СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА В РОССИИ Юнусова Дженнет Абдулкадыровна, к.э.н., доцент Кулиева Лиза Гаджирабадановна, студентка Россия, г. Махачкала, Дагестанский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы системы внешнего контроля качества работы аудита в современной России и даны конкретные предложения которые будут способствовать повышению эффективности регулирования системы внешнего контроля качества работы и повышению качества аудита.
IMPROVEDSYSTEMOF EXTERNALAUDIT QUALITY CONTROL IN RUSSIA Yunusova Jennet Abdulkadyrovna, Cand. Econ. Sci., associate professor Guliyeva Lisa Gadzhirabadanovna, graduate student Russia, Makhachkala, Dagestan State University
The problems of the system of external quality assurance audit work in modern Russia and given concrete proposals that will contribute to more effective regulation system of external quality control and improving the quality of audit.
Ключевые слова: аудит(audit), внешний контроль качества работы (external quality control), саморегулирование (self-regulation)
Международный опыт развития аудита показывает, что в условиях глобализации финансовых рынков и усложнения финансовой системы профессиональная среда и потребители все большее значение придают вопросам репутации аудиторов. Связано это с тем, что результаты аудиторской деятельности учитываются инвесторами при принятии инвестиционных решений и обеспечивают надежность финансовой информации, являющейся основой доверия инвесторов на рынках капитала, а снижение информационного риска инвесторов возможно лишь при наличии уверенности в профессиональной компетентности аудитора. Поэтому усилия регуляторов направлены на улучшение качества работы аудиторских компаний и повышение доверия к качеству работы аудиторов. Внешний контроль за выполнением установленных правил (стандартов) профессиональной деятельности является одной из самых важных функций профессиональных объединений. Порядок проведения внешнего качества работы аудиторских организаций (далее — ВККР) с течением времени претерпевал изменения и ужесточался. После вступления в силу Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности (далее — Закон № 307-Ф3) проведение ВККР законодатель было возложено на саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов), при этом ВККР аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) от-
четности организаций с долей государственной собственности в уставном (складочном) капитале не менее 25%, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, был возложен одновременно и на СРО аудиторов, и на уполномоченный федеральный орган (Минфин России).
Нормами Закона № 307-ФЗ предусмотрено, что плановую внешнюю проверку качества работы аудиторской организации, которая проводит обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в соответствии с перечнем, указанным в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-Ф3, осуществляют:
• СРО аудиторов - не реже одного раза в три года;
• уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - не чаще одного раза в два года.
ВККР иных аудиторских организаций осуществляется только СРО аудиторов не реже одного раза в пять лет. Несоответствие по срокам проведения ВККР уже приводит к тому, что у ряда аудиторских организаций ВККР со стороны СРО аудиторов и со стороны Росфиннадзора проводится с разницей в несколько недель. Предмет ВККР как для СРО аудиторов, так и для Росфиннадзора в настоящее время один и тот же: соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов. Рассогласование по срокам проверки вряд ли будет способствовать повышению качества работы аудиторских организаций и повышению доверия общества к аудиторскому заключению, но к необходимости отвлечения дополнительных ресурсов приведет однозначно [1 с.16].
Теоретически эффективность контроля за аудиторскими организациями со стороны СРО аудиторов должна была бы быть выше эффективности контроля со стороны уполномоченного органа, причем по ряду причин. В том числе потому, что ВККР в СРО аудиторов обеспечивают, как правило, имеющие большой практический опыт внештатные эксперты, являющиеся практикующими аудиторами, кроме того, программа ВККР регулярно актуализируется СРО аудиторов в соответствии с текущей ситуацией, оперативность же со стороны государства в этом вопросе явно ниже. Однако, к сожалению, сегодня большинство внешних проверок качества со стороны СРО аудиторов носят достаточно формальный характер, и подавляющее большинство аудиторских компаний проходят их успешно. Фактически уже есть случаи, когда Росфиннадзор применил в отношении проверенных аудиторских организаций различные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до вынесения предписания об исключении из реестра СРО аудиторов, в то время как по результатам ВККР СРО аудиторов, проведенного за тот же период, деятельность соответствующих аудиторских организаций была признана соответствующей требованиям законодательства и правилам, установленным СРО аудиторов для своих членов.
В 2010 г. меры дисциплинарного воздействия по итогам ВККР были применены к 17 аудиторским организациям (1,3% от общего числа проверок), в 2011 г. - к 37 аудиторским организациям (2,6% от общего числа) при том, что мерами дисциплинарного воздействия, как правило, являются предписания, обязывающие устранить нарушения, и предупреждения о недопустимости нарушений, т.е. относительно лояльные меры.
Для сравнения, по итогам ВККР Росфиннадзора за 11 месяцев 2012 г. из 103 проверенных аудиторских компаний нарушения не выявлены только в восьми (7,8% от общего количества проверенных организаций), восемь аудиторских организаций вышли из СРО, пять аудиторских организаций уклонились от ВККР, и материалы по ним переданы в суд. Различные меры дисциплинарного воздействия применены, соответственно, к 82 аудиторским организациям, т.е. к 80% от общего числа проверенных [2 с. 28].
Еще одной проблемой влияющей на построение системы контроля качества аудита в России, является потеря права аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами заниматься своей деятельностью при исключении СРО аудиторов из государственного реестра. Они будут вынуждены вступать в другую СРО, проходить контроль качества и др. Представляется, что добросовестные аудиторы не должны нести дополнительные затраты по причине нарушений, выявленных в организации, вступление в которую им было навязано законом. Гораздо логичнее, если в отношении таких аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) уполномоченный федеральный орган возьмет функции внешнего контроля на себя на тот или иной период до тех пор, пока они не вступят в другую СРО аудиторов [3 с. 33].
Следующая проблема - степень осведомленности самих аудиторов о деятельности в сфере контроля качества. Ее можно назвать отсутствием информационной прозрачности. Чем мотивированнее решения уполномоченного федерального органа, принимаемые в целях контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, чем понятнее процедуры проверок, тем большие доверие и открытость со стороны аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов можно получить в итоге. Это, в первую очередь, повлияет на эффективность контроля качества, т.к. будет определенная уверенность во взаимопонимании контролеров и объектов их проверок.
И, наконец, последняя проблема - одномоментность контроля качества аудита. Контроль качества аудита должен проводиться непрерывно, а частота проверок должна быть обратно пропорциональна качеству работы аудиторов. Периодичность проверок устанавливается СРО аудиторов, но на законодательном уровне должно быть отражено, что такие проверки могут проводиться не реже одного раза за определенный период времени.
По нашему мнению для совершенствования системы внешнего контроля качества аудита в России целесообразно рекомендовать следующие пути решения проблем:
- совершенствовать систему критериев оценки эффективности системы ВККР СРО аудиторов;
- унифицировать систему ВККР на уровне Совета по аудиторской деятельности, установить единые фундаментальные подходы к ВККР в разных СРО аудиторов, в т. ч. унифицировать систему оценок по результатам ВККР в разных СРО аудиторов;
- унифицировать квалификационные требования к контролерам качества, установить единые требования к системе подготовки контролеров качества и единые программы повышения их квалификации;
- унифицировать меры дисциплинарного воздействия по итогам ВККР за одно и то же нарушение;
- изменить в целях устранения дублирования регулирующих функций предмет ВККР при проверках СРО аудиторов н Росфиннадзором, сместив акценты при проведении ВККР Росфиннадзором на контроль за проверкой аудиторами сохранности федеральной собственности и эффективности ее использования;
- гармонизировать сроки проведения ВККР со стороны Росфиннадзора и СРО аудиторов;
- внести изменения в законодательные акты для повышения эффективности системы ВККР;
- создание в рамках СРО аудиторов отделов контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Постоянное функционирование таких отделов должно стать предметом надзора со стороны государства с правом исключения из реестра СРО аудиторов тех аудиторских организаций, которые не выполняют требования отделов контроля качества СРО.
- определение форм внешнего контроля, которые будут использованы СРО аудиторов в процессе контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Таковыми могут являться: плановые выездные проверки; внеплановые выездные проверки; мониторинг деятельности аудиторских организаций без применения выездных проверок; вызов представителей аудиторских организаций для дачи пояснений по интересующим вопросам. Все формы внешних проверок, кроме мониторинга, должны иметь определенные временные рамки, в которых они осуществляются.
Представляется, что реализация указанных предложений будет способствовать повышению качества аудита и дальнейшему развитию аудиторской профессии.
Список литературы
1. Анохова Е. В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России// Аудитор - М.2013. №1. с. 15-22
2. Анохова Е.В. Стандартизация внешнего контроля качества аудита в России // Аудитор - М.2012 № 8. с. 26-34
3. Трусов Ю. А. Организация внешнего контроля качества аудиторской деятельности // Аудитор - М.2012. №4. с. 32-37