Научная статья на тему 'Совершенствование сортировочной работы станции и'

Совершенствование сортировочной работы станции и Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2190
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ЗАГРУЗКА / УГЛОВОЙ ВАГОНОПОТОК / ПОВТОРНАЯ СОРТИРОВКА / СБОРНЫЙ ПОЕЗД / MARSHALLING YARD / LOADING / TRAFFIC VOLUME CORNER / RE-SORTING / MIXED TRAIN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Александрова Н.Б., Граматунова Н.А., Леонтьева В.А.

В статье рассматривается оптимизация загрузки двухсторонней сортировочной системы с применением комплексных мер по изменению технологии работы станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of sorting work of the station "I"

In the article details considered with the optimization of loading of two-way sorting system with the use of complex measures to change the technology of the station.

Текст научной работы на тему «Совершенствование сортировочной работы станции и»

УДК 656.22

АЛЕКСАНДРОВА Н.Б., к.т.н., доцент (Сибирский государственный университет путей

сообщения),

ГРАМАТУНОВА Н.А., студент (Сибирский государственный университет путей

сообщения),

ЛЕОНТЬЕВА В.А., студент (Сибирский государственный университет путей

сообщения)

Совершенствование сортировочной работы станции И

Aleksandrova N.B., Assistant Professor (STU), Gramatunova N.A. , student (STU), Leontyeva V.A., student (STU)

Improvement of sorting work of the station «I»

Введение

Эффективность перевозочного процесса во многом определяется функционированием сортировочных станций. В современных условиях только ритмичная работа

технологических линий этих станций даст возможность обеспечить выполнение нормативных простоев вагонов при возрастающем объеме грузоперевозок. Достичь этого можно за счет совершенствования технологии и технического оснащения станций, а также использования их резервов.

Сортировочные станции с двумя сортировочными комплектами

предназначены для переработки значительного количества составов. Одной из таких станций является сортировочная станция И, которая была построена с учетом преобладания нечетного поездопотока над четным, поэтому нечетная система имеет больше путей приема и сортировочных, более мощную сортировочную горку. Но за последние годы направление следования вагонопотоков по России изменилось - грузоперевозки по железной дороге в дальневосточные

порты выросли до 100 млн. тонн, и, как следствие, в менее оснащенной четной системе сортировочной станции И сейчас перерабатывается больше вагонов, чем в более оснащенной нечетной.

Анализ публикаций

В настоящее время по данной проблеме написано несколько работ. В одной из них /1/ в результате расчетов эксплуатационных расходов автором была выведена для типовой сортировочной станции доля угловых вагонов, при которой целесообразно передавать состав на обработку в другую систему. Однако экономическая составляющая не может полностью отражать эффект от предлагаемых мер, так как важное значение в работе станции имеют показатели

эксплуатационной работы.

Цель работы_

Целью исследования является достижение оптимальной загрузки четной и нечетной систем станции И за

счет перераспределения сортировочном работы.

В качестве методов исследования использовались сбор и обработка статистических данных,

хронометражные наблюдения,

рекомендации действующих

инструктивных указаний.

Эффективность исследования

заключается в оптимизации работы систем сортировочной станции, что даст возможность уменьшить простой составов и повысить надежность выполнения сроков доставки грузов.

Основная часть

Оптимизировать

работу

внеклассных станций пытаются оперативные работники на местах. Например, посредством снижения процента повторной сортировки на станции К была повышена

производительность

горки /2/. Для

необходимо меры по

сортировочной

достижения результата предложить комплексные решению проблемы неравномерной загрузки систем.

В связи с этим разработка мероприятий, направленных на сокращение повторной переработки вагонов, приобретает особую актуальность, так как при этом ускоряется оборот вагонов, снижается себестоимость их переработки и повышается надёжность работы станций. Объемы переработки вагонов на сортировочных горках станции И отражены на рис. 1. Стабильный высокий уровень загрузки четной системы является причиной увеличения простоя вагонов с переработкой и, как следствие, приводит к ухудшению показателей работы станции.

4000

и

§ 3500

(■н

а а

3750

3000

£ 2500

о

£ 2000 к

§ 1500

§ 1000

сг

о &

о X

п <и а О

500

3325

3575 3580 3495 3540 3540 3410 3375 3535 3525 3475

2580

ж

2200 2250

2570

2325 2405 2570

2715 2745

2715

2725 2660 2725

Л? & / # ^ ^ Ь<?

* ^ * ^ * # # ^ ^ л*

Четная система н Нечетная система

Г

Рис. 1. Объемы работы четной и нечетной горок станции И за 2017 г.

Установлено, что почти 40 % поездов прибывают с интервалами не

более 15 мин, которые представлены на рис. 2. Снизить неравномерность можно

за счет регулирования диспетчерским аппаратом подвода местных поездов, доля которых составляет 20 % от общего количества поступающих в парк

приема, с учетом обстановки, складывающейся на станции И.

0,50

0,40

_

н 0,30 о | 0,20

0,10

0,00 11--_______

15 30 45 60 75 90 105 120 129 Интервал прибытия, мин

Рис. 2. Распределение интервалов между прибывающими в четную систему

разборочными поездами

Одной из особенностей работы двусторонней станции является двойная переработка углового вагонопотока, т.е. вагонов, которые прибывают в одну систему, а отправляться должны из другой. Согласно отчетным данным из четной системы в нечетную за сутки

передается около 700 угловых вагонов, а из нечетной в четную - около 250.

Объем повторной сортировки и доля, приходящаяся на угловой вагонопоток, перерабатываемый на четной горке, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Работа четной горки за 2017 г.

Месяц Расформировано вагонов Повторная сортировка вагонов Доля повторно сортируемых вагонов Расформировано угловых вагонов Доля угловых в повторной сортировке

Январь 127396 21862 0,17 8006 0,37

Февраль 101663 18735 0,18 6632 0,35

Март 124187 24437 0,20 8309 0,34

Апрель 118006 22349 0,19 7852 0,35

Май 118148 20515 0,17 7560 0,37

Июнь 115037 20818 0,18 8041 0,39

Июль 121968 21892 0,18 8549 0,39

Август 116889 21091 0,18 7829 0,37

Сентябрь 108719 19792 0,18 7025 0,35

Октябрь 115216 18883 0,16 7919 0,42

Ноябрь 112445 18381 0,16 7504 0,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декабрь 115870 19851 0,17 7618 0,38

Итого 1395544 248606 - 92844 -

Из данных табл. 1 можно сделать вывод, что доля угловых вагонов в повторной сортировке в течение года достаточно постоянна и составляет около 40 %.

По телеграмм-натурным листам прибывающих поездов в четную систему установлено, что почти 50 % поездов включают в себя угловые вагоны нечетной системы. Наибольшее количество угловых вагонов поступает в передаточных и вывозных поездах, формируемых на станциях узла. Угловые вагоны составляют более половины состава в 40 % передаточных поездов.

С целью уменьшения углового вагонопотока, передаваемого в соседнюю систему, возможно применение двух мер /6/ - дублирование формирования поездов в системах, а также прием разборочных поездов в ту или иную систему в зависимости от числа угловых вагонов и складывающейся эксплуатационной обстановки.

Применение дублирования

эффективно в том случае, если в угловой поток попадают вагоны мощных назначений. Выполненные исследования показали, что на станции И применять эту меру нецелесообразно.

Принимать четные разборочные поезда с угловыми вагонами в нечетную систему выгодно, если дополнительные затраты при этом будут меньше экономии вагоно-часов по четной системе.

Расчет разницы между экономией вагоно-часов накопления и

дополнительными расходами при использовании параметра ауг (минимальная доля угловых вагонов в составах поездов) показал, что передача углового вагонопотока целесообразна

при приеме поездов с долей угловых вагонов 50% и более. В среднем в сутки эта мера позволяет снизить общий прием в четную систему на 8 - 9 поездов. Основными исходными данными для расчета являются значения показателей работы систем. В оперативных условиях, когда показатели станции не являются постоянными, можно своевременно менять границу значения доли угловых вагонов в поездах и перераспределять работу между системами.

Анализ плана формирования поездов позволил рассматривать в качестве перераспределения

сортировочной работы освобождение четной системы от формирования части сборных поездов. Схема станции И и полигон, на котором она расположена, позволяют перенести формирование сборных поездов назначением на участок И - Т из четной системы в нечетную.

Анализом телеграмм-натурных листов за месяц установлено, что на этот участок формируется от 1 до 4 сборных поездов в сутки, количество групп в этих поездах варьируется от 2 до 6, что видно из гистограмм, представленных на рис. 3 и 4. Чаще всего происходит формирование двух сборных поездов в сутки, состоящих из 4 - 5 групп.

Формирование происходит с сортировочной горки, что отнимает необходимые для четной системы мощности и приводит к увеличению простоя составов в ожидании расформирования в парке приема.

Хронометражными наблюдениями установлено, что на формирование многогруппного состава с

сортировочной горки затрачивается 38 мин.

0,5 0,4 0,3 0,2 а' 0,1 0

£

о о

В

к о а

2 3

Количество поездов

4

Рис. 3. Распределение количества сборных поездов в сутки

Рис. 4. Распределение количества групп в составе сборного поезда

Следовательно, на формирование сборных поездов назначением на участок И - Т в среднем в сутки тратится около 1,5 ч, а часто и больше. Чтобы разгрузить четную систему, предлагается передать работу по

формированию этих поездов в нечетную систему. Варианты отправления сборных поездов представлены на рис. 5. Применение данной меры снизит загрузку четной горки в среднем на 10 - 15 %.

1

Рис. 5. Схема полигона с вариантами отправления сборных поездов

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что применение комплексных мер, основанных на возможных изменениях в технологии работы станции и не требующих дополнительных денежных вложений, могут значительно улучшить ситуацию, складывающуюся на станции, снизить простой вагонов и повысить надежность выполнения установленных сроков доставки грузов.

Список литературы:

1.Сугоровский Ан. В.

Обоснование целесообразности

применения методов и приёмов организации работы с вагонопотоком на сортировочной станции // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. №2 (35): [Электронный ресурс]. URL: https://cyb erleninka.ru/arti cle/n/obosnovan ie-tselesoobraznosti-primeneniya-metodov-i-priyomov-organizatsii-raboty-s-vagonopotokom-na-sortirovochnoy-

stantsii.

2.Михалев С. Минуя чётную сторону: // Гудок. 2017. № 186: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ro=1390 303&archive=2017.10.19

3. Граматунова Н.А., Леонтьева В.А. Возможность перераспределения сортировочной работы на станции И. -Интеллектуальный потенциал Сибири: 25-я Межвузовская (Региональная) научная студенческая конференция / сборник научных трудов в 23 ч. / под общ. ред. Н.В. Пустового. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. - Ч. 18. - Транспорт и транспортное строительство. -с. 104-109.

4. Граматунова Н.А., Леонтьева В.А. Повышение эффективности сортировочной работы на станции И. -Перспективы науки - 2017: Сборник докладов VII Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Том 2 / Казань: ООО «Рокета Союз», 2017. - с. 72-76.

5. Александрова Н.Б., Граматунова Н.А., Леонтьева В.А. Повышение эффективности работы сортировочной

станции. - Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта №3 2018 Научный журнал / Донецк: ЧП «Рекламно-издательская фирма

«Молния», 2018. - с. 10-15

6. Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО «РЖД». - М.: «Техинформ», 2007. - 527 с.

Аннотации:

В статье рассматривается оптимизация загрузки двухсторонней сортировочной системы с применением комплексных мер по изменению технологии работы станции.

Ключевые слова: сортировочная станция, загрузка, угловой вагонопоток, повторная сортировка, сборный поезд

In the article details considered with the optimization of loading of two-way sorting system with the use of complex measures to change the technology of the station.

Keywords: marshalling yard, loading, traffic volume corner, re-sorting, mixed train

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.