Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / БЛОКЧЕЙН / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминова Ольга Алексеевна, Синицына Полина Александровна

Данная статья изучает предпосылки к всеобщему внедрению инновационных технологий и специфике их применения в государственных органах, рассматривая вопрос с точки зрения применения инновационных технологий в структуре управления государственным бюджетом, обозревает текущие проблемы в системе государственного бюджетного управления и предлагает пути их решения за счет внедрения новых технологических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминова Ольга Алексеевна, Синицына Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PUBLIC FINANCE MANAGEMENT SYSTEM WITH THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

This article examines the prerequisites for the universal spread of the phenomenon of digitalization and the specifics of its application in government agencies, considering the issue from the point of view of the use of innovative technologies in the structure of state budget management, reviews current problems in the system of state budget management and offers solutions for the introduction of new information technologies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Столыпинский вестник №5/2023

Научная статья Original article УДК: 339.543

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPROVEMENT OF THE PUBLIC FINANCE MANAGEMENT SYSTEM WITH THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Кузминова Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: o.kuzminova@customs-academy.ru

Синицына Полина Александровна, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: pa.sinicyna@customs-academy.ru

Kuzminova Olga Alekseevna, PhD in Economics, associate professor, head of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: o.kuzminova@customs-academy.ru

Sinitsyna Polina Alexandrovna, 4rd year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: pa.sinicyna@customs-academy.ru

Столыпинский вестник

2580

Аннотация: Данная статья изучает предпосылки к всеобщему внедрению инновационных технологий и специфике их применения в государственных органах, рассматривая вопрос с точки зрения применения инновационных технологий в структуре управления государственным бюджетом, обозревает текущие проблемы в системе государственного бюджетного управления и предлагает пути их решения за счет внедрения новых технологических решений.

Annotation: This article examines the prerequisites for the universal spread of the phenomenon of digitalization and the specifics of its application in government agencies, considering the issue from the point of view of the use of innovative technologies in the structure of state budget management, reviews current problems in the system of state budget management and offers solutions for the introduction of new information technologies.

Ключевые слова: цифровизация, инновации, информационные технологии, государственный бюджет, блокчейн, искусственный интеллект, эффективное управление, управление активами.

Keywords: digitalization, innovation, information technology, state budget, blockchain, artificial intelligence, effective management, asset management.

Введение. За последние десятилетия, с момента начала массового распространения, активного использования интернета и цифровых технологий за пределами закрытых институтов, государственных структур и военизированных организаций, стали очевидны плюсы повсеместного применения новых технологий на различных уровнях человеческой жизнедеятельности. Они позволяют перевести многие обыденные, механические, государственные, личные и деловые взаимодействия людей в онлайн пространство, позволяя не только упростить процесс самого взаимодействия, но и создать след этого взаимодействия на серверах, поддерживающих сеть интернет. Аудитория интернет-сервисов и

2581

потребителей онлайн контента растет ежедневно по всему миру, включая в себя все слои населения и все возраста. Подобные инновации в общественной жизни не могли не оказать влияние на государственные структуры по всему миру. Повсеместное появление компьютеров, бухгалтерских программ, программ работы с документацией, программ позволяющих дистанционно, а иногда и в автоматическом режиме осуществлять деятельность, необходимую для работы бюджетных организаций, все эти коренные изменения общества берут свое начало еще с конца XX века. За это время сами системы не один раз эволюционировали, стали полноценной частью жизни мирового сообщества, а в частности и государственных служащих, и людей, получающих государственные услуги [1-3].

Цель исследования — рассмотрение способов и возможностей совершенствования государственной финансовой сферы с применением инновационных технологий в современных реалиях.

Результаты исследования. Россия по праву занимает одну из лидирующих позиций по уровню цифровизации населения и внедрению информационных технологий (И^ во все сферы жизни населения страны. Под финансовой инновацией понимается появление новых финансовых продуктов, технологий или организационных форм бизнеса, позволяющих снизить издержки и (или) риски экономических агентов [4].

Ключевым документом, обуславливающим необходимость цифровизации и внедрения инновационных методов работы в государственные органы, является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 года, подписанная президентом РФ в 2017 году [5].

В последствии этот общий документ трансформировался в частные внутриведомственные предписания и указы, обязывающие отдельные организации приводить в исполнение нормы, закрепленные в изначальной стратегии. К примеру, у Федеральной таможенной службы (ФТС) есть свой

2582

список рекомендательных и необходимых к исполнению мер до 2030 года, результатом которых должны стать: автоматизация работы таможенных органов, обеспечение автоматизации таможенных платежей, создание инфраструктуры [6].

Одним из успешных примеров применения инновационных технологий в рамках ФТС является внедрение системы цифровой - программы, которая по определённому списку документов одобряет импорт/экспорт товаров и позволяет совершить оплату всех пошлин в рамках личного кабинета.

Другими успешными проектами в рамках автоматизации процессов взаимодействия граждан и государства можно считать проект ГосУслуги, предоставляющий резидентам и не резидентом России получить консультации по вопросам различных документов и решить большинство вопросов дистанционно, а так же проект Федеральной налоговой службы (ФНС) МойНалог, позволяющий гражданам самостоятельно выплачивать налоги, получать консультации и оповещения в режиме реального времени из любой точки мира, без необходимости личного присутствия в здании налогового управления.

Важным документом, определяющим важность внедрения инновационных технологий на государственном уровне, является Стратегия национальной безопасности РФ, закрепленная указом президента от 02.07.2021 года [7]. Одними из ключевых пунктов данной стратегии являются: укрепление обороны; укрепление социального согласия и политической стабильности; повышение качества жизни населения; сохранение и развитие культуры; повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Обеспечение исполнения пунктов Стратегии национальной безопасности лежит на правительстве и отдельных государственных организациях, каждая из которых выполняет свою часть задач, формируя общий пул успеха Стратегии. Ключевым элементом успеха исполнения

2583

Стратегии, является именно эффективное и автоматизированное управление активами и, непосредственно, бюджетом России.

Финансовые активы страны генерируются из многочисленного количества источников: выплаты гражданами и организациями налогов, пошлин, штрафов, прямых взносов в бюджет (в том числе и нововведение в виде, так называемого, «Windfall Tax», предполагающего прямую выплату крупными компаниями налога на сверхприбыль в бюджет страны), продажи государством товаров заграничным партерам, оказания государственных услуг и так далее.

Существуют десятки, подобных вышеописанным, способов формирования госбюджета. Однако, помимо необходимости создания и поддержания регулярного притока средств в казну страны, так же необходимо обеспечивать и их целенаправленное расходование в соответствии с текущими задачами государства. Исходя из текущей структуры управления активами России, можно условно разделить работу с госбюджетом на три ключевые точки процесса: утверждение, исполнение и отчетность.

Планирование бюджета и его утверждение происходит на ежегодной основе под полным контролем правительства России в лице Государственной Думы при консультативной поддержке Банка России и других государственных организаций.

Правительство утверждает необходимые к финансированию проекты, государственные закупки, гранты, государственные программы, оборонные заказы, социальные выплаты, финансовое обеспечение работы государственных органов и т.д. Однако, большинство данных о тратах государственного бюджета, планах и государственных программах являются открытыми (за исключением расходов на силовые и оборонные структуры), что могло бы позволить частным организациям и лицам предлагать свои идеи по оптимизации затрат и достижению профицита бюджета. Несомненно, подобное может быть расценено как переход от представительной демократии

2584

к прямой, но все же, возможно стоит привлекать большее количество участников к работе над планированием и утверждением федерального бюджета.

Исполнение бюджета, благодаря как раз инновационным технологиям в виде интернет-банкинга, компьютерных программ, формирующих учет и отчетность, а также другим средствам и ^-решениям, практически автоматизировано, а в случае необходимости оно может быть скорректировано в более выгодную для государства сторону. Общая бюджетная отчетность формируется из результатов работы ^-решений, отдельных отчетов ведомств и ответственных лиц и, по большей части, публикуется в открытом доступе.

Ключевыми проблемами в нынешнем устройстве формирования государственного бюджета являются следующие.

1. Существенный дефицит бюджетов значительного количества субъектов РФ. Не считая новоприсоединенных, 39 и 85 регионов России завершили 2022 год с дефицитом бюджета. Антирекорды в данном случае принадлежат Тюменской, Мурманской и Белгородской областям, где дефицит бюджета составил 39 млрд, 23 млрд и 20 млрд рублей соответственно. При этом в 2021 году количество дефицитных регионов насчитывало 19 субъектов. Не смотря на подобный рост количества субъектов страны с дефицитным бюджетом, общий профицит региональных бюджетов за 2022 составил 617 млрд руб., при общих доходах в 16,4 трлн [8].

2. Региональное управление федеральными кредитами. Федеральное правительство ежегодно выделяет миллиарды рублей в кредитном формате субъектам страны. Последний аудит Министерства финансов показал, что практически в полном объеме, вопреки необходимости инвестиций в инфраструктурные, социальные и экономически выгодные инициативы, эти средства уходят на погашение долговых обязательств (более 50%) и на оплату текущих расходов (более 47%) [3].

2585

3. Значительный объем теневой экономики, составляющий от года к году на протяжении последних 20 лет более 20% от ВВП страны. В первую очередь, важно учитывать, что неучтенность и отсутствие регулирования «серой» экономики - это в первую очередь недополучение средств в бюджет. Нововведения в виде налогового статуса самозанятого и обложения налогом крупных сделок по купле-продаже имущества, предметов роскоши между частными лицами и других попыток государства вывести «серую» зону экономики в правовое поле оказались недостаточно эффективными [3].

4. Общий дефицит бюджета. В 2022 году дефицит бюджета России составил 3,3 триллиона рублей, что лишь не на много отстает от ковидного 2020 года, когда дефицит бюджета составил более 4 триллионов рублей. Причины подобного очевидны: последствия санкций, изоляция от европейской экономики, изменение торговых коридоров. Центробанк предполагает рост ВВП в 2023 году до 2,5%, однако это не решает проблему дефицита бюджета, рост которого может привести к общему спаду экономического развития РФ [8].

Не смотря на все вышеописанные проблемы, то, как Российская экономика справляется с вызовами современности показывает, что правительству удалось выстроить надежную и результативную систему управления бюджетными средствами, которая в соответствии с интересами национальных стратегий развития, исполняет свои обязанности, повышая уровень жизни и безопасность граждан страны. Очевидно, что дальнейшее развитие этой системы должно заключаться в ее качественном улучшении, а именно в использовании большего количества инновационных, технологических решений.

Во-первых, необходимо рассмотреть применение искусственного интеллекта (ИИ, нейросеть), который мог бы упростить и автоматизировать, к примеру, систему государственных закупок, на которую ежегодно уходит более 10 триллионов рублей. Специальная нейросеть отечественной

2586

разработки могла бы оценивать заявки по тендерам, вычислять ошибки в документации, выявлять наиболее подходящие цены, вычислять мошеннические схемы по определенным потернам, вести учет заявителей по тендерам, составлять сквозную аналитику и многое другое. Причем, подобное решение способно не только автоматизировать и облегчить работу госслужащих, работающих по направлению формирования пула госзакупок, но и сократить время на принятие решений за счет отсеивания большей части заявителей, а также существенно уменьшить расходы на операционную деятельность.

Во-вторых, одним из значительных достижений и инноваций мировой экономики последнего десятилетия стал блокчейн, польза и обширный функционал которого только недавно стали очевидны для правительственных кругов нашей страны. Блокчейн - программа, которая является разновидностью технологии распределенных реестров, в рамках которой вся информация о совершенных транзакциях учитывается в блоках, связанных между собой и представляющих цепочку данных [9].

Данное решение применимо в системе исполнения и системе отчетности государственного бюджета. К примеру, федеральное правительство выделяет региону «А» определенную сумму на строительство участка федеральной трассы. Регион «А» по смарт-контракту получает финансирование и с собственного электронного кошелька расходует средства, которые подотчетны всегда и в любой момент времени. Недавняя инициатива Банка России по внедрению CBDC (Central Bank Digital Currency), цифровой валюты центрального банка, показывает стремление к оптимизации бюджета страны. Помимо вышеописанного способа применения, внедрение CBDC повлияет на проблему с работой регионов с федеральными кредитами, которые зачастую расходуются по нецелевому назначению.

Выводы. Федеральный бюджет выступает ключевым элементом исполнения задач и функций страны, обеспечивая ее уверенное и устойчивое

2587

развитие. На нынешнем этапе Россия развивает ключевые направления в сфере внедрения цифровых инноваций в структуры государственного управления и управления финансами. Каждые несколько лет на рынке информационных технологий появляются новые решения и продукты, которые кардинально меняют не только отношение к безопасности, финансовым институтам, но и указывают на возможности и решения, которых раньше не было.

Задачей Правительства в настоящее время является своевременное реагирование на вызовы времени и регулярном внедрении новейших информационных технологий. При этом, процесс внедрения должен не быть революционным или, в корне, меняющем структуру государственного управления, он должен именно вносить инновации в сложившуюся и отлаженную систему.

Список использованных источников

1. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.

2. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10597. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19/

3. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qj e. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/

2588

4. Качанова Л.С. Цифровизация как инструмент сокращения валютных рисков в системе финансово-экономической безопасности государства / Л.С. Качанова, Н.А. Кузнецова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в школе - 2022. - №34. С. 262-270. https://eHbrary.ru/item.asp?id=48284291.

5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216363/. Дата обращения: 01.05.2023 г.

6. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева// Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 4. -doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.

7. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ . Дата обращения: 01.05.2023 г.

8. Дефицит бюджета по итогам 2022 года [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy/483568-defLcit-budzeta-po-itogam-2022-goda-stal-odnim-iz-kщpnejsih-v-istorn-rossri/Дата обращения: 01.05.2023 г.

9. Кинсбурская В.А. Теоретическое осмысление целесообразности применения технологии блокчейн в бюджетных отношениях/В.А. Кинсбурская // Финансы и управление. - 2020. - №1. - С. 53-72.

2589

List of sources used

1. Kachanova L.S. Mechanism of ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No.3. - pp. 38-41.

2. Bondarenko A.M. Economic security of the state on the basis of digital transformation of agricultural sector enterprises / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, O.N. Afanasyeva // Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10597. URL: https ://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19/

3. Bondarenko A.M. Improvement of the technological component of the economic security of the state / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/ moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/

4. Kachanova L.S. Digitalization as a tool for reducing currency risks in the system of financial and economic security of the state / L.S. Kachanova, N.A. Kuznetsova // Modern problems of linguistics and methods of teaching Russian at school - 2022. - No. 34. pp. 262-270. https://elibrary.ru/item.asp?id=48284291

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated May 9, 2017 "On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" // SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ . Date of application: 01.05.2023.

6. Kuzminova O.A. Development of the material and technical base of the Federal Customs Service for the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia/O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva//

2590

Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 4. - doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.

7. Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated 28.06.2014 N 172-FZ (latest edition) // SPS ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/. Date of application: 01.05.2023.

8. Budget deficit by the end of 2022 [Electronic resource] access mode: https://www.forbes.ru/finansy/483568-deficit-budzeta-po-itogam-2022-goda-stal-odnim-iz-krupnejsih-v-istorii-rossii/Date of application: 01.05.2023

9. Kinsburskaya V.A. Theoretical understanding of the expediency of using blockchain technology in budgetary relations/V.A. Kinsburskaya// Finance and management. - 2020. - No. 1. - pp. 53-72.

© Кузминова О.А., Синицына П.А. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

Для цитирования: Кузминова О.А., Синицына П.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

2591

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.