Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КАДРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакйемез Седа

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с совершенствованием системы управления учреждениями здравоохранения на основе инноваций. В процессе исследования обозначено сущностное содержание управленческих инноваций. Отдельно выделены организационные, экономические, информационно-технические инновации. Организационные позволяют обеспечить эффективную реструктуризацию деятельности учреждения здравоохранения, экономические нацелены на внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности медицинского учреждения, информационно-технологические предполагают автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков при предоставлении медицинских услуг и обслуживания пациентов. Также на конкретных примерах, методах и технологиях проанализированы их особенности и отличительные черты. Полученные результаты позволили прийти к выводу, что ключевым направлением потенциальных изменений следует считать внедрение сквозных инноваций в разрезе всего управленческого контура медицинского учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT SYSTEM OF HEALTHCARE INSTITUTIONS BASED ON INNOVATION

The article discusses topical issues related to improving the management system of health care institutions based on innovations. In the course of the research, the essential content of management innovations has been identified. Organizational, economic, information and technical innovations are highlighted separately. Organizational ones allow to ensure effective restructuring of the activities of a healthcare institution, economic ones are aimed at introducing modern methods of planning, financing, stimulating and analyzing the activities of a medical institution, information technology ones involve the automation of the collection, processing, and analysis of information flows in the provision of medical services and patient care. Also, using specific examples, methods and technologies, their features and distinctive features are analyzed. The results obtained led to the conclusion that the key area of potential changes should be considered the introduction of end-to-end innovations in the context of the entire management contour of a medical institution.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ»

Совершенствование системы управления учреждениями здравоохранения на основе инноваций

Хакйемез Седа,

студент дополнительного профессионального образования, Южный университет (ИУБиП) seda.hakyemez17@gmail.com

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с совершенствованием системы управления учреждениями здравоохранения на основе инноваций. В процессе исследования обозначено сущностное содержание управленческих инноваций. Отдельно выделены организационные, экономические, информационно-технические инновации. Организационные позволяют обеспечить эффективную реструктуризацию деятельности учреждения здравоохранения, экономические нацелены на внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности медицинского учреждения, информационно-технологические предполагают автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков при предоставлении медицинских услуг и обслуживания пациентов. Также на конкретных примерах, методах и технологиях проанализированы их особенности и отличительные черты. Полученные результаты позволили прийти к выводу, что ключевым направлением потенциальных изменений следует считать внедрение сквозных инноваций в разрезе всего управленческого контура медицинского учреждения.

Ключевые слова: инновации, управление, учреждение здравоохранения, экономика, финансирование, кадры, организация.

сч о см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Уровень медицинских услуг является одним из основных показателей устойчивого развития страны. В связи с этимв последние годы все большего значения в обществе приобретают вопросы в области здравоохранения. Главной проблемой является повышение уровня неудовлетворенности населения качеством услуг, которые им оказывают учреждения здравоохранения. К сожалению, до сих пор большинство работников медицинской отрасли не считают себя зависимыми от потребителя, как это должно быть в рыночной экономике.

С учетом вышеизложенного, на сегодняшний день все большую популярность и распространение приобретает тезис о том, что качество медицинской помощи обеспечивается не только стандартизацией лечебно-диагностического процесса, но и, прежде всего, изменениями на системном уровне. Именно поэтому эксперты Всемирной организации здравоохранения определили качество функционирования системы управления в учреждениях здравоохранения, переориентацию ее на непрерывное внедрение инноваций, комплексность ее составляющих, последовательность и непрерывность улучшения как неотъемлемый элемент политики по обеспечению качественной медицинской помощи. Международный опыт наглядно свидетельствует о том, что хорошо управляемая система здравоохранения может оказывать существенное влияние на здоровье и социальное благополучие населения[1].

В тоже время необходимо отметить, что во многих страна мира, особенно в контексте развернувшейся пандемии коронавируса, система здравоохранения находится в условиях перманентных трансформационных изменений. Современный уровень механизмов управления здравоохранением не соответствует новейшим тенденциям. Не подлежит сомнению тот факт, что отрасль нуждается в качественных системных изменениях, альтернативных направлениях реформирования, разработке новых моделей взаимодействия механизмов менеджмента в учреждениях здравоохранения. На сегодняшний день все большое внимание уделяют повышению эффективности выполнения медицинскими учреждениями своих задач именно путем профессионального управления. Эффективность определяется тем, насколько качественно налажена административная и вспомогательная работа, которая влияет на окончательный результат деятельности заведения здравоохранения.

Обозначенные условия предопределяют потребность во внедрении управленческих инноваций как основного фактора развития учреждений здравоохранения, учитывая специфику ведения бизнеса в этой сфере, которая требует особого подхода, принимая во внимание особенности продукта, выпускаемого на рынок, - медицинской услуги.

Таким образом указанные обстоятельства обуславливают актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования.

Теоретические и практические аспекты повышения эффективности качества менеджмента в учреждениях

здравоохранения и его значение для экономического роста рассмотрено в научных трудах: Robert J. Howlett, Lakhmi C. Jain, Тинасилова М.Д., Курако О.А., Кузнецовой И.Г.

Проблемы повышения конкурентоспособности медицинских центров и качества услуг, которые они предоставляют за счет внедрения управленческих инноваций находятся в поле зрения научных исследований Wang, S.; Vallejo, R.; Yen-WeiChen; CarlosTorro; SatoshiTanaka; Ермаковой С.Э., Ковязина И.Е., Некорыснова Д.А.

Обстоятельный анализ научного наследия отечественных и зарубежных авторов дает основания констатировать наличие отдельных аспектов внедрения и использования управленческих инноваций в медицинских учреждениях, которые разработаны еще недостаточно и требуют дальнейшего тщательного изучения и разработки. Так, следует обратить внимание на отсутствие комплексного методического подхода к формированию инновационной стратегии развития медицинского учреждения. Открытыми остаются вопросы выявления инновационных резервов повышения качества менеджмента медицинской помощи путем анализа содержания положений международных стандартов.

Таким образом, цель статьи заключается в исследовании направлений и возможностей усовершенствования системы управления учреждениями здравоохранения на основе инноваций.

С общей точки зрения инновационным менеджментом называют систему подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержание и развитие инновационно-технического потенциала предприятия (в нашем случае - учреждения здравоохранения)[2]. Управленческие инновации являются одной из форм функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний о методах, способах и инструментах создания трудоемких инноваций и обеспечения их эффективности.

С точки зрения инновационного менеджмента в области охраны здоровья, по мнению автора, можно выделить следующие управленческие инновации:

- организационные инновации, позволяющие обеспечить эффективную реструктуризацию деятельности учреждения здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и организационной структуры процесса управления в целом;

- экономические инновации, которые нацелены на внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности медицинского учреждения;

- информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков при предоставлении медицинских услуг и обслуживания пациентов.

Рассматривая более подробно каждый из приведенных видов управленческих инноваций, приведем их конкретные примеры.

Организационные инновации. Важной составляющей организационных инноваций является оптимизация кадровой политики в больнице. По мнению автора, ключевой составляющей кадровой политики в данном слу-

чае должно быть обоснованное, с учетом реальных потребностей, а не жестких централизованных нормативов, штатное расписание с дифференцированным подходом к оплате труда медицинских работников (по определенным критериям), что является основанием для профессиональной конкуренции между ними.

Другой важной составляющей является учет врачебных ошибок как фактора обучения, а не привлечения персонала к ответственности.

Особое внимание необходимо обратить на то, кто именно управляет учреждением здравоохранения. В развитых странах мира управленцы медицинским центром — это специалисты с экономическим или юридическим образованием, так называемые медицинские менеджеры. В свою очередь в странах с трансформационной экономикой большая часть управленцев в области здравоохранения - специалисты без опыта и навыков работы в области управления, имеющие медицинское образование (врачи-практики), большинство из которых не располагают правовой или экономической подготовкой.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что медицинским учреждениям необходимо постоянно оптимизировать свою организационную структуру с учетом меняющейся конъюнктуры рынка медицинских услуг. К современным управленческим изменениям можно отнести внедрение аутсорсинга, что является эффективным инструментом для освобождения медицинского учреждения от непрофильных видов деятельности; перевод системы финансового обеспечения на режим государственно-частного партнерства, что уменьшит нагрузку на бюджет, будет способствовать созданию конкурентной среды, а также повышению качества медицинских услуг.

Экономические инновации. В современных условиях медицинское учреждение должно быть ориентировано на активный поиск дополнительных источников финансирования. Кроме государственного финансирования, медицинские центры имеют возможность получать дополнительные средства от страховых организаций, пациентов и деловых партнеров. Развитие этих инновационных направлений финансирования связано с мерами по совершенствованию системы платных услуг в медицинском учреждении, расширением и оптимизацией договорных отношений со сторонними организациями.

Неотъемлемой составляющей экономических инноваций является активизация внедрения современных моделей (систем) качества в деятельность медицинского учреждения, что позволит обеспечить прямую зависимость качества медицинской помощи от системы управления. Такими моделями могут стать: система международных стандартов ISO 9001; Модели совершенства (EFQM); системы контроля Международного общества качества здравоохранения (ISQua), модели Комиссии по аккредитации организаций здравоохранения (JCAHO), модели постоянного улучшения (AssociatesinProcessImprovement).

Информационно-технологические инновации. Одной из главных целей данных инноваций является обеспечение информационной поддержки клинической практики и текущих операций. По экспертным оценкам, применение информационных систем в медицине позволит сократить количество медицинских ошибок, связанных с неправильным назначением медикаментов, в среднем на 70-75%, а также до 50% уменьшить затраты рабочего

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

времени врача, которые расходуются на поиск необходимой информации и ведение документации[3].

Таким образом, реформирование медицинского сектора в ответ на современные вызовы и изменения в развитии общества является достаточно сложным процессом, поскольку больничные учреждения остаются достаточно консервативным элементом системы здравоохранения. В данном контексте считаем, что ключевым направлением потенциальных изменений следует считать внедрение сквозных инноваций в разрезе всего управленческого контура, которые будут охватывать организационную, экономическую составляющую, развитие системы информационно-технического обеспечения функционирования учреждений здравоохранения.

Литература

1. Creating a lifestyle medicine center: from concept to clinical practice / Jeffrey I. Mechanick, Robert F. Kushner, editors. Cham, Switzerland: Springer, 2020. 234 p.

2. Banda, Geoffrey Understanding the emergence and evolution of new business models in the UK regenerative medicine sector // Technology analysis & strategic management. 2021. Volume 33:Number 3; pp 320-333.

3. Lin, Han Catherine Digitising Chinesemedicineclinical practice - a patientmanagementsystem // International journal of networking and virtual organisations. 2021. Volume 24:Number 1; pp 40-66.

Improving the management system of healthcare institutions based on

innovation Hakyemez Seda

Southern University (IMBL)

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34

The article discusses topical issues related to improving the management system of health care institutions based on innovations. In the course of the research, the essential content of management innovations has been identified. Organizational, economic, information and technical innovations are highlighted separately. Organizational ones allow to ensure effective restructuring of the activities of a healthcare institution, economic ones are aimed at introducing modern methods of planning, financing, stimulating and analyzing the activities of a medical institution, information technology ones involve the automation of the collection, processing, and analysis of information flows in the provision of medical services and patient care. Also, using specific examples, methods and technologies, their features and distinctive features are analyzed. The results obtained led to the conclusion that the key area of potential changes should be considered the introduction of end-to-end innovations in the context of the entire management contour of a medical institution..

Keywords: innovation, management, health care institution, economics, financing, personnel, organization.

References

1. Creating a lifestyle medicine center: from concept to clinical practice / Jeffrey I. Mechanick, Robert F. Kushner, editors. Cham, Switzerland: Springer, 2020. 234 p.

2. Banda, Geoffrey Understanding the emergence and evolution of new business models in the UK regenerative medicine sector // Technology analysis & strategic management. 2021. Volume 33:Number 3; pp 320333.

3. Lin, Han Catherine Digitising Chinesemedicineclinical practice - a patientmanagementsystem // International journal of networking and virtual organisations. 2021. Volume 24:Number 1; pp 40-66.

CS

0

CS

01

О Ш

m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.