Научная статья на тему 'Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции'

Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корень А.В.

The fast growth of the Russian segment of the World Wide Web brings about radically new types of business activities. The earnings of companies that take advantage of e-commerce opportunities escape taxation because it proves impossible to implement effective tax control. The recommendations put forward in this study are aimed at promoting arrangements for taxation of e-commerce marketeers and strengthening the oversight functions of tax authorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корень А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the tax control system in e-commerce

The fast growth of the Russian segment of the World Wide Web brings about radically new types of business activities. The earnings of companies that take advantage of e-commerce opportunities escape taxation because it proves impossible to implement effective tax control. The recommendations put forward in this study are aimed at promoting arrangements for taxation of e-commerce marketeers and strengthening the oversight functions of tax authorities

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции»

электронное мытарство

совершенствование системы налогового контроля

в сфере электронной коммерции

Российская, налоговая система традиционно является предметом _|всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя

_бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового

Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием

_чёткого механизма налогообложения электронной коммерции

_Не меньшие проблемы создают электронные платёжные

системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые __от любой формы финансового контроля.

Корень А.В.

аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ассистент кафедры «Финансы и налоги»

Отсутствие отлаженной системы налогообложения предпринимательской деятельности в Интернете позволяет легко обходить законодательство и избегать уплаты налогов [3, с.12]. Сверхвысокие темпы роста электронной коммерции в последние годы позволяют делать выводы о постоянно возрастающих потерях бюджета и высоких сложностях осуществления налогового контроля в сети. При этом годовой объём электронной торговли в России оценивается, как правило, более чем в 10 млрд. долл. США, что составляет один процент от ВВП страны. Структурная взаимосвязь этих показателей представлена в табл. 1.

Более того, на основе большинства экспертных оценок, можно говорить о том, что доля розничной электронной торговли уже превысила 1% от совокупного товарооборота страны, а российский рынок Интернет-платежей в 2006 г. имел оборот в 5 млрд. долларов[5]. Тем не менее, проблема налогового регулирования электронной коммерции остаётся неразрешённой.

Основная проблема налогообложения субъектов электронной коммерции сводится к слож-

Таблица 1_

Объёмы электронной торговли в России

(млн. долл.) [5]

Сегмент 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Темпы роста 2005 г., % Темпы роста 2006 г., %

B2C (Продажи товаров и оказание услуг конечному потребителю) 317,5 480,4 662 1020 1500 151 147

B2B (межкорпоративные продажи) 189 316,2 442 1300 6150 294 473

B2G (электронные гос. закупки) 10,8 141 2130 2174 2450 102 112

ИТОГО: 517 937 3233 4494 10100 138 225

ности осуществления налоговых проверок. Решить данную проблему предлагается при помощи уполномоченных регистраторов сайтов — организаций, предоставляющих услуги по аренде адресного пространства в глобальной сети.

Регистратор является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с российским законодательством, поэтому имеет возможность предоставлять информацию о своём клиенте в налоговые органы, что, тем не менее, должно быть закреплено в соответствующей норме Налогового кодекса. При этом для открытия предпринимательского сайта необходимо установить порядок, аналогичный порядку открытия банковского счёта, когда, согласно статье 86 ста-

основная проблема налогообложения субъектов электронной коммерции сводится к сложности

осуществления налоговых проверок

проблемой налогообложения

субъектов электронной

коммерции являются

потенциально высокие

возможности сокрытия

расчётов по операциям

тье НК, когда условием для открытия счёта выступает постановка на учёт в налоговых органах. Кроме того, информация, получаемая от регистраторов, создаст возможность периодического мониторинга наиболее посещаемых страниц.

Важным шагом на пути к совершенствованию налогового контроля в сфере электронной коммерции является необходимость раскрытия информации о владельцах на самом предпринимательском сайте.

Официальный сервер компании, осуществляющей электронную коммерческую деятельность, должен содержать ряд обязательных для контроля реквизитов, таких как номер свидетельства о постановке на налоговый учёт, место физического расположения, ИНН и наименование обслуживающего банка. Данное мероприятие послужит основой для создания вичного реестра субъектов Интернет-ком-рции, что, в свою очередь, способно значительно повысить эффективность налогового контроля, поскольку обеспечит прямую взаимосвязь между конкретными компаниями и коммерческими сайтами.

спомогательным звеном налогового контроля вполне может выступить и конечный потребитель [1, с45]. С одной стороны, покупатели заинтересованы в низких ценах, получаемых за счёт уклонения от налогов, с другой, желают получить определённые гарантии доставки товаров. Известно, что обман при поставках товаров посредством сети происходит довольно часто. Компании, отвечающие признакам надёжности и состоящие на налоговом учёте, по разрешению финансовых органов смогут разместить на сайте специальный удостоверяющий знак, который станет сигналом для потребителя о безопасности покупки. Таким образом, страницы организаций, не состоящих на учёте,

купли-продажи

лишатся значительных значительная масса расчетов

объёмов денежных пос-

туплений и, либо прекра- субъектов электронной тят электронную коммер-

ческую деятельность, либо коммерции с контрагентами

зарегистрируются в уста-

новленном законом поряд- осуществляется платежными

ке. Законность размещения

удостоверяющих знаков системами, данные на сайтах налоговые орга-

ны смогут контролировать о которых недоступны в автоматическом режиме,

а также с помощью инфор- для налоговых органов мации от потребителей.

Отдельной проблемой налогообложения субъектов электронной коммерции являются потенциально высокие возможности сокрытия расчётов по операциям купли-продажи

товаров, оказания услуг [2, с.71]. Если опера- _

ции обычных предприятий налоговые органы смогут проверить, подав запрос в банк, то проверить аналогичным образом электронных предпринимателей практически не

удастся. Дело в том, что значительная масса _

расчетов субъектов электронной коммерции с контрагентами осуществляется через электронные платёжные системы, системы электронных денег либо в наличной форме, данные о которых недоступны для налоговых органов.

Правовая неопределённость систем элект- _

ронных денег и платёжных систем в настоящее время не позволяет создавать механизмы их государственного регулирования, поэтому первоочередным шагом к совершенствованию налогового контроля в этой сфере является внесение поправок, устанавливающих легитимный статус данных систем. Поправки долж- _

ны коснуться 46 главы «Расчёты» Гражданского _

кодекса РФ, федеральных законов №8б-ФЗ

«О Центральном банке Российской Федерации _

(Банке России)», №395-1 «О банках и банковс- _

кой деятельности». _

Тем не менее, несмотря на множество рекомендаций по совершенствованию налогообложения в сфере электронной коммерции, эффек-

государственного

правовая неопределенность тивность налогового контроля

будет различной в зависимос-

_систем электронных денег ти от косвенных факторов,

__таких как вид осуществляе-

и платежных систем мой электронной деятельности, объём выручки, товарный в настоящее время ассортимент и количество

применяемых видов расчётов

_не позволяет создавать [4, с.61]. Поэтому значительно

эффективней использовать механизмы их отдельную методику налогового контроля за предпринимательской деятельностью в потребительском сегменте элект-регулирования ронной коммерции. __Компании розничного сегмента Интернет-торговли в настоящее время обязаны использовать общую, либо упрощённую систему налогообложения, что позволя-занижать суммы налога на прибыль и НДС десятки раз. Тем не менее, более эффектив-й системой налогообложения в розничном сегменте электронной коммерции могла бы стать система единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, поскольку занижение показателей выручки в этом случае теряет своё значение. Методика расчёта единого налога на вмененный доход должна состоять из определения показателей популярности (посещаемости) и товарного ассортимента предпринимательского сайта, на основе которых будет определяться вменённый доход налогоплательщика. Следует отметить, что показатели посещаемости и ассортимента могут оперативно проверяться налоговыми органами. Вместе с тем, доступ к получению таких сведений о предпринимательских сайтах осуществляется без дополнительных затрат на основе статистики ведущих учётных систем: top100.Rambler.ru и Top.Mail.ru.

В настоящее время можно уверенно говорить об отсутствии любых эффективных форм налогового контроля в сфере электронной коммерции, однако предложенные рекомендации могут закрыть существующие пробелы

дкоо скло

сл М ны

налогового законодательства, способствовать росту налоговых поступлений, а также усилить доверие потребителей к организациям, осуществляющим коммерческую деятельность в сети Интернет.

Литература

1. Голубев В.В. Интернет и оперативно-розыскная деятельность // Законодательство. 2004. №11. С.17-22.

2. Дамаскин О.В. Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети // Современное право. 2003. №9. - С.61-64

3. Налоговый кодекс Российской Федерации:

4. 1 и 2: [с изм. и доп.: с учетом поправок, действующих в 2007 и 2008 гг.]. - М.: Статус-Кво 97, 2007. - 884 с.

4. Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): Правовое регулирование и налогообложение. - М.: Приор-издат, 2002. - 220 с.

5. Национальная ассоциация участников электронной торговли [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nauet.ru

A.V. Koren, _

Postgraduate Student, Vladivostok State University of Economics and Service; Assistant Lecturer, the Finances and Taxes Department _

Improving the tax control system in e-commerce _

The fast growth of the Russian segment of the World Wide Web brings _ about radically new types of business activities. The earnings of companies that take advantage of e-commerce opportunities escape taxation because it proves impossible to implement effective tax control. The recommendations put forward in this study are aimed at promoting arrangements for taxation of e-commerce marketeers and strengthening the oversight functions of tax authorities. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.