Научная статья на тему 'Совершенствование системы охраны и надзора как одно из направлений реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Совершенствование системы охраны и надзора как одно из направлений реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы охраны и надзора как одно из направлений реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

Вполне естественно, что человек просматривает результаты поиска с начала, а не с конца. Поэтому вероятность перехода пользователя по ссылкам с первой страницы выдачи результатов поискового запроса очень высока, так как высока вероятность получения нужной информации. Это значит, что после просмотра первой страницы с результатами запроса пользователь найдет нужную ему информацию и в дальнейших услугах поисковой системы по этому запросу перестанет нуждаться. Отсюда вывод: интернет-ресурс станет посещаемым только тогда, когда ссылки на него будут находиться на первых страницах выдачи результатов поисковой машиной. Максимум, к которому следует стремиться, - это выдача по одному или нескольким поисковым запросам, направленным на целевую аудиторию, ссылки на ваш ресурс на первой странице «поисковика».

Самое элементарное, что можно сделать для внешней оптимизации сайта, это зарегистрировать его в крупных (например, http://top.mail.ru/add), мест-

ных (например, для Брянской области http://yansk.ru/webmaster/) интернет-каталогах и поисковых системах (например, http://webmaster.yandex.ru/). Крайне важно установить счетчик посещений (например, http://www.liveinternet.ru/add). Чем раньше это сделать, тем быстрее ресурс будет индексирован поисковыми машинами, его информация станет доступна пользователям и он начнет поднимать свой индекс доверия у поисковых машин. Ускорить этот процесс может распространение информации об открытии сайта в местных популярных интернет-изданиях с большой аудиторией, а также размещение ваших материалов на них со ссылкой цитирования, размещение баннеров и т. д.

Стоит отметить, что также необходима минимальная поисковая оптимизация интернет-ресуров территориальных органов, функционирующих на программноаппаратной платформе интернет-портала ФСИН России, так как это позволит привлечь на сайты дополнительную целевую региональную аудиторию. ф

Полковник внутренней службы В. Н. КОТЛЯР,

доцент кафедры организации режима и надзора в уИС Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук

совершенствование системы охраны и надзора как одно из направлений реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года

Модернизация Российской системы исполнения наказаний предусмотренная Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, невозможна без ее перехода к современному высокотехнологичному обеспечению, повышения интенсивности и эффективности работы персо-

нала. Объединение многотысячного коллектива службы исполнения наказаний единой целью, желанием ее достижения -залог нашего успеха, нашей способности добиться эффективной и качественной реализации намеченных планов строительства нового государственного института исполнения наказаний, соответствующего современным условиям развития общества [1].

Одним из приоритетных направлений служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в условиях перехода на новую систему исправительных учреждений является выполнение задач по обеспечению надзора, надежной охраны объектов, недопущению побегов из-под охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Для решения этих задач необходимо: повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, улучшения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и условий несения службы;

создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;

введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.);

повышение уровня организации специальных перевозок путем оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с государственными органами и организациями, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

использование спутниковых систем глобального позиционирования для отслеживания передвижений специальных автомобилей и вагонов для перевозки осужденных, оборудование транспорта современными средствами видеонаблюдения и связи;

перевод подразделений охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с оптимизацией численности персонала;

поэтапная замена специальных вагонов моделями новой конструкции, обновление технических средств охраны, надзора и средств связи, установленных на специальных транспортных средствах [2].

В рамках реализации Концепции в декабре 2010 года директором ФСИН России утверждены Концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года и план по ее реализации, которые предусматривают совершенствование инженерно-технического оснащения охраняемых объектов с активным использованием достижений современных технологий и оптимизацию на этой основе численности персонала подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений УИС, приведение служебной нагрузки на личный состав в соответствие с требованиями действующего законодательства.

С учетом происходящих изменений структуры, типов и количества учреждений, видов режима отбывания наказания,

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

подходов к организации работы с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года определены основные направления данного процесса, а именно: уточнение объемов служебных задач по охране в условиях реформирования УИС; модернизация инженерно-технического оснащения охраняемых объектов; переход на прогрессивные способы охраны учреждений, создание условий для качественного выполнения служебных задач; реорганизация структуры подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений, совершенствование профессиональной подготовки персонала; совершенствование системы управления и ведомственного контроля за деятельностью подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений [3].

В условиях реформирования задачами службы охраны являются:

охрана периметров учреждений УИС и расположенных на их территории объектов. Вооруженной охраной обеспечиваются: тюрьмы общего, усиленного и особого режимов; воспитательные центры; лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения для оказания медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым; следственные изоляторы;

обеспечение пропускного режима; встречное конвоирование по автомобильным маршрутам на обменные пункты (с обменных пунктов);

экстренное конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в период лечения в учреждениях государственных и муниципальных органов здравоохранения.

В рамках модернизации инженернотехнического оборудования учреждений УИС проводится масштабная реконструкция запретных зон охраняемых

объектов, контрольно-пропускных пунктов, ряда режимных зданий и помещений. Вместо множества различных ограждений, которые по своему качеству и техническим характеристикам не соответствуют современным требованиям, повсеместно планируется возведение двух ограждений (основного и предупредительного), значительно отличающихся от предыдущих, как по высоте, так и материалам исполнения.

Основное ограждение охраняемого объекта выполняется из монолитного железобетона высотой шесть метров, оборудуется по верху козырьком типа «бочка», исключающим возможность зацепа за него подручных средств.

Предупредительное ограждение устанавливается со стороны внутренней территории объекта и представляет собой оцинкованную сетку высотой пять с половиной метров с учетом наклонного козырька, оборудованного по верху ограждения армированной колючей лентой. Это ограждение планируется оснастить различными датчиками и видеокамерами с высокой разрешающей способностью, фиксирующими попытки приближения к нему [4].

Запретная зона перекрывается несколькими непрерывными рубежами обнаружения, которые образуются датчиками различного принципа действия, системами видеонаблюдения и тревожной сигнализации. Пространство между ограждениями запретной зоны, полосы местности на подступах к ограждениям устраиваются с твердым покрытием и шириной, позволяющей использовать малогабаритные транспортные средства для обеспечения движения по ней резервных групп.

Изменения вносятся в нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность ФСИН России. Принято решение отказаться от понятия «линия охра-

ны» введя вместо него универсальное для силовых структур понятие «границы поста». Границами поста резервной группы являются: внутренняя - по линии предупредительного ограждения, внешняя - по линии основного ограждения. При этом изменится порядок применения оружия сотрудниками дежурной смены (караула). Приближение к границам поста дает резервной группе дежурной смены право принимать меры профилактического (предупредительного) характера, пересечение границ поста - применять по нарушителю оружие на поражение.

На вооружение подразделений охраны уже поступают малогабаритные транспортные средства для обеспечения действий резервных групп.

Для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, применяются специальные автомобили, оснащенные системами Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и видеонаблюдения. Использование ГЛОНАСС на спецтранспорте УИС повышает надёжность охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, уровень дисциплины сотрудников, несущих службу в карауле, законность при выполнении служебных задач, обеспечивает соблюдение защиты прав и законных интересов сотрудников, а также осужденных и лиц, содержащихся под стражей, появляется возможность немедленного реагирования на поступление сигнала «Тревога».

Спутниковая навигационная система позволяет отслеживать реальное местоположение спецтранспорта, соблюдение установленного маршрута движения, скоростного режима, длительность стоянок, отсутствие незапланированных остановок в пути следования и других чрезвычайных происшествий, учитывать пробег спецавтомобилей и расход топлива.

Кроме того, использование возможностей ГЛОНАСС направлено на обеспече-

ние надзора за осужденными, приговоренными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, позволяет контролировать сотрудников, осуществляющих надзор и охрану в учреждениях УИС, помогает контролировать вышедших на свободу особо опасных преступников и разыскать лиц, уклоняющихся от наказания. Подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, и осужденные носят специальные электронные браслеты, с помощью которых можно отследить их местоположение и перемещение. Данные устройства нельзя снять или перепрограммировать. Информация о каждом шаге контролируемых лиц с помощью ГЛОНАСС передается на мониторы дежурных частей. В случае нарушения установленного режима соответствующий сигнал передается в дежурную часть. Действия вышеуказанных граждан находятся под постоянным контролем, но сами они не изолируются от общества [5].

Контрольно-пропускные пункты (КПП) для пропуска людей модернизируются системами контроля и управления доступом с функцией идентификации личности. Для усиления работы по профилактике проникновения на территорию учреждений запрещенных предметов в дополнение к стационарным металлодетекторам на КПП предусматривается установка рентгеноскопов для досмотра личных вещей и ручной клади проходящих.

В учреждениях УИС досмотр транспортных средств и грузов будет осуществляться не на открытых контрольных площадках, а в шлюзах, оснащенных средствами видеонаблюдения. На подступах к шлюзам предусматривается устройство автоматических противотаранных заграждений. При осуществлении досмотра кроме обычных инструментов будут применяться портативные средства видеодосмотра, позволяющие обеспечивать

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

детальное обследование трудно просматриваемых мест.

Модернизация комплекса инженернотехнических средств охраны и надзора (ИТСОН) позволит создать условия для оптимизации объемов службы и численности подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений УИС и их объектов, изменить тактику действий при выполнении задач по охране и надзору. Внедрение интегрированных систем безопасности, разработанных на основе передовых технологий, обеспечит осуществление постоянного контроля не только за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и за качеством выполнения задач персоналом учреждений. Интегрированная система безопасности включает в себя две взаимосвязанные подсистемы: охрана периметра и обеспечение безопасности на внутренней территории. При этом вся информация передается на центральный пост технического контроля и видеонаблюдения, что позволяет оперативному дежурному по учреждению осуществлять руководство дежурной сменой [4].

Оборудование периметров охраняемых объектов по указанному выше образцу позволяет отказаться от выставления часовых на наблюдательных вышках и перейти на способ охраны путем оперативного дежурства резервной группы, которая будет представлять собой вооруженное огнестрельным оружием подразделение, организационно входящее в состав дежурной смены учреждения. Отказ от применения караульных собак на периметрах учреждений приведет к сокращению их поголовья и затрат на содержание. Основные усилия будут сосредоточены на подготовке розыскных и специальных собак для поиска наркотиков, оружия, взрывчатых веществ.

Переход на прогрессивные способы несения службы позволит оптимизиро-

вать численность персонала, реорганизовать подразделения охраны, надзора и режима. На базе отделов режима, надзора и охраны в учреждениях будут созданы отделы режима, организационно состоящие из группы управления, отделения надзора, отделения охраны, кинологического отделения (группы), что решит существующие сегодня проблемы взаимодействия служб, обеспечивающих безопасность в учреждениях УИС. Создание аналогичных структур предусматривается и в управлениях территориальных органов ФСИН России

Профессиональная подготовка персонала охраны претерпит существенные изменения. В учебных заведениях ФСИН России планируется введение новой специализации, предусматривающей подготовку сотрудников для выполнения задач как по надзору за спецконтинген-том, так и по охране объектов, разработка программы подготовки курсантов и слушателей по данной специализации. Подлежат переработке программы подготовки рядового, младшего и старшего начальствующего состава подразделений режима и охраны. В учреждениях предусматривается строительство и оборудование объектов учебно-материальной базы, в том числе городков и классов служебной подготовки, спортивных городков и тиров [3].

Предусмотренные выше меры по реформированию охраны направлены на устранение существующих недостатков и проблем, что, в свою очередь, позволит обеспечить качественное решение главных ее задач- недопущение побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надежную защиту учреждений УИС от источников опасности.

Предпринимаемые меры по реализации положений Концепции приносят положительные результаты. Так, в 2011 году, несмотря на высокий уровень по-

! Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 - 2013 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

беговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, удалось сократить количество побегов из-под охраны на 36,4% (с 11 - в 2010 году до 7 случаев). Не допущено побегов из тюрем, исправительных колоний особого режима, лечебно-исправительных и лечебно -пр о фил актиче ских учреждений, воспитательных колоний. В полном объеме выполнены задачи конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей. По установленным маршрутам за год перемещено около 2 млн человек. В ходе выполнения служебных задач сотрудниками специальных подразделений по конвоированию не допущено побегов конвоируемых лиц, преступлений и грубых нарушений правил несения службы. Предотвращена одна попытка побега подследственного «на рывок», отражены четыре нападения конвоируемых лиц на сотрудников караулов.

В то же время не снижается уровень побегов из-под надзора. В расчете на тысячу осужденных, находящихся под надзором, он возрос на 6,3%. Причины и условия совершения побегов не меняются годами. Практически все они допускаются по причине отсутствия контроля, самоуспокоенности руководителей и сотрудников при несении службы, а также в результате отсутствия упреждающей информации и низкой результативности профилактической работы [1].

Качественное улучшение надежности охраны достигнуто, прежде всего, за счет профилактики побегов, предотвращения преступных деяний осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на ранней стадии, оборудования периметров ох-

раняемых объектов современными инженерно-техническими средствами охраны, оптимизации системы и способов охраны, улучшения качества профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны, создания надлежащих условий для несения службы и отдыха.

В 2012 году предстоит завершить первый этап реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Анализ показывает, что сделано немало. Более того, создан определенный задел для реализации второго этапа. Тем не менее, для выполнения всех задач, предусмотренных первым этапом, потребуется выполнить в короткие сроки огромный объем работ в каждом территориальном органе [1]. ф

1. Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 09.02.2012 г. - М., 2012.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р).

3. Выступление первого заместителя начальника управления охраны и конвоирования ФСИН России на международной научно-практической конференции «Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социальноэкономическое обеспечение концепции развития УИС до 2020 года».

4. Буц М. А. Мы смотрим в завтра // Преступление и наказание. - М., 2011. № 10. - С. 6-8.

5. Коновалов А. В. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая

модель / под общ. ред. А. А. Реймера. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.