Научная статья на тему 'Совершенствование системы повышения квалификации учителей английского языка (на примере Республики Коми)'

Совершенствование системы повышения квалификации учителей английского языка (на примере Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОПРОС / ADVANCED TRAINING / ENGLISH TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / COMPETENCE / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрекалова Наталия Анатольевна

В статье рассматривается проблема совершенствования системы повышения квалификации учителей в условиях преобразования российской системы школьного образования. Приводятся результаты опроса, проведенного на курсах повышения квалификации учителей английского языка Республики Коми. Опрос позволил выяснить их мнение о современной системе повышения квалификации. На основе анализа результатов опроса предложены рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации учителей английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрекалова Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF ENGLISH TEACHERS’ ADVANCED TRAINING (BY THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)

The article examines the problem of improving the system of teachers’ advanced training in the context of the Russian school system transformation. The results of the survey conducted in the courses for the English language teachers’ advanced training in the Komi Republic are presented. The survey has made it possible to find out their opinion on the modern system of professional development. Based on the analysis of the survey results, recommendations are proposed for improving the system of the English teachers’ advanced training.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы повышения квалификации учителей английского языка (на примере Республики Коми)»

Стрекалова Наталия Анатольевна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

В статье рассматривается проблема совершенствования системы повышения квалификации учителей в условиях преобразования российской системы школьного образования. Приводятся результаты опроса, проведенного на курсах повышения квалификации учителей английского языка Республики Коми. Опрос позволил выяснить их мнение о современной системе повышения квалификации. На основе анализа результатов опроса предложены рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации учителей английского языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/12-4755.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 4. C. 208-210. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Крупченко А. К., Иноземцева К. М. Интегративность и междисциплинарность как основа преподавания иностранных языков в профессиональных целях // Иностранные языки в школе. 2013. № 5. С. 9-16.

2. Bentley K. The TKT Course: CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 124 p.

3. Brewster J. Thinking Skills for CLIL [Электронный ресурс]. URL: http://www.onestopenghsh.com/thinking-skills-for-clil/501197.article/ (дата обращения: 03.09.2017).

4. Coyle D., Hood P., Marsh D. Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 173 p.

5. Dale T., Tanner R. CLIL Activities: A Resource for Subject and Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 284 p.

6. Harrop E. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Limitations and Possibilities [Электронный ресурс]. URL: http://www.encuentrojournal.org/textos/7.%20Harrop.pdf (дата обращения: 08.07.2017).

7. Hurajová A. Content and Language Integrated Learning as a Bilingual Educational Approach in the European Context // European Journal of Science and Theology. 2015. Vol. 11/6. P. 5-14.

8. Llinares A., Morton T., Whittaker R. The Role of Language in CLIL. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 343 p.

9. Meyer O. Towards Quality-CLIL: Successful Planning and Teaching Strategies // Pulso: revista de educación. 2010. № 33. P. 11-29.

10. TED Ideas Worth Spreading [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/talks (дата обращения: 30.05.2017).

11. Vázquez V. P. Enhancing the Quality of CLIL: Making the Best of the Collaboration between Language Teachers and Content Teachers [Электронный ресурс]. URL: http://www.encuentrojournal.org/textos/Pav_n_Enhancing%20CLIL_rev%20(2).pdf (дата обращения: 30.05.2017).

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY TEACHING STAFF IN CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING

Sal'naya Leila Kliment'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don lksalnaya@sfedu. ru

The article is devoted to the issues of linguistic and methodological education for teachers of technical disciplines at higher education establishment. The author points out the importance of the development of foreign-language professionally oriented competence and formation of the methodical competence of teachers. The article describes the attempt of advanced training for university teaching staff and designing the programs of professional skills training at the foreign languages department. The program "Foreign Language for Implementation of Content and Language Integrated Learning" is considered.

Key words and phrases: professionally oriented communicative competence; professional competence; additional professional education; professional advancement; content and language integrated learning (CLIL).

УДК 378.046.4

В статье рассматривается проблема совершенствования системы повышения квалификации учителей в условиях преобразования российской системы школьного образования. Приводятся результаты опроса, проведенного на курсах повышения квалификации учителей английского языка Республики Коми. Опрос позволил выяснить их мнение о современной системе повышения квалификации. На основе анализа результатов опроса предложены рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации учителей английского языка.

Ключевые слова и фразы: повышение квалификации; учитель английского языка; профессиональное развитие; образовательный стандарт; профессиональный стандарт; компетентность; опрос.

Стрекалова Наталия Анатольевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Утверждение и вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) сначала начального образования в 2009 году, а затем и среднего (полного) общего образования в 2012 году привели к кардинальным изменениям в системе школьного образования. ФГОС - принципиально новый для школы документ, поскольку включает:

1) новую цель - развитие личности на основе универсальных учебных действий;

2) новое содержание образования, которое предусматривает:

а) переход на системно-деятельностный подход в обучении;

б) возрождение воспитательной работы с целью воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского

Педагогические науки

209

становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу [2];

в) ориентацию на желания и потребности учащихся и родителей, уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, кружков, курсов [3];

г) информатизацию образовательного процесса;

д) усиление внеурочной деятельности;

3) новые результаты. Стандарты устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

- личностным;

- метапредметным;

- предметным [2];

4) новые технологии и средства обучения (применение компьютерных, информационно-коммуникационных, телекоммуникационных технологий, выполнение различных проектов, исследовательских заданий, поощрение работы в парах и мобильных группах, создание учебных ситуаций);

5) новые механизмы оценивания.

Кроме того, утверждение новых ФГОС повлекло за собой изменение квалификационных требований, предъявляемых к должности педагогического работника в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также разработку профессионального стандарта педагога.

Согласно ФГОС, современный учитель должен обладать следующими компетентностями:

- нормативно-правовая;

- психолого-педагогическая;

- информационно-коммуникационно-технологическая;

- методическая;

- предметная.

Постоянное профессиональное развитие обусловлено не только необходимостью, вызванной внедрением новых стандартов образования, но и положением Закона об образовании, которое требует от педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень (ст. 47, п. 7), а также проходить аттестацию один раз в пять лет (ст. 48, п. 2) [1].

В настоящее время, наряду с традиционными формами повышения квалификации, такими как семинары, краткосрочные курсы, конференции, посещение открытых уроков, участие в научно-методических советах, внедряются новые, такие как участие в ассоциациях, стажировки за границей, дистанционные курсы, наставничество, сдача международных экзаменов и т.д. Процесс перехода к новому зачастую является проблематичным и вызывает множество вопросов, поэтому мы решили провести исследование с целью выяснить, как в настоящее время учителя английского языка повышают свою профессиональную квалификацию и как бы они хотели профессионально совершенствоваться.

В исследовании приняли участие 56 учителей английского языка Республики Коми, из них 41 учитель общеобразовательных школ, 13 преподавателей средне-специальных учебных заведений и 1 преподаватель высшего учебного заведения. Опрос проводился на курсах повышения квалификации. Учителям было предложено ответить на ряд вопросов относительно повышения квалификации, а именно: сроков, тематики, необходимости и форм ее проведения.

В результате опроса были выявлены следующие моменты:

1. Несмотря на то, что 50% учителей решили обучиться на данных курсах с целью получения сертификата о повышении квалификации, 71% учителей заинтересовался тематикой программы курсов, и 93% опрошенных учителей хотели узнать о новых тенденциях, формах, технологиях обучения английскому языку.

2. 77% учителей считают, что повышение квалификации необходимо для профессионального роста.

3. 40% учителей считают, что повышение квалификации необходимо осуществлять не реже одного раза в год.

4. Наибольший интерес учителя проявляют к изучению тем, связанных с методикой преподавания английского языка (78%), а также с применением компьютерных технологий в учебном процессе (57%).

5. Чаще всего учителя сталкиваются с такими формами повышения квалификации, как посещение открытых занятий других учителей (73%), краткосрочные курсы (66%), научно-методические семинары (57%), дистанционные курсы (52%).

6. 50% учителей английского языка хотели бы повышать свою профессиональную квалификацию, стажируясь за границей, а также посредством сдачи международных экзаменов и поездок в тематические языковые лагеря.

7. 50% не знают о существовании ассоциаций преподавателей английского языка, таких как TESOL (Международная ассоциация учителей английского языка как иностранного) и KomELTA (Ассоциация преподавателей английского языка Республики Коми).

8. 70% опрошенных учителей не знают о существовании MOOC (массовых открытых онлайн-курсов).

9. 68% учителей не знают о программах грантов, предоставляемых учителям английского языка.

На основе полученных данных мы сделали следующие выводы относительно системы повышения квалификации учителей английского языка в Республике Коми.

1. Учителя понимают необходимость повышения квалификации не реже одного раза в год, причем не только с целью получения сертификата, что необходимо для успешного прохождения аттестации, но и с целью постоянного профессионального развития.

2. Чаще всего они используют доступные, не требующие больших финансовых вложений, не занимающие большого количества времени формы повышения квалификации.

3. Учителя недостаточно информированы о новых формах повышения квалификации, о возможностях, предоставляемых программами грантов.

4. Они мало контактируют с коллегами из других регионов и стран, мало знакомы с современными мировыми технологиями преподавания английского языка как иностранного.

На основе сделанных выводов мы предлагаем рекомендации по модернизации системы повышения квалификации.

1. Наряду с самыми актуальными для учителей темами, такими как современные технологии преподавания английского языка и применение компьютерных технологий в обучении, необходимо знакомить их с темами, отражающими тенденции современного образования, в частности с менеджментом в образовании, психологией общения с современными учениками и родителями.

2. Необходимо повышать информированность учителей о возможности повышения квалификации посредством стажировок за границей, сдачи международных экзаменов, участия в тематических языковых лагерях, обучения на массовых открытых онлайн-курсах, участия в программах грантов.

3. Необходимо усилить профессиональные связи с учителями из других регионов посредством участия в региональных, национальных и международных ассоциациях учителей английского языка, в конференциях различных уровней.

Итак, для успешной педагогической деятельности в современных условиях перехода на новые стандарты образования учителю английского языка необходимо постоянно повышать уровень своего профессионального развития. Система повышения квалификации в настоящее время также модернизируется. В постоянном диалоге педагогов-практиков и лингводидактов-теоретиков возможно становление новой системы повышения квалификации, при которой профессиональное развитие учителей английского языка будет постоянным, доступным, адекватным и отвечающим современным требованиям.

Список источников

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012 г.). URL: https://duma.consultantru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 16.08.2017).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2012 г. № 413 // Российская газета. 2012. 12 июня. URL: http://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 16.08.2017).

3. Цепелева Е. В. Стандарты 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию (начальная школа) [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/2831--q-2004-q.html (дата обращения: 15.07.2017).

IMPROVING THE SYSTEM OF ENGLISH TEACHERS' ADVANCED TRAINING (BY THE EXAMPLE OF THE KOMI REPUBLIC)

Strekalova Nataliya Anatol'evna

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin natastrekalova22@mail. ru

The article examines the problem of improving the system of teachers' advanced training in the context of the Russian school system transformation. The results of the survey conducted in the courses for the English language teachers' advanced training in the Komi Republic are presented. The survey has made it possible to find out their opinion on the modern system of professional development. Based on the analysis of the survey results, recommendations are proposed for improving the system of the English teachers' advanced training.

Key words and phrases: advanced training; English teacher; professional development; educational standard; professional standard; competence; survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.