Саидова Ф.Б.,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Ташкентского университета информационных технологий
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЫ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
САИДОВА Ф.Б. ЕВРОПА МАМЛАКАТЛАРИ ВА УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ТАЖРИБАСИДА ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА ТАЪЛИМ СИФАТИ БОШЦАРУВИ ТИЗИМИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ
Маколада олий таълим сифатини ошириш стандарти ва омиллари таърифланади х,амда олий таълим тузилиши ва мазмунини модернизация килиш, сертификатлаш, укув дастурлар ва таш-килотлар аккредитацияси, ISO, ENQA, EFQM стандартлари мух,окама килинади.
Таянч суз ва тушунчалар: ички механизм, ташки тизим, инновацион таълим технологияси, стандартлар, мезонлар, укув жараёни, таълим тизими, кадрлар тайёрлаш, модель, халкаро х,амкорлик.
САИДОВА Ф.Б. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЫ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В статье раскрываются факторы и стандарты повышения качества высшего образования, обсуждаются следующие меры: модернизация содержания и структуры высшего образования; сертификация и аккредитация образовательных программ и учреждений; стандарты ISO, ENQA, EFQM.
Ключевые слова: внутренний механизм, внешняя система, инновационная образовательная технология, стандарты, критерии, учебный процесс, система образования, подготовка кадров, модель, международное сотрудничество.
САИДОВА Ф.Б. IMPROVMENT THE SYSTEM OF MANAGING OF EDUCATION QUALITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: IN THE EXPERIENCE OF EUROPEAN COUNTRIES AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
The article is devoted to the factors which improve the quality and standards of higher education, the following measures are discussed: the modernization of the content and structure of higher education; certification and accreditation of educational programs and institutions; ISO and other standards.
Keywords: internal mechanism, outer system, innovation educational technology, primary standards, criteria, educational process, educational system, personnel training, model, international cooperation.
В настоящее время на развитие высшего образования оказывают воздействие следующие факторы, ставшие в XXI веке глобальными:
- стремление к получению качественного высшего образования;
- изменение требований к качеству высшего образования;
- использование инновационных образовательных технологий и информационно-коммуникационных технологий для достижения качества высшего образования;
- либерализация управления высшим образованием со стороны государства.
Качество стало одним из основных категорий политики высшего образования.
В 1995 году ЮНЕСКО в документе «Реформа и развитие высшего образования» определяет качество образования как один из девизов деятельности ООН и отмечает, что «деятельность в области высшего образования и условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация»1.
Стандарты качества высшего образования предлагает и Болонский процесс, который предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования. Берлинская декларация министров стран-участниц Болонского процесса, принятая 19 сентября 2003 года, отмечает, что: «качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования». В этом документе также отмечается, что «национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать:
- определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
- оценку программ, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;
- систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;
- свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества»2.
Для координации разработки стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская Ассоциация организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. Ею были разработаны «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», в основу которых положены такие принципы «внешней и внутренней гарантии качества высшего образования, как:
• заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;
• важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
• поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества;
• интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;
• качество академических программ для студентов и остальных бенефициариев должно улучшаться и развиваться;
• должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;
• очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;
• необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям;
• должно поощряться развитие культуры качества в вузах;
• должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;
1 Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. - ЮНЕСКО. - 1995.- С.8.
2 Базовые документы для построения системы качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) 2006.
[ http://www.quality.edu.ru/quality/met/tip_mod/ opisanie/579/]
• гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
• учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;
• используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство»1.
В Бергенской декларации министров стран-участниц Болонского процесса от 20 мая 2005 года отмечается, что «высшим учебным заведениям стран участниц Болонского процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества»2.
Другим документом, определяющим стандарты по управлению качеством образования, является стандарт серии ISO 9000:2000 (включает набор из пяти подгрупп: 9000, 9001, 9002, 9003 и 9004), изданный Международной организацией по стандартизации со штаб-квартирой в Женеве. Стандарт ISO 9000:2000 дает следующее определение: «Качество -степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования»3. В этом определении можно выделить три важных аспекта:
1) в определении отсутствует носитель качества, что говорит о том, что главное в любом товаре это удовлетворение;
2) стандарты ISO серии 9000 подчеркивают, что качество направлено на удовлетворение требований нескольких заинтересованных сторон-потребителях, владельцах, работниках организации, поставщиках, и обществе;
1 Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе. [http://www. klgtu.ru/qualitycontrol/docs/enqa.pdf]
2 Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года. [http://www. quality.edu.ru/quality/met/tip_mod/opisanie/579/]
3 Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного анализа: Монография. — Новгород: Изд-во НГУ, 1999. - 440 с.
3) в определении качества появилось слово «степень», что подразумевает применение статистики, т.к. без анализа и статистики адекватно оценить качество нельзя.
Таким образом, к настоящему времени разработаны два основных документов качества образования:
• «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;
• Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ РИСО 9000-2001).
Принципы, на которых построены эти документы, имеют большую степень совпадения, отличаются полнотой и глубиной охвата рабочих процессов образовательного учреждения и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента организации.
В этих документах сформированы девять критериев, которые разбиты на две группы: первая группа - «возможности» образовательного учреждения по решению проблемы качества, вторая группа - «результаты» реализации этих возможностей. В рамках 9 критериев выделено 32 подкритерия, по каждому из которых производится оценка в баллах. Максимальное количество баллов по всем критериям - 1000. Необходимо отметить, что в этих системах термин «критерий» используется в смысле показателя.
Термины «критерий» и «подкритерий» следует воспринимать как показатели 1-го и 2-го уровня. Каждый из выделенных основных показателей 1-го уровня разбит на определенное число показателей 2-го уровня, которые, в свою очередь, в некоторых случаях разбиваются на составляющие. Каждый показатель 2-го уровня или его составляющие оцениваются с точки зрения их развития. Эти оценки и следует рассматривать как критерии. При этом выделено пять критериальных значений, указывающих направления развития образовательного учреждения.
Модель EFQM, адаптированная для высшего образования, не содержит в явном виде ряд критериев и требований, без которых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости системы управления качеством, но явно содержит требования стандар-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 12
та ISO 9001:2000 (ГОС ИСО 9001-2001), в том числе:
- внедрение процессного подхода;
- управление документацией;
- построение организационной структуры системы управления качества;
- построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга;
- планирование рабочих процессов;
- внутренние аудиты, самооценка образовательного учреждения и его структурных подразделений;
- постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия.
Опыт зарубежных стран показывает, что формирование, внедрение и успешное функционирование стандартов управления качества образования возможно в соответствии с принципом первого руководителя только при полной поддержке и одобрении со стороны руководства. Для проведения полноценной работы по созданию и внедрению системы управления качества образования необходима заинтересованность, прежде всего ректора и тех руководителей, от действий которых в конечном итоге будет зависеть эффективность этой работы. Применительно к образовательной деятельности высшего образовательного учреждения это, прежде всего проректор по учебной работе, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители других структурных подразделений.
Тенденция создания национальных образовательных стандартов характерна в последние годы для систем образования многих стран мира. В ряде стран разработаны документы, носящие названия «Стандарт образования». Их анализ показал, что при некоторой общности подходов стандарты вводятся в практику образования по разным причинам и с различными целями, а сами документы по форме и содержанию также значительно отличаются друг от друга. В одних странах под стандартом принимают развернутую формулировку целей и задач образования1, в других - систему проверки и оценки учебных достижений, а также диагностику личностных качеств учащихся.
Специалистами стран Западной Европы разработан проект единых квалификационных критериев подготовки выпускников. Однако традиции в организации учебного процесса этих стран существенным образом отличаются от традиций отечественного образования, в котором на протяжении многих десятилетий роль образовательного стандарта выполняли единые для всех образовательных учреждений страны учебные планы, программы и учебники.
Мировое разнообразие систем управления качеством высшего образования в конце XX и начале XXI века может быть условно разделено на два типа2:
1) системы управления качеством высшего образования на основе государственных структур, финансируемых правительством. При этом самооценке придается номинальное значение, а основные усилия прилагаются к проведению эффективной внешней оценки государственными органами либо общественными организациями. Такие системы управления качеством часто связаны с правительственным контролем, лицензированием, государственной аккредитацией, сравнением различных высших учебных заведений, распределением финансовых ресурсов и оказанием влияния на университеты.
2) система управления качеством высшего образования, где, по существу, органов государственного управления высшим образованием нет. В этом случае преобладает процесс самооценки высших учебных заведений, либо профессиональная, либо общественная оценки, направленные на внутренний анализ, на улучшение деятельности университетов.
В широком плане, исторически, к странам, имеющим органы государственного управления высшей школой, относятся европейские страны (Германия, Франция, а также Российская Федерация, Азербаджанская Республика, Казахстан, воспринявшие европейские традиции высшего образования). К странам, где преобладает процесс саморегуляции высшего образования, относятся, в первую очередь,
1 Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. // Под ред. Ю.А.Ушанова. - М.: «Наука», 1986. -С. 246.
2 Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Управление качеством в образовательной организации. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. -С. 88.
США, а также те страны, которые стали следовать американским образцам высшей школы.
В Республике Узбекистан модернизация высшего образования признается глобальной проблемой. От её разрешения стабильное развитие получит не только система высшего образования республики, но и все общество в целом. Понимание всей важности реформ высшего образования в Узбекистане, направленных на модернизацию системы образования, её интеграцию в мировое образовательное пространство, обусловило отражение этой задачи в Законе «Об образовании» и Национальной программе подготовки кадров, принятой в 1997 году.
Главной задачей образовательной политики Узбекистана является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этой логике формируется семантическое поле проблем модернизации образования республики и повышения его качества, в котором формируются приоритетные линии образовательной политики реализации Национальной программы по подготовке кадров.
Сегодня в теорию и практику повсеместно вошло понятие «Национальная модель подготовки кадров». Фундаментом этой модели явилось непрерывное образование, а образующим компонентом - личность. Особенностью проводимых мероприятий в совершенствовании системы образования Республики Узбекистан является то, что они включены в Стратегию повышения благосостояния населения республики Узбекистан, взаимоувязаны с программами развития промышленного производства, инвестиций, социального развития, сокращения бедности.
В рамках реформирования сферы высшего образования:
- осуществлён переход высшей школы на двухуровневую систему;
- децентрализована и регионализована подготовка кадров;
- введены государственные образовательные стандарты;
- созданы, отвечающие времени учебные планы, программы, учебники, дидактические материалы;
- вошли в практику тестовые методы отбора абитуриентов;
- введена рейтинговая оценка качества знаний обучающихся;
- развитие рынка труда, которое предопределило более активное включение сфер науки и производства в процесс подготовки специалистов, в том числе и с участием зарубежных партнеров.
К стандартизации образования наша страна приступили в 1993 году. Оосновопола-гающими документами для этого послужили Закон «Об образовании» 1992 г. и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 1993 года № 406. С 1993 года в Узбекском НИИ педагогических наук и Институте проблем высшей и средней специальной школы в Узбекистане ведется работа по созданию государственных образовательных стандартов (ГОС) общего среднего и высшего образования, а с 1998 года в Институте развития ССПО - стандартов среднего специального, профессионального образования.
Разработка ГОС осуществляется в соответствии со статьёй 7 Закона «Об образовании» и на основе общих требований к содержанию образования, изложенных в соответствующих статьях Закона, положениях Национальной программы по подготовке кадров.
В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Государственные образовательные стандарты определяют минимально необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и выпускников; максимальный объем учебной нагрузки; требования к содержанию образования и способы его предъявления; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки; меры к лицам и учреждениям, не выполняющим требований стандартов и т.д.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 12
В 2001-2002 гг. учёными1 была разработана Концепция мониторинга качества образования в Узбекистане, исходя из разработанного потенциала синтетической квалиметрии человека и образования. В качестве системообразующего и организующего направления деятельности в оценке качества образования были приняты Ежегодные аналитические доклады, образующие систему: доклады республиканского и регионального уровней; доклады образовательных учреждений.
В рамках деятельности по созданию условий для повышения качества высшего образования в настоящее время решаются следующие вопросы:
- модернизация содержания и структуры высшего образования в соответствии с требованиями экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, рынка труда и перспективных потребностей их развития;
- создание системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций;
- создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, а также готовности к самоопределению;
- модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений;
- актуализация содержания и повышение качества вузовской подготовки на всех уровнях образования с ориентацией на международные стандарты качества;
- обеспечение взаимосвязи общих и профессиональных образовательных программ, мобильности учащихся;
- оптимизация сети учреждений образования, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего специального и высшего образования;
- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с инновационными технологиями;
1 Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Управление качеством образования. Монография. - Т.: «Шарк», 2004. -С. 498-520.
- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов;
- совершенствование участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем высшего образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики и др.
Для улучшения системы высшего образования Республики Узбекистан, на основе результатов анализа мирового опыта, рекомендуется:
- расширение самостоятельности высших учебных заведений в таких вопросах, как практика обучения; управление внебюджетными средствами и ресурсами, привлеченными из других источников; развитие потенциала персонала;
- усовершенствование внутреннего управления с целью укрепления коллегиального управления и повышения профессионализма управленческого персонала;
- совершенствование системы оценки качества образования на основе модернизации внутренних аудитов, государственной аттестации и аккредитации, а также развития механизмов общественного надзора.
Учитывая отечественный и международный опыт создания системы управления качества высшего образования, можно сделать следующие выводы:
1. Наряду с тем, что международный сертификат способствует имиджу образовательного учреждения, надо думать о создании системы управления качеством и преимуществах функционирования данной системы. Сейчас во время активного реформирования образовательной системы Республики Узбекистан и обсуждений по поводу качества образования, обладание сертификатом является хорошей гарантией не остаться в стороне от мирового сообщества.
2. Обеспечивается признанность в мире и полноправный выход на международный рынок.
3. Повышается инвестиционная привлекательность высшего образовательного учреждения.
4. Вопросы обеспечения качества образования должны решаться как на государственном, так и на внутривузовском и межвузовском уровнях.
При этом особенности построения системы управления качества высшего образования определяются следующими обстоятельствами:
1. Студент - потребитель и участник образовательного и других процессов.
2. Высшие образовательные учреждения являются достаточно организованными структурами, сформировавшимися на протяжении десятилетий. Их устоявшиеся системы управления в определенной степени документированы и функционируют на базе сложившихся норм, национальных традиций и реформ. Однако всё это объективно и субъективно как со стороны руководства, так и со стороны преподавателей и вызывает некоторое противодействие попыткам внедрения современных методов управления качества. Поэтому при внедрении системы управления качества большое внимание следует уделять обеспече-
нию поддержки со стороны руководства, мотивации персонала и его обучению в области качества, разъяснению тех преимуществ, которые приносит современная организация работы, основанная на принципах менеджмента качества.
3. Существующая в настоящий момент система контроля качества реализуется, в основном, через процедуру лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Перечень показателей государственной аккредитации на данный момент можно считать достаточным для интегральной оценки эффективности деятельности и отнесения его к типу учреждения и одной из видовых групп (университет, академия, институт). Хотя показатели этого перечня, так или иначе, определяют качество образовательного процесса и его результатов, непосредственно с внутриву-зовским механизмом гарантии качества образования связан показатель «Система управления вузом, ориентированная на качество».
Литература:
1. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. - ЮНЕСКО, 1995. -С. 8.
2. Базовые документы для построения системы качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) 2006. [http://www.quality.edu.ru/quality/met/tip_mod/opisanie/579/]
3. Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе. [http://www.klgtu.ru/qualitycontrol/docs/enqa.pdf]
4. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса от 20 мая 2005 года. [http://www.quality.edu.ru/quality/met/tip_mod/opisanie/579/]
5. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного анализа: Монография. — Новгород: Изд-во НГУ, 1999. -С. 440.
6. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. // Под ред. Ю.А.Ушанова. - М.: «Наука», 1986. -С. 246.
7. Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И. Управление качеством в образовательной организации. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. -С. 88.
8. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Управление качеством образования. Монография. - Т.: «Шарк», 2004. -С. 498-520.