УДК 338 I II DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-4-126-129
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Павлова старший преподаватель кафедры экономики,
Елена Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Юрьевна г. Москва, Новочеремушкинская ул., 69]. E-mail: [email protected]
Сергеева старший преподаватель кафедры экономики,
Надежда Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Владимировна г. Москва, Новочеремушкинская ул., 69]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Сегодня основной проблемой, стоящей перед регионами, является определение путей достижения таких важнейших экономических показателей, как повышение доходности регионального бюджета, реальных доходов населения, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики в непростых условиях дефицита ресурсов, высокой степени неопределенности векторов развития и усиления тяжести внешних вызовов; как гарантированно добиться снижения социально-политических рисков и решить актуальные социальные и кадровые проблемы (занятость населения, демография, миграция, дефицит квалифицированных кадров и т.п.). В этих условиях роль малого и среднего предпринимательства трудно переоценить. Перед руководителями регионов стоят серьезные вызовы, требующие принципиально новых решений, новых механизмов эффективной поддержки и использования потенциал малого и среднего предпринимательства. Роль малого и среднего предпринимательства в процессах социально-экономического развития региона становится особенно значимой в период кризисов, которые в настоящий момент принимают затяжной характер и формируют особые условия и требования куправлению государственным бюджетом.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, региональное развитие, региональная экономика, отраслевые кластеры, система региональной поддержки малого и среднего предпринимательства, проблемы малого предпринимательства, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Целевые ориентиры развития России, определенные майским Указом Президента РФ1 и провозглашенные в Концепции 20202 (высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, экономика лидерства и инноваций, сбалансированное пространственное развитие и др.], задают генеральное направление перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, предполагающего одновременное решение задач и догоняющего, и опережающего развития. Такая стратегия может реализоваться только в случае гармоничного сочетания процессов модернизации и инновационного прорыва, что объявлено сегодня Правительством РФ как основная стратегия перехода экономики.
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания и несмотря на значительное сокращение возможностей государственного бюджета, выделяемого на поддержку малого и среднего предпринимательства, процесс развития не должен останавливаться.
Более того, именно в современных непростых условиях дефицита ресурсов, высокой степени неопределенности векторов развития и усиления тяжести внешних вызовов должны создаваться предпосылки и реализовываться возможности для прорывного роста экономики и качественного скачка к экономической модели будущего, в котором малое и среднее предпринимательство (далее - МСП] призвано обеспечить необходимую мобильность и адаптивность региональных экономик к высокой скорости изменений [1, 6].
Создание нового инструмента реализации государственной политики - АО «Корпорация поддержки МСП» требует отработки эффективных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом особенностей и приоритетов социально-экономического развития каждого региона, а также - с реализацией возможности как бюджетных, так и внебюджетных видов и форм поддержки проектов МСП в целях развития территориальной экономики. В связи с этим целесообразно инициировать процесс реализации пилотных проектов, назначением которых должно стать
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027[ Дата обращения 13.09.2020]
2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития...Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р http://www.consultant.ru/document/ [Дата обращения 15.10.2020]
отработка регионально-адаптированных моделей развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Реализация таких пилотных проектов в нескольких регионах РФ позволит отработать и получить некоторое многообразие наиболее успешных моделей поддержки МСП и мониторинга эффективности мер государственной поддержки в целях дальнейшего совершенствования данной системы и выработки эффективной государственной политики экономического развития с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства [2-4].
Основу проекта развития системы поддержки МСП представляет концептуальная схема развития региональной экономики, которая отражает стратегический выбор путей (способов] развития:
Институциональный - создание институциональных условий (как системы нормативно-правового обеспечения деятельности МСП в регионе] и формирование институциональной среды развития МСП (как системы государственных и общественных институтов развития МСП]. Это позволит снизить административные барьеры, повысить эффективность государственной политики и обеспечить адресность и эффективность поддержки.
Инфраструктурный - формирование адаптированной к экономике региона инфраструктуры поддержки МСП (как системы объектов компетенций и финансовой ответственности] и реализация инфраструктурной идеологии поддержки приоритетных проектов (как системы субъектов поддержки МСП на территориях]. Это позволит обеспечить системность и полноту поддержки по всем видам необходимых ресурсов и адаптированность системы к изменениям.
Кластерный - развитие отраслевых кластеров (как системы крупного бизнеса и МСП в регионе в т.н. «экосистемы бизнеса» экстерриториального свойства] и реализация кластерных механизмов взаимодействия в расширенной сети выгодоприобретателей (как системы интеграции субъектов МСП в т.н. «экосистемы предпринимательства», локализованные на территориях]. Это позволит повысить связность в системе субъектов экономической деятельности и гарантии достижения поставленных целей стратегического развития, а также - темпы экономического роста и конкурентоспособность региональной экономики.
Индустриальный - организация поддержки МСП в наиболее значимых сферах экономики региона (как интегрированных систем субъектов МСП в сельском хозяйстве, туризме, торговле, социальной сфере, инновационной отрасли и т.п.] и приоритизация поддержки проектов МСП по наиболее перспективным и востребованным временем индустриям (как интегрированных систем локальных «очагов» роста экономики территорий]. Это позволит сконцентрировать внимание на развитии наиболее перспективных и современных отраслей и повышение уровня и качества жизни населения, а также обеспечить устойчивое развитие и конкурентные преимущества региональной экономики.
Сочетание данных 4-х способов развития и реализация совокупности вышеописанных системных мер позволит создать необходимые предпосылок для перехода к постиндустриальному этапу развития экономики региона (в том числе, путем приоритизации мер поддержки в направлении наиболее перспективных и доходных современных индустрий]. Реализация мер развития МСП при данной схеме стратегических приоритетов позволит обеспечить системность государственной политики поддержки МСП (в том числе, за счет поиска и отработки наиболее эффективной, результативной и продуктивной модели поддержки МСП с учетом текущих технологических реалий и современных трендов информатизации] [5; 7-8].
Поддержка МСП всегда предусматривает концентрацию внимания на конкретных проектах, которые имеют большое значение для экономики региона. В связи с этим предлагается подход, который предусматривает распределение проектов по 4-м категориям, отражающим их роль в процессах социально-экономического развития региона:
«Критические» проекты - те, что играют основную, жизнеобеспечивающую роль для устойчивого развития экономики всего региона и, как правило, требуют постоянной подпитки финансовыми средствами из регионального бюджета.
Проекты развития - те, что играют обеспечивающую роль для экономического роста и диверсификации экономики региона, для реализации которых, как правило, достаточно сочетания бюджетных форм поддержки на условиях софинансирования субъектом.
Прорывные (вытягивающие] проекты - те, что играют вспомогательную, но крайне важную роль для опережающего развития экономики региона и формируют конкурентные преимущества региона, и которые, как правило, требуют усиления инвестиционной составляющей со стороны внешних инвесторов.
Флагманские проекты - те, что играют сопутствующую роль и имеют стратегическое значение для развития новой модели экономики и смены технологических, экономических и жизненных укладов не только региона, но и страны в целом, и для своей реализации, как правило, требуют создания специальных институтов развития и привлечения значительных инвестиций (как бюджетных, так и внебюджетных].
Наиболее важным при реализации всех вышеперечисленных категорий проектов является их социальная направленность, поэтому при отборе проектов для организации инфраструктуры их поддержки будет осуществляться оценка не только экономических, но и социальных эффектов, что в целом позитивно скажется на сохранении стратегической линии нашей страны - развитии социальной экономики.
Реализация пилотного проекта предусматривает создание единого информационно-коммуникационного пространства взаимодействия всех заинтересованных институтов развития и субъектов МСП и формирования прозрачных каналов прямой и обратной связи по всем уровням иерархии управления процессом поддержки. Данное взаимодействие обеспечивается созданием единой региональной цифровой информационно-коммуникационной платформы (ЦИКП], на базе которой каждый объект инфраструктуры поддержки МСП сможет предоставить все многообразие сервисов для субъектов МСП.
Региональная ЦИКП должны быть интегрирована на федеральном уровне с автоматизированной информационной системой (АИС] АО «Корпорация МСП», а на муниципальном уровне -предоставлять возможность субъектам МСП через «единое окно» получить доступ ко всем информационным ресурсам всех объектов инфраструктуры поддержки МСП и открытым данным органов государственной власти. Кроме этого, как необходимое дополнение к информационному обеспечению, создается единая система информационно-аналитического обеспечения и экспертно-консуль-тационного сопровождения проектов, которая предусматривает организацию данных сервисов на всех уровнях управленческой иерархии: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне информационно-аналитическое обеспечение реализует Аналитический центр Правительства РФ (интегрируя ресурсы других федеральных институтов развития], а экспертно-консультационное сопровождение региона осуществляется силами объединенного корпуса экспертов, обладающих компетенциями по всему многообразию вопросов поддержки и развития МСП и вопросов социально-экономического развития регионов.
На региональном уровне также создается корпус экспертов, обладающих широким спектром компетенций, при этом, с учетом специфики реализуемых проектов на «пилотных» территориях, формируются мобильные бригады, в которых состав экспертов определяется особенностями фронта работ и включает набор целевых экспертных групп, в каждой из которых совместно и ответственно работают (до наступления результатов!] эксперты. На муниципальном уровне для курирования проектов создается рабочая группа при Администрации муниципального района, которая включает в себя представителей государственного, коммерческого и общественного секторов, обеспечивая таким образом межсекторное взаимодействие.
Таким образом, за счет реализации потенциала ИК-технологий и интеграции компетенций экспертов будут обеспечены: информационная доступность ресурсов развития; прозрачность процессов реализации проектов; скоординированность действий субъектов; возможность объективной оценки результатов.
В качестве пилотных площадок по отработке моделей социально-экономического развития с использованием потенциала МСП (следовательно, включая отработку механизмов поддержки МСП на территориях] предварительно были согласованы 4 муниципальных района Республики Коми:
Сыктывдинский муниципальный район - отработка модели развития социально-ориентированной экономики района с акцентом на поддержку социально-ориентированных проектов предпринимателей и развитие социально-ответственного бизнеса;
Корткеросский муниципальный район - отработка модели развития социально-ориентированной экономики района с использованием культурно-исторического потенциала и поддержкой / акселерацией предпринимательских инициатив, направленных на сохранение и воспроизводство традиционного жизненного уклада.
Муниципальный район Печора - отработка модели развития социально-ориентированной экономики района с использованием кластерных подходов и механизмов взаимодействия и поддержкой развития экосистем предпринимательства.
Муниципальный район Кайгородок - отработка модели развития социально-ориентированной экономики района с акцентом на поддержку экологически-ориентированных предпринимательских проектов и инфраструктурное развитие т.н. «зеленой» экономики.
Во всех пилотных районах предполагается отработка всей совокупности вышеперечисленных мер, но в каждом из них акцент делается на различных аспектах. Такой подход позволит осуществить апробацию одной и той же модели поддержки МСП, но в рамках различных моделей социально-экономического развития района, в соответствии со спецификой жизненных и экономических укладов территории, а также - в соответствии со стратегическими муниципальными, региональными и федеральными приоритетами поддержки МСП и развития страны в целом.
Литература
1. Захарова Ж., Кислинский В. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах Центра России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. №3 (59). [Дата публикации: 2019-09-19. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5922/]
2. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и под-
держки малого и среднего предпринимательства // Финансы: пеория и gрактика. 2016. № 3. С. 6 - 18.
3. Конотопов П.Ю., Куликова Н.В. Методические рекомендации по разработке документов стратегическо-
го планирования в области социально-экономического развития. КРАГСУ, Коми. 2012. С. 14-24.
4. Куликова Н.В. Методология создания региональных сетей социальных предприятий как механизм эф-
фективного межсекторного взаимодействия в решении проблем социальной сферы. Гражданское общество в интересах развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж, Научная книга, 2014. 216 с.
5. Руденко М. Развитие и реализация экономического потенциала населения как основа устойчивого раз-
вития регионов // Федерализм. 2018. № 2. С. 79 - 96.
6. Смолеев С.В. Сбалансированное и комплексное развитие регионов // Социально-экономические явле-
ния и процессы. 2013. № 8 (054). C. 92.
7. Дудукалов Е.В. Взаимодействие технологических и институциональных факторов развития информа-
ционной экономики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.01 - экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2010, 240 с.
8. Игнатова Т.В., Келарев В.В., Гончарова О.Ю., Кармизов А.Е. Система государственного управления раз-
витием предпринимательства в России. Ростов-на-Дону: Изд-во Альтаир, 2014. 324 с.
Pavlova Elena Yurievna, Senior Lecturer, Department of Economics, Russian State University of Justice (69 No-vocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected] Sergeeva Nadezhda Vladimirovna, Senior Lecturer, Department of Economics, Russian State University of Justice (69 Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF REGIONAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Abstract
Today, the main problem facing the regions is the following: determining ways to achieve such important economic indicators as increasing the profitability of the regional budget, real incomes of the population, investment attractiveness and competitiveness of the economy in difficult conditions of resource scarcity, a high degree of uncertainty in the development vectors and increasing the severity of external challenges. How to achieve a guaranteed reduction in sociopolitical risks and solve urgent social and personnel problems (employment, demography, migration, lack of qualified personnel, etc.). In these conditions, the role of small and medium-sized businesses can hardly be overestimated. At present, the leaders of the regions face serious challenges that require fundamentally new solutions, new mechanisms for effective support and use of the potential of small and medium-sized businesses. The role of small and medium-sized businesses in the processes of socio-economic development of the region becomes especially significant during crises, which are currently becoming protracted and form special conditions and requirements for state budget management. Keywords: small and medium business, strategic planning, socio-economic development, regional development, regional economy, industry clusters, a system of regional support for small and medium-sized businesses, small business problems, state support for small and medium-sized businesses.
References
1. Zaharova ZH., Kislinskij V. Aktual'nye problemy razvitiya malogo predprinimatel'stva v regi-onah Centra Ros-
sii// Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal. ISSN 1999-2645. №3 (59). [Data publikacii: 2019-09-19. Rezhim dostupa: https://eee-region.ru/article/5922/]
2. Buhval'd E.M. Pravovye i institucional'nye problemy gosudarstvennoj politiki razvitiya i podderzhki malogo i
srednego predprinimatel'stva // Finansy: neoriya i graktika. 2016. № P. P. 6 - 18.
3. Konotopov P.YU., Kulikova N.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke dokumentov strategi-cheskogo planirovaniya v oblasti social'no-ekonomicheskogo razvitiya. KRAGSU, Komi. 2012. P. 14-24.
4. Kulikova N.V. Metodologiya sozdaniya regional'nyh setej social'nyh predpriyatij kak mekhanizm effektivnogo mezhsektornogo vzaimodejstviya v reshenii problem social'noj sfery. Grazhdanskoe obshchestvo v interesah razvitiya: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh, Nauchnaya kniga, 2014. 216 p.
5. Rudenko M. Razvitie i realizaciya ekonomicheskogo potenciala naseleniya kak osnova ustojchivogo razvitiya regionov // Federalizm. 2018. № 2. P. 79 - 96.
6. Smoleev S.V. Sbalansirovannoe i kompleksnoe razvitie regionov // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i pro-
cessy. 2013. № 8 (054). P. 92.
7. Dudukalov E.V. Vzaimodejstvie tekhnologicheskih i institucional'nyh faktorov razvitiya informacionnoj ekonomiki. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk po special'nosti 08.00.01 - ekonomicheskaya teoriya. Rostov-na-Donu, 2010, 240 p.
8. Ignatova T.V., Kelarev V.V., Goncharova O.YU., Karmizov A.E. Sistema gosudarstvennogo upravleniya razvitiem
predprinimatel'stva v Rossii. Rostov-na-Donu: Izd-vo Al'tair, 2014. 324 p.