Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВОЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВОЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
483
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ / ЭШЕЛОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ / РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сафин Альберт Мирсалимович, Дорошенко Михаил Рафаэльевич, Степанов Василий Павлович

Рассмотрен комплексный подход к совершенствованию системы технической эксплуатации новой авиационной техники с учетом ее технического облика и возможностей инженерно-авиационного обеспечения по поддержанию и восстановлению ее исправности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сафин Альберт Мирсалимович, Дорошенко Михаил Рафаэльевич, Степанов Василий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TECHNICAL OPERATION SYSTEM FOR NEW AND ADVANCED MILITARY AVIATION HARDWARE

The paper examines a comprehensive approach to improving the system of technical exploitation of new aircraft hardware given their technical look and potential of engineering aviation support to maintain and restore good working order.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НОВОЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Совершенствование системы технической эксплуатации новой и перспективной авиационной техники военного назначения

Полковник А.М. САФИН, кандидат технических наук

Полковник запаса М.Р. ДОРОШЕНКО, кандидат военных наук

Майор В.П. СТЕПАНОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрен комплексный подход к совершенствованию системы технической эксплуатации новой авиационной техники с учетом ее технического облика и возможностей инженерно-авиационного обеспечения по поддержанию и восстановлению ее исправности.

The paper examines a comprehensive approach to improving the system of technical exploitation of new aircraft hardware given their technical look and potential of engineering aviation support to maintain and restore good working order.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Система технической эксплуатации авиационной техники, эшелонирование системы технического обслуживания и ремонта, организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники, ремонт авиационной техники.

Technical exploitation system for aviation hardware, echeloning of maintenance and repair system, organizing maintenance and repairs of aircraft, repairing aircraft hardware.

В УСЛОВИЯХ крупномасштабного обновления военно-воздушных сил (ВВС) Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации на первый план выходят вопросы повышения эффективности применения новой и перспективной авиационной техники (АТ).

Вместе с тем результат действий объединений, соединений и частей ВВС в военных конфликтах во многом зависит от уровня организации всех видов обеспечения и их эффективной работы. Основной вид технического обеспечения в авиации ВВС — инженерно-авиационное обеспечение (ИАО), комплекс мероприятий, осуществляемый инженерно-авиацион-

ной службой (ИАС) в целях поддержания АТ в постоянной исправности и готовности к применению.

Обеспечение высокого уровня исправности и боеготовности АТ неразрывно связано с совершенствованием системы технической эксплуатации как совокупности взаимосвязанных объектов, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей пра-

вила их взаимодействия документации, необходимых для выполнения технического обслуживания и ремонта, транспортирования,хранения АТ.

Анализ технического облика современной и перспективной АТ1'2 показывает, что организационная структура ИАС (ОС ИАС) в существующей системе технической эксплуатации (СТЭ) объективно ограничивает возможности по поддержанию заданного уровня исправности и боевой готовности АТ. Таким образом, возникает потребность в совершенствовании СТЭ. На необходимость выполнения работ в данном направлении указывают и требования директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по утверждению «Дорожной карты по осуществлению перехода к перспективной системе технического обслуживания и ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил», мероприятия которой (рис. 1) активно реализуются в настоящее время3.

«Созданы прекрасные условия для обучения наших будущих летчиков и техников, — с удовлетворением констатировал министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу в ходе

Рис. 1. Техническое обслуживание

Для качественного выполнения задач поддержания исправности и боеготовности АТ возможности организационной структуры ОТС Э АТ должны

инспекции организации учебного процесса Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» 14 октября 2021 года. — Молодцы строители, инженеры, те, кто занимался самой концепцией войскового ремонта и вертолетов, и самолетов, и беспилотных летательных аппаратов. Это серьезный шаг, который позволит нам практически на порядок сократить сроки ремонта и обслуживания авиации и расходы тоже на порядок, в результате завершено очень большое и важное дело»4.

Как известно, система технической эксплуатации АТ как совокупность сил, средств, объектов эксплуатации, органов управления (ОУ) и документов, на основе которых осуществляется их взаимодействие, представляет собой организационно-техническую систему эксплуатации авиационной техники (ОТС Э АТ)5А7, способ организации компонентов которой осуществляется путем установления между ними взаимосвязей в рамках организационной структуры, которая, в свою очередь, влияет на элементы системы и конечный результат ее деятельности.

»спективной авиационной техники

соответствовать выполняемым задачам. В целом (рис. 2) структура ОТС Э АТ может быть охарактеризована количеством организационных уров-

ней, количеством эксплуатационных и ремонтных органов различного назначения на каждом организационном уровне, составом сил и средств. Естественно, что объектом эксплуатации в ОТС Э АТ является АТ. В свою очередь, силы эксплуатации (СЭ) состоят

из персонала ИАС и обеспечивающих служб, выполняющих и обеспечивающих мероприятия по эксплуатации АТ, в том числе посредством применения соответствующего вооружения военной и специальной техники, являющихся средствами эксплуатации АТ.

Рис. 2. Организационно-техническая система эксплуатации авиационной техники (вариант)

Средства эксплуатации (СрЭ) включают средства наземного обслуживания общего и специального применения (СНО ОП, СНО СП) и составляют технологическую основу, с помощью которой выполняются мероприятия эксплуатации АТ. ОУ осуществляют управление элементами ОТС Э АТ в целях обеспечения необходимого состояния АТ. Документы, регламентирующие взаимодействие СЭ, СрЭ, ОУ и АТ, образуют нормативно-правовую базу (НПБ) эксплуатации АТ.

В процессе функционирования ОТС Э АТ в информационно-управляющей среде (ИУС) эксплуатации АТ происходит постоянный обмен информацией: между органами и объ-

ектами управления — о состоянии АТ и изменении НПБ эксплуатации; между СЭ и АТ — о состоянии АТ.

Результаты ретроспективного анализа исторического развития ОТС Э АТ показывают, что до 70-х годов прошлого столетия все составляющие ОТС Э АТ совершенствовались параллельно, однако в дальнейшем качественное развитие происходило только на АТ, а другие составляющие ОТС Э АТ изменялись только количественно и в настоящее время отстают от существующей АТ на 2—3 поколения (рис. 3), что существенно ограничивает возможности системы технической эксплуатации АТ по реализации своих функций. Для устра-

нения противоречия между техническим обликом АТ и качественным отставанием ОТС их технической эксплуатации (ТЭ) авторами предлагается комплексный подход по совершенствованию ОТС ТЭ АТ, включающий три направления развития системы.

К первому, базовому направлению предлагается отнести развитие организационной структуры СТЭ

в соответствии с техническим обликом АТ 4-го, 5-го и последующих поколений, которые характеризуются большой плотностью монтажа бортового радиоэлектронного и авиационного оборудования, насыщенностью дублирующих и резервирующих систем, применением новых конструкционных материалов и соответственно значительным увеличением сложности и трудоемкости ремонтных работ.

Рис. 3. Диаграмма областей существования системы технической эксплуатации с учетом уровня поколений ее элементов

Однако высокий уровень контролепригодности, конструктивно заложенный при разработке и производстве новой АТ, обусловливает уменьшение трудоемкости технического обслуживания и снижение требуемого уровня квалификации ИТС за счет повышения уровня автоматизации и наличия бортовых автоматизированных систем объективного контроля (АСОК), позволяющих получать информацию о техническом состоянии систем АТ без демонтажа контролируемого оборудования и без применения внешней контрольно-проверочной аппара-туры8. Соответственно, возникают предпосылки для функционального и структурного разделения работ по техническому обслуживанию и работ по восстановлению исправного состояния АТ, что возможно на основе

гармонизации системы технического обслуживания и ремонта АТ с ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники». С этой целью предлагается ввести следующее эшелонирование технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) АТ на основе этапов технической эксплуатации и уровней разукрупнения АТ (табл.):

эшелон технического обслуживания АТ — место в организационной структуре СТЭ, где предусмотрено выполнение определенных уровней ТО (ТО при подготовке АТ к использованию, ТО при использовании АТ по назначению, ТО после использования и ТО при выполнении сезонных работ). Функционирование данного эшелона ТО предлагается на базе инженерно-авиационной службы авиационной эскадрильи;

В о £ °

В м

щ

в* д

и

и £ о и

В

ай

и в

N

нн

в

Й Я и о § н

д Вн X В |

о И ^

дои

> а х

ы И Д

Ш

д о О й ВСВС

Назначение и задачи эшелонов технического обслуживание и ремонта АТ

Таблица

Уровни Назначение Задачи Место размещения Нормативно-техническая документация

Эшелон технического обслуживания Обеспечение применения исправного воздушного судна Выполнение ТО при подготовке АТ к использованию, ТО при использовании АТ по назначению, ТО после использования и ТО при выполнении сезонных работ аэ личный состав ИАС аэ Регламент технического обслуживания, руководство по технической эксплуатации

Эшелон ремонта I уровня разукрупнения (мобильная составляющая системы войскового ремонта) Поиск неисправностей и устранение их методом замены съемных элементов на исправные; устранение незначительных повреждений (в объеме текущего ремонта) тэч ап группы регламента тэч Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов

Эшелон ремонта I уровня разукрупнения (стационарная составляющая системы войскового ремонта) Поддержание и восстановление исправного состояния Контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) АТ; нетрудоемкие работы контрольно-вос-становительного ремонта (КоВР) АТ; текущий ремонт при частичной расстыковке и разборке изделий; текущий ремонт неисправных комплектующих изделий (КИ) заменой функциональных узлов; регулировка параметров бортовых комплексов и систем тэч ап группы ремонта тэч Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов, регламент КВО

Эшелон ремонта III уровня разукрупнения (оперативная составляющая системы войскового ремонта) воздушного судна КоВР АТ объединения; средний ремонт несъемных узлов; оценка технического состояния воздушных судов, комплектующих изделий; ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий в целях продления срока их службы; ремонт по техническому состоянию комплектующих изделий методом замены функциональных узлов; ремонт функциональных узлов методом замены элементов; оказание помощи эксплуатирующим частям в освоении технического обслуживания и ремонта воздушных судов; оказание помощи эксплуатирующим частям в подготовке специалистов по ремонту АТ ВАРМ Руководство по технической эксплуатации, руководство по войсковому ремонту, технологии выполнения типовых технологических процессов, регламент КВО, руководство по среднему ремонту, руководство по устранению боевых повреждений

эшелоны ремонта АТ — место в организационной структуре СТЭ, где предусмотрено выполнение определенных уровней ремонта (планового ТО, непланового ТО по результатам оценки фактического технического состояния воздушного судна, работ по обнаружению, локализации, диагностированию и устранению неисправностей, контроля функционирования систем после восстановления исправности, выполнения планового и непланового ремонта, выполнения ремонта

по техническому состоянию). Эшелоны ремонта АТ, в зависимости от уровня разукрупнения АТ и объема выполняемых работ, целесообразно разделить на 3 уровня: эшелоны ремонта первого и второго уровней разукрупнения предлагается разместить на базе технико-эксплуатационной части авиационного полка (тэч ап); эшелон ремонта третьего уровня разукрупнения — на базе войсковых ремонтных органов объединения (например, войсковая авиаремонтная мастерская (ВАРМ)) (рис. 4).

Рис. 4. Внешний вид передвижных средств войскового ремонта АТ

Вторым направлением совершенствования СТЭ является переход на преимущественную эксплуатацию «по состоянию».

Внедрение новых методов обслуживания и ремонта АТ по состоянию требует решения задач анализа, оценки и прогнозирования технического состояния изделий и функциональных систем воздушного судна, формализации алгоритмов принятия решения о периодичности, объемах и технологии выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту на основе результатов контроля технического состояния и надежности, а также задач по совершенствованию средств и методов технического диагностирования и организационной структуры авиационных частей.

Существующая система средств эксплуатационного контроля бортового оборудования воздушного судна обладает потенциальными техническими возможностями для решения практически всех основных задач, возникающих при эксплуатации АТ по состоянию. Однако реализованных методов и аппаратных средств, используемых для оценки технического состояния, еще недостаточно для полного перевода на эксплуатацию «по состоянию», и они не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к системам контроля и диагностирования. Информация о техническом состоянии бортового оборудования и систем ВС накапливается разрозненно по типам средств диагности-

рования и подразделениям обслуживания АТ, за которыми закреплены эти средства. Отсутствует система и методика комплексного анализа всех видов получаемой в процессе эксплуатации информации о техническом состоянии ВС и его оборудования.

Основными направлениями совершенствования системы контроля технического состояния АТ являются:

• разработка и внедрение АСОК на основе принципа передачи информации наземному приемнику в режиме реального времени;

• разработка контрольно-диагностических средств, обеспечивающих требуемую точность и достоверность измерений параметров;

• прогнозирование остаточного ресурса, выявление отказов и повреждений;

• определение минимальной номенклатуры параметров, несущих достаточную информацию о состоянии контролируемого изделия;

• обоснование допустимых пределов допусков измерения, выбранных для контроля параметров, определение номенклатуры датчиков с учетом выбранных параметров;

• разработка алгоритмов и программ для решения задач технического диагностирования;

• разработка автоматизированной системы принятия решений о техническом состоянии изделий, в основу которой положены реализованные в персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) принципы экспертных систем.

Решение задачи оценки технического состояния АТ целесообразно возложить на тэч ап с образованием в ее структуре принципиально нового подразделения, осуществляющего данную оценку, — центра диагностики и ремонта АТ (рис. 5) с накоплением и обработкой информации всех средств контроля, в которых на основании большого статистическо-

го материала можно прогнозировать изменение технического состояния конкретного самолета. Сбор, хранение, обработка и анализ этой обширной информации в подразделении планируются в рамках автоматизированной интегрированной информационной среды «АТОМ-ИЛП». Наличие информационно-управляющей среды (ИУС), бесспорно, является одним из важных условий применения методов ТО и Р «по состоянию». Также необходима разработка автоматической системы поддержки принятия решения о техническом состоянии ВС на основе принципа получения информации об отказах элементов систем ВС в режиме реального времени, как «воздух—земля», так и «земля—земля», с последующей интеграцией этой системы в автоматизированную интегрированную информационную среду «АТОМ-ИЛП», что позволит существенно сократить продолжительность этапа поиска неисправностей АТ.

К основным задачам центра диагностирования и ремонта АТ предлагается отнести: дешифрирование и анализ материалов объективного контроля в целях контроля состояния авиатехники; прогнозирование отказов бортовых устройств с помощью диагностической аппаратуры и ПЭВМ; анализ результатов (точности) применения средств поражения; выполнение войскового ремонта на АТ и средствах эксплуатации; анализ материалов видеофиксации; информационно-справочное обеспечение боевой подготовки; обеспечение информацией о неисправностях, обнаруженных в ремонтных органах.

Применение на практике указанной стратегии потребует корректировки организационной структуры тэч ап и специально подготовленного личного состава, способного квалифицированно провести оценку технического состояния АТ. Прове-

Примечание: БУР — бортовое устройство регистрации.

Рис. 5. Структура центра диагностики и ремонта АТ

дение организационно-штатных мероприятий целесообразно в рамках имеющейся штатной численности ИАС авиационных частей.

Для обеспечения квалифицированным персоналом необходимо организовать подготовку специалистов в учебных заведениях высшего профессионального образования. Дополнительная специальная подготовка (переподготовка) специалистов ИАС может организовываться при необходимости в условиях части, на авиаремонтных заводах и предприятиях промышленности, в зависимости от планируемой специализации инженерно-технического состава.

Третьим направлением развития ОТС ТЭ АТ является переход к системе обслуживания комплексными техническими расчетами. Предложенные принципы эшелонирования системы ТО и Р позволят в дальнейшем снизить квалификационные требования к уровню подготовки большинства специалистов ИАС эшелона ТО (выполняющих исключительно работы по подготовке АТ к применению) с квалификации «инженер» до квалификации «техник». Это позволит перейти от экипажно-групповой системы обслуживания АТ к системе обслуживания АТ комплексными техническими расчетами, что повысит качество и производительность системы ТО и Р в целом за счет концентрации ее основных усилий по поддержанию и восстанов-

лению исправности АТ на эшелонах ремонта на основе перераспределения высвободившихся специалистов с уровнем квалификации «инженер».

Реализация представленных направлений, с учетом внедрения ИУС на базе АТОМ-ИЛП, обеспечит получение адаптированной к фактическому состоянию АТ системы технической эксплуатации, удовлетворяющей требованиям по поддержанию и восстановлению исправности новой и перспективной АТ (рис. 6).

В результате комплексного подхода к совершенствованию системы технической эксплуатации возможно существенно повысить эффективность инженерно-авиационного обеспечения и достигнуть следующих основных результатов: повысить исправность АТ на 10—15 %; сократить простой АТ из-за отсутствия запасных частей в 1,5—2 раза; увеличить объем работ по войсковому ремонту путем восстановления до 60—80 % отказавших агрегатов и блоков АТ в войсковых условиях при сокращении стоимости их ремонта в 2—4 раза и уменьшении его продолжительности в 5—7 раз (по сравнению с заводским ремонтом); уменьшить затраты на закупку запасных частей на 40—50 %.

Таким образом, рассмотренный комплексный подход позволит модернизировать систему по основным направлениям и позволит перевести ее на качественно новый уровень сво-

6 AT

Примечание:

------существующее состояние;

- ■ - • возможности развития с учетом внедрения ИУС на основе АТОМ-ИЛП;

............... возможности развития с учетом АСОК;

- перспектива развития с учетом АТ 6-го поколения.

Рис. 6. Диаграмма возможных областей существования системы технической эксплуатации на основе развития поколений ее элементов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его развития. В результате в целом АТ, что будет объективно способ-СТЭ будет соответствовать техничес- ствовать повышению уровня исправ-кому облику новой и перспективной ности и боеготовности АТ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники. Теория и практика. М.: Издательский дом «Наука», 2017. 480 с.

2 Степанов В.П., Сафин А.М., Карпенко О.Н., Трофимчук М.В. Войсковой ремонт в системе технической эксплуатации на современном этапе развития авиационной техники // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 238—245. URL: Ь«р://шшш.акаде-мия-ввс.рф/images/docs/vks/16-2020/238-245.pdf (дата обращения: 10.06.2021).

3 Мараховский И.В., Вилинов Л.И., Макаров В.А., Кузнецова А.Ф. О реализации первых мероприятий дорожной карты по осуществлению перехода к перспективной системе технического обслуживания и ремонта авиационной техники // Проблемы эксплуатации авиационной техники в современных условиях: сб. научных статей. Люберцы, 2019. 318 с.

4 Красная Звезда. 2021. 15 октября.

5 ГОСТ 18322-2016. Система технического обслуживания и ремонта техники: введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2017 г. № 186-ст: дата введения 01.09.2017. М.: Стандартинформ, 2017. 16 с.

6 ГОСТ РВ 0101-001-2007 Эксплуатация и ремонт изделий военной техники: принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 февраля 2007 г. № 2-ст: дата введения 01.01.2008. М.: Стандартинформ, 2011. 35 с.

7 Головин В.Я. Информационное и математическое обеспечение задач управления организационно-техническими системами: учеб. пособие / под ред. Головина В.Я. М.: Издание ВАТУ, 2002.

8 Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.