Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION OF STATE CIVIL SERVANTS / IMPROVEMENT OF THE MOTIVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воротников Р.А., Антошин В.А.

Статья посвящена изучению мотивации государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены виды мотивации, а также представлены точки зрения отечественных авторов Тагировой И.Ф., Пугачева В.П., Генкина Б.М. Проведено исследование по изучению мотивации гражданских служащих на примере сотрудников Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По результатам проведенного исследования автором предложены практические рекомендации по повышению мотивации гражданских служащих. Цель исследования: провести анализ факторов, влияющих на мотивацию государственных служащих. Задачи данного исследования: 1. Проанализировать теоретические основы мотивации государственных служащих; 2. Рассмотреть проблемы мотивации на примере Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 3. Разработать рекомендации по повышению эффективности мотивации государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF MOTIVATION OF CIVIL SERVANTS

Summary The article is devoted to the study of motivation of civil servants. The article describes the types of motivation, and presents the point of view of Russian authors Tagirova I. F., Pugachev P. V., Genkin B. M. Conducted a study on the motivation of civil servants for example, employees of the Ural inter-regional Department of the state road supervision of the Federal service for supervision in the sphere of transport. According to the results of the conducted research the author proposes practical recommendations to improve the motivation of civil employees'.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 342

Воротников Р.А. студент магистрант Антошин В.А., к.филос.н.

профессор

кафедра регионального и муниципального управления УИУ Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ заслуженный работник высшей школы Российской Федерации СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены виды мотивации, а также представлены точки зрения отечественных авторов Тагировой И.Ф., Пугачева В.П., Генкина Б.М. Проведено исследование по изучению мотивации гражданских служащих на примере сотрудников Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По результатам проведенного исследования автором предложены практические рекомендации по повышению мотивации гражданских служащих.

Цель исследования: провести анализ факторов, влияющих на мотивацию государственных служащих.

Задачи данного исследования:

1. Проанализировать теоретические основы мотивации государственных служащих;

2. Рассмотреть проблемы мотивации на примере Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

3. Разработать рекомендации по повышению эффективности мотивации государственных служащих.

Ключевые слова: мотивация государственных гражданских служащих, совершенствование системы мотивации.

Vorotnikov R.A., master student of the UIU of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation

Antoshin V.A. - Candidate of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Regional and Municipal Administration of the UIF of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Honored Worker of the Higher School of

the Russian Federation

IMPROVING THE SYSTEM OF MOTIVATION OF CIVIL

SERVANTS

Summary

The article is devoted to the study of motivation of civil servants. The article describes the types of motivation, and presents the point of view of Russian authors Tagirova I. F., Pugachev P. V., Genkin B. M. Conducted a study on the motivation of civil servants for example, employees of the Ural inter-regional Department of the state road supervision of the Federal service for supervision in the sphere of transport. According to the results of the conducted research the author proposes practical recommendations to improve the motivation of civil employees'.

Keywords: motivation of state civil servants, improvement of the motivation system.

Разделы статьи: аннотация, введение, теоретический раздел, заключение, список использованных источников.

Научная новизна: по результатам проведенного исследования на базе Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, автором предложены практические рекомендации по повышению мотивации государственных гражданских служащих. Результаты исследования, представленные в статье, имеют практическое значение и могут быть использованы в работе органов управления.

В настоящее время Российская Федерация по эффективности работы государственных гражданских служащих занимает 118 место, что предопределяет необходимость реформирования государственного управления, совершенствования механизмов мотивации труда госслужащих [4, С.17].

Эффективная система мотивации стимулирует сотрудников к повышению работоспособности, а также играет важную роль в привлечении и сохранении служащих соответствующей квалификации [2, С.24]. Все это ведет к снижению затрат на поиск, подбор и адаптацию вновь принятых сотрудников и повышению эффективности использования имеющихся человеческих ресурсов. Актуальность изучения мотивации людей, работающих в системе государственной службы, имеет также достаточно большое практическое значение, т.к. мотивация является одним из основных показателей готовности государственных гражданских служащих к эффективному осуществлению своих профессиональных обязанностей.

В научной литературе существует множество определений понятия «мотивация», наиболее приемлемые на наш взгляд, следующие: «Мотивация - деятельность, активизирующая персонал организации и каждого его члена и побуждающая их эффективно работать для выполнения целей. По мнению Генкина Б.М. мотивация - это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. Пугачев В.П. в

понятие мотивации включал два аспекта: объективный, отражающий влияние на человека среды, внешнего мира, и субъективный, связанный с особенностями его восприятия и реагирования на него [3, С.38].

Система мотивации состоит из следующих компонентов (оказывающих прямое воздействие на мотивацию госслужащих): государственные гарантии, оплата труда, возможности карьерного роста, аттестация, ротация, обучение и ответственность. Косвенное влияние на мотивацию сотрудников может оказывать конкурсный отбор. Все эти элементы системы мотивации исходят из социально - правового статуса и правового положения государственного гражданского служащего, который состоит из прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, требований, гарантий и экономического обеспечения (в целом, все, что связанно с государственной службой). Рассмотрим их более подробно.

Государственные гарантии

Государственные гарантии закреплены в ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К основным государственным гарантиям можно отнести:

1. Равные условия оплаты труда и сопоставимость оценок эффективности деятельности госслужащих;

2. Право на своевременную оплату труда в полном объеме;

3. Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6. Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом;

7. Выплаты по обязательному государственному страхованию;

8. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

9. Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского

служащего в другой государственный орган;

10. Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;

11. Обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения;

12. Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

13. Государственное пенсионное обеспечение [1].

Оплата труда

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и

порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих [1].

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Пенсии за выслугу лет

Законодательные новации в сфере пенсионного обеспечения существенно ухудшили мотивационный ресурс одной из гарантий - пенсии за выслугу лет, сделав ее более недоступной, что требует отдельного исследования последствий для системы российской государственной службы. Так, Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» устанавливается поэтапное повышение пенсионного возраста госслужащих: для мужчин - на 5 лет (65 лет), женщин - на 8 лет (63 года), путем ежегодного увеличения на полгода, начиная с 2017 года. Кроме того, увеличивается на 5 лет (с 15 до 20 лет) минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и определение ее размера. Если ранее минимальный размер пенсии за выслугу в 65% должностного оклада назначался за 15 лет государственной службы, то с 2017 года - только с 20 лет.

Конкурсный отбор

Конкурсный отбор имеет косвенное влияние на мотивацию, он скорее может гарантировать, что на государственную службу придет квалифицированный и ответственный работник. Конкурсный отбор не применим при назначении на категории «руководителей» и «помощников (советников)», при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность гражданской службы гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Аттестация

В современной системе мотивации государственных служащих необходимо осветить такой элемент как аттестация госслужащих, которая проводится для того, чтобы определить соответствует ли гражданский служащий должности, которую он замещает, а также, для поддержания

эффективности государственной гражданской службы. Аттестация является определенной мотивацией, так как от ее результатов зависит не только должностное положение государственного служащего, но и авторитет среди коллег.

С целью выяснения факторов, влияющих на мотивацию государственных служащих, в

Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было проведено исследование, в котором приняли участие 50 человек, из них 19 женщин и 31 мужчина. Возрастной состав членов коллектива: от 20 до 65 лет.

По мнению респондентов исследования, государственную службу делают привлекательной: стабильность положения (95% респондентов), возможность карьерного роста (80%), социальные гарантии (70%), получение профессионального опыта (60%), управленческий характер труда (40%);

факторы, отрицательно влияющие на отношение к своей работе государственных гражданских служащих - низкий уровень оплаты труда (75%), отсутствие перспектив должностного роста (80%), сложная психологическая обстановка (60%), сверхурочные нагрузки, (40%). К факторам мотивации деятельности, по мнению респондентов, должны относиться: повышение денежного содержания (90%), адекватный механизм должностного роста (80%), повышение уровня профессионализма (70%), увеличение социального пакета (60%), система моральных поощрений (30%).[ Приложение 1].

Рекомендации и предложения по совершенствованию системы мотивации государственных служащих в Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

1. Возможность получения бесплатной или льготной санаторно -курортной путевки, предоставляемой к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение за проезд к месту отдыха и обратно, а также получение льготной санаторно - курортной путевки членам семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

2. Компенсация за неиспользованную санаторно - курортную путевку;

3. Медицинское обслуживание, в том числе членов семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

4. Бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врачей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно - ортопедической помощи, в том числе и членам семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим

должности гражданской службы, или соответствующая денежная компенсация;

5. Единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы;

6. Единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа гражданской службы в государственных органах и органах местного самоуправления;

7. Выплата один раз за весь период гражданской службы денежного вознаграждения при выходе на пенсию с гражданской службы в размере, исчисленном исходя из месячного денежного содержания по последней замещаемой должности гражданской службы перед прекращением гражданской службы в кратности к количеству полных лет гражданской службы, но не более чем за десять лет на день прекращения гражданской службы.

8. Установить не только по отдельным должностям, но и ко всем должностям государственной гражданской службы особый порядок оплаты труда, при котором оплата производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

9. Внедрить стимулирующие выплаты за инновационные предложения.

10.Установление дополнительной ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень.

11.Закрепить норму о возможности получения материальной помощи в размере двух окладов денежного месячного содержания женщинам (госслужащим), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 - х лет.

12. В качестве дополнительной социальной гарантии необходимо засчитывать в стаж государственной гражданской службы период отпусков по уходу за ребенком.

13. В целях повышения мотивации и стимулирования государственных служащих, назначаемых на должность гражданской службы в другой государственный орган в порядке ротации, представляется необходимым прохождение гражданским служащим стажировки в том государственном органе, куда служащий назначается в порядке ротации.

14. Установление квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам;

Таким образом, как показало исследование, существующая система мотивация государственных гражданских служащих имеет свои особенности. Действующая система мотивации, закрепленная в нормативно - правовых

актах, на наш взгляд является недостаточно эффективной, ей присущи определенные недостатки. Автором предложены практические

рекомендации, по совершенствованию системы мотивации.

Анкета по определению факторов, влияющих на мотивацию государственных служащих, в Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Уважаемые сотрудники Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, просим Вас принять участие в опросе в целях выявления факторов, влияющих на мотивацию государственных служащих и разработки и внедрения мероприятий по совершенствованию системы мотивации государственных служащих.

Ваш пол_

Возраст_

1. Выберете основные факторы, которые делают государственную гражданскую службу привлекательной.

- стабильность положения;

- возможность карьерного роста;

-социальные гарантии;

- получение профессионального опыта;

- управленческий характер труда.

2. Выберете факторы, отрицательно влияющие на отношение к своей работе государственных гражданских служащих.

- низкий уровень оплаты труда;

- отсутствие перспектив должностного роста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сложная психологическая обстановка;

-сверхурочные нагрузки.

3. Выберете основные факторы мотивации деятельности государственных гражданских служащих.

-повышение денежного содержания;

- адекватный механизм должностного роста;

- повышение уровня профессионализма;

- увеличение социального пакета;

- система моральных поощрений.

Ваш вариант ответа

Благодарим за участие!

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс. http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.09.2017).

2. Рогожкин А. Государственные служащие: особо ответственный труд -

особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. №11. С.24.

3. Чернова Е. Повышение мотивации труда государственных служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. №3. С.38.

4. Устичева, Е.Г. Сравнительный анализ системы мотивации в государственных организациях азиатских стран (Япония, Китай и Сингапур) и России // Вопросы управления. 2014. № 6. С.17.

УДК 347

Денисов Р.В. аспирант 2 курса кафедра «Гражданского права» Институт права Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается привлечение к гражданско-правовой ответственности управляющей организации акционерного общества. Приведены точки зрения ученных при применении нормативно-правового обоснования в случае возникновения ответственности.

Ключевые слова: управляющая организация, ответственность, убытки, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган.

Denisov R. V.

2 year postgraduate student, Institute of law, department of civil law

Bashkir State University, Russia, Ufa TO THE QUESTION OF THE RESPONSIBILITY OF THE MANAGING ORGANIZATION OF JOINT-STOCK COMPANIES

This article discusses the involvement of the management organization of the joint stock company in civil liability. Given the point of view of scientists in the application of normative-legal basis for the responsibility.

Key words: managing organization, responsibility, losses, sole executive body, collegial executive body

В настоящее время у каждого собственника компании есть возможность выбора между назначением на должность директора, либо передачей функции единоличного исполнительного органа управляющей компании.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах», по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.