Научная статья на тему 'Совершенствование современной системы управления торговлей в России'

Совершенствование современной системы управления торговлей в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УДАЛЕННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Роман Дмитриевич, Титова Марина Владимировна

В данной статье определены основные направления совершенствования современной системы управления торговлей в России. Особое внимание уделено регулированию и развитию удаленной торговли, как наиболее динамично развивающемуся сегменту в сегодняшних условиях. Рассмотрены вопросы государственного регулирования торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование современной системы управления торговлей в России»

reading.dub^apter.php/72867/12/Snezhinskaya%2C_Kondrat0/o27ev0/o2C_Melihov_-_Net_motiva_-_net_raboty._Motivaciya_u_nas_i_u_nih.html (дата обращения: 19.04.2017).

3. Потемкина О.Ф. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере // HR-Portal. Общество и публикации. Психология: личность и бизнес. http://www.hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (дата обращения: 23.04.2017).

4. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). 2005 // uchebnik.online. Маркетинг и менеджмент. Мотивация. URL: http://uchebnik.online/motivatsiya-uch/test-metodika-diagnostika-strukturyi-motivov-56716.html (дата обращения: 21.04.2017).

Solovyeva Marina Vyacheslavna, student

(E-mail: whitecat95@yandex.ru)

Russian National Research Medical University. N.I. Pirogov of the Ministry of Health of Russia , Moscow, Russia

Tarasova Anastasia Evgenievna, Senior Lecturer

Russian National Research Medical University. N.I. Pirogov of the Ministry of Health of Russia , Moscow, Russia

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS OF FOOD STAFF EMPLOYEES

Abstract. This article reveals the theoretical basis for motivation of work activity and for the first time establishes the results of a pilot study of the motivation for achieving food production employees of PURATOS.

Keywords: motivation of labor activity, motivation of achievement, motivating criteria, monitoring of staff motivation, status significance of leadership activity.

УДК 338.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЛЕЙ В РОССИИ Титов Роман Дмитриевич, студент Титова Марина Владимировна, к.э.н.

(titovamarina@yandex.ru) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), г.Липецк, Россия

В данной статье определены основные направления совершенствования современной системы управления торговлей в России. Особое внимание уделено регулированию и развитию удаленной торговли, как наиболее динамично развивающемуся сегменту в сегодняшних условиях. Рассмотрены вопросы государственного регулирования торговли.

Ключевые слова: торговая отрасль, государственное регулирование, удаленная торговля, интернет-торговля, государственно-частное партнерство

Одной из наиболее сложных проблем при развитии рыночных отношений в России можно назвать отношения между государством и самим рынком. При этом, и международные и российские опыт и практика показы-

вают настоятельную необходимость государственного вмешательства в регулирование отношений субъектов на рынке.

Основной функцией торговой отрасли можно считать именно доведение товара до потребителя с целью удовлетворения его потребностей. Второй функцией является обеспечение непрерывности смены форм товарной стоимости.

При государственном регулировании торговой отрасли приоритетной функцией необходимо считать создание и поддержание экономико-правовых условий для функционирования механизма регулирования. Регулирование через создание норм торгового законодательства опирается на нормы гражданского права, предметом регулирования со стороны торгового права является торговая предпринимательская деятельность как в сфере розничной, так и оптовой торговли.

Оценивая состояние торговой отрасли в России, необходимо отметить ее рост, однако в отрасли намечаются негативные тенденции, в большей части связанные с общей неблагоприятной экономической обстановкой в стране.

Приоритетными стратегическими целями государственного регулирования торговли в России являются: формирование и сохранение экономической и социальной стабильности сферы обращения, обеспечение экономической безопасности, формирование и развитие конкурентной среды в сфере обращения товаров.

В связи с развитием НТП торговая деятельность сегодня претерпевает значительные изменения, затрагивающие все процессы, происходящие в торговой отрасли. В условиях наличия информационных технологий и сети интернет появились и появляются новые, нестационарные виды торговли, отличающиеся высокой эффективностью.

К ним относятся: интернет-торговля, телемагазины, торговля через почтовые каталоги, вендинг и прочие, так называемые дистанционные способы продажи товаров.

Основными факторами, влияющими на развитие современных удаленных каналов продаж, таких как Интенет-торговля, являются [1]: степень проникновения качественного доступа в сеть интернет; современная высокоскоростная система доставки ; безопасная система электронных платежей; защита прав потребителей при осуществлении удаленных покупок. Создание и поддержание безопасного функционирования систем электронных платежей, а также защита прав потребителей - основные направления, которые должны быть разработаны при формировании системы государственного регулирования торговой отрасли.

Наиболее значимыми проблемами в области удаленной торговли в России являются: неразвитая структура доставки товаров потребителям. В связи с этим торговые компании вынуждены строить свои собственные сети, что снижает их конкурентоспособности и ведет к существенным затратам; все еще недостаточно развитая электронная система платежей, вос-

принимаемая к тому же потребителями как высокорисковая; низкий уровень грамотности как представителей бизнес-сообщества, так и потенциальных потребителей о возможностях, которые предоставляет им электронная торговля; высокий уровень мошенничества в данном виде торговли, несоблюдение прав потребителей; высокая доля отказов потребителей из-за отсутствия или несогласованности различных стандартов; в торговле через автоматы (вендинг) имеют место бюрократические трудности, связанные с оформлением разрешений на установку торговых автоматов, высокая налоговая нагрузка на компании, осуществляющие торговлю через автоматы, недоверие покупателей к автоматизированным системам продажи товаров.

Основные проблемы регулирования рынка удаленной торговли: несовершенство законодательства, в том числе в области защиты прав потребителей; высокая налоговая нагрузка на предпринимателей; отсутствие статистических данных по отраслевой информации.

Анализ рынка уделенной торговли позволяет сделать вывод о наличии ряда проблем и сформулировать пути их решения.

Необходимо разрабатывать подходы к решению выделенных проблем в контексте развития Таможенного союза, ЕврАзЭС, ВТО.

На федеральном уровне необходимо инициировать реализацию системного статистического учета удаленной торговли в России, сформулировав задачу Росстату по методологии сбора статистических данных.

Участникам рынка необходимо выработать общее понимание терминологии рынка, что должно найти отражение в соответствующих нормативно-правовых актах.

Необходимо дальнейшее реформирование ФГУП «Почты России». Так как на современном этапе своего развития компания, как системообразующий субъект рынка удаленной торговли, тормозит его развитие. Компания, как и другие операторы рынка доставки не справляется с существующим уже сейчас объемом доставки и, тем более, не готовы к еще большим объемам. Высокие тарифы по доставке также тормозят развитие дистанционной торговли.

Поскольку удаленная торговля в большей мере, чем традиционная, строится на доверии между покупателем и продавцом, необходимо продвигать принципы ответственного бизнеса и стандартов работы с клиентами и партнёрами в удаленной торговле.

Если говорить о торговле в целом, то необходимо отметить, что основной целью должно стать выявление таких направлений развития торговли, которые приведут к: стабильности существования отрасли, обеспечат ценовую доступность товаров для населения страны, сформируют территориальную доступность торговых точек; обеспечат соответствие товаров и услуг соответствующим стандартам качества; формированию конкурентной среды, обеспечат высокий уровень качества жизни.

Основными направлениями можно считать следующие:

- дальнейшее совершенствование системы взаимодействия в торговой сфере, улучшение системы контроля за деятельностью субъектов торговых отношений;

- формирование системы территориальной распределенности торговых организаций за счет как строительства, так и реконструкции предприятий, через реформирование градостроительных планов в соответствии с нормативами по обеспечению населения торговыми площадями;

- поддержание новых технологий и методов продаж, которые соответствуют современным тенденциям развития торговли, требованиям к обеспечению качества и культуры торгового обслуживания;

- развитие сектора торговли в сельской местности с учетом социально-экономических особенностей и специфики местности;

- формирование кадрового состава отрасли в соответствии с современными тенденциями развития торговли и возрастающими требованиями потребителей;

- обеспечение свободного входа на рынок всем субъектам хозяйствования;

- формирование и развитие торгово-логистической сети, соответствующей требованиям рынка;

- обеспечение поддержки малого предпринимательства, как одной из основных форм организации торговой деятельности в России на сегодняшний момент.

Целевыми индикаторами по формированию торговой отрасли могут стать следующие показатели: вклад отрасли в ВРП (%); оборот потребительского рынка (млн. руб.); производительность на одного занятого (тыс. руб.); занятость в отрасли (чел.); среднемесячная заработная плата по отрасли (руб.); размер торговых площадей (тыс. кв. м.); обеспеченность торговыми площадями на 1000 чел. (кв. м); уровень конкуренции в отрасли; оборот малых предприятий в отрасли, млн. руб.

Для достижение соответствующего требованиям потребителей разнообразия в рыночных структурах, которые осуществляют торговую деятельность, необходимо:

- формирование оптовых продовольственных рынков, ориентированных не на региональную, а на межобластную и межрегиональную торговлю;

- для обеспечения населения всеми необходимыми видами товаров необходимо формирование ярмарочно-выставочной деятельности;

- поддержка развития системы потребительской кооперации.

Для того, чтобы сформировать качественно новый кадровый состав в отрасли, который будет обладать качественно новыми знаниями и умениями, высокой культурой обслуживания потребителей, необходимо:

- формирование условий, при которых работодатели будут заинтересованы в повышении квалификации своих работников на основе современ-

ных требований рынка;

- формирование систем аттестации и оценки персонала, которые смогут помочь работодателю в определении направлений повышения уровня квалификации как рядового персонала, так и руководителей;

- формирование систем оплаты труда, учитывающих квалификацию работника и его непосредственный вклад в работу предприятия.

В области ценового регулирования, необходимо в первую очередь, в отношении естественных монополий. Меры по регулированию цен со стороны государства могут затронуть сектор дистрибуции - если регуляторные органы вознамерятся снизить цены путем усиления контроля и сокращения цепочки поставщиков. Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, - это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Одной из форм регулирования торговой сектора может стать государственно-частное партнерство. При формировании данной формы взаимодействия государственные органы выступают чаще всего как заказчик проекта, инициатор проекта или финансирующая сторона.

Одной из форм подобного взаимодействия являются долгосрочные целевые программы, инициатива в осуществлении которых может идти как со стороны государства, так и бизнеса.

Список литературы

1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 20152016 годы и период до 2020 года" - Электрон. дан. - Режим доступа:. http://base.garant.ru/70836814/# ixzz4RItXE7Rn.

2. Данилова, В.А., Литвинова, Е.В., Ветрова, Е. А. Обоснование приоритетных направлений структурных преобразований регионального потребительского рынка/ В.А.Данилова, Е.В.Литвинова, Е.А.Ветрова //Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 31-41.

Titov Roman Dmitrievich, student

Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russian Federation Titova Marina Vladimirovna, Cand.Econ.Sci.,senior Lecturer (e-mail: titovamarina@yandex.ru)

Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russian Federation THE IMPROVEMENT OF THE MODERN SYSTEM OF TRADE MANAGEMENT IN RUSSIA

Abstract. In this article the basic directions ofperfection of a modern system of management of trade in Russia. Special attention is paid to the regulation and development of remote

trade, as the most dynamically developing sector in today's environment. Considers the issues of state regulation of Commerce.

Key words: retail industry, state regulation, remote trade, e-trade, public-private partnership.

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПОЛИТИКО-ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Титова Елена Валерьевна, к.соц.н., доцент (e-mail: ogau@mail.ru) Лупандин Виталий Николаевич, к.полит.н., доцент (e-mail: siilogismus@mail.ru) Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Орел, Россия

В данной статье рассмотрена специфика образования как института политической социализации, являющегося механизмом адаптации политической системы к социальной среде, поддержания целостности и порядка в обществе за счет передачи норм, ценностей и образцов политического поведения, в рамках которого осуществляются все виды и стадии политической социализации личности.

Ключевые слова: политико-властные отношения, образование, система образования, социализация, политическая социализация.

Современную систему образования принято рассматривать как совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Выступая в качестве механизма воспроизводства сложившейся системы социальных отношений, институт образования объективно воздействует и на политическую сферу. В этой связи закономерен интерес общества к системе образования как к одному из факторов воспроизводства политико-властных отношений. Системные трансформации в российском обществе привели к изменению содержания социального заказа в сфере образования, приоритетным становится не только ориентация на удовлетворение образовательных потребностей и интересов граждан, но и массовая политическая социализация и ресоциализация.

Особый интерес представляет теоретический анализ образования как социального института, выполняющего функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, и являющегося, таким образом, одним из важнейших факторов воспроизводства как общества в целом, так и его политической сферы. В этой связи важным представляется уточнение ряда взаимосвязанных системообразующих категорий: «образование», «система образования», «социализация», «политическая социализация». Образование - это, во-первых, совокупность сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.