удк 622 86 С.В. Баловцев, О.В. Воробьева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Управление горнопромышленными объектами включает мероприятия по планированию, организации, обеспечению мотивации персонала и контролю за рабочими процессами. Особое внимание уделено контролю, который рассматривается не только как одна из функций управления, но и как система, функционирующая на всех производственных уровнях. Выявлены критерии эффективности контроля и взаимосвязь между контролем, планированием, организацией, регулированием, учетом и анализом. Описаны цели, методы, принципы, виды и задачи контроля на горных предприятиях. На многих опасных производственных объектах контроль все еще сводится к надзорной деятельности, что не способствует эффективности управления. Необходимо использовать комплексный подход к созданию системы контроля на горных предприятиях. Ключевые слова: горнодобывающее предприятие, промышленная безопасность, система управления промышленной безопасностью, планирование, организация, мотивация, производственный контроль, принятие решений.
На основании Федерального закона № 116 и Постановления правительства РФ № 263 горнодобывающее предприятие обязано организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением промышленной безопасности.
Исходя из анализа проблем и особенностей развития горнодобывающей промышленности и энергетической безопасности РФ, проблем системы управления промышленной безопасностью, выявленных авторами достоинств и недостатков системы, анализа причин травматизма на угольных шахтах и разрезах, рудниках и карьерах, обогатительных фабриках, можно сделать вывод, что необходим комплексный подход к совершенствованию системы производственного контроля. С целью
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 2. С. 276-283. © 2017. С.В. Баловцев, О.В. Воробьева.
нормального функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, а также развития и модернизации производства, производственный контроль обязан обеспечивать своевременную оценку ситуации и принятие решений как для отдельных подразделений, так и для всей организации, а значит контроль целесообразно рассматривать как одну из функций управления.
Вообще управление производственными объектами можно рассматривать как комплекс мероприятий по планированию, организации, обеспечению мотивации персонала и контролю за рабочими процессами. Успешно ли будет осуществляться управление в целом, зависит от того, каким образом будет выстроен обмен информацией, необходимой для принятия решений на каждом этапе производственного цикла, и насколько своевременно и доступно приятые решения будут доводиться до сведения рабочего коллектива. Поскольку две характеристики (коммуникации и принятие решений) являются связующим звеном между всеми управленческими функциями, их принято называть связующими процессами.
Коммуникации (обмен информацией) — процесс, в который включены все сотрудники организации, принятие решений замыкается на руководителе, т.к. выбор методов планирования, организации, мотивирования и контроля — его прерогатива.
Остановимся на контроле за деятельностью организации. Само понятие контроля, как следует из литературных источников, имеет двойственный характер. С одной стороны, в более узком смысле, это этап процесса управления, с другой стороны, это система, непрерывно работающая на всех уровнях и всех этапах производства и состоящая из нескольких элементов. Но даже если рассматривать единичный объект контроля в самом узком смысле, как действия контролирующих органов, имеющих определенные полномочия, или сбор информации в автоматическом режиме, заданном субъектами контроля, то суть контроля заключается в последовательном выполнении контролирующих действий: а) изучение состояния объекта контроля и оценка влияний, фактически оказываемых на него управляющими воздействиями; б) сопоставление полученных по факту данных с эталонными (эталонные данные устанавливаются организацией, либо задаются извне); в) определение предельно допустимого уровня отклонений с точки зрения степени влияния на безотказное и безопасное функционирование объекта и поиск экспериментальных значений, превышающих предельно допустимый уровень; г) поиск причин отклонений.
Получение максимально точной информации о контролируемом объекте является основным условием принятия взвешенного, адекватного масштабам проблемы, а значит, и эффективного управленческого решения с целью коррекции состояния объекта. На практике самым эффективным способом получения объективной информации об объекте является коммуникация, т.е. процесс обмена информацией между людьми [1].
Процесс коммуникаций должен быть построен так, чтобы достигалась информационная прозрачность объекта, позволяющая принимать эффективные решения. Иными словами, управляемость объектом, обеспечение требуемого состояния этого объекта, зависит от степени его информационной прозрачности, без нее управленческая связь с объектом управления теряется.
Функции контроля (мониторинг, учет, надзор) имеют оперативный, упорядочивающий, превентивный, коммуникативный, информативный и защитный характер.
Таким образом, контроль как функция управления представляет собой вид управленческой деятельности, целью которой является обеспечение для организации возможности придерживаться планов и достигать выбранных целей путем принятия корректирующих действий по результатам наблюдений. Чтобы решить эту задачу, на предприятиях создаются системы контроля, которые обеспечивают обратную связь с комплексом объектов управления. Эти системы с определенной периодичностью производят замеры реальных показателей и сравнивают их с плановыми. Чем точнее и оперативнее будет сама система, тем эффективнее будут управляющие воздействия. С учетом сложившейся ситуации управленец имеет возможность корректировать действия, ведущие к необходимой цели, или изменить цель.
Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации [2].
В современных условиях хозяйствования контроль необходим на всех уровнях управления организацией. Он служит оптимизации процессов на других стадиях управления. На практике контроль, планирование, организация, регулирование, учет и анализ — интегрированы между собой. Невозможно представить хотя бы один из этих элементов без контроля. Поэтому все
работники организации, каковы бы ни были их рабочие функции, они непременно будут сопряжены с контролем. Управленческие функции также интегрированы с контрольными. Таким образом, в организации контроль — неотъемлемая часть каждой стадии процесса управления, обеспечивающая информационную прозрачность этих стадий и дающая представление о качестве рабочего процесса и управления.
На современном этапе развития для российской экономики важно выработать научную концепцию перестройки корпоративной системы управления с целью интеграции российских предприятий в мировую экономическую структуру, основанную на принципах конкуренции, эффективности и быстрого реагирования на внешние и внутренние факторы. Не менее важны комплексные практические разработки, которые позволили бы, с учетом российских реалий, предложить методики определения параметров контроля для действующих предприятий или для конкретных технологических процессов. Однобокость научных представлений о контроле лишь как об одном из элементов системы управления в большинстве отечественных печатных работ серьезно ограничивает исследователей.
К слову, само понятие управления нуждается в более четком и системном определении. Международной науке и практике уже удалось избавиться от заблуждений на этот счет и выработать более системный подход. Нашими зарубежными коллегами контроль все чаще рассматривается как метод совершенствования управления. Действительно, какую бы «систему координат» мы ни избрали (организационную, технологическую, процедурную и т.п.), в любом случае контроль представляется важнейшей функцией системы управления. Функция контроля обеспечивается системой, организованной по принципу черного ящика, которая включает элементы входа (информационное обеспечение контроля), элементы выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля), а также набор средств и процедур, необходимых для ведения контроля (центры ответственности, техника контроля, процедуры контроля, среда контроля, система учета). Существуют типовые технологии реализации функции контроля, также выделены типовые задачи, которые решаются посредством контроля [3]. Так, например, на обогатительных фабриках, стремясь повысить процент выхода и качества концентрата, устраивают контрольные пункты, где определяются параметры качества и объем.
При рассмотрении контроля как системы говорят о целях контроля, методах контроля, принципах контроля и процессе контроля [4, 5, 6, 7, 8].
Цели контроля. Устранение недоработок, предупреждение ошибок могут быть основными целями контроля. Также важно понять, эффективно ли организация использует ресурсы, материальные, финансовые и человеческие.
Методы контроля. При многообразии методов контроля (испытания, наблюдения, измерения, анализ) самым простым и доступным являются— проверка и наблюдение. Проверка включает анализ документов и изучение объекта контроля на месте. Самые распространенные виды проверок — ревизия, анализ отчетов, производственных операций. За наблюдением обычно следует анализ. Такая последовательность процедур помогает выявить значимые тенденции.
Различные методы контроля помогают не только выявить недостатки, но и найти скрытые резервы. Стоит отметить, что развитие системы управления в целом идет в большей степени по экономическому пути, в то время как развитие методов контроля отклоняется в сторону организационно-административных принципов и осуществляется, в первую очередь, с позиций надзора, что не может способствовать созданию системы эффективного управления.
Принципы контроля. Существует несколько общих правил. Во-первых, в рамках системы контроля должно быть возможно сочетание различных видов контроля.
Во-вторых, объект управления по своей структурным характеристикам должен соответствовать характеристикам контрольных процедур. Имеется в виду установление при контроле адекватных наблюдаемым процессам временных интервалов, соблюдение необходимых условий, приведение к единому знаменателю содержательной, функциональной, технологической составляющей объекта и системы контроля. В-третьих, результаты контроля должны быть доступны. Публичность — важный принцип контроля. Если пренебречь им, теряется эффективность управления. В-четвертых, контроль на различных уровнях управления должен быть целесообразен, т.е. поставленные цели должны достигаться наименьшими затратами.
Поскольку главная задача контроля — устранение неопределенности, структура и форма контроля должна соотноситься со степенью рисков, информацией о которых располагает предприятие [9]. При этом риски рассматриваются как негативные
события, способные помешать организации в достижении ее стратегических целей, а контроль — как набор управленческих действий, повышающих вероятность достижения этих целей.
Чем меньше остаточный риск, определяемый разностью присущего риска и контроля, тем выше эффективность контролирующих действий, а значит, и эффективность управления в целом.
Вводят еще и понятие оптимального риска. Каждая организация решает для себя, какие риски были бы для нее приемлемыми и управляет ими, исходя из своих целей и задач. Уровень остаточного риска должен быть равен оптимальному уровню. Если он превышает оптимальный, возникает опасность, а если он ниже оптимального, можно сделать вывод об избыточности контроля.
В настоящее время научные и методические разработки представляют широкий спектр методов анализа, оценки и управления системой промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Разработаны законодательные и нормативные документы, определяющие порядок и требования к осуществлению надзора. На многих предприятиях созданы специализированные структурные подразделения, осуществляющие надзор за управлением и промышленной безопасностью и системой охраны труда, привлечены научные кадры для разработки методов и методик по оценке производственных и организационных рисков, которые учитывают особенности конкретного предприятия, горно-геологические и горнотехнические характеристики, внедрение инновационного оборудования, экономическую эффективность производства, квалификацию работников и другие факторы. Объектами контроля являются опасные производственные факторы, степень их воздействия, прогноз их развития и степени воздействия. Однако, несмотря на некоторую положительную динамику на конкретных горнодобывающих предприятиях, в основном производственный контроль сводится к надзорной деятельности, складывающейся из комплексных, целевых и оперативных обследований объектов, что приводит к перекладыванию части ответственности за нарушения требований промышленной безопасности на государственных инспекторов. Функциями надзорной деятельности являются наблюдение, проверки, регистрация отклонений и нарушений, при этом функция прогнозирования и упреждающего воздействия не реализуется.
Исходя из вышеизложенного, производственный контроль необходимо рассматривать как составляющую часть системы
управления промышленной безопасности. Необходим комплексный подход к формированию унифицированных методических рекомендаций по разработке системы, основанный на практическом опыте и научных результатах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль [Электронный ресурс] http://revolution.allbest.ru/management/ 00004251_0.html.
2. Ганицкий В. И., Эйрих В. И. Менеджмент в горном деле: справочное пособие. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. - 368 с.
3. Гончаров В. И. Менеджмент. - М., 2003. - С. 92-93.
4. Дефлиз Ф. Л., Дженик Г. Р., ОРейми В. М., Хирш М. Б. Аудит Монтгомери. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
5. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1993.
6. Райан Б. Стратегический учет для руководителя. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
7. Смирнов Э. А. Стандартизация и аудит системы управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 5.
8. Суйц В. П. Первичный контроль и управление производством // Бухгалтерский учет. - 1996. - № 1.
9. Орлов А. И. Теория принятия решений. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Март», 2004. - 656 с. ггут^
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Баловцев Сергей Владимирович1 - кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected],
Воробьева Оксана Владимировна1 - кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected], 1 МГИ НИТУ «МИСиС».
UDC 622.86
Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 2, pp. 276-283. O.V. Balovtsev, O.V. Vorob'eva ADVANCEMENT OF THE OPERATIONAL CONTROL SYSTEM - AN INSTRUMENTAL FACTOR IN A MINING COMPANY'S SUCCESS
The process of running mining facilities includes planning and organizational events along with the personnel motivation and operational control. The article pays a special attention to the control, which is determined not only as one of the managing functions but also as a system that functions on all the levels of production. The article educes the creteria for control effectiveness and the interrelations between control, planning, organization, regulation, stocktaking, and analysis. The objectives, methods, principles, types and aims of control for the mining enterprises are described.
Many endangering mining facilities still use control as a monitoring function which doesn't contribute to its managing effectiveness. It is necessary to use a complex approach to the creation of a control system for mining businesses.
Key words: mining company, production security, production security management system, planning, organization, motivation, production control, decision-making.
AUTHORS
Balovtsev S.V.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],
Vorob'eva O.V.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],
1 Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
REFERENCES
1. Funktsii menedzhmenta: planirovanie, organizatsiya, motivatsiya i kontrol' http:// revolution.allbest.ru/management/ 00004251_0.html.
2. Ganitskiy V. I., Eyrikh V. I. Menedzhment vgornom dele: spravochnoe posobie (Management in mining: Reference aid), Moscow, OOO «NIPKTs Voskhod-A», 2010, 368 p.
3. Goncharov V. I. Menedzhment (Management), Moscow, 2003, pp. 92—93.
4. Defliz F. L., Dzhenik G. R., O'Reymi V. M., Khirsh M. B. Audit Montgomeri (Audit of Montgomery), Moscow, Audit, YuNITI, 1997.
5. Meskon M. Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta (Fundamentals of management), Moscow, Delo, 1993.
6. Rayan B. Strategicheskiy uchet dlya rukovoditelya (Strategic consideration for the head), Moscow, Audit, YuNITI, 1998.
7. Smirnov E. A. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 1998, no 5.
8. Suyts V. P. Bukhgalterskiy uchet. 1996, no 1.
9. Orlov A. I. Teoriya prinyatiya resheniy. Uchebnoe posobie (The theory of decisionmaking. Educational aid), Moscow, Izd-vo «Mart», 2004, 656 p.
I ГОМЕОСТАТИКА ПРОТИВ СХОЛАСТИКИ
НЕКОТОРЫЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
б) Гомеостатические задачи, требующие вмешательства специалистов
— Восстановление устойчивости движения судна, автомобиля, робота. Если определен вектор движения машины, специалисты вычисляют возможные варианты отклонения от заданной траектории (неровность поверхности скольжения, стихийные природные эксцессы и т.д.). Мониторинг осуществляется электронными приборами, а восстановление направления движения выполняется вручную, или любым автоматизированным способом (вектор движения к исходному состоянию).
— Восстановление нарушенных технологических процессов. Технологии добычи полезных ископаемых, металлургии, обработки материалов со временем теряют стабильность в работе из-за неполадок в техническом оборудовании, износа деталей и т.д. Поэтому возникает задача восстановления запланированных режимов. Здесь и требуется вмешательство гомеостатических методов.
Продолжение на с. 304