Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления качеством на основе процессного подхода'

Совершенствование системы управления качеством на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова А. А., Ижевский В. А., Комболина С. А.

В данной статье рассмотрены основные направления по совершенствованию системы управления качеством на основе процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления качеством на основе процессного подхода»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

исполнением бюджетов.

Результатом выполненного анализа стал вывод о том, что качество инструментов тактического управления затратами не отвечает требованиям современного уровня управления ими. Необходима разработка комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие управления ими.

Соответственно, чтобы эффективно управлять затратами стекольного предприятия, необходимо знать особенности производства стеклянной продукции, находить центры формирования затрат, вводить центры ответственности за затратами. Только в таком случае, когда к управлению затратами, подходят комплексно, учитывая специфику отрасли, можно построить эффективную бизнес-модель с эффективными инструментами прогнозирования себестоимости продукции в целях управления затратами. Список использованной литературы:

1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Гарифуллин К.М. Управление затратами. Казань: Казан.ун-т, 2011.

3. Гладченко О.А. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014.

4. ГОСТ Р 52233-2004 «Тара стеклянная. Стеклобой. Общие технические условия», дата введения 2005.01.01.

5. Губернаторов А.М., Корецкая Л.К. «Развитие методологии управления плановой себестоимостью продукции производственного предприятия», монография, Финансовый университет при Правительстве РФ, Владимир, 2013.

8. «Мир стекла» и новые технологии, электронные ресурсы, доступ [http://kapital-rus.ru/articles/article/248956/]

9. Сайт СтеклоСоюза, доступ [http://steklosouz.ru/static/lib/gost_new.html]

10. Информационно-новостной портал стекольной промышленности GlassNews, доступ [http: //www .glassnews.info/?p=7283#more -7283]

© Ибатуллина А.А., 2016

УДК 33

Иванова А.А., Ижевский В.А., Комболина С.А.

Магистранты 2 курса управления качеством Тверской государственный технический университет e-mail: [email protected] [email protected] [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ

ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные направления по совершенствованию системы управления качеством на основе процессного подхода.

Ключевые слова

Система качества, управление качеством, процессный подход

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Ivanova A.A., Izhevsky V.A., Kombolina S.A.

The second year masters students of Quality Management

Tver State Technical University e-mail [email protected] [email protected] [email protected]

IMPROVING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM BASED ON THE PROCESS APPROACH

Abstract

In this article the basic directions of improvement of the quality management system based on the process approach.

Key words

Quality management system, quality management, process approach.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности какого-либо предприятия не может осуществляться без постоянного совершенствования его производственной деятельности, направленной на повышение качества выпускаемой продукции.

Одним из главных критериев одновременно с ценой, определяющих спрос на продукцию, является ее качество. Это основной фактор обеспечения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия в целом. Устойчивому экономическому росту предприятия способствует достижение целей в области совершенствования качества продукции.

Обеспечение качества является комплексной проблемой, которая должна решаться в рамках всего предприятия.

Российские предприятия, которые работают на международных рынках, должны соответствовать требованиям Системы менеджмента качества (СМК), построенной в соответствии с требованиями ИСО серии 9000:2000, отличительной чертой которой является управление предприятием на основе процессного подхода [8].

Успешное управление деятельностью организации осуществляется через выделение и описание процессов структурно-функциональных подразделений промышленных предприятий, в этом и заключается ключевая идея процессного подхода. С его использованием предприятия могут формировать и поддерживать условия, которые влияют на совершенствование качества продукции, удовлетворяющих требования потребителей. Использование процессного подхода дает руководителям возможность выявить и сформировать управление основными процессами в развитии всех направлений деятельности производственного предприятия. [2]

На сегодняшний день процессный подход, применяемый на многих предприятиях, рассматривается как процесс достижения поставленных целей предприятия с использованием управленческих функций. Каждая из которых состоит из нескольких связанных между собой действий и представляет собой отдельный процесс.

Оценить влияние процессного подхода на результат деятельности предприятия возможно с использованием двух основных составляющих: оценки влияния системы менеджмента качества и оценки влияния процессов этой же системы на результат деятельности фирмы [7]. Особо важное значение на оценку результатов деятельности предприятия с использованием процессного подхода оказывает наличие критериев, распределенных по степени важности для процесса. Важность каждого критерия оценивает потребитель результатов процесса.

Для определения результатов процессов деятельности СМК применяется методика «Анализа

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

критериев оценки процессов системы менеджмента качества». Достоинством данной методики является быстрота и легкость расчета. Она рассчитывается для вычисления обобщенного показателя всех критериев процесса за определенный период времени по следующей формуле:

Ф

КрР = — х100%

П , (1) где: Ф - Фактические результаты деятельности. П - Запланированные результаты деятельности.

Показатель результатов деятельности СМК - это один из важных этапов функционирования СМК, при котором организация способна управлять взаимосвязанными процессами как системой. Показатель результатов деятельности СМК опирается на исходных данных о прохождении процессов и соответствии качества продукции, состоянии корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятий, инициированных по результатам предшествующих исследований со стороны руководства. В таблице 1 представлены результаты деятельности системы менеджмента качества.

При получении более 75 % положительных ответов, СМК считается результативной.

Таблица 1

Данные о результативности СМК

Информация Содержание информации (критерии оценки) Оценка Примечание

Да/1 Нет/0

Данные о протекании процессов СМК Результативен ли процесс? (рассматриваются данные по процессам верхнего уровня) 1 «Обеспечение квалифицированным персоналом» -результативен

1 «Менеджмент качества» - результативен,.

1 «Производство и отгрузка продукции» - результативен,

1 «Технологическое обеспечение» - результативен,

1 «Закупки сырья и материалов» - результативен.

1 «Обеспечение работоспособным оборудованием» -результативен

Данные о соответст-вии продукции Соответствует ли уровень качества продукции запланированному ?

Степень реализации решений предыдущих анализов со стороны руководства Выполнены решения предыдущего анализа? 1 Все решения предыдущего анализа выполнены

Соблюдены ли установленные сроки? 1 Сроки соблюдены

Применение предложенного метода позволит предприятию проводить своевременную оценку СМК и обеспечивать потребителям выполнения в полном объеме всех их требований и ожиданий касательно качества выпускаемой продукции, технологии процессов производства и методов контроля за выпуском готовой продукции [5].

Для совершенствования системы управления качеством какого-либо предприятия необходимо модернизировать организационную структуру самого предприятия.

В этом случае разумно будет создать полноценный отдел качества продукции, который будет самостоятельно осуществлять контроль за соответствием качества продукции установленным требованиям СМК и гарантировать это соответствие качества продукции своему потребителю.

Основными функциями отдела по управлению качеством будут следующие:

- поддержание качества продукции предприятия, а также его совершенствование, методов улучшения качества продукции и соответствие требованиям СМК

- оценка уровня качества продукции на предприятии и в его филиалах с помощью оригинальных или

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

заимствованных методик. Опираясь на эти исследования, руководство предприятия принимает решения по совершенствованию его деятельности, а также о новых формах сотрудничества с поставщиками, основываясь на принципах конкуренции.

- внутренние и внешние аудиты (проверки, экспертизы, ревизии, инспекции,) системы менеджмента качества, а также внутренний и внешний контроль качества во всех службах предприятия.

- корректирующие и предупреждающие мероприятия;

- подготовка и обучение персонала.

Задачи отдела по управлению качеством - предупреждение и устранение выпуска продукции на предприятии, не соответствующей требованиям стандартов СМК [3].

Проблемы по качеству в рыночной экономике является важным аспектом улучшения уровня жизни, как экономической, социальной так и экологической безопасности.

Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Список использованной литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9000:2011 (МС ISO 9000:2011). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартиформ, 2012.

2. Белобрагин, В. Г. Системы управления и их эволюция // Стандарты и качество. - № 4. - 2011. - С. 16-19.

3. Вахрушев, Е. А. Процессный подход к управлению как способ улучшения конечных результатов деятельности промышленных предприятий / Е. А. Вахрушев // Вестник Удмуртского университета. - 2011. -№ 2-2. - С. 16-19.

4. Селиванов С.Г., Никитин В.В., Дружинина М.А., Шипилова В.Г. Технологическая подготовка бережливого производства в машиностроении // Экономика и управление в машиностроении. - 2013. - № 1. - С. 26-31.

5. Слуцкин, М. Ю. Контроль затрат на качество // Стандарты и качество.- № 2. - 2014. - С. 17-20.

6. Соболькова, А. В. Система менеджмента качества как механизм повышения конкурентоспособности на предприятиях // Управление качеством. - №3. - 2014. - С. 25-27.

7. Солодовников, А. Н., Гроздецкий, С. Я. Менеджмент качества как одно из условий успешного бизнеса // Методы менеджмента качества. - № 1. - 2011. - 12с.

8. Шалаев А.П., Скрипко Л.Е. Процессное управление в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. И не только // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 1. - С. 27-31.

© Иванова А.А., Ижевский В.А., Комболина С.А., 2016

УДК 332

Е.В. Иванова

к.э.н., доцент

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет»

в г. Волгодонске Ростовской области г. Волгодонск, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Аннотация

Стабильность функционирования и развития сложной социально-экономической системы базируется на свойстве ее адаптивности, предполагающей, что связь компонентов национального хозяйства обеспечивает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.