Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки и аттестации научно педагогических кадров'

Совершенствование системы подготовки и аттестации научно педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
325
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАК / ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ / СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК / ДОКТОРА НАУК / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ И ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТОВ / РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ / HIGHER ATTESTATION COMMISSION / CRITERIA OF ACTIVITIES OF THE HAC / EXPERT COUNCIL / COUNCIL ON THESIS FOR THE RESEARCH DEGREES OF CANDIDATE OF SCIENCES AND DOCTOR / PROCEDURE OF THE FORMATION OF EXPERT AND DISSERTATION COUNCILS / CONSIDERATION OF APPEALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аникеев Алексей Алексеевич

В статье анализируются основные нормативные документы Высшей аттестационной комиссии за 2011-2014 гг., регламентирующие порядок подачи, предварительного рассмотрения и защиты кандидатских и докторских диссертаций, присуждения и лишения ученой степени кандидата и доктора наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аникеев Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of the training and certification of the teaching staff

The paper analyzes the main regulations of the Higher Attestation Commission for the period of 2011-2014 on the procedure for submission, preliminary consideration and protection of theses, the awarding and the deprivation of research degrees of Candidate of Science and Doctor.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки и аттестации научно педагогических кадров»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аникеев

Алексей Алексеевич

Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института повышения квалификации научно-педагогических кадров СевероКавказского федерального университета

e-mail: [email protected]

Alexey A. Anikeev

Doctor of Historical Sciences, professor, leading research specialist of the Institute of retraining of scientific and pedagogical staff of North Caucasus Federal University

e-mail: [email protected] УДК 001.1.:378.2

Совершенствование системы подготовки и аттестации научно педагогических кадров

Improving of the training and certification of the teaching staff

В статье анализируются основные нормативные документы Высшей аттестационной комиссии за 2011-2014 гг., регламентирующие порядок подачи, предварительного рассмотрения и защиты кандидатских и докторских диссертаций, присуждения и лишения ученой степени кандидата и доктора наук.

Ключевые слова и словосочетания: Высшая аттестационная комиссия, критерии деятельности ВАК, экспертный совет, совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук, порядок формирования экспертных и диссертационных советов, рассмотрение апелляций.

The paper analyzes the main regulations of the Higher Attestation Commission for the period of 2011-2014 on the procedure for submission, preliminary consideration and protection of theses, the awarding and the deprivation of research degrees of Candidate of Science and Doctor.

Key words and word combinations: Higher Attestation Commission, criteria of activities of the HAC, expert council, council on thesis for the research degrees of Candidate of Sciences and Doctor, procedure of the formation of expert and dissertation councils, consideration of appeals.

Проблемы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников исследовали А.И. Введенский, Г.Г. Крючевский, Е.В. Соболева, В.А. Тишков, А.Н. Якушев и другие. Они раскрыли эволюцию подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России и зарубежных странах до последней четверти ХХ столетия. Однако в конце ХХ-начале XXI вв. в этой сфере произошли серьезные изменения, вызванные развитием новых технологий, Болонским процессом и другими факторами.

Цель данной статьи, опираясь на Закон об образовании Российской Федерации 2012 г. и новые нормативные акты ВАК, а также опыт отечественных и зарубежных вузов, раскрыть современные требования к подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций.

В 2011-2012 гг. в системе подготовки и аттестации кандидатов и докторов наук были обнаружены серьезные нарушения при написании и защите диссертаций. Широкие заимствования научных материалов без ссылки на источники (плагиат), завышение количества опубликованных статей в Перечне ведущих рецензируемых журналов и изданий, несоответствие тем диссертаций базовому профессиональному образованию соискателей, слабая информированность научной общественности о результатах исследования и отсутствие глубокой аргументации новизны итогов исследования - всё это потребовало от ВАК лишить целый ряд соискателей ученых степеней и принять решительные меры по совершенствованию системы государственной научной аттестации [1].

За последние два года пересмотрена вся нормативная база по деятельности Высшей Аттестационной

рецензируемых журналов и изданий, несоответствие тем диссертаций базовому профессиональному образованию соискателей, слабая информированность научной общественности о результатах исследования и отсутствие глубокой аргументации новизны итогов исследования - всё это потребовало от ВАК лишить целый ряд соискателей ученых степеней и принять решительные меры по совершенствованию системы государственной научной аттестации [1]. За последние два года пересмотрена вся нормативная база по деятельности ВАК. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 г. не регламентирует деятельность ВАК. Он в статье 10 устанавливает следующие уровни профессионального образования: «высшее образование» - «подготовка кадров высшей квалификации», при этом не разделяется, докторов или кандидатов наук [2, 10]. В статье 108, определяющей программы образования, Закон отмечает в качестве высшей степени основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) [3, 108].

Итак, в соответствии с важнейшим нормативным актом система подготовки и аттестации научных работников рассматривает отдельные, причем без четкой градации, уровни подготовки научно-педагогических работников: аспирантура или докторантура. Это, видимо, результат несоответствия системы научных степеней в нашей стране зарубежным аналогам. (В США, например, высшее профессиональное образование включает академическую степень магистра - 2 года обучения при 15-ти часовой нагрузке и доктора - 2 года обучения при 9-ти часовой академической недельной нагрузке). [8,3, 46-53] Что касается основных принципов деятельности ВАК, то они четко прописаны в «Положении о ВАК»: компетентность, независимость, объективность, открытость, соблюдение норм профессиональной деятельности [4, 3]. Будучи составной частью российского социума с учётом различных интересов его субъектов, конечно, ВАК трудно будет соответствовать вышеозначенным принципам. Но будем надеяться, что это удастся. ВАК превратится в открытую площадку научных дискуссий.

Новая редакция «Положения об экспертном совете» не только повышает его роль в аттестации диссертационных работ, но и дает новые рычаги для объективных и независимых решений. Повышаются требования к членам экспертных советов, которые формируются из числа ученых и специалистов, имеющих за последние 5 лет не менее 10 публикаций в рецензируемых научных журналах или патентов. Председатели диссертационных советов не могут входить в состав экспертных советов [5, 9]. Имевшие место ранее такие совмещения, как известно, повлекли негативные последствия. Ключевое значение в системе нормативных документов ВАК имеет новая редакция «Положения о присуждении ученых степеней» от 24 сентября 2013 г. К соисканию ученой степени кандидата и доктора наук допускаются прежде всего лица, освоившие программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре, а также лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, которые были прикреплены к организации, давшие положительное заключение по данной диссертации и сдавшие кандидатские экзамены без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) [6, 1-2].

«Положение» расширило круг специальностей, по которым соискатель должен иметь базовое профессиональное образование. Если раньше в их число входили только медицинские и ветеринарные науки, то теперь к их числу относятся также и специалисты или магистры по юридическим наукам. Очевидно, что интеграционные процессы в современной науке требуют широкого люфта в выборе выпускников вузов научной специализации. Факты, вскрытые в 2011-2012 гг. показали, что одним из важнейших факторов снижения качества диссертаций в стране было отсутствие у многих соискателей ученых степеней высшего базового профессионального образования, когда выпускник факультета жилищно-коммунального хозяйства с легкостью защищал кандидатскую диссертацию по физике, а затем докторскую - по истории. Всё это явная липа, чему должен быть положен конец. Конечно, защиты по смежным наукам вполне возможны и проводиться они должны на междисциплинарной основе. (Напомним, что в США число «междисциплинарников» уже в 1984 г. составило 16,7 тыс., а в 1985 г. - 15, 7 тыс. человек) [8, 17-20].

Важное место в «Положении о присуждении ученых степеней» занимают критерии, которым должны соответствовать диссертации, выдвинутые на соискание ученых степеней. Приведём дословно определения этих критериев. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалифицированной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны [6, 4].

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой,

в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны [6, 4].

Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку. Пункт 14 подчеркивает обязательность соискателя ссылаться на автора и (или) источники заимствования материалов или отдельных результатов [6, 5]. Проблема борьбы с плагиатом потребовала оборудования университетских библиотек соответствующей аппаратурой, тщательного анализа источниковой базы диссертации на кафедре, диссертационном совете.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях (на доктора наук в области социогуманитарных наук - не менее 15, в остальных областях - не менее 10; на кандидата наук - соответственно: не менее 3 и 2 публикаций) [6, 5]. Как видим, основные принципы оценки диссертационных работ, направленные на постановку авторами крупных теоретических и практически значимых проблем для политического, социально-экономического, культурного или хозяйственного развития, остались в основном без изменений. Но повышены требования к самостоятельности авторов в написании диссертации, к содержанию новых научных результатов и к практическому использованию полученных итогов. Если касаться требования к публикации основных научных результатов диссертаций в рецензируемых научных изданиях, введенного ВАКом с середины 2000-х гг., то теперь «Положение» чётко устанавливает их количество в зависимости от научной области. Возможно, что в число реферируемых журналов следует включить издания РИНЦ.

Новое «Положение о порядке присуждения ученых степеней» усложняет порядок и процедуру представления и защиты диссертации. Особая ответственность при этом возлагается на организацию, где выполнялась работа. «В заключении организации, - гласит документ, - отражается личное участие соискателя ученой степени в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов проведенных соискателем ученой степени исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя ученой степени, научная специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложенных материалов в работах, опубликованных соискателем ученой степени» [6, 6].

Что касается процедуры принятия диссертации к защите диссертационным советом, то теперь обязательным условием является размещение соискателем полного текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети «Интернет» [6, 7].

Кроме того, при принятии к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук диссертационный совет не позднее чем за 3 месяца до дня защиты, а при принятии к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук - не позднее чем за 2 месяца до дня защиты представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации для размещения на официальном сайте Комиссии в сети «Интернет» текст объявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) соискателя ученой степени, название темы представленной к защите диссертации, шифры и наименования научных специальностей и отрасли наук (в соответствии с номенклатурой), по которым выполнена диссертация, наименование и адрес организации, на базе которой создан данный диссертационный совет, ссылка на официальный сайт организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети «Интернет», где соискателем ученой степени размещен полный текст диссертации, предполагаемая дата защиты диссертации, а также отзывы научных руководителей или научных консультантов соискателя ученой степени и автореферат диссертации [6, 19].

«Положение» также предусматривает, что полный текст диссертации должен быть доступен для ознакомления по указанной ссылке для любых лиц до истечения 7 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и до истечения 9 месяцев - со дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук, указанной в объявлении о защите. Наличие в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации, является основанием для отказа в приёме диссертации к защите. Такая диссертация размещается сроком на 10 лет со дня принятия Министерством соответствующего решения на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в котором проходила защита, в сети «Интернет» с указанием причины принятия Министерством такого решения [6, 15].

Объявление о защите должно быть доступно для любых лиц в течение 5 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и в течение 8 месяцев - с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Очевидно, что новая процедура представления диссертаций к защите заметно повысит гласность аттестации, информирование широкого

круга научной общественности о новых диссертациях и их авторах, позволит активнее участвовать в этом процессе представителям разных организаций, территорий и специальностей. Эта мера своевременная, так как негативный опыт прошлых десятилетий показывал стремление некоторых соискателей представить к защите свою диссертацию в совет, далекий от изучаемой проблемы и географически, и тематически, и в кадровом отношении. Например, некоторые диссертации по истории Северного Кавказа защищались не только в регионе или в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в других городах, где нет научных школ по данным проблемам.

«Положение о порядке присуждения ученых степеней» 2013 г. фактически содержит новый раздел «Рассмотрение апелляции на решение диссертационного совета», который призвал, с одной стороны, поднять ответственность диссертационных советов за принятие решения о выдаче диплома автору диссертации, а с другой, - оздоровить обстановку в научных коллективах, лишить разного рода завистников возможности «свести счёты» с коллегой в ответственный момент защиты им диссертации. Существенное место в этом разделе занимает 61 пункт, который гласит, что лицо, подавшее апелляцию, и соискатель ученой степени приглашаются на заседание экспертного совета не менее чем за 10 дней до дня заседания.

В случае их неявки экспертный совет переносит заседание по данному вопросу. В случае повторной неявки лица, подавшего апелляцию, и (или) соискателя ученой степени апелляция рассматривается в их отсутствие. По итогам состоявшегося заседания экспертный совет принимает заключение, с учетом которого комиссия принимает рекомендацию по апелляции [6, 23]. Заключительную часть «Положения» занимают разделы о лишении ученых степеней и о восстановлении ученых степеней. Практика 2011-2012 гг., когда за заимствование без ссылок на чужой материал, неточное указание числа публикаций в реферируемых изданиях и другие нарушения несколько десятков соискателей были лишены кандидатских и докторских степеней. Эта практика полезна, и её следует продолжить. При этом увеличен срок давности по отмене решений о присуждении ученых степеней с 3-х до 10 лет. Эта мера, видимо, тоже возымеет свое действие. Хотя имеется еще целый ряд факторов, которые сказываются на качестве диссертационных работ.

Центральное место в связи с этим занимает эффективная деятельность советов по защите диссертаций. Этому посвящен новый документ ВАК - «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» от 13 января 2014 г.

Принятие нового Положения основывается на тщательном изучении деятельности диссертационного совета Д212.154.01, функционировавшего на базе Московского педагогического государственного университета. Комиссия Министерства образования и науки РФ установила, что в совете по специальности «Отечественная история» в период с 2007 по 2011 гг. было защищено 44 диссертации на соискание ученой степени доктора наук и 190 - на соискание ученой степени кандидата наук. Причем из 25 проанализированных диссертаций авторы 24-х указали в авторефератах несуществующие публикации. В ходе проверки выявлены 22 диссертации, по которым получены опровержения от организаций, что они выступали в роли ведущей организации или в роли организации, в которой выполнялась диссертация. Согласно официальному заключению РГБ, ни одна из 7 проверенных диссертаций не может считаться оригинальной, самостоятельно написанной работой, т.к. некорректные заимствования материалов составляли от 13,2% до 87,4% от общего объема текста [11, 34].

В связи с вышеназванными нарушениями приняты жесткие административные меры не только в отношении совета Д212.154.01, но и многих других. Из трех тысяч диссертационных советов закрыта практически половина.Что же нового предлагает ВАК в деятельности диссертационных советов в соответствии с «Положением» от 13 января 2014 г.? Среди функций советов по определению соответствия представленных на соискание ученых степеней диссертаций критериям, установленным Положением о присуждении ученых степеней и присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук, теперь на советы возложена задача давать дополнительное заключение по диссертациям, защита которых проводилась в других советах, давать заключение о результатах рассмотрения апелляций по вопросам присуждения ученых степеней в части нарушения порядка представления к защите и защиты диссертации и др. [7, 1-2].

В соответствии с рекомендациями участников дискуссии о «липовых» диссертациях новое Положение обязывает организацию, где создан диссовет, обеспечивать затраты соискателя на размещение полного текста диссертации на сайте учреждения, а также остальные расходы, связанные с защитой работы. Пункт 6.1. гласит: «Возмещение расходов, связанных с рассмотрением и защитой диссертации за счет соискателей ученой степени недопустимо». И далее: «Расходы, связанные с участием официальных оппонентов в работе диссертационного совета, несёт организация, на базе которой создан диссертационный совет» [7, 2].

Полагаю, что это своевременное решение, которое позволит аспирантам и докторантам больше работать над качеством диссертации, а не над финансовым обеспечением защиты.

Сохранилось прежнее положение, что члены диссертационного совета выполняют свои обязанности на общественных началах. Правда, в ряде вузов председателю, заместителям и ученому секретарю снижается учебная нагрузка. Повышаются требования при создании диссертационных советов. В ходатайстве в ВАК об открытии совета теперь прилагаются сведения о научно-технических программах, научных исследованиях, грантах за 5 лет, а также списки публикаций всех членов совета в реферируемых изданиях и РИНЦ за этот срок. Установлено количество специальностей в совете - не менее двух, а число докторов наук по каждой специальности - семь. Пункт 18 «Положения» определяет, что диссертационный совет работает в условиях гласности и способствует созданию благоприятных условий для защиты соискателем ученой степени подготовленной им диссертации. Соискателю предоставляется возможность знакомиться с имеющимися в диссертационном совете материалами, касающимися защиты диссертации, получать квалифицированную помощь членов диссертационного совета по вопросам, связанным с защитой диссертации [7, 6].

Решение диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени кандидата или доктора наук считается положительным, если за него проголосовало не менее двух третей диссовета, участвовавших в заседании. Практика последних лет породила фиксирование членов диссертационных советов не только в стенограмме, но и в аудиовидеозаписи. Конечно, это налагает на членов и руководителей диссертационных советов дополнительную ответственность, требует большей организованности и самоотдачи. Количество защит диссертаций на одном заседании совета, как и ранее, ограничено одной защитой, а число заседаний в течение дня ограничено четырьмя. «Положение» не выдвигает новых требований к заключению диссертационного совета о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук. Как правило, это плод творчества ученого секретаря совета и научного руководителя (консультанта). Хотя этот пункт, может быть, следовало углубить и сделать акцент на личном участии соискателя в написании диссертации, оригинальности источников и экспериментов, положенных в её основу, новизне и практической значимости результатов. Таковы основные новые требования Высшей Аттестационной Комиссии к аттестации научных и научно-педагогических кадров. Очевидно, что они положат конец тем грубым нарушениям, которые выявились в последние годы, повысят уровень диссертации как главного носителя научной мысли, а также ускорят развитие всей российской науки. Будем надеяться, что эти меры положат конец современной российской научно-политической моде, где, - по словам зам. директора Института проблем передачи информации РАН М. Гельфанда, - главным трендом является «ношение» ученой степени, а модный научный бантик называется «кандидат», а лучше «доктор», не важно каких наук [3].

Надеемся также, что эти меры не воздвигнут непреодолимую стену у творческих и пытливых молодых людей, которыми богата Россия, а дадут им возможность достойно завершать научные поиски, которые иногда начинаются на школьной скамье. И здесь важно итоговую аттестацию ученых теснее увязать с системой университетского обучения, развития в ней исследовательских форм, учета российских и зарубежных традиций и материального стимулирования труда ученых. По словам нового Председателя ВАК В.М. Филиппова: «Главное - преподаватели» [9, 48]. Забота о сохранении и приумножении корпуса ученых, повышении уровня их квалификации была и остается задачей государственного значения.

Библиографический список:

1. Дружников А. Переписавшие историю // Сетевое издание «Интерфакс-Россия». - URL: http:// www.mterfax-russia.ru/Moscow/viewasp?id378286 (дата обращения: 01.02.2013).

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

3. Новая газета. № 48 от 8 мая 2013 г.

4. Положение о ВАК при Министерстве образования и науки РФ от 23 сентября 2013 г. № 836.

5. Положение об экспертном совете ВАК при Министерстве образования и науки РФ от 25 декабря 2013г.

6. Положение о присуждении ученых степеней от 24 сентября 2013 г.

7. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук от 13января 2014 г. № 7.

8. Тишков В.А. История и историки в США. М.: Наука, 1985.

9. Филиппов В.М. Главное - преподаватели // Огонёк. № 32 от 12.08.14.

10. Чикижев А. Поймай, если сможешь. Борьба с плагиатом становится модным трендом // Огонёк. № 7 от 25 февраля 2013 г. С. 36.

11. Эксклюзив. Жулики в науке. Доклад работы Комиссии по «липовым» диссертациям в МГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.