Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления банковскими рисками как основы определения экономического капитала'

Совершенствование системы управления банковскими рисками как основы определения экономического капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ / ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ / КОНЦЕПЦИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО РЕАГИРОВАНИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мануйленко В.В.

В статье отмечается, что правильно созданная система управления банковскими рисками позволяет идентифицировать и адекватно оценивать все риски и в итоге определять экономический капитал. В статье рассматривается вопрос модернизации российской комплексной системы управления рисками в соответствии с требованиями Базельского соглашения II, предлагается вариант усовершенствованной системы, которая положительно повлияет на качество оценки достаточности капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления банковскими рисками как основы определения экономического капитала»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ КАК ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В. В. МАНУЙЛЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: vika-mv@mail.ru Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт

В статье отмечается, что правильно созданная система управления банковскими рисками позволяет идентифицировать и адекватно оценивать все риски и в итоге определять экономический капитал. В статье рассматривается вопрос модернизации российской комплексной системы управления рисками в соответствии с требованиями Базельского соглашения II, предлагается вариант усовершенствованной системы, которая положительно повлияет на качество оценки достаточности капитала.

Ключевые слова: экономический капитал, усовершенствованная система управления банковскими рисками, принципы системы управления банковскими рисками, концепция стимулирующего реагирования, имитационное моделирование.

Методология определения достаточности капитала, изложенная в Базеле II, основана на теории и практике построения и функционирования комплексной системы управления рисками. Поэтому определение экономического капитала обусловливает необходимость интегрирования требования достаточности капитала во внутрибанковские системы управления рисками, поскольку именно риски, принося прибыль, формируют экономический капитал.

Исследование систем управления банковскими рисками показало, что российские банки не располагают соответствующими методическими, организационными, информационными и кадровыми ресурсами, необходимыми для расчета экономического капитала. Таким образом, для того чтобы определять экономический капитал, необходимо

концептуально доработать существующие системы управления банковскими рисками до соответствия их международным правилам. Речь идет о переводе системы из исходного (существующего) в новое (желаемое) состояние, которое отличается лучшими качественными характеристиками объекта управления (банковские риски) и методами регулирования.

Разработку и внедрение модернизированной системы управления банковскими рисками согласно правилам Базеля II целесообразно осуществлять посредством алгоритмирования, позволяющего схематически представить стадийность процесса, обеспечить основное поэтапное выполнение предложенных процедур. Процедуры осуществляются последовательно, результат, полученный при выполнении предыдущей процедуры, используется для реализации последующей. Процедуры проводятся одновременно для всех видов риска (особенно для существенных). Последовательность процедур следующая:

1) определение роли и значения системы управления рисками для деятельности кредитной организации;

2) установление целей и задач системы управления рисками.

Такая система должна действовать в режиме реального времени. Основной целью системы будет являться определение экономического капитала, что предполагает постоянное решение следующих задач:

— выявление рисков, существенных для банка;

— идентификация ключевых индикаторов риска (определение областей (зон) риска, практических

выгод и возможных негативных последствий для кредитной организации, связанных с этими зонами);

— рассмотрение внешних и внутренних факторов, критериев рисковых ситуаций;

— составление каталога рисков по операциям;

— обеспечение комплексного и дифференцированного «обращения» с банковскими рисками;

— создание и развитие приоритетных инструментов управления рисками;

— оценка совокупного банковского риска и связанных с ним возможных потерь капитала;

— проведение аллокации капитала по бизнес-подразделениям;

— анализ эффективности организационных единиц с учетом уровня риска;

— определение итоговой величины экономического капитала, включающего как величину принимаемого риска, так и степень склонности банка к нему.

Реализация задач существенно зависит от уровня развития систем управления рисками, при необходимости (после введения альтернативных направлений деятельности, продуктов, новой стратегии развития или географического расширения деятельности КО) эти задачи постоянно корректируются;

3) определение элементов системы управления банковскими рисками с учетом особенностей банка. В качестве элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого, выступают:

— управляемая подсистема (организационная структура управления, процессы кредитной организации (в том числе критически важные), системы внутреннего контроля, аудита, рейтингования, информационные системы, передовые адекватные методики, модели управления, системы мониторинга и т. д.);

— управляющая подсистема (органы управления банком, риск-менеджеры, внутренние контролеры, аудиторы);

4) установление структурных подразделений кредитной организации, ответственных за функционирование элементов системы (совершенствование организационного блока системы). Функции существующих подразделений сравнивают с функциями создаваемой системы управления, назначается исполнитель по каждой функции системы, распределяются обязанности и степень ответственности сотрудников банка в системе, определяется взаимосвязь всех его организационных единиц;

5) доработка политики КО в области управле-

ния рисками. Политика управления рисками базируется и включает следующие научные подходы:

— комплексный подход (учет экономических, организационных, социальных, технологических, политических, рыночных и других факторов функционирования коммерческих банков);

— согласованный подход — соответствие политики управления рисками общей стратегии КО;

—динамичный подход—анализ политики управления рисками согласно диалектическому развитию причинно-следственных связей и соподчиненности;

— ситуационный подход — применение различных методов управления в зависимости от конкретной ситуации;

6) обеспечение системы (ее иерархических уровней) необходимым методическим материалом и его постоянная актуализация. Степень детализации зависит от масштабов и состава операций банка. Необходимо установить, доработать или разработать полный состав нормативно-методических документов, регламентирующих процессы управления банковскими рисками и определения экономического капитала. Предусматривается следующая иерархия документов:

а) на макроуровне: документы по правовой базе ЦБ РФ, Базельского комитета по банковскому надзору;

б) на микроуровене:

— на верхнем уровне: документы по политике управления банковскими рисками (кредитным, рыночным, операционным, риском ликвидности и др.);

— на среднем уровне: регламенты, разработанные согласно требованиям к распределению капитала, системе управления банковскими рисками, организационной структуре, распределению полномочий, системе лимитов; положения о подразделениях, кодекс корпоративного управления;

— на нижнем уровне: методические документы, должностные инструкции, являющиеся неотъемлемыми элементами внутренней нормативной базы КО;

7) проверка и корректировка системы управления банковскими рисками в процессе ее внедрения и функционирования;

8) определение ресурсов, необходимых для достижения целей по управлению рисками в рамках выделенного бюджета КО.

В результате комплексная система управления банковскими рисками, модернизируемая согласно Базелю II, приобретает вполне конкретные очертания, отличаясь при этом «тонкой надстройкой» (см. рисунок).

Задачи

Выявление существенных для банка рисков Идентификация ключевых индикаторов риска Составление каталога рисков по операциям, на которых в наибольшей степени концентрируются конкретные их факторы Обеспечение комплексного и дифференцированного обращения с банковскими рисками Создание и развитие приоритетных инструментов управления рисками Оценка уровня рисков, совокупного банковского риска и объема связанных с ними возможных потерь капитала Проведение аллокации капитала по бизнес-подразделениям Анализ эффективности организационных единиц с учетом уровня риска Определение итоговой величины капитала

Принцип

Интегрированности Актив- Обеспечения Тесного Соответствия Достижения оптимального Безубыточ- Единства Предотвращения и Высокой

системы в общую ности операционной взаимодеиствия с стандартам соотношения между уровнем ности методологии избегания рисков в информационно-

результатив- системой оценки кор поративно го рисков и управления и оценки собственном и

отдельными элементами ности достаточности управления приб ыл ьно стью рисков других банках обеспеченности

капитала

Процесс управления банковскими рисками: всеобъемлющий, взаимоувязанный, непрерывный и основанный на потоковых методах управления

(способствует развитию подходов к оценке экономического капитала)

Концепция стимулирующего реагирования - совокупность приоритетных подходов к трактовке инструментов управления, учитывающих изменчивость среды функционирования КО. Необходимость формирования адаптивной системы менеджмента предоставляет руководству определенную свободу действий

Схема модернизированной системы управления банковскими рисками согласно концепции экономического капитала

Если управление рисками рассматривается как процесс (бизнес-процесс), важной составляющей которого является определение экономического капитала, то результат достигается эффективнее. Он должен быть всеобъемлющим, взаимоувязанным, непрерывным и основываться, прежде всего, на потоковых методах управления, обеспечивающих: изучение формирования портфеля активов, пассивов в динамике, структуры активов за определенный промежуток времени; объединение в единое целое разнородных банковских операций.

С учетом цели системы управления банковскими рисками в основе процесса управления должна быть заложена концепция стимулирующего реагирования — совокупность приоритетных подходов к использованию инструментов управления, учитывающих изменчивость среды функционирования КО и необходимость формирования адаптивной системы менеджмента. Суть такой концепции в том, что менеджмент КО к существующему набору традиционных способов управления, задаваемых требованиями регулятора (стандартный подход к оценке кредитных, рыночных, операционных рисков и их централизованных лимитов), создает системы макроэкономических индикаторов (Базельский комитет по банковскому надзору подчеркивает роль макроэкономического окружения в оценке риска дефолта) и микроэкономических индикаторов существенных рисков. По каждому индикатору устанавливаются лимиты, что позволяет обеспечить выявление значимых рисков и осуществить своевременное адекватное воздействие на них. В качестве таких индикаторов могут выступать:

— сведения о возможных убытках, размерах финансовых потерь, понесенных в результате реализации;

— по кредитному риску: данные о дефолтах, детализированные по контрагентам и по срочности категории риска;

— по рыночному риску: сведения о динамике, во-латильности процентных ставок, рыночной стоимости товаров, валютных и фондовых ценностей;

— по операционному риску: информация о количестве несостоявшихся или незавершенных банковских операций, увеличении их объемов, текучести кадров, частоте допускаемых ошибок и нарушений, времени простоя информационных систем и др.

Важным моментом в управлении рисками является их качественный и количественный анализ, с помощью которого осуществляется рейтинговая оценка.

Мировой финансовый кризис 2008г. обусловил необходимость учета риска ликвидности в концепции

экономического капитала. Если неожиданные изменения среды неблагоприятны, но незначительны, то кредитная организация может удовлетворить свои потребности в ликвидности без существенного ущерба. Однако при серьезных изменениях среды банк уязвим и подвержен риску ликвидности.

Служба риск-менеджмента должна периодически информировать руководство банка о возникающих событиях риска, анализировать, систематизировать, определять критерии его значимости, распределять ответственность за принятие решений по нейтрализации и минимизации последствий. В итоге, создаются условия, впоследствии обусловливающие целесообразность применения различных по степени сложности приемов управления с использованием методик отслеживания рисков. Накопление данных, в свою очередь, позволит образовать информационную базу, что будет способствовать правильной надстройке системы рейтингования и, в конечном итоге, определению экономического капитала по внутренним моделям.

Следует учитывать, что индикаторы риска на различных стадиях экономического цикла имеют различия (особенно в кризисный период). Использование концепции стимулирующего реагирования способствует:

— повышению качества банковского менеджмента;

— созданию моделей оценки капитала (на основе показателей стоимости) под влиянием риска;

— развитию концепции экономического капитала.

Поскольку функционирование модернизированной системы управления банковскими рисками зависит от случайных значений (которые могут при -нимать параметры риска) и подвержено влиянию различных неопределенностей, то необходимо применение имитационного моделирования (simulation modeling). Именно имитационная модель позволяет получать все исходные данные для расчета показателей рисков согласно Базельскому соглашению II, поскольку она комбинируется с современными технологиями контроля рисков. Имитационная система обладает следующими преимуществами:

— большая близость к реальной системе;

— верифицирование каждого блока (до его включения в общую систему).

При имитационном моделировании важно правильно выбрать горизонт предстоящего моделирования (для российской практики это 6, 12 и 24 мес.).

Имитационное моделирование можно представить как пошаговый процесс:

1) на первом шаге процесса определяются:

— базовые сценарии, соответствующие прогнозам изменения внешней среды, альтернативным вариантам внутренних условий развития;

— степень колебаний показателей, финансовых инструментов банка, создающих угрозу убытков, особенно по рискам с низкой вероятностью, но с большими размерами потенциальных потерь;

2) на втором шаге процесса проводится сценарный анализ чувствительности финансового результата каждого из сценариев к случайным отклонениям внешних и внутренних параметров, возникающих в результате рисков. При возникновении убытков прогнозные оценки сопоставляются с понесенными потерями, и анализируются причины полученных расхождений. Таким образом, задавая зависимости параметров от характеристик кредитного, фондового, валютного, процентного и операционного рисков, а также риска ликвидности, можно методом случайного моделирования построить распределение совокупного риска КО. С помощью такой модели в условиях дефицита долгосрочных ресурсов, наличия проблемы координирования срочности финансовых вложений и на основании определения сальдо соотношений депозитных и кредитных потоков банка прогнозируются колебания его платежной позиции. Кроме того, с помощью применения потоковых подходов достигается соответствие стандартам корпоративного управления, поскольку информация о деятельности КО и ее служб приобретает сжатую и легко читаемую форму, быстро поддается количественному и качественному анализу. Таким образом, происходит обоснование целесообразности применения единой методологии управления и оценки рисков.

Для достижения результативности построение и функционирование комплексной системы, адаптированной к требованиям Базеля II (подсистемы системы оценки достаточности капитала), должно осуществляться согласно следующим принципам, которые необходимо отражать во внутренних документах банка:

1) принцип интегрирования системы в общую структуру управления всей деятельностью банка и ее отдельными элементами в соответствии со стратегией развития, масштабом и характером совершаемых операций (только полная информация о рисках позволяет качественно определить потребности в капитале, оптимизировать его распределение и использование и выдавать управленческую информацию для принятия решений, связанных с риском). Становление и формирование модерни-

зированной системы управления рисками основано на адекватной стратегии КО, увеличивающей акционерную стоимость. Следует иметь в виду, что перспективные методики недейственны, если они не «включены» в ежедневную деятельность кредитной организации;

2) принцип активности — влияет на определение направлений деятельности КО. При активном управлении рисками оцениваются:

— степень вероятности происхождения рисков;

— факторы события, связанного с рисками;

— степень вероятности последствий от рисков;

— факторы рисков (до их осуществления);

— размер потерь, убытков.

Такая система позволяет банку избежать ущерба от скрытых корреляций между различными факторами риска и выявить естественные механизмы защиты от них;

3) принцип обеспечения операционной результативности — полное «понимание» диапазона рисков КО, оценка рисков бизнес-стратегии, внедрение лучших методов организации производственных работ; сертификация по формальным критериям «круга» профессионалов, выносящих профессиональное суждение относительно качества системы управления рисками, и учет этих суждений при определении лимитов потерь во внутрибанковских моделях;

4) принцип тесного взаимодействия с системой оценки достаточности капитала. Система управления рисками выступает основой оценки достаточности капитала и определяет его рациональное использование; поддерживает и реализует функционирование системы оценки капитала;

5) принцип соответствия стандартам корпоративного управления — повышение роли совета директоров; улучшение взаимодействия между собственниками и менеджментом КО; исключение пассивного отношения менеджеров к работе. Эффективность функционирования системы управления риском зависит от ее организации. Грамотное делегирование полномочий, закрепление их во внутренних нормативных документах банка позволяют заранее оговорить правила поведения сторон, снизить имеющиеся риски;

6) принцип достижения оптимального соотношения между уровнем рисков и прибыльностью предполагает реализацию риск-ориентированных концепций оценки эффективности деятельности кредитной организации. Концепция оценки прибыльности с учетом степени риска (Risk-Adjusted Performance Measures, RAMP) позволяет определить результативность размещения капитала с различ-

ными уровнями риска и дохода, создать общую базу оценки риска и его прямого учета при анализе эффективности. В рамках концепции различают методы RAROC и RORAC и используют формулы:

RAROC = ^^ -100%, СК

где RAROC (Risk-Adjusted Return) — возможная доходность зарезервированного собственного капитала;

Дриск — доход, оцененный с учетом риска; СК — собственный капитал;

RORAC = Д -100%, ЭК

где RORAC (Return On Risk-Adjusted) — доходность скорректированного по риску капитала; Д — доход;

ЭК — экономический капитал. Скорректированная по риску рентабельность капитала дополнительно учитывает возможную доходность зарезервированного собственного капитала:

RAROC = RORAC - d, где d — ориентировочная доходность экономического капитала, определяемая с помощью базы рыночных сопоставлений или с помощью портфельных теорий.

Такие методы обеспечивают единый подход к оценке риска и доходности по всем бизнес-подразделениям. В одном показателе могут интегрироваться оценки существенных рисков (рыночный, кредитный, операционный, риск ликвидности). Главная задача размещения капитала по различным видам сегментов (продуктам, клиентам, структурам бизнеса, клиентам) состоит в определении оптимальной структуры капитала, что предполагает оценку доли риска (волатильности) каждой бизнес-единицы (декомпозиция риска) в суммарном риске банка и, следовательно, в совокупных требованиях к его капиталу. Таким образом, на каждое структурное подразделение приходится капитал «под риск» в рамках совокупного банковского риска и, в результате, рассчитывается экономический капитал.

При оценке производительности капитал относится к бизнес-подразделениям как часть процесса определения скорректированной на риск доходности и, в конечном итоге, экономической добавленной стоимости каждой соответствующей единицы (количество акционерного капитала, размещенного в бизнес-единице, умноженное на требуемую доходность на акционерный капитал). Так рассчитывается вклад подразделения в акционерную стоимость и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечивается основа для поощрительной практики. Системы индикаторов, определяющие целевое состояние прибыльности и рисков, должны быть непротиворечивы и согласованы на основе принятой модели. Именно методика RAROC позволяет внедрить систему управления рисками непосредственно в процесс принятия решений.

Однако применение концепции RAMP на практике в российских условиях потребует:

— детализации информационной базы анализа до уровня отдельных операций, услуг, клиентов;

— использования определенных методов оценки категорий риска с учетом их значимости.

Если качество управления отдельными видами рисков находится на низком уровне, то это существенно повлияет на совокупный банковский риск;

7) принцип безубыточности позволяет обеспечить эффективную деятельность банка и его отдельных бизнес-направлений. Принцип подразумевает «принятие» рисков исходя из уровня ожидаемой прибыли и контролирование элементов агрегированного риска пропорционально вкладу отдельных банковских операций в формирование финансового результата, а также использование всех возможных инструментов для снижения потерь;

8) принцип единства методологии управления и оценки рисков (интегрированная система управления рисками — Enterprise-Wide Risk Management, ERM), который подразумевает создание единой централизованной системы управления рисками на уровне конкретного банка и обеспечение сравнимости подходов к оценке капитала «под риски». Количественной мерой интегрированного риск-менеджмента выступает совокупный риск банкротства, обусловленный проявлением одного или нескольких существенных видов риска, а интегрального риска — волатильность справедливой стоимости. В ERM возможно:

— анализировать и сравнивать рыночный риск торгового портфеля с кредитным риском кредитного портфеля;

— оптимизировать совокупную величину и структуру капитала кредитной организации, определяя, таким образом, RAROC, RORAC;

— проводить стресс-тестирование;

9) риск предотвращения и избегания кризисов в КО (один из важнейших принципов системы управления банковскими рисками). Предполагает проведение кризисного анализа как разновидности сценарного, в ходе которого устанавливаются шоковые воздействия, которые могут стать результатом одновременного действия некоторых факторов

рисков при наступлении экстремального, но вместе с тем вероятного события. Инструментом сценарного анализа выступает стресс-тестирование.

10) принцип высокой информационно-технологической обеспеченности (позволяет достигать эффективного функционирования системы управления банковскими рисками). Он включает в себя:

— соответствие информационных систем и технологий требованиям бизнеса, что предполагает внедрение ИТ-систем с функциями анализа рисков, позволяющих проводить необходимые оценки и измерения в режиме реального времени и своевременно доводить их до лиц, принимающих управленческие решения;

— комплексное переосмысление структуры данных, движения информационных потоков и формирование корпоративных хранилищ сведений;

— применение аппарата математического программирования;

— регулярную поддержку применяемых риск-моделей, методик (VAR, сценарный анализ).

Внедрение модернизированной системы потребует трансформации организационных структур КО и построения дивизиональной и дивизиональ-но-функциональной структур, поскольку только в их среде возможно структурировать направления банковского бизнеса, соответствовать правилам корпоративного управления и достичь максимальной эффективности. Одновременно необходимо создание на постоянной основе адаптивных организационных структур, в основе которых заложен механизм саморегулирования, предоставляющий возможности для приспособления к изменениям внешней среды.

Риск-ориентированная система внутреннего контроля должна основываться на следующих принципах:

— независимости (автономность от бизнес-процессов, от деятельности, подверженной аудиту, от ежедневной процедуры внутреннего контроля);

— беспристрастности;

— объективности (внутренний контроль должен распространяться на весь бизнес и информационную базу).

Поскольку в оценке эффективности системы внутреннего контроля и при мониторинге процесса управления рисками важную роль играет внутренний аудит, то необходимо четко разграничить функции аудита и риск-менеджмента. Их смешение в одном подразделении приводит к полному отсутс -твию контроля за состоянием системы управления рисками, что недопустимо.

Цели контроля обобщают риски и обеспечивают информационное единство, соответствие процесса установленным требованиям. В обязанности внутренних аудиторов включают:

— обеспечение адекватности системы внутреннего контроля, рейтингования, надежности данных, эффективного использования ресурсов организации;

— оказание помощи лицам, отвечающим за управление рисками;

— предотвращение и обнаружение мошеннических действий, создание системы противодействия.

Процесс идентификации угроз, уязвимостей в операционной среде КО, а также планирование работ, основанное на уровне риска и осуществляемое внутренними аудиторами, является лишь одной из частей риск-менеджмента, поскольку процесс идентификации включается в общую схему анализа, управления профилем рисков банка.

Структурировать процедуры проверки, оценки внутренних систем управления банковскими рисками должны внешние аудиторы путем изучения, тестирования средств контроля относительно риска существенных неправильных записей в финансовой отчетности. Позитивное взаимодействие, взаимопонимание внутренних и внешних аудиторов позволит повысить эффективность функционирования систем внутреннего контроля и аудита.

Рейтингование является важным элементом системы управления рисками. Для развития рейтинго-вания в КО необходимо разрабатывать и применять соответствующую политику, заключающуюся в присвоении рейтинга по уровням рисков и предусматривающую периодичность получения рейтинга на основе количественных и качественных показателей и регулярность мониторинга убытков по рейтингам. Поскольку защита от риска заложена в ценообразовании на банковские продукты либо в резервах по активным операциям (по Базельской концепции экономического капитала, ожидаемые потери покрываются надбавкой к рыночной процентной ставке и специальными резервами, а непредвиденные, превышающие ожидаемый для данных условий уровень, — общими резервами капитала), то система внутреннего рейтингования должна основываться на эффективной политике резервирования и ценообразования. Повышение качества ценообразования, основанного на рисках, улучшит распределение капитала. Премия за риск в структуре цены должна покрывать риски банкротства клиента, риски возмещения убытков, общий риск, а установленный банком уровень потерь должен постоянно анализироваться.

Способствовать развитию рейтингования в России должны кредитные бюро. Для формирования широкого информационного поля следует активизировать работу с заемщиками по получению их согласия на передачу информации для накопления кредитных историй. С этой целью необходимо внесение изменений в ст. 5 п. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 218 «О кредитных историях».

Однако наиболее сложной проблемой накопления данных является организация самого процесса сбора базы данных, в которой все группы клиентов могут быть определены и идентифицированы для каждого параметра риска. Базу данных необходимо вести на ежедневной основе, и она может быть автоматизированной. Уровень рейтингов влияет на достоверность выходных данных внутренних моделей риска (вероятность дефолта, присвоение клиентам класса рейтинга). В связи с этим целесообразно проверять рейтинги на качество и исключать на ранних этапах соответствующие потери, связанные с ними.

функционирование систем внутреннего контроля, аудита и рейтингования должны обеспечивать информационные системы, помогающие в оценке риска, присвоении внутренних рейтингов и в определении количественных оценок вероятности потерь и убытков.

Разработка модернизированной системы управления банковскими рисками должна завершаться контролем за эффективностью ее функционирования, определением влияния на достаточность капитала КО. Механизм обратной связи, обеспечивающий своевременную адаптацию системы управления рисками к постоянным изменениям рыночной среды, создается с помощью формирования системы регулярного (ежедневного или еженедельного) мониторинга внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность банка. Мониторинг представляет собой систему наблюдений, анализа, оценки, диагностики и корректировки способов, методов управления, а также коррекции взаимодействия субъекта и объекта управления. Мониторинг обеспечивает гибкость, адаптивность процесса управления, а также его динамичный характер, что подразумевает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий и обстоятельств, приводящих к убыткам, и (или) их ограничение. Проведение мониторинга невозможно без использования средств автоматизации (реализация принципа высокой информационно-технологической обеспеченности). Основные принципы организации мони-

торинга исходят из особенностей наблюдаемого объекта и целей наблюдения. Поскольку целью мониторинга является выявление возникающих несоответствий и оперативная локализация «узких мест» с помощью разработки корректирующих и/или предупреждающих действий, то проведение комплексного мониторинга, на взгляд автора, должно базироваться на принципах, указанных в таблице. Выполнение этих принципов будет способствовать формированию обоснованных управленческих решений.

В итоге возникает возможность обеспечивать и поддерживать достаточность капитала (как сохраняя достигнутые показатели, так и выявляя и мобилизуя резервы для их повышения). Результат управления и мониторинга рисков во многом определяется качеством созданной и функционирующей информационной базы. Информация о процессе управления рисками должна постоянно обновляться и пополняться, должна происходить оценка эффективности мероприятий, направленных на адаптацию процесса к изменениям внешней среды и рискам, влияющим на КО, что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению рыночной дисциплины.

Принципы организации мониторинга модернизированной системы управления банковскими рисками

наименование Характеристика

Принцип полноты мониторинга Обеспечение полного описания ситуации и проявления основных системных связей

Принцип оптимальности мониторинга Соответствие процесса мониторинга конкретным обстоятельствам

Принцип вариантности способов и инструментов мониторинга Реализация принципа обусловлена действием следующих законов: 1) закон необходимого разнообразия, суть которого применительно к мониторингу состоит в том, что при усложнении задач управления постоянно должен совершенствоваться процесс мониторинга (с использованием технических приемов, увеличивающих их разнообразие); 2) закон неравновесных систем, который заключается в принципиальной невозможности принятия единственно правильного решения. В связи с этим требуется разработка его альтернативного варианта

Принцип существенности мониторинга Отражение существенной информации

Принцип непрерывности мониторинга Выработка прогнозных и управляющих оценок производится постоянно

Окончание таблицы

Наименование Характеристика

Принцип координации мониторинга Совместное согласование деятельности и результатов участвующих сторон на основе внутренних документов, регламентов, стандартов

Принцип конструктивности мониторинга Нацеленность на конечные результаты, прагматизм, разумность и рациональность отношений

Принцип рациональности мониторинга Затраты на мероприятия по мониторингу рисков не должны превышать ущерб от их реализации

Принцип «прозрачности» мониторинга Отражение только существенных интересов и сфер ответственности

Принцип релевантности информации Процедура мониторинга является уместной и соответствует цели его проведения

Таким образом, автором предложена усовершенствованная система управления банковскими рисками. Результатом ее эффективного функционирования на практике является правильное определение экономического капитала и снижение непредвиденных потерь, что, в конечном итоге, обеспечивает высокую результативность деятельности КО. Вместе с тем система должна

способствовать развитию культуры риск-менеджмента, упрочению репутации российских банков на иностранных рынках капитала, повышению их международного имиджа. Преимущества в ее применении будут иметь крупные кредитные организации, обладающие большим потенциалом. Система управления банковскими рисками актуальна для посткризисного развития экономики.

Список литературы

1. Мануйленко В. В. Практика оценки достаточности собственного капитала в российских кредитных организациях: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2010. №11 (395). С. 33-42.

2. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала / Базельский комитет по банковскому надзору. М.: Банк международных расчетов. 2004.

3. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.

4. URL: http://www.banks-rate.ru.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

Ii Ь

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.