Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ / РЕАКЦИЯ ВЫБОРА / СТАБИЛЬНОСТЬ ПОПАДАНИЯ МЯЧА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сокур Борис Павлович, Давлетова Альбина Таировна, Павлий Арина Алексеевна

В статье рассматривается проявление скоростных способностей теннисистов в игровых ситуациях и влияние их на стабильность выполнение основных ударных действий в настольном теннисе на этапе начальной подготовки. Для повышения уровня скоростных способностей (реакции на теннисный мяч) и реакции выбора ответного технического действия на вариативную подачу соперника, предлагается использование в учебно-тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет специального комплекса упражнений и методических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING SPEED PERFORMANCE IN TABLE TENNIS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

The article examines the manifestation of the speed abilities of tennis players in game situations and their influence on the stability of the performance of the main shock actions in table tennis at the stage of initial training. To increase the level of speed abilities (reaction to a tennis ball) and the reaction of choosing a response technical action to the opponent's variable serve, a special set of exercises and methodological recommendations is proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Контактная информация: tversokolov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2022

УДК 796 796.386

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Борис Павлович Сокур, кандидат педагогических наук, профессор, Альбина Таировна Давлетова, магистрант, Арина Алексеевна Павлий, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье рассматривается проявление скоростных способностей теннисистов в игровых ситуациях и влияние их на стабильность выполнение основных ударных действий в настольном теннисе на этапе начальной подготовки. Для повышения уровня скоростных способностей (реакции на теннисный мяч) и реакции выбора ответного технического действия на вариативную подачу соперника, предлагается использование в учебно-тренировочном процессе теннисистов 8-9 лет специального комплекса упражнений и методических рекомендаций.

Ключевые слова: настольный теннис, этап начальной подготовки, скоростные способности, реакция на движущийся объект, реакция выбора, стабильность попадания мяча.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p399-402

IMPROVING SPEED PERFORMANCE IN TABLE TENNIS AT THE STAGE OF

INITIAL PREPARATION

Boris Pavlovich Sokur, the candidate of pedagogical sciences, professor, Albina Tairovna Davletova, the master's student, Arina Alekseevna Pavliy, the master's student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article examines the manifestation of the speed abilities of tennis players in game situations and their influence on the stability of the performance of the main shock actions in table tennis at the stage of initial training. To increase the level of speed abilities (reaction to a tennis ball) and the reaction of choosing a response technical action to the opponent's variable serve, a special set of exercises and methodological recommendations is proposed.

Keywords: table tennis, stage of initial training, speed abilities, reaction to a moving object, reaction of choice, stability of hitting the ball.

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения соревновательного успеха в настольном теннисе спортсмену необходимо выполнять быстрые и точные технические действия в ответ на неожиданные атакующие действия противника. Это обеспечивается совокупностью функциональных свойств спортсмена, позволяющих выполнять двигательные действия в минимальное время и характеризующиеся, как скоростные способности [2]. В настольном теннисе скоростные способности носят комплексный характер, с доминирующим проявлением сложных двигательных реакций. В основном это реакция на движущийся объект (теннисный мяч) и реакция выбора ответного действия на удар соперника. На этапе начальной подготовки, где в основном проходит обучение и совершенствование основных технических приемов, стабильность выполнения основных ударных действий во многом зависит от способности занимающихся, во-первых, вовремя реагировать на прилетающий теннисный мяч и, во-вторых, быстро и адекватно выбрать ответное ударные действие. В виду вышесказанного возникает проблема исследования, которая заключается в недостатке

сведений в специальной литературе о средствах и методах, используемых для повышения уровня скоростных способностей у теннисистов на этапе начальной подготовки в настольном теннисе.

Цель работы: повысить уровень быстроты реакции на движущийся объект (теннисный мяч) и реакции выбора ответных действий на подачу соперника у теннисистов 89 лет СШОР-3 г. Омска.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной цели был проведен анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме [1, 3, 4], а также педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью теннисистов 8-9 лет СШОР-3 г. Омск. Выявлены основные причины нестабильности выполнения технических действий (низкий процент попадания мяча на противоположную сторону теннисного стола) у обследуемых теннисистов. Ими оказались:

а) поздняя реакция на мяч, посланный соперником, особенно в углы стола;

б) неправильный выбор ответного технического действия на удар соперника, особенно подачу.

Поэтому, для определения уровня реакции на теннисный мяч и реакции выбора ответного технического действия на вариативную подачу соперника было проведено педагогическое тестирование (схема тестирования представлена на рисунке).

Теннисная пушка

Рисунок - Схема тестирования уровня реакции на движущийся объект

Регистрировалась способность обучающегося как можно быстрее увидеть мяч, посланный теннисной пушкой с темпом набрасывания 1 мяч в 5 секунд с комфортной для данного возраста скоростью, но в неизвестном направлении. Спортсмену необходимо определить направление полета мяча и выполнить начальное движение ногами и туловищем в точку встречи ракетки и мяча, с задачей попасть мячом на противоположную сторону стола. Начало движения на мяч определяла и оценивала экспертная комиссия в составе трех квалифицированных тренеров по пятибалльной шкале (отлично - 5 баллов, хорошо - 4 балла, удовлетворительно - 3 балла) на основании видеозаписи в режиме SLOWMO. Стабильность выполнения ударного действия определялась процентом попадания мяча на противоположную сторону стола от общего количества набрасываемых мячей (20 мячей).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты тестирования выявили низкий уровень реакции на движущийся объект. Так, из десяти обучающихся, семь спортсменов показали удовлетворительный уровень и лишь трое хороший. При этом средний процент стабильности составил 30%.

Для оценки проявления уровня реакции выбора правильного ответного действия, занимающимся предлагалось выполнить прием 10 наиболее используемых на этапе начальной подготовки подач: без вращения справа и слева (толчком), с нижним вращени-

ем справа и слева (подрезка), с верхним вращением (накатом) справа и слева, с нижним боковым вращением справа и слева (веер), верхним боковым вращением справа и слева (маятник), с заданием попасть в любую зону стола. Подачи выполнял квалифицированный теннисист с минимальной тактической информативностью поочередно из правосторонней и левосторонней стоек. Уровень реакции выбора также оценивался по пятибалльной шкале. Оценивалась реакция выбора правильного технического действия: «5 баллов» - 8-10, «4 балла» - 5-7, «3 балла» - 4 и менее.

Уровень реакции выбора правильной техники приема подачи оказался у всех обследуемых теннисистов удовлетворительным за счет технических действий, не соответствующих виду подач.

Поэтому, для повышения уровня реакции на движущийся объект у теннисистов 8-9 лет СШОР-3 был разработан комплекс специальных упражнений и методических рекомендаций (таблица 1).

Таблица 1 - Комплекс специальных упражнения и методических рекомендаций

№ Упражнение Дозировка Методические рекомендации

1 Ловля мяча после отскока от стола 20 сек, 3 подхода, Занимающийся встает в центр стола в стойку теннисиста. Тренер накидывает мячи с разной скоростью в разные точки стола. Задача: поймать мяч после первого отскока. Можно ловить только правой, только левый или двумя руками.

2 Ловля мяча с отскока от стены 10 мячей, 2 подхода Занимающийся встает лицом к стене, тренер стоит за спиной. Тренер кидает мяч в стену, после отскока мяча от стены, занимающийся должен его поймать.

3 Ловля мяча из руки 15 мячей, 1 подход Тренер и ученик стоят лицом друг к другу. Тренер держит теннисный мяч в руке, обратив ладонь вниз. Ученик кладет свою ладонь сверху. Через некоторое время тренер отпускает мяч, и ученик должен его успеть поймать на лету. Высота нахождения ладони находится примерно на уровне 1-2 м. При необходимости это расстояние или уменьшается, или увеличивается.

4 Ловля мяча в движении 5 ускорений Ученик бежит по прямой в среднем темпе, на дистанции стоит отметка, за ней в 2-3 метрах стоит тренер, как только ученик преодолевает отметку, тренер подбрасывает мяч вверх. Ученику необходимо сделать рывок-ускорение и поймать мяч.

5 Перемещение в заданную точку 20 мячей Ученик встает в выделенную область - квадрат 2х2 м. Тренер в определенном темпе накидывает мячи в разные точки квадрата. Ученику необходимо как можно быстрее коснуться точки падения мяча попеременно правой или левой ногой.

6 Игра «Схвати ракетку» 5 минут Группа учеников располагается вокруг стола. На столе лежат ракетки, на одну меньше, чем количество игроков. Ученики начинают перемещаться по кругу, по сигналу необходимо схватить ракетку обязательно за ручку, кому ракетка не достанется, выбывает из игры.

Данный комплекс специальных упражнений, и методических рекомендаций был внедрен в учебно-тренировочные занятия. В течение 5 месяцев два раза в неделю вначале основной части тренировочных занятия выполнялось 3 упражнения из комплекса (2 с мячами, 1 игровое) по 12-15 минут. Для повышения уровня реакции выбора был применен методический подход «подсказка выбора технического действия», суть которого заключалась в том, что находясь за спиной принимающего подачу спортсмена, тренер четко и быстро подсказывает адекватное техническое действие, соответствующее той или иной подаче. Такими действиями, как показывает спортивная практика, являются накат, срезка и топ-спин. Отработка техники приема подач выполнялась также в течение 5 месяцев три раза в неделю в середине тренировочного занятия по 10-15 минут.

По истечении данного срока было проведено повторное тестирование уровня реакции на движущийся объект и реакции выбора (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты тестирования.

№ Показатели До, X ±а После, X ± а Прирост показателей по Brody (%)

1 Реакция на теннисный мяч (баллы) 3.3±0.46 4.2±0.40 24

2 Стабильность(%) 34±5.39 50±5.92 38.1

3 Реакция выбора (баллы) 3,2±0.40 4,3±0.46 29,3

Примечание: По ^критерию Стьюдента различия уровня различия статистически достоверны (Р<0,05).

Результаты повторного тестирования показали достоверный прирост по обоим рассматриваемым показателям. У всех теннисистов достоверно повысился уровень реакции на движущийся объект практически на один балл, а уровень реакции выбора более чем на балл.

ВЫВОДЫ

1. Внедрение в учебно-тренировочный процесс теннисистов 8-9 лет СШОР - 3 г. Омска комплекса специально подобранных упражнений с мячами и ракетками, позволило повысить уровень реакции на теннисный мяч.

2. Использование методического подхода «подсказка выбора технического действия» положительно повлияло на быстроту и адекватность приема подачи.

3. Данные педагогические воздействия позволяют расширить тактическое мышление теннисистов, поднять эмоциональный фон тренировочный занятий, а также улучшить результативность соревновательной деятельности за счет стабильности ударных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчукова, Г.В. Исследование факторов, влияющих на рейтинг игры в настольном теннисе, как критерия успешной карьеры / Г.В. Барчукова, Е.В. Романина, М.Х. Родионова // Ученые записки университета имени. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 245-248.

2. Песошин, А.А .Способ оценки времени реакции на движущийся объект / А.А. Песо-шин, В.В. Роженцов // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2012. - № 3. - С. 143-146.

3. Полевщиков М.М. Точность двигательных действий как критерий отбора для занятий игровыми видами спорта / М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 103-108.

4. Сокур, Б.П. Повышение эффективности ударных действий с отскока у теннисистов 1012 лет / Б.П. Сокур, С.Е. Воробьева, А.В. Кардаш // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочного процессов в условиях вуза: материалы IV научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. - Омск : СибГУФК, 2016. -С. 93-95.

REFERENCES

1. Barchukova, G.V. (2017), "Study of the factors influencing the rating of the game in table tennis as a criterion for a successful career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 245-248.

2. Pesoshin, A.A. and Rozhenkov, V.V. (2021), "A method for assessing the reaction time to a moving object", Bulletin of the Kazan State Technical University of A.N. Tupolev, No. 3, pp. 143-146.

3. Polevshchikov, M.M. and Rozhenkov, V.V. (2013), "Accuracy of motional actions as a selection criterion for practicing game sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 103-108.

4. Sokur, B.P. (2016), "Increasing the effectiveness of shock actions from a rebound in tennis players 10-12 years old", Organizational and methodological aspects of educational and training processes in the conditions of the university: materials of the IV scientific-practical conference of teachers and graduate students, Publishing house of Siberian State University of Physical Culture, Omsk, pp. 93-95.

Контактная информация: boris_sokur@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

УДК 796.332

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Эльдар Ками-льевич Абдулаев, ассистент, Александр Анатольевич Пустуев, преподаватель, Бал-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.