Научная статья на тему 'Совершенствование системы технического обслуживания техники МУП «Водоканал»'

Совершенствование системы технического обслуживания техники МУП «Водоканал» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Леонов Геннадий Вадимович, Иванов Виталий Васильевич, Корнеев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы технического обслуживания техники МУП «Водоканал»»

Оос1ия»мес1ъ ов*сп*ч«иаой строе'«. V.

J J >il i 1111

Рис. 2. Возможная скорость движения автомобильного транспорта по дорогам ХМАО при отсутствии зимнего содержания.

1-3-1 техническая категория, неблагоприятная погода, покрытие мокрое (чистое); 4-6 - И техническая категория, неблагоприятная погода, покрытие мокрое (чистое); 7-9 - III техническая категория, неблагоприятная погода, покрытие мокрое (чистое); 10-12 • IV техническая категория, неблагоприятная погода, покрытие мокрое (чистое); 13 - снежно-ледяной накат, гололед для I - IVтехнических категорий; 14 - гололед, снежно - ледяной накат для I - IV технических категорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Справочник по вероятностным расчетам / Г.Г. Абез-гауз, А.П. Тронь, Ю.Н. Копенкин, И.А. Коровина. -М., Воен-иэдат, 1970.

2. Справочник по климату СССР. - Л.: Гидрометиздат, 1969. Вып. 17: Омская и Тюменская области. Под ред. Е.Г. Роговской. 1969-208 с.

3. Вопросы комплексной климатологии. / АН СССР. Институт географии. - М.: АН СССР, 1963 - 208 с.

4. Климатический справочник СССР Вып. 17. ЧI. Температура воздуха, осадки, снежный покров.. - Л.: Гидрометиздат, 1954-208 с.

5. Строительные нормы и правила. Часть II, раздел А. Глава 6. Строительная климатология и геофизика. СНиП II -А.6 - 72. I Издательство литературы по строительству. Москва - 1973. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР).

6. Бялобжеский Г.В., Дюнин А.К., Денисов В.Н., Рудаков Л.М., Савко Н.Ф., Уткин Б.В.. Зимнее содержание автомобильных дорог Изд-во «Транспорт», М. -1966. - 224 с.

7. Зимнее содержание автомобильных дорог. / Г.В. Бялобжеский, А.К. Дюнин, Л.Н. Плакса, Л.М. Рудаков, Б.В. Уткин. Под ред. А.К. Дюнина. - 2-е изд., перераб. идоп.-М.: Транспорт, 1983- 197 с.

8. Васильев А.П., Сиденко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов; Подред.А.П. Васильева.-М.: Транспорт, 1990304 с.

9. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/А.П. Васильев, В.И. Баловнев, М.Б. Корсунскийидр.; Под ред. А.П. Васильева.-М.: Транспорт, 1989.-287 с.

10. Немчинов М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей. - М.: Транспорт, 1985.-231 с.

СИБАГАТУЛИН Равиль Авальевич, инженер ГУП «Север-автодор», г. Ханты-Мансийск.

СЕМЕНОВА Татьяна Викторовна, инженер Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г Омск.

Г. В. ЛЕОНОВ В. В. ИВАНОВ С. В. КОРНЕЕВ

МУП «Водоканал»

Сибирская автомобильно-дорожная академия

УДК 621.892(031)

СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО

МУП «ВОДОКАНАЛ»

Основная система технического обслуживания (ТО), применяемая на предприятиях, планово-предупредительная (ППР). Эта система ТО предусматривает проведение различных воздействий при достижении техникой определенной наработки. Система ППР имеет преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести минимум затрат на ее внедрение, а к основному недостатку - очень высокие затраты на ТО. Эти затраты складываются, в основном, из затрат на приобретение смазочных материалов, трудозатрат на проведение ТО и длительных простоев техники, связанных с ТО и ремонтом, что часто неприемлемо в современных экономических условиях.

Специалистами СибАДИ была предложена к внедрению система ТО техники по техническому состоянию, которая предусматривает выполнение нескольких этапов работ.

Практика показывает, что свыше 60% времени, отведенного на ТО, приходится на проведение смазочно-

заправочных операций. Исходя из этого, основное внимание уделено рациональному использованию нефтепродуктов.

Учитывая, что основной причиной выхода из строя узлов трения машин и механизмов является износ трущихся поверхностей, был произведен подбор смазочных материалов, обеспечивающих минимизацию износов и наиболее длительную работу самих смазочных материалов. То есть проведен анализ номенклатуры используемых смазочных материалов применительно к условиям эксплуатации и конструкции техники с минимизацией затрат на приобретение и использование. Для проведения таких работ разработана технико-экономическая модель рациональности использования новых смазочных материалов в зависимости от противоиэносных свойств.

Для внедрения системы ТО по техническому состоянию была разработана руководящая документация, которая определяет порядок и согласованность действий

подразделений. Утверждено Положение по ведению смазочного хозяйства на предприятии в целом, назначены ответственные за смазочное хозяйство во всех подразделениях с разработкой дополнений к должностным инструкциям. На основании Положения организована лаборатория экспресс- анализа масел, которая оснащена необходимым оборудованием. Эти функции поручены действующей производственной лаборатории. Лаборатория производит анализ проб масел, сравнивает данные с критериями предельного состояния и дает заключение о возможности дальнейшего их использования. Критерии предельного состояния смазочных материалов определены на основании эксплуатационных или стендовых испытаний по изменению интенсивности износа пар трения. Для ускорения процесса получения данных по критериям предельного состояния смазочных материалов методами моделирования трения были подобраны соответствующие характеристики работы пар трения, а влияние смазочного материала учитывалось при использовании реальных проб. Это позволяет учесть и влияние на износ реальных механических примесей, а также изменение характеристик масел и смазок.

Характеристик свежих масел и смазок весьма много, а определение всех показателей качества довольно дорого. С целью сокращения затрат на анализы масел и сокращения времени их проведения следует выбирать такие показатели, которые являются определяющими по влиянию на процессы трения и износа. На основании проведенных исследований выявлены основные показатели свойств смазочных материалов, влияющие на процессы трения. Для всех типов масел определяющими факторами по влиянию на процессы трения являются изменение вязкости, содержание воды и механических примесей.

Для моторных масел основные критерии: изменение вязкости; содержание воды и механических примесей; температура вспышки в открытом тигле; изменение кислотного и щелочного числа. Уже по этим показателям можно судить о пригодности моторных масел к дальнейшему использованию., ^толь большое количество показателей объясняется интенсивным тепловым воздействием на моторные масла при работе двигателей внутреннего сгорания.

О дальнейшем использовании трансмиссионных масел можно судить на основе данных изменения вязкости, содержании воды и механических примесей и изменение кислотного числа.

О качестве индустриальных масел и рабочих жидкостей можно судить по изменению вязкости, содержанию воды и механических примесей. Часто и вязкость этих масел не меняется.

Данные по значениям критериев предельного состояния определяются применительно к различным условиям эксплуатации и подтверждены многочисленным внедрением на крупных предприятиях самого различного профиля работ.

Для сокращения потребления масел было внедрено оборудование для удаления механических примесей и воды. Внедрение маслоочистительного оборудования позволило в несколько раз продлить срок службы масел и значительно увеличить ресурс узлов трения техники и оборудования, особенно гидроприводов и мощного насосного.

Внедрение системы ТО по техническому состоянию позволило значительно (до 30%) снизить затраты на ТО и ремонт при сокращении потребления смазочных материалов на 30 - 60% в зависимости от вида.

Дальнейшая совместная работа направлена на сокращение потребления подшипников качения. Это планируется достичь путем внедрения обработки подшипников качения эпиламами (фторорганические соединения, снижающие поверхностную энергию) и композитным материалом на основе дисульфида молибдена. Предварительные исследования показали, что при такой обработке практически полностью исключается усталостное выкрашивание поверхностей трения, а ресурс подшипников увеличивается в два и более раз. Такая предварительная обработка позволит сократить потребление подшипников и еще более уменьшить затраты на ТО и ремонт техники и оборудования.

Подобные работы внедрены с большим экономическим эффектом (сокращение потребления масел и смазок на 30-60%, увеличение на порядок долговечности некоторых узлов) на крупнейших предприятиях России: Норильском ГМК, Красноярском, Саянском, Братском алюминиевых заводах, на предприятиях по выпуску алюминиевой фольги, а также в МУП «Водоканал» города Омска.

ЛЕОНОВ Геннадий Вадимович, директор МУП «Водоканал».

ИВАНОВ Виталий Васильевич, главный механик МУП «Водоканал».

КОРНЕЕВ Сергей Васильевич, кандидат технических наук, Сибирская автомобильно-дорожная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.