Научная статья на тему 'Совершенствование социальной защиты работника в процессе достижения достойного труда'

Совершенствование социальной защиты работника в процессе достижения достойного труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2459
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / SOCIAL PROTECTION / DECENT WORK / LABOR RELATIONS / GUARANTEE WORKER RIGHTS / IMPROVEMENT OF SOCIAL PROTECTION SYSTEMS / SOCIAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мнацаканян Элита Геннадьевна

В статье рассматривается совершенствование социальной защиты работника в процессе достижения достойного труда. Обращается внимание на гарантии для работников, которые составляют основу социальной защиты. Выделяется одна из наиболее важных целей социальной политики государства признание достойного труда. Приводятся пути совершенствования социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF WORKERS SOCIAL PROTECTION IN THE COURSE OF GETTING DECENT WORK

The article deals with the improvement of social protection of employees in the achievement of decent work. It draws attention to guarantees for workers who form the basis of social protection. It defines one of the most important goals of social policy the accepting the Decent Work Agenda. The article provides the ways to improve social protection.

Текст научной работы на тему «Совершенствование социальной защиты работника в процессе достижения достойного труда»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Мнацаканян Э.Г.

совершенствование социальной защиты

работника в процессе достижения достойного труда

В начале XXI века человечество все острее переживает необходимость решения основных социально-экономических проблем, а именно: повышение жизненного уровня населения, его воспроизводство и обеспечение полной занятости, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, получения образования и повышения квалификации, охраны труда, развития культуры, то есть, в конечном счете, достижения социального прогресса.

Нужно сказать, что нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы достигнуть значительных результатов без труда. Высокопроизводительный труд на производстве служит основой экономического роста, благосостояния всего населения, достойной жизни и свободного развития человека.

Поэтому нужно создать условия для такого труда: технические, организационные, экономические, обеспечить нормальные взаимоотношения между субъектами производственного процесса, а именно работниками и работодателями.

В развитых странах давно выработалась определенная система трудовых отношений, которая способствует гармоничному взаимоотношению труда и капитала.

Сегодня нужно разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты работника.

Сгладить ситуации, связанные с невозможностью получить работу или опасностью стать безработным, с уменьшением занятости и многими другими проблемами работника, способны меры социальной защиты, которым в системе создания условий для достойного труда отведена одна из важнейших ролей.

Под социальной защитой населения понимается одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающегося в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вне всех членов общества [10].

Для проникновения в сущность и содержание социальной защиты работников необходимо использовать такие исследовательские подходы, как

системный и диалектический.

Системный подход дает возможность: обратиться к совокупности институтов, которые обеспечивают социальную защиту работника, включая государство, работодателя, профсоюзы; рассмотреть формы организации процесса производства, охраны и условий труда, которые направлены на абсолютное удовлетворение текущих и будущих социально-трудовых потребностей, реализацию трудового и творческого потенциала работников, не нарушающие при этом важнейшие интересы работодателя.

Диалектический подход к системе социальной защиты позволяет рассматривать ее как развивающуюся категорию. Согласно такому взгляду, социальная защита работника имеет тенденцию к непрерывному совершенствованию по мере развития научно-технического прогресса и общества.

Нужно сказать, что существование трудового законодательства отдельными исследователями-юристами связывается с установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, которые собственно и отражают социальную защиту [5].

Для работника очень важно в условиях рыночных отношений ощущать социальную защищенность, которая охватывает гарантии и компенсации и направлена на оказание помощи работникам, которые оказались в сложной жизненной ситуации в период осуществления своих трудовых обязанностей.

Гарантии для работников, которые составляют основу социальной защиты, отражены в содержании Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Законодательством предусмотрены гарантии, связанные с ведением коллективных переговоров, государственные гарантии в области оплаты труда, гарантии, установленные для отдельных категорий работников, гарантии при заключении трудового договора, и т.д. [11].

Подтверждением этому служит определение гарантий в разделе VII ТК РФ, а именно в ч. 1 ст. 164 [1].

Одним из эффективных рычагов регулирования трудовых отношений и достижения достойного труда может стать институт квотирования. «Квота представляет собой минимальное количество рабочих мест, выделяемых для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации». Согласно, ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) особо выделены граждане, испытывающие трудности в поиске работы [2].

Формально-юридические гарантии права работника на создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования, отражены в Конституции РФ, ТК РФ и других нормативных правовых актах.

Гарантии расширения возможности занятости и получения дохода вытекают из содержания ст. 12 и 13 Закона № 1032-1 и состоят в свободе выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защите от безработицы; бесплатном содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информировании о положении на рынке труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 1032-1 безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

В соответствии со ст. 13 Закона № 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Все гарантии расширения возможности занятости и получения дохода возможно классифицировать на основные, среди которых особо выделяются гарантии для безработных граждан, и дополнительные, относящиеся к отдельным категориям работников.

В юридической науке предложены разнообразные варианты систематизации гарантий, предоставляемых работникам.

Юридические гарантии, установленные для лиц, имеющих статус безработных, сгруппированы Орловой Е.В. таким образом: гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; гарантии материальной поддержки граждан в период их безработицы; гарантии обеспечения занятости безработных граждан; гарантии соблюдения законодательства сторонами правоотношений, в которые вступает безработный.

По мнению Серегиной Л.В., которая рассматривала социально-правовые гарантии гражданам, ищущим работу, выделила в их составе две группы: гарантии, обеспечивающие защиту от потери работы, и гарантии в рамках реализации права на социальное обеспечение в случае безработицы [8].

Проблемы расширения занятости и тесно связанные с ними проблемы получения дохода связаны с разумным ограничением власти работодателя над работником.

Особую тревогу вызывает, всё-таки, не факт отсутствия тех или иных гарантий, а именно их игнорирование разными способами, как со стороны государства, так и со стороны работодателя.

Система институциональных гарантий права работника на расширение

возможности занятости и получения дохода разработана достаточно подробно и широко используется работниками в целях обеспечения права на расширения занятости и получения дохода. Однако и здесь достаточно проблем. Одна из существенных связана с получением невыплаченной заработной платы, включая, к примеру, ситуации введения на предприятии процедуры банкротства[12].

Гарантии укрепления социального диалога так же являются важными при осуществлении программы достойного труда.

Социальный диалог представляет собой модель уравновешения интересов, обеспечивающую социальную стабильность в государстве. Это механизм консультаций, в котором участвуют правительство, работодатели и профсоюзы. В Европе социальный диалог считается неотъемлемой составляющей демократического государства и одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности и хороших отношений на рынке труда [7].

Сущность социального диалога заключается в нахождении и сближении позиций вступающих в него сторон, достижении ими общих договоренностей и принятии согласованных решений по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений [9].

Формально-юридические гарантии укрепления социального диалога состоят в их нормативном отражении. Нормативная база довольно обширна. Помимо Конституции РФ, ТК РФ, имеются многочисленные нормы, которые отражают результаты социального диалога в коллективных договорах и соглашениях.

Основное в социальной защите при проведении социального диалога как ступени к социальному партнерству является обеспечение равноправия сторон. Работники должны иметь не меньше прав, чем работодатели или представители власти. Особенность прав всех социальных партнеров при вступлении в социальный диалог состоит в том, что эти права носят коллективный характер и могут осуществляться только согласованно. Кроме того, они всегда осуществляются через представителей.

В. Роик справедливо отмечает, что социальный диалог носит формальный характер, обозначая социальное согласие. По сути же, у него принципиально иная роль, которая состоит не в демонстрации цивилизованности трудовых отношений, а в достижении консенсуса по поводу справедливого распределения доходов, обеспечения безопасных условий труда, надежной страховой защиты от социальных рисков, производственной демократии при нормировании и организации труда. В ходе социального диалога важно рассматривать не второстепенные, а узловые проблемы трудовых отношений, связанные с преодолением системных недостатков их экономических и правовых механизмов, посредством которых решаются вопросы в области условий и оплаты труда, уровня социальных гарантий. Ведь от них в итоге зависит жизнедеятельность людей труда, благополучие их семей. Без совершенствования отношений в сфере труда не приходится рассчитывать на повышение качества жизни граждан, рост

эффективности производства и утверждение социальной справедливости в распределении произведенного продукта [6].

Практика организации социального диалога в экономически развитых странах позволяет, во-первых, устанавливать высокий уровень заработной платы, увязанной с качеством и производительностью труда, во-вторых, достигать оптимальной дифференциации размеров заработной платы между неквалифицированным и квалифицированным трудом.

Такое же отличие имеет система институциональных гарантий укрепления социальной защиты через использование социального диалога, которая отличается от имеющихся правил и процедур реализации иных прав работника, так как связана с особыми правами - коллективными, которые не могут защищаться в суде в силу того, что основаны на интересе, а не на праве. Особенность процедуры социального диалога состоит в стадийности рассмотрения многих вопросов, а также в возможности приглашения независимых персон для оказания помощи в разрешении, например, коллективных трудовых споров.

Представляется, что социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки [4].

Нужно сказать, что социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями. Для первого наличие социальной защищенности является критерием эффективного функционирования. Поскольку, от того, насколько защищено общество, зависит благосостояние государства, степень конфликтности и степень уязвимости со стороны внешней среды. Для предпринимателя социальная защита необходима как один из способов мотивирования труда, поскольку позволяет удовлетворить не только физиологические, но и экзистенциальные, социальные потребности [13].

Социальная защита в условиях рыночных отношений представляет чрезвычайно сложный, многомерный, многосубъектный и многообъектный процесс. В связи с этим, управление социальной защитой должно носить комплексный характер, который объединяет политическую, экономическую и собственно социальную составляющие.

Теоретическое осмысление рассматриваемых проблем требует междисциплинарного подхода, поэтому его целесообразно осуществлять согласованно в рамках различных научных направлений. Если обратиться к опыту организации научно-исследовательской деятельности в Международном инновационном университете, решение этой задачи может быть обеспечено через разработку научных проектов, осуществляемую совместно сотрудниками НИИ правовых исследований и НИИ экономики и управления [3], [13].

Таким образом, признание достойного труда в качестве одной из целей социальной политики государства позволило бы поставить труд в центр экономической и социальной жизни общества, повысить качество труда, квалификацию работников, уровень социальных гарантий наемного персонала.

литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.

2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - № 84. - 06.05.1996.

3. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Малыш // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 52-58.

4. Зыкина Т.А. Обеспечение права работника на достойный труд: современные проблемы: монография / Т.А. Зыкина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014.

5. Нагаев А. Актуальные проблемы трудового законодательства. // URL:http://www.palatask.ru/article-all/nagaev/labor.html.

6. Роик В. Уровень заработной платы и пенсионного обеспечения как барометр состояния социального партнерства // Человек и Труд. - 2008.- № 7.

7. Рабочая жизнь. URL: http://www.tavi.ee/sots-parntnerstvo.

8. Серегина Л.В. Социально-правовые гарантии гражданам, ищущим работу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

9. Социальный диалог.ЦКЬ: http://www.confeu.org/ru/socialdialogue.html.

10. Сплавская Н.В., Горохова В.И. Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2.

11. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10.

12. Юрова К.И. Вопросы понятия реализации прав человека в теории права // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 3.

13. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Кузнецов А.В. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. Уфа, 2015. - С. 239-250.

14. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. - 2015. - №3 . - С. 153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.