Научная статья на тему 'Совершенствование системы стандартизации городских коммуникационных подземных коллекторов в России'

Совершенствование системы стандартизации городских коммуникационных подземных коллекторов в России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА / ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОВМЕЩЕННАЯ ПРОКЛАДКА ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ / ГОРОДСКИЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ / SUSTAINABLE TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE CITY / INTEGRATED DEVELOPMENT OF URBAN UNDERGROUND SPACE / ENGINEERING INFRASTRUCTURE / COMBINED LAYING OF URBAN UNDERGROUND UTILITIES / URBAN UNDERGROUND COMMUNICATION COLLECTORS / TECHNICAL REGULATION / STANDARDIZATION DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Беляев В.Л., Воробьева Е.Н.

На основе обзора ряда зарубежных нормативных и литературных источников рассматриваются недостатки в системе стандартизации городского коллекторного строительства. Их устранение позволит увеличить долю совмещенной прокладки подземных сетей в интегрированных проходных инженерных коллекторах. Это существенно снизит характерную для наших городов хаотичность картины подземного коммунального хозяйства как одной из составляющих риска освоения подземного пространства. Материалы и методы: для оценки ситуации по техническому нормированию городских подземных коллекторов выполнен обзор ряда зарубежных нормативных и литературных источников, касающихся прокладки коллекторов («утилидоров»), а также сравнительный анализ эффективности отечественных документов по стандартизации. Результаты: по итогам аналитического этапа и с учетом различий национальных систем стандартизации, а также особенностей правового регулирования выявлены основные недостатки технического нормирования и даны предложения по улучшению ситуации. В частности обоснована разработка специального свода правил «Коллекторы городские общего типа коммуникационные. Правила размещения и проектирования». Кроме того, предложено внесение изменений и дополнений в отдельные действующие нормативнотехнические документы. Выводы: реализация предложений при условии ориентации на новейшие строительные технологии позволит достичь надлежащего уровня упорядочения подземной инженерной инфраструктуры и даст импульс комплексному устойчивому пространственному развитию наших городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Беляев В.Л., Воробьева Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN UNDERGROUND UTILITY TUNNEL STANDARTIZATTION IMPROVEMENT IN RUSSIA

Based on a review of several foreign legal and literary sources addresses the deficiencies in the system of standardization of urban collector construction. Their removal would increase the share of combined linings underground networks in integrated walk-through engineering collectors. This will significantly reduce the characteristic for our cities to chaotic picture of underground utilities as part of the risk of development of underground space.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы стандартизации городских коммуникационных подземных коллекторов в России»

Раздел 3. Региональные проблемы природопользования

УДК 624.19.03, 006.052

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПОДЗЕМНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ В РОССИИ

Беляев В.Л. 1, Воробьева Е.Н. 2

'Московский финансово-юридический университет (МФЮА), post@mfua.ru, vbelyaev2011@mail.ru 2НИУ Московский государственный строительный университет, kanz@mgsu.ru, vorobeva.ekaterina96@yandex.ru

Аннотация. На основе обзора ряда зарубежных нормативных и литературных источников рассматриваются недостатки в системе стандартизации городского коллекторного строительства. Их устранение позволит увеличить долю совмещенной прокладки подземных сетей в интегрированных проходных инженерных коллекторах. Это существенно снизит характерную для наших городов хаотичность картины подземного коммунального хозяйства как одной из составляющих риска освоения подземного пространства. Материалы и методы: для оценки ситуации по техническому нормированию городских подземных коллекторов выполнен обзор ряда зарубежных нормативных и литературных источников, касающихся прокладки коллекторов («утилидоров»), а также сравнительный анализ эффективности отечественных документов по стандартизации. Результаты: по итогам аналитического этапа и с учетом различий национальных систем стандартизации, а также особенностей правового регулирования выявлены основные недостатки технического нормирования и даны предложения по улучшению ситуации. В частности обоснована разработка специального свода правил «Коллекторы городские общего типа коммуникационные. Правила размещения и проектирования». Кроме того, предложено внесение изменений и дополнений в отдельные действующие нормативно-технические документы. Выводы: реализация предложений при условии ориентации на новейшие строительные технологии позволит достичь надлежащего уровня упорядочения подземной инженерной инфраструктуры и даст импульс комплексному устойчивому пространственному развитию наших городов.

Ключевые слова: устойчивое территориальное развитие города, комплексное освоение городского подземного пространства, инженерная инфраструктура, совмещенная прокладка городских подземных инженерных сетей, городские коммуникационные подземные коллекторы, техническое регулирование, документы по стандартизации.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с объективной необходимостью эффективного использования градостроительного потенциала подземного пространства в крупных городах, обеспечения при этом упорядоченного развития подземной инженерной инфраструктуры

Безальтернативность и неотвратимость развития подземной урбанистики как одного из стратегических направлений устойчивого территориального (пространственного) развития и неотъемлемого элемента эффективного государственного управления в части развития территории крупнейших городов была подтверждена, например, в ходе проведенной в октябре 2016 года в городе Санкт-Петербурге 15-й Международной конференции Объединений исследовательских Центров Подземного Пространства Мегаполисов - ЛСии8-2016. Стратегический характер освоения городского подземного пространства (далее также - ОГПП) связан с тем, что получаемые при этом эффекты (экономия земли, повышение безопасности и др.) вполне очевидны, но отдалены во времени, так как требуют обычно более значимых единовременных затрат. В силу стратегических преимуществ данный способ развития территории отвечает таким современным моделям пространственного развития как «Компактный город», «Транспортно-ориентированный город», «Зеленый города», Умный город».

В свою очередь учеными и практиками на данном форуме была подчеркнута необходимость градостроительного использования комплексного потенциала подземного пространства (далее -также ПП) и отмечены основные тенденции ОГПП и направления исследований. В частности в мире сегодня наряду с собственно пространственным аспектом, ОГПП предполагает использование и других сервисов ПП, включая использование геотермальной энергии, подземных вод и геоматериалов (метод «Глубокий город») [1]. Другой тенденцией является рост их уровня плановости, обоснованности, системности реализации подходов и проработок (мастер-планы подземных территорий городов в Финляндии, Нидерландах, Китае, городе-государстве Сингапуре и др.).

По итогам конференции также стало также очевидным, что российские города, включая Москву, значительно отстают в масштабах, плановости и, особенно в комплексности развития ПП,

что усиливает риски в части расселения, а в итоге и в части социально-экономического развития. Одна из причин этого - неупорядоченная прокладка городских подземных инженерных сетей, занимающих значительные объемы ценного городского пространства. Их строительство осуществлялось без единых плановых документов, часто вне должной увязки проектов либо с отступлениями от них. В частности в результате этого расположение этих объектов далеко не всегда отражено на топографических планах. Таким образом, наличие подобных сетей и сооружений становится дополнительным барьером на пути эффективного ОГПП, так как требует многочисленных перекладок при новом строительстве (иногда и ограничивая его), частых раскопок затрудняющих движение транспорта, негативно влияет на природную среду при утечках из сетей (загрязнение, активизация опасных геологических процессов и др.) [2].

Продолжение неупорядоченной прокладки городских подземных инженерных сетей, сопровождаемое сбоями эксплуатационного характера, снижает надежность функционирования городского организма в целом. Именно поэтому вопрос повышения безотказности работы подземных коммуникаций крайне важен, и прежде всего, тех из них, которые могут быть в дальнейшем отнесены к объектам так называемой критической инфраструктуры [3]. В определённом смысле планомерное развитие и упорядочение инфраструктуры означает и устойчивое развитие территории города, повышая не только безопасность, но и комфортность проживания в нем [4].Для российских городов это крайне важно в связи с реализацией национального приоритетного проекта «Жилье и городская среда» (в городе Москве -продолжение программы «Моя улица»).

Исправление ситуации, на наш взгляд, может быть связано с более масштабным использованием способа прокладки подземных инженерных коммуникаций различного назначения в совмещенном (комбинированном) коммуникационном коллекторе («utilidors», «utility corridors»), что достаточно широко стало еще с конца прошлого века применяться в мировой практике [5]. В качестве иллюстрации перспективности такого метода можно, например, привести резкий рост объемов строительства в последние годы коммунальных тоннелей в КНР [6].

Создание инженерных коллекторов-утилидоров следует отнести к пространственно-функциональному типу комплексности ОГПП. Крайне важно, что оно направлено не только, на упорядочение пространственного местоположения многочисленных подземных инженерных сетей и сооружений, но и на экономию земель, а также времени и трудозатрат на эксплуатацию прокладываемых сетей. Данный способ прокладки инженерных сетей также имеет значительные экологические и эксплуатационные преимущества по сравнению с остальными, так как сети в таком случае защищены от негативного воздействия внешней среды, что продляет срок их эксплуатации и существенно облегчает ее, делая коммуникации более доступными для осмотра и устранения неполадок [7]. Коллектор, в свою очередь, ограничивает возможное отрицательное влияние сетей на окружающую среду (загрязнение воздуха, утечки и др.) [8]. Немаловажно, что информация о местоположении утилидора становится более доступной. В итоге такие мульти -коммунальные тоннели признаются экономически эффективными, а некоторые исследователи даже подчеркивают их исключительность, приходя к выводу, что «нет более эффективного, полезного, экономически выгодного, безопасного, надежного для поставок, окружающей среды и устойчивого снабжения городов и технологии системы обеспечения, чем коммуникационные тоннели» [9].

Сложности широкого применения способа прокладки сетей в коммуникационном коллекторе по нашему мнению в значительной степени связаны с несовершенством системы технического нормирования (стандартизации) в данной сфере, что и явилось предметом исследования, результаты которого отражены в настоящей статье.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Основным национальным документом по стандартизации коммуникационных коллекторов является Свод правил СП 265.1325800.2016 «Коллекторы коммуникационные. Правила проектирования и строительства» (далее также - СП 265). Несмотря на прогрессивный в целом характер, документ имеет целый ряд принципиальных недоработок, которые будут раскрыты в данной статье.

Установлено, что свой вклад в изучение вопросов строительства подземных коллекторов в рамках общей тематики освоения ПП внесли такие отечественные исследователи как:

Д.С. Конюхов, М.Г. Зерцалов, B.E. Меркин, Б.А. Картозия, А.Н Левченко., В.Г. Лернер, Е.В. Петренко, С.Н. Власов, И.Б. Новиков, М.А. Степанов, А.В. Тихомиров, С.В. Барышев, Е.В. Фомичева, А.Ю. Калядин, Т.Н. Гордюшина, М.Е. Климовский; Е.В. Савушкина; Р.В. Агапов; А.И. Лейтман, Д. Лиануи, И.С. Бондаренко, Г.И. Рязанцев, М.Б. Голота, П.В. Петрухин и другие.

Более детально нами проанализированы статьи таких известных зарубежных авторов как Х. Ли (Li H.) с соавторами о концептуальной модели «Глубокий город» [1], К. Ронке (Rönkä K.) с соавторами об использовании подземного пространства при планировке территорий в Финляндии [5]; Ф. Пэна (Peng F.) Ч. Ян (Yang C.) о строительстве коммуникационных тоннелей в Китае [6]; А. Лейстнера (Laistner A.) и Г. Лейстнера (Laistner H.), об устойчивости коммуникационных тоннелей [9] Ханта (Hunt D.V.L.) с соавторами о преимуществах и технологиях прокладки утилидоров [10], а также рассмотрены отдельные предметные работы других авторов [11, 12].

Наряду с основными отечественными документами по стандартизации в ходе работы рассмотрены также нормативы по проектированию коммуникационных тоннелей города Абу -Даби (ОАЭ) и штата Индиана (США), стандарты Австралии по классификации информации о подземных сооружениях, рекомендации Международного союза электросвязи в части утилидоров и др.

Был проведен обзор основной зарубежной и отечественной специальной научной и нормативно-технической литературы. После изучения, обработки и структурирования полученной информации, выполнен сравнительный анализ подходов, форматов и методов стандартизации, на основании которого, выявлены основные дефекты (пробелы, коллизии, дублирование) в составе действующих нормативных технических документов, а также отмечены другие сдерживающие факторы развития строительства коммуникационных коллекторов в России. В итоге на этой основе предложено обоснованное внесение изменений и дополнений в некоторые отечественные документы по стандартизации и даны иные рекомендации по улучшению рассматриваемой ситуации.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования, результаты которого отражены в настоящей статье, явился поиск направлений совершенствования технического нормирования (стандартизации) прокладки указанных городских коллекторов при учете лучших мировых практик. Она реализуется решением таких задач как обзор и учет подходов, изложенных в ряде зарубежных нормативных и литературных источников, касающихся прокладки коллекторов («утилидоров»), сравнительный критический анализ эффективности отечественных документов по стандартизации, обоснование предложений по актуализации и дополнению таких документов.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Прежде всего, необходимо отметить, что область применения СП 265 авторами документа не распространена на этап территориального планирования (в городских условиях - на подготовку генерального плана города), что противоречит отмеченной выше тенденции плановости ОГПП, которую также можно к основному принципу современной подземной урбанистики. Такой пробел, к сожалению, не компенсируется иными сводами правил, включая новую редакцию основного «градостроительного» СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», введенного в действие с 30.06.2017 г. Кроме того, рассматриваемые коллекторы далеко не всегда и не везде включены законами регионального уровня в состав перечней объектов регионального или местного значения, а именно таким образом приобретается данный статус «публичных» объектов согласно Градостроительному кодексу РФ (далее - ГрК РФ). Еще одно новое требование данного Кодекса связано с обязательной подготовкой программы комплексного развития инженерной (коммунальной) инфраструктуры, осуществляемой в рамках реализации генерального плана города. Для обеспечения этого, на наш взгляд, также необходима разработка соответствующих норм в составе документов стандартизации, учитывающих особенности строительства инженерных коллекторов.

Отмеченное обстоятельство затрудняет и выполнение требования СП 265 о том, что «строительство коммуникационных коллекторов осуществляется на основании проектов

планировки». Детализации этого требования, носящего общий характер, применительно к подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории (согласно законодательству такая подготовка является в большинстве случаев обязательной для создания линейных объектов) в составе СП 265 также не содержится. Впрочем, и допускаемые законодательством случаи строительства коллекторов, без подготовки документации по планировке, также требуют дополнительного нормативного технического регулирования.

Не содержит СП 265 и специальных требований по проведению инженерных изысканий для обоснования таких градостроительных проектов, что предусматривается согласно Градостроительному кодексу РФ (соответствующая норма недавно включена в Кодекс при участии одного из авторов настоящей статьи). Более того, в СП 265указаны требования применительно к стадии «выбора трассы» коллектора, однако такая процедура давно упразднена в Земельном кодексе РФ, а в Градостроительном кодексе РФ именно для линейных объектов она заменена планировкой территории. Не предусмотрена законодательством о градостроительной деятельности и подготовка «схем развития инженерной инфраструктуры», на которую ссылается СП 265. Уместно заметить, что со сходными проблемами в свое время сталкивались отдельные страны Восточной Европы. В то же время, например в Германии коммуникационные тоннели теперь успешно включаются в состав объектов планов застройки (Bebauungsplan) и их создание также поддержано принятием иных необходимых законодательных документов [9].

За рубежом основные планировочные требования по расположению утилидоров стараются, включать в состав соответствующих нормативных документов и стандартов [10, 13, 14]. Характерно, что многие из них содержат требования интегрального характера об их применении в сочетании с нормами других планировочных стандартов. Например, Руководство по проектированию коммуникационных коридоров в городе Абу-Даби требует его совместного применения с Руководством по проектированию городских улиц и Руководством по проектированию общественного пространства, с рядом строительных норм иных стандартов, а также со стандартами по картографированию коммуникационных коридоров. Данным городским стандартом задана также приоритетность размещения различных сетей, описаны стадии проектно-планировочного процесса, введено требование учета контекста окружающего землепользования и застройки, представлены типовые сечения улиц [13]. Направлены на обеспечение согласованности создания подземных сооружений и нормы стран Европы (например, Руководство по планированию для города Вены 1 ). Отличаются принципиальной плановостью система специальных технических нормативов по проектированию коммуникационных тоннелей Китая. Все это способствует включению соответствующих инженерных разделов в городские или региональные планы и программы развития [6]. Для этого в мире также используются современные методы обоснования. Так, испанские исследователи предложили применение метода SWOT-анализа целей для стратегического планирования строительства городских коллекторов [15].

Возвращаясь к содержанию СП 265 отметим, что документ не содержит также требований, учитывающих правовые различия в части глубины заложения коллектора. В то время как в соответствии с законодательством о недрах при заглублении строительного объекта более 5 м требуется образование соответствующего участка недр (отметим, что в свою очередь это требует дополнительного правового урегулирования в увязке с земельным и градостроительным законодательством). Целесообразно также в требованиях к расчетным параметрам и в процедурных положениях СП учесть и то обстоятельство, что при глубине заложения более 15 м коллектор согласно ГрК РФ должен быть отнесен к уникальным объектам.

В то же время СП 265 требует соблюдения нормативных расстояний (разрывов) от коллектора до других сооружений, предполагая при этом возможность уменьшения разрывов, при условии дополнительного обоснования и получения согласования с организацией, эксплуатирующей коллектор. Полагаем, что целесообразно дополнительно обосновать значения нормируемых разрывов, в том числе с учетом мировой практики, где они значительно ниже, а также постараться исключить избыточные согласования (как минимум раскрыть их предмет и процедуру). Аналогичного дополнительного правового и технического обоснования и уточнения требует статус упоминаемой в СП 265 охранной зоны коллекторов, нормируемых размеров зоны и

1 ONORM B 2533:2004 02 01 (Coordination of underground installations - Guidelines for planning).

процедуры установления в ней ограничений, что также позволит уточнить необходимость проведения дополнительных согласований, а при наличии такой необходимости - оптимизировать соответствующую процедуру2.

Важное и прогрессивное требование о создании информационной модели коллектора, которое содержится в СП 265, целесообразно дополнить необходимостью включения в такую модель информации о геологической среде и обеспечения информационного взаимодействия с ИСОГД (государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий, к сожалению, в России де-юре так и не был создан). При этом следует учесть новеллы законодательного регулирования в части ИСОГД, а также в части зон с особыми условиями использования территорий (внесение в 2018 году изменений и дополнений в ГрК РФ).

С позиций подземной пространственной комплексности (интегральности) в состав СП 265 или в состав специального СП (см. ниже) целесообразно включить указание о возможности осуществления одновременной прокладки коллекторов над иными тоннелями (автомобильными, железнодорожными, гидротехническими и пр.). Такая возможность симметрично также должна быть отражена и в составе соответствующих СП, касающихся проектирования и строительства тоннелей различного назначения. Исходя из тех же позиций комплексности, целесообразно в СП указать на необходимость проработки (в установленном порядке) требований и процедуры в части музеификации археологических артефактов, которые могут быть обнаружены в процессе прокладки коллекторов.

В контексте интегральной модели «Глубокий город» следует включить указание на проработку возможности строительного «градостроительного» использования грунта, извлеченного при строительстве коллектора, причем не только в пределах «строительной площадки» как указано в СП 265, но и в пределах планировочной единицы территории, например, для целей создания искусственного рельефа, строительства горных склонов и пр.

Важно уточнить вопрос о совместимости прокладки сетей, размещаемых в тоннельном коллекторе. При этом целесообразно учитывать не только требования безопасности, но и возможные затруднения, связанные с различием характера оказания эксплуатационных услуг [16]. Так согласно СП 265 совместная прокладка трубопроводов сжатого воздуха или газопроводов и иных сетей не рассматривается по соображениям безопасности. Однако в других странах это предусматривается стандартами с указанием соответствующих специальных требований в части вентиляции, сигнализации и местоположения сетей. Например, для условий Мельбурна и других городов Австралии стандартами указано, что газопроводы в коллекторе могут размещаться, но они должны быть расположены как можно выше, чтобы в случае их повреждения газ скапливался наверху. Кроме того приведены примеры сечений, на которых можно увидеть, что газопроводы могут идти прямо над областью прокладки электрических кабелей [17]. В китайских нормах также предусмотрена подобная прокладка газовых сетей, более того рассмотрен инновационный вариант совмещения линии метрополитена и коммуникационного тоннеля [6]. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно по опыту этих и ряда других зарубежных стран дополнительно проработать возможность совместной прокладки газопроводов, а также соответствующих паропроводов в коллекторах [18]. Представляется, что в перспективе следует проработать и возможность применения прокладки в городских коллекторах и трубопроводов вакуумного типа, включая мусоропроводы.

Что касается собственно этапа строительства, в составе свода правил необходимо шире отразить применение новейших бестраншейных технологий. Прежние нормативные документы в силу изменения законодательства о техническом регулировании потеряли статус обязательного применения. Это касается, например СН 322-743. Данные строительные нормы регламентируют только один из самых распространенных способов строительства коммуникационных коллекторов - метод щитовой проходки. Документ был введен еще в 1974 году, а с тех пор данная технология во многом усовершенствована, появилось новое оборудование и новые возможности. Аналогичная

2 Отметим, вновь, что в любом случае, целесообразно как минимум регламентировать предмет подобных согласований.

3 "СН 322-74. Указания по производству и приемке работ по строительству в городах и на промышленных предприятиях коллекторных тоннелей, сооружаемых способом щитовой проходки (утв. Госстроем СССР 17.04.1974,) М.: Госстрой РФ, 1999.

ситуация наблюдается и в ведомственных нормах, например в ВСН 127-91, которые были введены в 1992 году4.

Появились также новые технологии, которые пока практически не применялись в России, но имеют успешный опыт применения в ряде крупных городов мира. Это, например, метод домкратного продавливания труб прямоугольного сечения в рамках бестраншейного строительства [18]. Коммерчески успешными проектами с применением ТПМК квадратного сечения в мире являются подземные парковки в центре Парижа под зданиями 17-го века, подземные парковки в Сингапуре (смежные линейные проколы конструктивно объединяются в единую камерную выработку). Данный метод на наш взгляд, вполне может быть использован и для строительства подземных торговых центров, подземных многофункциональных общественных пространств, например в центре Москвы. Еще более эффективно выглядит его применение для создания подземных линейных объектов таких как внеуличные переходы, и, конечно же, таких как коммуникационные коллекторы. Сегодня зарубежом он уже начинает применяться в крупных трубопроводных проектах (строительство в 2015 году перехватывающего канализационного коллектора с применением ТПМК с поперечным сечением 2,2 х 2,5 м в китайской провинции Шаньдун) [19], что является хорошей предпосылкой для развития данной технологии в сфере строительства городских коллекторов.

В российских правовых документах и в стандартах соответственно важно попытаться прописать, кроме того, и процедуры координации размещения и создания коммуникационных коллекторов, участия в этом также организатора (менеджера) проекта, изыскателя, проектировщика. Они, например, достаточно подробно прописаны стандартами США и Канады (соглашения, обязанности сторон на каждом этапе, создание и работа с матрицей возможных конфликтов, оценка полезности проекта, порядок возмещения затрат и др.) [20, 21]. В то же время следует понимать, что специфика российской системы законодательства и стандартизации в сфере строительства исключает возможность прямого заимствования технических норм стран Северной Америки, как ряда других стран. Это касается, например порядка сдачи в аренду самого пространства коллектора (управления этим имущественным активом), предусматриваемого рядом зарубежных стандартов различного (в том числе и муниципального) уровня. В указанных странах законодательно допускается принимать стандарты и для групп членов профессиональных объединений, организаций и даже для конкретных территорий, например для участков кампусов. Различие статуса российских документов стандартизации состоит в том, что согласно законодательству о техническом регулировании и стандартизации они принимаются исключительно на федеральном уровне и в основном нацелены на обеспечение строительной и эксплуатационной безопасности объектов5.

Не менее важными факторами, определяющими все планирование размещения и строительство не только коммуникационных коллекторов, но и всех подземных сооружений, является наличие информационной базы данных о городских инженерных сетях и сооружениях, плана всех существующих подземных городских коммуникаций и плана их развития. Шаги в этом направлении предпринимаются. Так в городе Москве в последние годы был создан сводный план подземных сетей и сооружений6. Это цифровая модель, на которой отображаются существующие и проектируемые подземные коммуникации, а также подземные здания и сооружения с информацией об их пространственном расположении и видах на территории города в пределах МКАД. Однако сводный план имеет множество недостатков. Из-за большого объема информации, планы становится сложно читаемыми, тем более при их постоянном пополнении новыми сведениями. Кроме того создание плана осуществляется в рамках законодательства о благоустройстве территории и законодательства о местном самоуправлении. Очевидно, это этот не вполне корректный по нашему мнению вариант властями города принят вынужденно в связи с наличием пробела федерального законодательства о градостроительной деятельности в этой части,

4 ВСН 127-91 (Минтрансстрой СССР) Нормы по проектированию и производству работ по искусственному понижению уровня подземных вод при сооружении тоннелей и метрополитенов.

5 Необходимость обуществления совершенствования в данной сфере, на наш взгляд, является очевидном (по крайней мере, в части стандартизациии «градостроительства»), так же как и то, что без программы специальных системных исследований обоснующего характера его проведение невозможно.

6 Постановление правительства Москвы от 15 мая 2015 г. № 277-ПП «О порядке формирования и ведения сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве».

хотя, безусловно, у московских властей в настоящее время есть все условия инициирования устранения подобных правовых пробелов.

Выходом из сложившейся ситуации может стать в частности легитимное создание единой информационной системы. Наилучшей системой, на наш взгляд, является трехмерная модель подземных коммуникаций и сооружений, которая значительно упростит проектирование и, как следствие, строительство подземных сооружений [22]. Нью-Йорк, Гонконг, Шанхай и другие крупные города имеют или создают свои аналогичные ГИС системы как базы для управления развитием инфраструктуры [23]. В ряде стран, например в Австралии, для подобных целей приняты стандарты по классификации сведений по подземным коммуникациям, включающие и технические нормативы по проектированию коммуникационных тоннелей [16].

С целью целостного совершенствования системы стандартизации в рассмотренной области полагаем целесообразным рассмотреть вариант разработки нового свода правил «Коллекторы городские общего типа коммуникационные. Правила размещения и проектирования», который бы распространялся, в том числе и на этап градостроительного проектирования, учел специфику и типологию городских условий и был бы лишен иных отмеченных недостатков действующего СП 265. В то же время было бы целесообразно вначале разработать специальный свод правил «зонтичного» характера о комплексном ОГПП, уточняющий в числе прочего место и роль предложенного нового СП о коллекторах, а также содержащего общие требования в части размещения подземных строительных объектов, в том числе по вертикали ярусов в контексте интегральности ОГПП.

Наряду с корректировкой СП 265 предлагается также внесение отдельных изменений и дополнений в некоторые действующие нормативно-технические документы в части уточнения требований о прокладке сетей в проходных коллекторах, в том числе с включением требования об обязательности рассмотрения применения данного прогрессивного варианта, а может быть даже (в определенных случаях) и о его приоритетности (своды правил, касающиеся проектирования и строительства наружных сетей канализация, водоснабжения, тепловых и др. сетей).

Отдельного нормативного регулирования и методического обеспечения, по нашему мнению, требуют вопросы земельных и имущественных отношений при строительстве коллекторов (образование и предоставление земельных участков, создание и ведение 3D кадастра, установление коммунальных сервитутов и др.), а также совершенствования и внедрения механизма государственно-частного партнерства (правовые, экономические и др. аспекты, оценка комплексной эффективности в разрезе всего жизненного цикла и пр.). Отметим лишь, то, что данным аспектам проблемы за рубежом традиционно уделяется значительное внимание [9].

ВЫВОДЫ

Результаты выполненного анализа показали актуальность темы развития систем стандартизации городских коммуникационных подземных коллекторов как за рубежом, так и в России. Выяснено, что мировая практика представлена более широким спектром стандартов в рассматриваемой области и тенденцией в ориентации на обеспечения интегрального подхода в ОГПП. Однако одновременно выявлено существенное различие национальных систем стандартизации, а также особенностей соответствующих систем правового регулирования.

С учетом этого обстоятельства по результатам аналитического этапа вскрыты основные недостатки отечественного технического нормирования. Нормативная техническая документация в области проектирования и строительства городских подземных коммунальных коллекторов представлена СП 265, являющимся основным предметным документом по стандартизации, а также разрозненными частями иных «смежных» документов по стандартизации различной направленности. К сожалению, в них наблюдается традиционный для большинства СП акцент на стадию архитектурно-строительного проектирования и строительства, а соответственно и нивелирование в части установления требований для градпроектирования. В данном случае не учтена также разработка программ комплексного развития инженерной (коммунальной) инфраструктуры, не раскрыты все иные важные аспекты интегральности ОГПП (см. выше). Традиционным недостатком является недоучет норм и тенденций развития законодательства (в СП 265 - законодательства о недропользовании, земельного и градостроительного), а также тенденций совершенствования строительных технологий. Представляется, что ряд требований СП целесообразно дополнительно обосновать (запрет возможности прокладки в коллекторе

отдельных видов сетей, значения нормируемых разрывов, величина охранных зон и др.). Следует дополнительно исследовать возможность и целесообразность стандартизации процедуры координации и менеджмента размещения сетей при создании коммуникационных коллекторов.

Результаты проведенного анализа также показали, что мировая практика в этой части значительно более разнообразна и представительна. В то же время зарубежные системы стандартизации, продолжая развиваться, еще также далеки от совершенства. В этом смысле особо следует отметить стремление и прогресс Китая, который системно в рамках государственных программ развивает исследуемую инженерную тему, впрочем, как и в целом, тему развития подземной урбанистики, и реально нацелен на развитие и внедрение при этом инноваций.

В соответствии с заявленной целью исследования, результаты которого отражены в настоящей статье, по результатам проведенного анализа недостатков СП и при учете лучших мировых практик даны обоснованные предложения по улучшению ситуации. В частности обоснована разработка нового, специального свода правил «Коллекторы городские общего типа коммуникационные. Правила размещения и проектирования». Кроме того, предложено внесение изменений и дополнений в отдельные действующие нормативно-технические документы, а также даны предложения по совершенствованию информационной базы данных о городских коллекторах и иных подземных инженерных сетях и сооружениях (с возможной одновременной стандартизацией).

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Осуществление совершенствования российской системы нормативной технической документации в рассматриваемой области видится на базе лучших мировых практик и применительно к специфике различных типов городских условий. При этом во взаимной связи следует учитывать тенденции и перспективы развития законодательства. В то же время необходимо понимать существенные различия зарубежных систем правового регулирования, технического нормирования и стандартизации, а в идеале, возможно ориентироваться на некую «унификацию» подходов.

Прогноз развития рассмотренных вопросов связывается с тем обстоятельством, что принятие предложенных новых, а также аналогичных им документов по стандартизации и внесение изменений в действующие документы должны, по нашему убеждению, основываться на результатах специальных мониторинговых исследований, а также на результатах прикладных НИР, в том числе - специальных системных исследований междисциплинарного характера. Их проведение в свою очередь должно предусматриваться согласованными планами Минстроя России и иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Практическая значимость результатов настоящей работы, как мы считаем, состоит в возможности выбора формулировки отдельных тем подобных исследований, и в то же время в возможности рассмотрения непосредственного включения предложенной СП и изменений в СП в планы разработки документов по стандартизации ближайших лет.

Считаем также, что при этом властям Москвы и других крупнейших городов страны целесообразно в установленном порядке активнее инициировать развитие федеральных систем стандартизации и законодательства, а также выполнение указанных прикладных исследований, принимая финансовое и иное участие в них.

Путем реализации предложенного варианта совершенствования стандартизации том числе по итогам специальных пилотных подземных проектов в указанных городах можно ожидать существенного упорядочения подземных систем инженерного обеспечения. Это, безусловно, будет способствовать комплексному устойчивому пространственному развитию наших городов и повышению качества городской среды, что в частности предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

ЛИТЕРАТУРА

1. Li, H. An integrated planning concept for the emerging underground urbanism: Deep City Method Part 2 case study for resource supply and project valuation / Li H.; Li X.; Parriaux A.; Thalmann P. -Tunn. Undergr. Space Technol. 2013, Volume 38, pp. 569-580.

2. Бондаренко, И.С. Анализ факторов, влияющих на выбор технологии строительства коммуникационного тоннеля. / И.С. Бондаренко, И.В. Баранникова.// Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск 10: Информатизация и управление-1. - 2008. -С. 125-129.

3. Исаев, О.Н. Влияние подземного строительства на надежность существующих подземных коммуникаций / Исаев О.Н., Шарафутдинов Р.Ф. // Метро и тоннели. - М. - 2014. - № 5 . - С. 2831.

4. National Academy of Sciences. Underground Engineering for Sustainable Urban Development. THE NATIONAL ACADEMIES PRESS, 2013.

5. Ronka, K. Underground space in land-use planning / Ronka K., Ritola J. and Rauhala K. // Tunnelling and Underground Space Technol. - 1998. - Vol. 13. - Issue 1. - pp. 39-49.

6. Yang, C. Discussion on the Development of Underground Utility Tunnels in China / Yang C., Peng F. // Procedia Engineering. - 2016. - Vol. 165. - pp. 540-548.

7. Tang, A.P. Seismic response characteristics of shallow-buried utility tunnel systems / A.P. Tang, R.C.Feng, X.Y. Zhou, L.F. // The 14th World Conference on Earthquake Engineering. 2008, Beijing, China.

8. Куликов, Ю.Н. Проблемы экологической безопасности при городском подземном строительстве / Куликов Ю.Н., Куликова Е.Ю. // Межд. научно-прак. конф. «Промышленная безопасность и эффективность новых технологий в горном деле», М.: МГГУ, 2001. - С. 246-270.

9. Laistner, A. Utility Tunnels - Proven Sustainability Above and Below Ground Proceedings / Laistner A., Laistner H. // REAL CORP: RE-MIXING THE CITY - Towards Sustainability and Resilience. - 2012.

10 Hunt, D.V.L. Sustainable utility placement via multi-utility tunnels / Hunt D.V.L., Nash D., Rogers C.// Tunnelling and Underground Space Technol. - 2014. - Vol. 39. - pp. 15-26.

11. Japan Tunnelling Association / H. Takasaki, H. Chikahisa, Y. Yuasa. Planning and Mapping of Subsurface Space in Japan // Tunnelling and Underground Space Technology. - 2000. - Vol. 15. - No. 3. - pp. 287-301.

12. Cano-Hurtado, J.J. Sustainable development of urban underground space for utilities / Cano-Hurtado, J.J., Canto-Perello, J.// Tunnelling and Underground Space Technology. 1999 - Volume 14, Issue 3. - pp. 335-340.

13. Abu Dhabi Urban Planning Council. Abu Dhabi Utility Corridors Design Manual. Version 1.

14. Indiana Department of Transportation. Utility Coordination Design Manual, 2013.

15. Canto-Perello, J. Strategic decision support system for utility tunnel's planning applying A'WOT method / Canto-Perello J., Curiel-Esparza J., Calvo V.// Tunnelling and Underground Space Technol. -2016. - Vol. 55. - pp. 146-52.

16. Каледина, Н.О. Исследование состояния проветривания коммуникационных коллекторов в г. Москве / Каледина Н.О., Филин А.Э., Скворцов С.В., Мишин С.В. // Горный информационно -аналитический бюллетень. Изд. горная книга. - М.: 2000. - № 7. - С. 61-63.

17. IT-036. AS 5488—2013 Classification of Subsurface Utility Information: Standards Australia Limited, 2013.

18 Jung, Y.J. Evaluation of trenchless technology methods for municipal infrastructure systems / Y.J. Jung, K. Sinha. // ASCE, Journal of Infrastructure Systems. - 2007. - № 13 (2). - pp. 144-156.

19. Лиануи, Д. Метод домкратного продавливания труб прямоугольного сечения для бестраншейного строительства подземных сооружений // Инженерные сооружения. - 2017. -№ 3(18). - С. 100-104.

20. International Telecommunication Union. ITU-T Recommendation L.11. 1988, Blue book 9.

21. Nzom, Ch.B. Utility Tunnel Safety Program: The University of California, Riverside, 2017.

22. Belyaev, V. 3D Models as Vista Information Management Governance in the Field of Development of Underground Space in Cities // Applied Mechanics and Materials. - 2014. - pp. 32273230.

23. Wu, D. A Framework for Effective Management of Underground Utilities / Wu D., Zhang X. // Journal of Advanced Management. - Science 3. - 2015.

экономнка ctpohte^bctba h npup0g0n0flb30bahhh № 4 (69) 2018 r.

URBAN UNDERGROUND UTILITY TUNNEL STANDARTIZATTION IMPROVEMENT

IN RUSSIA

Belyaev V.L.1 Vorobeva E.N.2

'Moscow University of Finance and Law, Moscow 2 National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow

Annotation. Based on a review of several foreign legal and literary sources addresses the deficiencies in the system of standardization of urban collector construction. Their removal would increase the share of combined linings underground networks in integrated walk-through engineering collectors. This will significantly reduce the characteristic for our cities to chaotic picture of underground utilities as part of the risk of development of underground space.

Keywords: sustainable territorial development of the city, integrated development of urban underground space, engineering infrastructure, combined laying of urban underground utilities, urban underground communication collectors, technical regulation, standardization documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.