Научная статья на тему 'Совершенствование системы высшего профессионального образования в республике Казахстан'

Совершенствование системы высшего профессионального образования в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / WAYS OF IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайшыгулова Ж. Т.

В статье анализируются вопросы организации системы высшего профессионального образования в Республике Казахстан. Рассмотрены нути и методы повышения качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN

The article considers the questions of organization of the system of higher professional education in the Republic of Kazakhstan. Are considered ways and methods for improving the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы высшего профессионального образования в республике Казахстан»

УДК 37.08

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Кайшыгулова Ж.Т., к.филол.н., Институт управления образованием РАО,

Москва. Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются вопросы организации системы высшего профессионального образования в Республике Казахстан. Рассмотрены нути и методы повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: Республике Казахстан, высшее профессиональное образование, пути совершенствования.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

IN KAZAKHSTAN

Kajshigulova Sch., PhD., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the questions of organization of the system of higher professional education in the Republic of Kazakhstan. Are considered ways and methods for improving the quality of higher education.

Keywords: the Republic of Kazakhstan, higher professional education, the ways of improvement.

Казахстану, первому государству среди стран СНГ, Азии, да и всего тюркоязычного мира, оказана большая честь - председательствование в ОБСЕ. Это одно из наиболее значимых достижений Казахстана за годы независимости. За эти годы в стране создан фундамент для превращения Казахстана в государство, где действуют демократические институты и гарантируются права и свободы граждан.

При основании нового государства была поставлена стратегическая задача - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии - использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Поддерживая жизнеспособные традиции отечественной сферы образования, а также осваивая все лучшее, что появилось в мировой практике, вносятся соответствующие изменения в систему подготовки специалистов, с ориентацией на

потребности экономического развития общества ХХ1 века.

Вхождение Казахстана в европейское образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе интеграции в мировое образовательное пространство, но также отвечает внутренней потребности национального рынка образовательных услуг. Главная цель, ради которой создается единое образовательное пространство - сделать казахстанское высшее образование адекватным мировым стандартам для улучшения его качества и постепенной интеграции с мировым сообществом.

Казахстан также идет в ногу со всем миром, используя в системе образования все лучшее из мировой практики для формирования общества, основанного на знаниях. Как сказал Глава нашего государства Н.А.Назарбаев, образовательная реформа должна достичь такого уровня, при которой «любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира».

Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство.

Наша страна одна из первых на постсоветском пространстве еще в 1997 году подписала и ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. В 2010 году Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса. Отныне Казахстан - первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

Казахстан успешно внедрил признанную и самую распространенную в мире бакалаврско-магистрскую модель подготовки специалистов и полностью перешли на трехуровневую систему обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура Phd.

Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности.

Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции -докторские программы, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.

Государство на сегодняшний день проявляет к этим столь важным и значимым

для него людям максимум внимания. Не менее важна материальная составляющая касательно самих учителей.

В 2004 году система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. На сегодняшний день в республике действуют 145 высших школ и из 86 филиалов остались лишь пять зарубежных, в их числе филиал Московского государственного университета имени М. Ломоносова.

Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. В международной практике, в том числе в Европейском пространстве высшего образования (Болонский процесс), основной формой гарантии качества образовательных услуг является процедура аккредитации.

Аккредитация вуза является одним из основных условий признания документов об образовании при трудоустройстве или продолжении обучения выпускников вузов Казахстана, в том числе в странах ЕврАзЭС.

В соответствии с задачами и требованиями Послания Главы государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» и Программы Правительства Республики Казахстан на 2005-2010 годы перед системой высшего образования поставлены задачи о внедрении институциональной аккредитации учебных заведений, о привлечении международных авторитетных агентств по аккредитации образовательных программ.

Вопросы аккредитации нашли отражение в новом Законе Республики Казахстан «Об образовании» (2007г.). В Законе обозначены формы осуществления аккредитации (институциональная и специализированная), а также право вузов на прохождение международной аккредитации в имеющих международное признание зарубежных агентствах. Были также утверждены Правила аккредитации образования и Инструкция по организации и проведению аккредитации организаций.

Впервые в Казахстане процедура аккредитации вузов была проведена в 2001 году, тогда было аккредитовано 59 вузов. "Однако процедура аккредитации не была адаптирована к международным стандартам и в связи с этим была приостановлена" (http://nomad.su). Согласно Закону «Об образовании», процедура аккредитации организаций образования перестает быть видом государственного контроля. Данная процедура передается в конкурентную среду. Функция государства ограничивается определением общей политики в области системы обеспечения качества образования, принятием нормативных правовых актов и организацией процедуры проведения

аккредитации.

Аккредитация является добровольной процедурой. Это является свидетельством расширения академической свободы высших учебных заведений в ведении образовательной деятельности. Вместе с тем, ответственность за качество обучения студентов, создание, поддержку и развитие системы обеспечения качества возлагается на само учебное заведение.

Для пошагового перехода к международной модели аккредитации Национальным аккредитационным центром были разработаны и изданы государственные стандарты по институциональной аккредитации, разработанные на основе европейских и американских стандартов.

Национальный Аккредитационный Центр Министерства образования и науки Республики Казахстан (НАЦ МОН РК) был создан во исполнение Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РК (29.04.2005 года, №405).

НАЦ МОН РК призван проводить аккредитацию вузов и профессиональных образовательных программ, разрабатывать согласованные критерии и процедуры аккредитации для гармонизации оценки качества с условиями Болонского процесса, участвовать в международных программах по обеспечению качества, осуществлять практическую работу по гармонизации деятельности вузов страны с требованиями европейских и мировых стандартов, на основе внедрения европейских, мировых критериев и процедур аккредитации вузов осуществлять процедуры признания и нострификации документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования.

Первыми в Казахстане международную аккредитацию прошли Казахская головная архитектурно-строительная академия и Южно-Казахстанский

государственный университет им. Ауезова. В 2007 году Казахская головная архитектурно-строительная академия успешно прошла международную аккредитацию в агентстве ЮНЕСКО-МСА по специальности «Архитектура». В 2008 году ЮжноКазахстанский государственный университет им. Ауезова успешно прошел международную аккредитацию в аккредитационном агентстве «ASIIN» (ФРГ) по 7 образовательным программам.

Правительство страны, осознавая важность сформулированных Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым задач по интеграции страны в мировое образовательное сообщество, разработало бюджетную программу «Обеспечение качества». Согласно этой программе, на период 2008-2011 гг. пяти национальным

вузам выделено финансирование для прохождения аккредитации десяти образовательных программ (по две программы от вуза) в различных зарубежных аккредитационных агентствах. На 2008 год для прохождения международной аккредитации 5 национальным вузам из республиканского бюджета выделено 30 627 млн.тенге (http://inform.kz/rus/article/224361).

На сегодняшний день 5 национальных университетов - Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахский национальный аграрный университет, Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, Казахский национальный педагогический университет им. Абая и Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева прошли аккредитацию по двум образовательным программам каждый.

По состоянию на 1 февраля 2011 года в рейтинге зарубежных рейтинговых агентств из 148 вузов республики 22 вуза приняли участие в рейтинге 6 агентств: Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания), Cybermetrics Lab (Webometrics Ranking of World Universities), (Испания), «РейтОР» (Россия), EDUNIVERSAL (Франция), Thomson Reuters(Великобритания), 4 International Colleges & Universities (Австралия). Агентство Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания) публикует результаты ранжирования только лучших-500-600 вузов. Такие вузы, как Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский национальный технический университет им. К.И.Сатпаева, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.Букетова вошли в топ лучших500-600 университетов мира по данным агентства Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания).

Также 22 вуза принимают участие одновременно в рейтингах нескольких зарубежных агентств: в том числе в агентстве Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания) - 18 вузов, в Cybermetrics Lab (Webometrics Ranking of World Universities), (Испания) -8 вузов, в рейтинговом агентстве «РейтОР» (Россия)- 2, в агентстве EDUNIVERSAL (Франция) -2, в агентстве Thomson Reuters(Великобритания) -2, в агентстве 4 International Colleges & Universities (Австралия) -1 (http://nac.edu.kz).

Реформирование национальной системы образования предполагает подготовку педагогов новой формации, что определяет необходимость совершенствования академической деятельности педагогических вузов страны.

Актюбинский государственный педагогический институт является одним из ведущих вузов западного региона Республики Казахстан, унаследовавший лучшие исторические традиции педагогического образования, осуществляющий в своей

деятельности новые подходы к подготовке педагогических кадров и повышению качества педагогического образования.

Модернизация сферы высшего профессионального образования в республике привела к необходимости пересмотра политики управления вузом и поиска новых подходов к внутривузовской системе управления в условиях усиливающихся интеграционных процессов в мировой образовательной среде.

Планирование деятельности института является функцией стратегического менеджмента высшего руководства организации. При осуществлении планирования руководство должно опираться на существующие нормативно-правовые документы, государственные программы развития образования.

Стратегическая цель - реализация государственной образовательной политики, направленной на подготовку высококвалифицированных педагогов для обеспечения качественного образования в западном регионе республики, усовершенствование и модернизация приоритетных направлений деятельности, трансформация института в педагогический университет международного уровня, отвечающий современным требованиям, предъявляемым к системе высшего педагогического образования.

Миссия Актюбинского государственного педагогического института - создание и совершенствование образовательно-культурной среды на основе инновационных педагогических технологий и науки; обеспечение западного региона педагогическими и научно-педагогическими кадрами, способными к высоким личностным и профессиональным достижениям; сохранение и приумножение образовательного, научно-педагогического, социально-гуманитарного и культурного потенциала региона и Республики Казахстан.

Видение: повышение престижа института в качестве регионального учебного и научно-методического центра подготовки и переподготовки педагогических кадров, центра духовной и культурной жизни Актюбинской области.

Основные концептуальные положения развития Актюбинского государственного педагогического института:

• Улучшение качества деятельности института посредством формирования траектории устойчивого динамичного развития в условиях рыночной экономики, реформирования сферы образования и воспитания;

• Развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности;

• Создание в институте культурно-образовательной среды международного

уровня;

• Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательном, воспитательном и научно-исследовательском процессах;

• Создание благоприятной внутривузовской среды, стимулирующей культ знаний, свободное выражение мыслей, идей, творческих способностей;

• Создание прочных и продуктивных связей с передовыми школами, ведущими отечественными и зарубежными вузами и научными центрами;

• Формирование в институте корпоративной культуры, этических норм и правил;

• Укрепление в сознании обучающихся, профессорско-преподавательского состава и сотрудников приоритета академических ценностей, гармоничной и высоконравственной личности.

Совершенствование внутривузовской системы управления, углубление процессов демократизации в академической сфере в связи с введением кредитной системы обучения создали условия для присоединения Актюбинского государственного педагогического института к Болонскому процессу. 17 сентября 2009 года на ХХ1 международной конференции в г.Болонья (Италия) подписана Великая Хартия университетов.

Подписание Меморандума университетов Республики Казахстан в 2007 году в г.Таразе открыло перспективы для институциональной аккредитации, нацеленной на гармонизацию оценки качества образования с условиями Болонского процесса.

В 2008 году институт подал заявку для институциональной аккредитации в Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО). В 2009-2010 учебном году проведена самооценка по критериям аккредитации.

В 2010 году Актюбинский государственный педагогический институт был награжден Международной наградой «EUROPEAN QUALITY» («Европейское качество») за стремление достичь высокого качества образовательных услуг в соответствии с европейскими стандартами. За вклад в развитие европейской интеграции институт в лице ректора Г.Ж.Нурышева удостоен Международной награды «THE UNITED EUROPE» («Объединенная Европа»)

В 2008г. решением Международного Биографического Центра в Кембридже (Великобритания) за вклад в развитие образования ректор института Г.Ж. Нурышев включен в список 2000 видных деятелей мира 21 века и его биография включена в архив названного Центра.

Стремление к качеству подтверждают стабильные рейтинговые показатели. По

итогам Генерального рейтинга вузов Казахстана по направлениям в 2007 и 2008 годах, проведенных Национальным аккредитационным центром Министерства образования и науки Республики Казахстан, Актюбинский государственный педагогический институт среди педагогических вузов занял 3 место. В июле 2009 года национальный аккредитационный центр объявил рейтинг вузов, успешно реализующих образовательные программы по специальностям бакалавриата. В рейтинге образовательных программ участие принял 81 вуз. По итогам данного рейтинга Актюбинский государственный педагогический институт занял по специальности «050110-Физика» 1-место, 3-место по специальностям «050106-Музыка», «0500112-Химия», по специальности «050114-История» 4- место, 5-место по специальностям «050118- Русский язык и литература», «050108- Физическая культура и спорт».

В институте по единой кредитной системе обучения осуществляется многоуровневая непрерывная подготовка специалистов по образовательным программам высшего и послевузовского (магистратура) образования.

Количество студентов, обучающихся по государственному образовательному гранту за пять лет выросло более, чем в два раза. Если в 20042005 учебном году по государственному образовательному гранту было 719 человек, это 32,9% от общего количества студентов, а в 2009-2010 учебном году в 1570 человек, что составляет 62,1% от общего количества студентов.

Контингент студентов, обучающихся по государственному образовательному

гранту

2DM- 2Kb- 2DDt 2D \Л- 2D0B- гопака 2CD6 Ш! 2 КЗ 2DDE ¡010

Контингент студентов 1-го курса, обучающихся по государственному образовательному гранту

На сегодняшний день перед руководством вуза стоят задачи:

• Создание на базе института единого образовательного комплекса: школа-колледж-институт-институт повышения квалификации.

• Расширение подготовки научно-педагогических кадров по программам послевузовского образования через магистратуру и докторантуру (открытие новых специальностей магистратуры - «биология», «русская филология», «педагогика и методика начального обучения»; открытие программы PhD).

• Продолжение работы по наращиванию контингента студентов, обучающихся по образовательным грантам. В настоящее время их доля составляет 62% студентов института. Для увеличения доли грантников необходимо: развивать партнерские связи с предприятиями, работающими в Актюбинской области и регионе, а также с выпускниками института для материальной поддержки отличников учебы обучающихся на платной основе; активизировать студентов-договорников для участия в различных конкурсах для получения образовательных грантов.

• Создание механизмов контроля качества образовательных услуг института с целью своевременной корректировки траектории подготовки педагогических кадров. Усиление совместной работы с работодателями во время прохождения студентами старших курсов педагогической и производственной практик.

• Обеспечение доступности льготного (бесплатного) высшего педагогического образования для выпускников сельских школ. Развитие партнерских отношений с районными акиматами по целевой подготовке педагогических кадров.

Реформы в системе высшего образования призваны вывести Казахстан на передовые позиции в мире, обеспечить будущее казахстанской нации, достойную жизнь каждому гражданину.

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (28 февраля 2007 г.);

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007г.);

3. Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан www.edu.gov.kz;

4. Сайт http://nac.edu.kz;

5. Сайт http://www.centrasia.ru;

6. Сайт http://nomad.su;

7. Сайт http://inform.kz/rus/article/224361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.