Вестник АГТУ. Серия: Морская техника и технология. 2022. № 4
ISSN2073-1574 (Print), ISSN 2225-0352 (Online) Vestnik ASTU. Series: Narini inginiiring and technologies. 2022. N. 4
_ISSN2073-1574 (Print), ISSN 2225-0352 (Online)
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ
SHIP POWER GENERATING COMPLEXES AND SYSTEMS
Научная статья УДК 621.314
https://doi.org/10.24143/2073-1574-2022-4-73-81 EDN IZISHG
Совершенствование системы регулирования выходного напряжения комплекса «валогенератор - преобразователь частоты»
Борис Александрович Авдеевш, Дарья Дмитриевна Давыдова, Светлана Владимировна Подунай
Керченский государственный морской технологический университет, Керчь, Россия, dirigeant@maй.mш
Аннотация. Рассматривается работа судового валогенератора на общие шины главного распределительного щита через преобразователь частоты, состоящий из неуправляемого выпрямителя и автономного инвертора напряжения с широтно-импульсной модуляцией. Приведены самые распространенные схемы применения ва-логенераторов на судах, проанализированы их преимущества и недостатки. Проиллюстрирована функциональная схема и представлено детальное описание работы судовой электроэнергетической установки с отбором мощности от главного двигателя. Разработана система управления, способная поддерживать постоянное потокосцепление в комплексе «валогенератор - преобразователь частоты», что обеспечивает стабильное значение напряжения на выходе. Отмечено, что случайное изменение частоты вращения или колебания момента на роторе валогенератора практически не повлияют на качество вырабатываемой электроэнергии. Приведено имитационное моделирование комплекса в пакете программы МАГЬАВ/ЗтиНпк. Разработанный регулятор автономного инвертора поддерживает постоянное потокосцепление с помощью векторного управления. Продемонстрировано устройство и рассмотрен принцип действия системы управления напряжением на выходе валогенераторной установки на основе векторного регулирования. Моделирование доказало перспективность применения данной системы управления автономного инвертора. Получены результаты моделирования входных и выходных значений тока и напряжений в виде осциллограмм. Результаты моделирования подтвердили, что при изменении входного напряжения и частоты валогенератора напряжение на выходе сохраняло высокие показатели качества. Проанализированы коэффициенты гармонического искажения и статические отклонения. Доказана целесообразность использования комбинированных фильтров высших гармоник для устранения интергармоник и высших гармоник в судовой сети. Даны практические рекомендации для повышения качества работы судового электротехнического комплекса, содержащего валогенератор.
Ключевые слова: валогенератор, инвертор, преобразователь частоты, регулятор, главный распределительный щит, широтно-импульсная модуляция
Для цитирования: Авдеев Б. А., Давыдова Д. Д., Подунай С. В. Совершенствование системы регулирования выходного напряжения комплекса «валогенератор - преобразователь частоты» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2022. № 4. С. 73-81. https://doi.org/10.24143/2073-1574-2022-4-73-81. ЕБЫ ЕВШ.
© Авдеев Б. А., Давыдова Д. Д., Подунай С. В., 2022
и
и
<
Original article
Improving control system of output voltage in "shaft generator - frequency converter" complex
Boris A. AvdeevM, Daria D. Davydova, Svetlana V. Podunai
Kerch State Maritime Technological University, Kerch, Russia, [email protected]
Abstract. The article focuses on operation of the ship shaft generator on the joint buses of the main switchboard through a frequency converter that consists of an uncontrolled rectifier and a self-excited inverter with pulse width modulation. The most common schemes of using shaft generators on ships are given, their advantages and disadvantages are analyzed. There has been illustrated a flowchart and given a detailed description of the operation of a ship electric power plant with power take-off from the main engine. A control system regulating the constant flow interlinkage in the "frequency converter - shaft generator" complex, which ensures stable output voltage, has been developed. It has been stated that a random change in the rotational speed or in a torque fluctuation of the shaft generator rotor have little impact on the quality of generated electricity. Simulation modeling of the complex is given in the MATLAB/Simulink software package. The developed controller of a self-excited inverter supports continuous flow interlinkage by vector control. There has been demonstrated the composition and operation principle of the control system of output voltage of a shaft generator by using vector regulation method. Modeling has proved the availability of the self-excited inverter control system. The oscillograms of modeling the input and output current and voltage val-H ues have been obtained. The modeling results justified that changing the input voltage and frequency of the generator g provided the high quality output voltage indicators. Harmonic distortion coefficients and static deviations have been En analyzed. The expediency of using combined filters of higher harmonics to eliminate interharmonics and higher har-| monics in the ship network has been proved. Practical recommendations are given to improve the quality of operation of the ship electrical complex with a shaft generator.
§ Keywords: shaft generator, inverter, frequency converter, regulator, main switchboard, pulse-width modulation
& For citation: Avdeev B. A., Davydova D. D., Podunai S. V. Improving control system of output voltage in "shaft genera-
Si tor - frequency converter" complex. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Marine Engineering and
g Technologies. 2022;4:73-81. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-1574-2022-4-73-81. EDN IZISHG. s
0
rj
1 Введение применяются на крупных судах, совершающих | Энерговооруженность судна возрастает с увели- длинные трансконтинентальные переходы, для о чением количества электрооборудования и уровня оптимизации расхода топлива и снижения затрат | автоматизации, что позволяет сократить экипаж на производство электроэнергии [3].
g и, соответственно, повысить рентабельность мор- Несмотря на выгоду применения ВГ, у него
о ских перевозок. Одновременно с этим цены на топ- имеются два существенных недостатка. Первый
m ливо обладают высокой волатильностью в связи недостаток - это усложнение пропульсивной уста-
^ с нестабильной политической ситуацией в мире новки судна, в результате чего уменьшается ее
е^ и экономическими кризисами. Вышеперечисленное надежность и сокращается полезная площадь ис-
° вынуждает искать пути увеличения эффективности пользованного машинного отделения [4]. Второй
^ работы судовой электростанции [1]. недостаток связан с нестабильными показателями
ц; Одним из путей повышения эффективности ра- качества получаемой электроэнергии от ВГ [5].
| боты судового электроэнергетического комплекса Если исключить применение ВГ постоянного тока
S является применение валогенераторов. Валогене- и ВГ, автономно работающих на мощный прием-
Ц ратор (ВГ) - это электрическая машина, приводи- ник, то можно выделить три основных типов ис-
^ мая во вращение от гребного вала и служащая для пользования ВГ:
w питания электроэнергией судовых потребителей. 1. PTO/GCR (power take-off / gear constant ratio -§ Главный двигатель, который приводит во враще- отбор мощности через передачу с постоянным пение движитель, работает с существенным запасом редаточным отношением) состоит из упругой (эла-мощности, часть которой можно отбирать в уста- стичной) муфты, мультипликатора и генератора новившемся ходовом режиме. Эффективность ра- переменного тока.
боты главного двигателя довольно высокая, а топ- 2. PTO/RCF (power take-off / RENK constant
ливо, которое он потребляет, относительно деше- frequency - отбор мощности с гидромеханическим
вое [2]. Указанные факторы делают применение редуктором постоянной частоты вращения) состо-
ВГ экономичным. По этой причине все больше ВГ ит из упругой (эластичной) муфты, мультиплика-
тора, торсионной жесткой зубчатой муфты, привода постоянной частоты вращения и генератора переменного тока.
3. PTO/CFE (power take-off / constant frequency electrical - отбор мощности с электрической системой поддержания постоянной частоты тока) состоит из низкооборотного генератора переменного тока с электрическими контрольно-измерительными приборами.
Материалы и результаты исследования
Несмотря на использование редукторов и регуляторов для поддержания постоянной скорости вращения ротора ВГ, для обеспечения надлежащих показателей качества электроэнергии используют частотный преобразователь. На рис. 1 приведена структурная схема судовой энергетической установки с применением ВГ. Главный двигатель через
редуктор приводит в движение винт регулируемого шага (ВРШ). Управление углом атаки лопастей осуществляется с помощью механизма изменения шага (МИШ). Применение винта регулируемого шага оправдано тем фактом, что частота главного двигателя должна находиться в заданных пределах, что позволит работать ВГ с относительно постоянной частотой и минимальными отклонениями по напряжению [6]. Через редуктор ВГ подключается к валопроводу и отбирает часть мощности от главного двигателя. Для того чтобы синхронизировать ВГ и судовую электростанцию, применяется преобразователь частоты, через который электроэнергия с заданным значением напряжения и частоты подается на главный распределительный щит (ГРЩ). Также через утилизационный котел тепло от сгоревшего топлива идет на нужды судна.
d а.
<
y
а.
о v
о
u
n
n'
ста
S
а л
s <u к « s g
8 I &
С w
R
rn
S
о в
<u H
£
Рис. 1. Судовая энергетическая установка с валогенератором Fig. 1. Ship power plant with a shaft generator
На рис. 2 приведена функциональная схема работы ВГ на общую нагрузку через ГРЩ. Поскольку ВГ приводится в действие главным двигателем, то ВГ реагирует на любые изменения частоты вращения дизеля. Это происходит из-за влияния течения, ширины канала, глубины, осадки судна, волнения или ветра, что приводит к изменению напряжения и частоты ВГ. Генераторы G1-G3 работают на ГРЩ через автоматические выключатели QF1-QF3. Потребители также подключены к ГРЩ и получают по фидерам электропитание, ВГ вращается главным двигателем через редуктор.
Электроэнергия от ВГ через автоматический выключатель QF4 предается на частотный преобразователь, который состоит из трех частей - выпрямителя, фильтра постоянного тока и инвертора на основе ЮВТ-транзисторов. Трансформатор тока ТА снимает напряжение на каждой фазе ГРЩ и передает сигнал на систему управления. Система управления обрабатывает полученную информацию и генерирует импульсы на ЮВТ-транзисторы, создавая с использованием широтно-импульсной модуляции (ШИМ) напряжение требуемой амплитуды и частоты. Через автоматический выключа-
тель QF5 напряжение с выхода частотного преобразователя идет на ГРЩ, откуда через фидеры распределяется на различные потребители. Для защиты ВГ от высоких частот со стороны преобразователя частоты стоит пассивный фильтр. Для защиты ГРЩ от высоких частот рекомендуется применять комбинированный фильтр, который показывает
хорошие результаты устранения интергармонических и высших гармоник в сети ограниченной мощности [7, 8]. В случае если частота вращения главного двигателя стабильна и напряжение на зажимах ВГ соответствует напряжению на шинах ГРЩ, QF4 и QF5 отключаются, включается QF6.
о. и и
G4
¡У,
QF4
____________т
Пжсивньш || Частотный преобразователь
Система контроля и управления
т |1
i
Выпрямитель Инвертор
-й-
L J
QF6
G2
G3
Рис. 2. Функциональная схема работы валогенератора на общую нагрузку через главный распределительный щит Fig. 2. Flowchart of the shaft generator operation on joint load through the main switchboard
s
£
a &
о ш
ü «
rt
И
%
О
С
4
4
«
Ш
Имитационное моделирование
Рассмотрим работу ВГ на стационарную нагрузку.
На рис. 3 представлена имитационная модель работы ВГ на стационарную нагрузку, выполненная в математическом пакете МА^АВ/ВтиИпк. Трехфазное напряжение подается от синхронного генератора на выпрямитель через блок измерения. Выпрямленное напряжение сглаживается конденсатором С0. Переменное трехфазное напряжение
производится с помощью автономного инвертора и подается на статическую нагрузку (Зф-нагрузка). Система управления выдает эталонные напряжения на выходе регулятора, которые преобразуются в импульсы управления для инвертора с помощью ШИМ. Для сглаживания напряжения используется 3ф-пассивный фильтр, состоящий из ^С-треугольника. Для контроля выходных параметров применяется блок измерения (блок измерения 2).
Рис. 3. Simulink-модель работы валогенератора на стационарную нагрузку Fig. 3. Simulink model of shaft generator operation on stationary load
Наличие автономного инвертора позволяет осуществлять управление за счет применения принципов векторного регулирования. Основные уравнения ВГ при работе с постоянным потоком записываются для вращающейся системы координат d - q, ориентированной по потоку ротора, поток статора при этом задается равным нулю [9].
Поскольку принципы векторного регулирования позволяют реализовать свободную ориентацию вектора тока статора во вращающейся системе координат d - q, значение электромагнитного момента ВГ, создающего сопротивление вращению, можно записать как
МВГ =(^V, - 1д^),
где - проекции тока статора на оси d и q;
- проекции потокосцепления на оси d и q соответственно.
На рис. 4 приведена система управления напряжением инвертора, реализованная в ЫЛТЬЛВ/ Simulink. Регулятор поддерживает постоянное по-токосцепление с помощью векторного управления. Задачей регулятора напряжения является сравнение выходного напряжения с опорным напряжением и формирование модулирующего сигнала для ШИМ-генератора. Если происходит какое-либо изменение выходного или опорного сигнала, в соответствии с ним изменяется значение модулирующего сигнала с помощью дискретного ПИ-регулятора.
с Ш
D
d
о.
a
ы
о о
P
о о.
о n
r
о
Рис. 4. Система управления напряжением инвертора Fig. 4. Inverter voltage control system
Переход от координат abc к координатам d- q и обратно осуществляется по следующим формулам:
Л
u
c
О
о n
v
sin(at)
cos(at)
1
sin | at - — | cos [rat - — | 1 3 " ! 3
sin| at+ —" cos|at+ — | 1
2n
sin(at) sin| at--| sini at +--
2n
cos(at) cos| at--| cos| at +--
3
2n
3
Коэффициенты ПИ-регулятора подбирались экспериментально на основании экспертного опыта. Регулятор имеет следующую передаточную функцию:
Wper (s) = 1 +
1
0,02s
d
Параметры схемы при моделировании:
- напряжение питания со стороны ВГ: иЛ = 400 В; f = 60 Гц;
- емкость конденсаторов пассивного фильтра: С = 100 мкФ;
- емкость конденсатора на вставке постоянного тока: С0 = 100 мкФ;
- прямое падение напряжения на диодах и ЮВТ-транзисторах: иПр = 0,7 В;
- нагрузка: L = 0,1 мГн; R = 3 Ом. Для того чтобы оценить работу при резкоизме-няющемся напряжении, в момент времени t = 0,5 с напряжение принимает вид: иЛ = 325 В; f = 50 Гц.
Результаты моделирования представлены на рис. 5; входные токи и напряжения при работе преобразователя частоты приведены на рис. 6.
й &
и и
700-
650
s &
еоо
и
и g
«
5 и а ш
о
6
5
6
IS 550
к щ
м S t 500
f 1 1 1
АЛ Д j Ш\ ш АЛЛ/1
у у у 1 fill V V V ill!
1 4
у у у
¡¡dqI ' | ' ' ' ]__ :
i I I I__P n__I Рч ™ I_____
s •в"!! I I I I I I I I I i
и о и
и
a &
и ш о О
Ш
Ü «
£
и о С
Ч Ч
и
ш
Э ¿3 3 я
Л Q,
И ^
в
0.49 05
Время, с
Рис. 5. Результаты моделирования: а - напряжение на вставке постоянного тока на входе инвертора; б - напряжение на выходе инвертора; в - ток на выходе инвертора
Fig. 5. Simulation results: a - voltage at a DC link on the inverter input; б - inverter output voltage; в - inverter output current
При изменении входного напряжения коэффициент гармонического искажения снижается с 0,75 до 0,37, что обусловлено уменьшением уровня напряжения и увеличением скважности ШИМ. Увеличения коэффициента синусоидальности можно добиться путем установки более мощного трехфазного пассивного фильтра, который включал бы в себя и магнитосвязанные дроссели. Также происходит снижение пульсаций действующего значения напряжения и пульсаций коэффициента гармонического искажения из-за совпаде-
ния частот на входе и на выходе. Таким образом, можно сделать вывод, что уменьшение колебаний действующего значения напряжения можно обеспечить с помощью дополнительного сглаживания в цепи постоянного тока, т. е. использовать конденсатор большей емкости, а также последовательно добавить дроссель. Также вставка постоянного тока может запитывать потребители постоянного тока через изолированный преобразователь постоянного тока [10].
б
d o.
с y
о.
о v
о
u
3
i
(ГО
О 46 Û4«
0« 0$
Время, с
Рис. 6. Входные значения напряжения (а) и тока (б) преобразователя частоты Fig. 6. Input values of voltage (a) and current (б) of the frequency converter
Наличие интегральной части в регуляторе обеспечивает устранение ошибки в установившемся режиме. Повышение загрузки главного двигателя с помощью ВГ позволит увеличить его коэффициент загрузки, что с выведением из работы одного дизель-генератора сможет обеспечить более рациональное использование топлива при сохранении заданного уровня напряжения и частоты судовой сети за счет применения преобразователя частоты.
Заключение
Имитационное моделирование работы системы управления комплексом «валогенератор - преобразователь частоты» доказало перспективность использования данной системы для обеспечения необходимого качества электроэнергии. Созданная модель способствует изучению работы валогенера-торной установки при различных условиях, что позволит в реальных условиях обеспечить более экономичную эксплуатацию главного двигателя.
Список источников
1. Авдеев Б. А. Интеллектуальные энергоэффективные системы морских судов // Вестн. Керчен. гос. мор. технолог. ун-та, 2021. № 4. С. 99-113.
2. Медведев В. В., Жуков В. А., Туркин И. И., Голубев Р. О. Анализ целесообразности применения вало-генераторов в составе СЭУ СПГ-танкеров с главными двухтопливными МОД посредством систем глубокой утилизации теплоты // Мор. интеллектуал. технологии.
2019. № 1-1 (43). С. 96-102.
3. Зайков Д. Д., Мартынов П. А. Особенности вало-генераторных установок и требования, предъявляемые к данным системам // Науч.-техн. вед. Севмашвтуза.
2020. № 2. С. 12-15.
4. Рак А. Н., Черников В. Г., Капанадзе Г. А. Расширение функциональных возможностей и повышение эффективности комбинированных судовых пропульсив-ных установок // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития: сб. тр. II Меж-дунар. науч.-техн. конф. (Петропавловск-Камчатский,
23-25 октября 2019 г.). Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2020. С. 99-105.
5. Вынгра А. В. Повышение эффективности работы валогенераторной установки отбора мощности // Состояние и перспективы развития современной науки по направлению «Технологии энергообеспечения. Аппараты и машины жизнеобеспечения»: материалы Всерос. науч.-техн. конф. (Анапа, 25-26 ноября 2019 г.). Анапа: Военный инновационный технополис «ЭРА», 2019. С. 68-73.
6. Железняк А. А. Модернизация системы управления электроэнергетической установки промыслового судна с винтом регулируемого шага // Вестн. гос. ун-та мор. и реч. флота им. адм. С. О. Макарова. 2017. Т. 9. № 2. С. 414-421.
7. Avdeev B. A., Vyngra A. V., Chernyi S. G., Zhilen-kov A. A., Sokolov S. S. Evaluation and Procedure for Estimation of Interharmonics on the Example of Non-sinusoidal Current of an Induction Motor with Variable Periodic Load // IEEE Access. 2021. V. 9. P. 158412-158419.
а
б
8. Вынгра А. В. Разработка алгоритмов и программного обеспечения для силовых активных фильтров судовых электроэнергетических систем // Вестн. Астра-хан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. 2022. № 2. С. 73-79.
9. Бурмакин О. А., Гуляев В. В., Малышев Ю. С., Попов С. В. Моделирование судовой электростанции со
встроенной сетью постоянного тока в среде МА^АВ // Интеллектуал. электротехника. 2021. № 3 (15). С. 75-84.
10. Царева П. Е., Авдеев Б. А., Марковкина Н. Н., Епифанцев И. Р., Жиленков А. А. Моделирование работы трехфазного твердотельного трансформатора при изменении нагрузки // Электротехника. 2022. № 6. С. 61-64.
References
я
«
g
«
s я а ш
о &
s
ч
О m и
£
«
о С
1. Avdeev B. A. Intellektual'nye energoeffektivnye sis-temy morskikh sudov [Intelligent energy-efficient systems of sea-going vessels]. Vestnik Kerchenskogo gosudarstven-nogo morskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2021, no. 4, pp. 99-113.
2. Medvedev V. V., Zhukov V. A., Turkin I. I., Golu-bev R. O. Analiz tselesoobraznosti primeneniia valogenera-torov v sostave SEU SPG-tankerov s glavnymi dvu-khtoplivnymi MOD posredstvom sistem glubokoi utilizatsii teploty [Analysis of feasibility of shaft generators as part of power plant of LNG tankers with main dual-fuel small speed engines based on deep heat recovery systems]. Morskie intellektual'nye tekhnologii, 2019, no. 1-1 (43), pp. 96-102.
3. Zaikov D. D., Martynov P. A. Osobennosti valogen-eratornykh ustanovok i trebovaniia, pred"iavliaemye k dannym sistemam [Specific features of shaft-generators and requirements for these systems]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sevmashvtuza, 2020, no. 2, pp. 12-15.
4. Rak A. N., Chernikov V. G., Kapanadze G. A. Ras-shirenie funktsional'nykh vozmozhnostei i povyshenie effek-tivnosti kombinirovannykh sudovykh propul'sivnykh ustanovok. Tekhnicheskaia ekspluatatsiia vodnogo transporta: problemy i puti razvitiia [Expanding functionality and improving efficiency of combined ship propulsion systems. Technical operation of water transport: problems and ways of development]. Sbornik trudov IIMezhdunarodnoi nauch-no-tekhnicheskoi konferentsii (Petropavlovsk-Kamchatskii, 23-25 oktiabria 2019 g.). Petropavlovsk-Kamchatskii, Izd-vo KamchatGTU, 2020. Pp. 99-105.
5. Vyngra A. V. Povyshenie effektivnosti raboty valogeneratornoi ustanovki otbora moshchnosti. Sostoianie i perspektivy razvitiia sovremennoi nauki po napravleniiu «Tekhnologii energoobespecheniia. Apparaty i mashiny zhizneobespecheniia» [Improving efficiency of power takeoff shaft-generator unit. State and prospects for development of modern science in direction Energy Supply Technologies.
Apparatus and Life Support Machines]. Materialy Vserossi-iskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii (Anapa, 25-26 noiabria 2019 g.). Anapa, Voennyi innovatsionnyi tekhnopolis «ERA», 2019. Pp. 68-73.
6. Zhelezniak A. A. Modernizatsiia sistemy upravleniia elektroenergeticheskoi ustanovki promyslovogo sudna s vintom reguliruemogo shaga [Modernization of control system of electric unit of fishing vessel with controllable pitch propeller]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. admirala S. O. Makarova, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 414-421.
7. Avdeev B. A., Vyngra A. V., Chernyi S. G., Zhilen-kov A. A., Sokolov S. S. Evaluation and Procedure for Estimation of Interharmonics on the Example of Non-sinusoidal Current of an Induction Motor with Variable Periodic Load. IEEE Access, 2021, vol. 9, pp. 158412-158419.
8. Vyngra A. V. Razrabotka algoritmov i pro-grammnogo obespecheniia dlia silovykh aktivnykh fil'trov sudovykh elektroenergeticheskikh sistem [Developing algorithms and software for power active filters of ship electric power systems]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Morskaia tekhnika i tekhnologiia, 2022, no. 2, pp. 73-79.
9. Burmakin O. A., Guliaev V. V., Malyshev Iu. S., Popov S. V. Modelirovanie sudovoi elektrostantsii so vstro-ennoi set'iu postoiannogo toka v srede MATLAB [Modeling ship power plant with built-in DC network in MATLAB environment]. Intellektual'naia elektrotekhnika, 2021, no. 3 (15), pp. 75-84.
10. Tsareva P. E., Avdeev B. A., Markovkina N. N., Epi-fantsev I. R., Zhilenkov A. A. Modelirovanie raboty trekhfaznogo tverdotel'nogo transformatora pri izmenenii nagruzki [Modeling three-phase solid-state transformer operation under changing load]. Elektrotekhnika, 2022, no. 6, pp. 61-64.
<
Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 25.10.2022 The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 25.10.2022
Информация об авторах / Information about the authors
Борис Александрович Авдеев - кандидат технических наук, доцент; доцент кафедры электрооборудования судов и автоматизации производства; Керченский государственный морской технологический университет; [email protected]
Boris A. Avdeev - Candidate of Sciences in Technology, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Ship Power Supply and Automation Production; Kerch State Maritime Technological University; [email protected]
Дарья Дмитриевна Давыдова - курсант; кафедра электрооборудования судов и автоматизации производства; Керченский государственный морской технологический университет; dasadavydova016@gmail .com
Светлана Владимировна Подунай - курсант; кафедра электрооборудования судов и автоматизации производства; Керченский государственный морской технологический университет; [email protected]
Daria D. Davydova - Cadet; the Department of Ship Power Supply and Automation Production; Kerch State Maritime Technological University; [email protected]
Svetlana V. Podunai - Cadet; the Department of Ship Power Supply and Automation Production; Kerch State Maritime Technological University; [email protected]
A
d
o.
a
p
о о.
о 3
r
о