Научная статья на тему 'Совершенствование системы платежей за землю в республике Казахстан'

Совершенствование системы платежей за землю в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курманова Г. К.

Land taxation principles in Republic of Kazakhstan have been developed under the conditions when there was no land market, even nowadays it is too narrow, involving only small plots in private property and those owned by some organizations in cities and settlements. Under the current circumstances the tax level fixed by the state laws does not always take into account real value of the lands and therefore the system of chargeable land use does not cope with its main functions, i.e. fiscal and efficient land use regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LAND PAYMENT SYSTEM IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Land taxation principles in Republic of Kazakhstan have been developed under the conditions when there was no land market, even nowadays it is too narrow, involving only small plots in private property and those owned by some organizations in cities and settlements. Under the current circumstances the tax level fixed by the state laws does not always take into account real value of the lands and therefore the system of chargeable land use does not cope with its main functions, i.e. fiscal and efficient land use regulation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы платежей за землю в республике Казахстан»

УДК 65.9(2)240 Г.К. Курманова

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Астана

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

G.K. Kurmanova

S. Seyfullina Kazakh Agrotechnical University Astana

IMPROVEMENT OF LAND PAYMENT SYSTEM IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Land taxation principles in Republic of Kazakhstan have been developed under the conditions when there was no land market, even nowadays it is too narrow, involving only small plots in private property and those owned by some organizations in cities and settlements. Under the current circumstances the tax level fixed by the state laws does not always take into account real value of the lands and therefore the system of chargeable land use does not cope with its main functions, i.e. fiscal and efficient land use regulation.

Мировая практика свидетельствует о том, что включение земли в экономический оборот является важным и постоянным источником поступления средств в бюджет. Поэтому во многих странах эти средства распределяются на ежегодное финансирование расходов на образование, создание инфраструктуры населенных пунктов, охрану почв, ведение земельного кадастра и др.

В республике принципы налогообложения земель складывались в условиях отсутствия рыночного оборота земельных участков, который и в настоящее время развит лишь в части небольших по площади участков граждан и организаций в городах и сельских населенных пунктах. В этих условиях уровень налогообложения, установленный законодательством страны, не всегда учитывает реальную ценность земель и, как следствие, система платного пользования земли не выполняет в должной мере свои главные функции - фискальную и регулирующую рациональное землепользование.

Анализ уплаты земельного налога за период с 2002-2006 годы по данным Налогового комитета Министерства финансов РК показывает, что общая сумма поступления земельного налога в целом по республике из года в год повышается (табл. 1). Наибольший удельный вес в структуре поступления земельного налога занимает г. Алматы (18,6 %).

Таблица 1. Сведения о поступлении земельного налога за 2002-2006 годы

Наименование города 2002 2003 2004 2005 2006

г. Астана 401,1 354.4 440,8 460,4 629,3

г. Алматы 672,5 665.9 870.1 1 104.3 1 489.7

Всего по республике 5 386.6 5 496.8 5 940.8 6 902.9 7 991.4

В структуре поступления земельного налога свыше 86.1 % приходится на земли населенных пунктов. Платежи на земли промышленности сократились с 34.4 % в 2002 году до 12.6 %; за земли сельскохозяйственного назначения соответственно с 3 % до 1.3 %.

Земли с\х назначения выкупаются у государства по кадастровой стоимости. По состоянию на 1 ноября 2007 года всего в республике государством продано 499.4 тыс. га земель с\х назначения, стоимостью 10.2 млрд. тенге, в том числе гражданам республики - 14,0 тыс. участков на площади 269.3 тыс. га, стоимостью 7.3 млрд. тенге; юридическим лицам -539 земельных участков, площадью 230.1 тыс. га на сумму 2.9 млрд. тенге.

Наибольшее количество проданных земель приходится на Алматинскую область - 306.1 тыс. га. В других областях темпы продажи земель значительно ниже, они колеблются от 5 до 30 тыс. га.

По-моему мнению, развитие рынка земель с \х назначения сдерживается по причине завышенной базовой ставки на с \х угодий за 1 га. В связи с этим, предлагается произвести перерасчет базовых ставок с учетом введения поправочного коэффициента, учитывающего плодородие почв. Известно, что данные бонитировки почв не соответствуют действительности, по данным Агентства РК по управлению земельными ресурсами фактически оно ниже в среднем от 15-30 %. Получение объективной стоимости земель с\х назначения с учетом истинного плодородия, несомненно, положительно скажется на развитии рынка этих земель, и, следовательно, на пополнении бюджета республики за счет их продажи.

© Г.К. Курманова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.