь1иг(размытие), при помощи которого размывают изображение. В момент нажатия на кнопку мыши Photoshop захватывает пиксели находящиеся под кистью, и в процессе дальнейшего перетаскивания курсора тянет их за собой, постепенно оставляя часть пикселей на изображении. Контрастность изображения повышается при использовании
инструмента sharpen (резкость). Осветление и затемнение изображения рельефа возможно выполнять применив инструменты dobge (совместимость) и burn (затемнение). Изменить насыщенность цвета возможно применив инструмент spondge (губка). При редактировании изображения устанавливаются единицы измерения, миллиметры. По умолчанию программа устанавливает в разделе «разрешение» 72 dpi, которого достаточно для отображения на экране монитора. Однако для печати разрешение следует установить не менее 200dpi. Оригинал отмывки сохраняют в формате TIFF и далее импортируют для совмещения с общегеографической основой.
Использование компьютерного исполнения рельефа позволяет на порядок ускорить и значительно улучшить процесс свето-теневого оформления рельефа. [4]. Однако, нельзя требовать от исполнения быстрых и положительных результатов. Для грамотного и технологичного изображения рельефа с использованием компьютера требуется многоступенчатая теоретическая и практическая подготовка, умение «видеть», «читать» рельеф, а так же значительный опыт выполнения работ по технике светотеневой пластики комбинированно: как вручную, так и с
использованием компьютера в программе Adobe Photoshop.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гаврилов Ю. В., Елшина Т. Е. Рекомендации по совершенствованию отображения рельефа на топографических картах масштаба 1:500 000 // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.).
- Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 61-63.
2. Руководство по картографическим и картоиздательским работам. Часть 2. Составление и подготовка к изданию топографических карт масштаба 1:200 000,1:500 000.
- М., 1980. - 167 с.
3. Гаврилов Ю. В., Горожанкина О. В. Картографический дизайн. Часть 1. Техника и методика светотеневого отображения рельефа в программе AdobePhotoshop. -Новосибирск: СГГА, 2006. - 25 с.
4. Касьянова Е. Л. Картографирование рельефа суши и морского дна на учебных физических картах: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: СГГА, 2013. - 54 с.
© Ю. В. Гаврилов, Т. Е. Елшина, 2014