Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / РЕЗИДЕНТЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимова Вилена Анатольевна, Андросова Валерия Алексеевна

В рамках реализации стимулирующей политики наиболее значимым механизмом повышения инвестиционной активности регионов Дальнего Востока выступает создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Помимо привлечения инвесторов в регионы, где созданы ТОСЭР, решаются задачи социально-экономического развития, направленные на повышение качества жизни населения, обеспечение комфортных условий и инновационного развития в научно-техническом аспекте. Режим налогообложения является особенностью статуса резидента ТОСЭР, отсюда льготы должны быть эффективными, снижать уровень налоговой нагрузки, стимулировать деятельность предприятий, что в итоге должно способствовать притоку инвестиций и повышению эффективности всего механизма территориального развития. Исходя из этого, оценка эффектов от деятельности территорий опережающего развития (ТОР) необходима, поскольку позволит определить вклад стимулирующего механизма в обеспечение финансовых потоков и реализацию новых направлений развития. На данный момент, действующая методика оценки эффективности и мониторинга показателей деятельности ТОСЭР не включает определенные составляющие, позволяющие оценить достижение целей по инновационному и социально-экономическому развитию территорий, где действуют ТОР. Цель исследования - усовершенствование системы мониторинга деятельности ТОСЭР на основе методического инструментария оценки влияния налоговых льгот на рост региональной инвестиционной активности. Использованы методы анализа, систематизации, сравнения, обобщения, группировки, моделирования, парной корреляции (коэффициенты Пирсона), статистические методы. В ходе исследования выделены ключевые аспекты существующей системы мониторинга: методический, технический, организационный и финансовый. В целях совершенствования системы мониторинга в методическом аспекте предлагается авторская методика. Апробация методики позволила выявить взаимосвязь между инвестиционной активностью резидентов ТОСЭР и региона, использованием инвестиций. Проведена группировка резидентов, деятельность которых влияет на развитие экономики региона. Дополнены информационный и организационный аспекты системы мониторинга. В заключение представлена усовершенствованная модель мониторинга деятельности ТОСЭР. Авторские предложения, введенные в методику, группировка резидентов по типу используемых льгот, предложения по усовершенствованию модели мониторинга деятельности ТОР имеют определенный интерес и представляют собой новизну исследования. Предложения и рекомендации направлены на совершенствование методического обеспечения системы мониторинга деятельности ТОР и могут быть внедрены в практическую деятельность органов, принимающих решения по развитию отраслей и комплексов на Дальнем Востоке, а также служить основой для развития последующих научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якимова Вилена Анатольевна, Андросова Валерия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MONITORING INVESTMENT ACTIVITIES OF THE TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT OF REGION

Within the framework of the implementation of the stimulating policy the most significant mechanism for increasing the investment activity of the regions of the Far East is the creation and development of territories of advanced socio-economic development (TASED). In addition to attracting investors to the regions where TASED has been created, the tasks of socio-economic development are being addressed, aimed at improving the quality of life of the population, ensuring comfortable conditions and innovative development in the scientific and technical aspect. The taxation regime is a feature of the status of a TASED resident, hence the benefits should be effective, reduce the level of tax burden, stimulate the activities of enterprises, which, as a result, should contribute to the inflow of investments and increase the efficiency of the entire mechanism of territorial development. Based on this, an assessment of the effects of the PDA activity is necessary, since it will allow determining the contribution of the incentive mechanism to ensuring financial flows and the implementation of new development directions. At the moment, the current methodology for assessing the effectiveness and monitoring of the performance indicators of the TASED does not include certain components that allow assessing the achievement of goals for the innovative and socio-economic development of the territories where the TASED operates. The purpose of the study is to improve the monitoring system of the TASED activities based on the methodological tools for assessing the impact of tax incentives on the growth of regional investment activity. Methods of analysis, systematization, comparison, generalization, grouping, modeling, pair correlation (Pearson’s coefficients), statistical methods were used. In the course of the study, the key aspects of the existing monitoring system were highlighted: methodological, technical, organizational and financial. In order to improve the monitoring system in the methodological aspect, the author’s methodology is proposed. Approbation of the methodology made it possible to identify the relationship between the investment activity of residents, TASED and the region and the use of investments, and to group residents that have a positive effect on the development of the regional economy. The informational and organizational aspects of the monitoring system have been supplemented. In conclusion, an improved model for monitoring TASED activities is presented. The author’s proposals introduced into the methodology, the grouping of residents by the type of benefits used, proposals for improving the model for monitoring the activities of the TASED are of certain interest and represent the novelty of the study. Proposals and recommendations are aimed at improving the methodological support of the system for monitoring the activities of the TASED and can be introduced into the practical activities of the bodies that make decisions on the development of industries and complexes in the Far East, as well as serve as the basis for the development of subsequent scientific research.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 332.1 https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-72

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В. А. Якимова1, В. А. Андросова2

Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия

1 e-mail: vilena_yakimova@mail.ru

2 e-mail: androsovaleriya@mail.ru

Аннотация. В рамках реализации стимулирующей политики наиболее значимым механизмом повышения инвестиционной активности регионов Дальнего Востока выступает создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Помимо привлечения инвесторов в регионы, где созданы ТОСЭР, решаются задачи социально-экономического развития, направленные на повышение качества жизни населения, обеспечение комфортных условий и инновационного развития в научно-техническом аспекте. Режим налогообложения является особенностью статуса резидента ТОСЭР, отсюда льготы должны быть эффективными, снижать уровень налоговой нагрузки, стимулировать деятельность предприятий, что в итоге должно способствовать притоку инвестиций и повышению эффективности всего механизма территориального развития. Исходя из этого, оценка эффектов от деятельности территорий опережающего развития (ТОР) необходима, поскольку позволит определить вклад стимулирующего механизма в обеспечение финансовых потоков и реализацию новых направлений развития. На данный момент, действующая методика оценки эффективности и мониторинга показателей деятельности ТОСЭР не включает определенные составляющие, позволяющие оценить достижение целей по инновационному и социально-экономическому развитию территорий, где действуют ТОР.

Цель исследования - усовершенствование системы мониторинга деятельности ТОСЭР на основе методического инструментария оценки влияния налоговых льгот на рост региональной инвестиционной активности.

Использованы методы анализа, систематизации, сравнения, обобщения, группировки, моделирования, парной корреляции (коэффициенты Пирсона), статистические методы.

В ходе исследования выделены ключевые аспекты существующей системы мониторинга: методический, технический, организационный и финансовый. В целях совершенствования системы мониторинга в методическом аспекте предлагается авторская методика. Апробация методики позволила выявить взаимосвязь между инвестиционной активностью резидентов ТОСЭР и региона, использованием инвестиций. Проведена группировка резидентов, деятельность которых влияет на развитие экономики региона. Дополнены информационный и организационный аспекты системы мониторинга. В заключение представлена усовершенствованная модель мониторинга деятельности ТОСЭР.

Авторские предложения, введенные в методику, группировка резидентов по типу используемых льгот, предложения по усовершенствованию модели мониторинга деятельности ТОР имеют определенный интерес и представляют собой новизну исследования.

Предложения и рекомендации направлены на совершенствование методического обеспечения системы мониторинга деятельности ТОР и могут быть внедрены в практическую деятельность органов, принимающих решения по развитию отраслей и комплексов на Дальнем Востоке, а также служить основой для развития последующих научных исследований.

Ключевые слова: территории опережающего развития, резиденты, налоговые льготы, налоговая нагрузка, инвестиционная активность, регион, система мониторинга, методика оценки инвестиционной активности.

Для цитирования: Якимова В. А., Андросова В. А. Совершенствование системы мониторинга инвестиционной деятельности территорий опережающего развития региона // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2022. - № 4. - С. 72-87, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-72.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MONITORING INVESTMENT ACTIVITIES OF THE TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT

OF REGION

V. A. Yakimova1, V. A. Androsova2

Amur State University, Blagoveshchensk, Russia

1 e-mail: vilena_yakimova@mail.ru

2 e-mail: androsovaleriya@mail.ru

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. ' ^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

О В. А. Якимова, В. А. Андросова, 2022

Abstract: Within the framework of the implementation of the stimulating policy the most significant mechanism for increasing the investment activity of the regions of the Far East is the creation and development of territories of advanced socio-economic development (TASED). In addition to attracting investors to the regions where TASED has been created, the tasks of socio-economic development are being addressed, aimed at improving the quality of life of the population, ensuring comfortable conditions and innovative development in the scientific and technical aspect. The taxation regime is a feature of the status of a TASED resident, hence the benefits should be effective, reduce the level of tax burden, stimulate the activities of enterprises, which, as a result, should contribute to the inflow of investments and increase the efficiency of the entire mechanism of territorial development. Based on this, an assessment of the effects of the PDA activity is necessary, since it will allow determining the contribution of the incentive mechanism to ensuring financialflows and the implementation of new development directions. At the moment, the current methodology for assessing the effectiveness and monitoring of the performance indicators of the TASED does not include certain components that allow assessing the achievement of goals for the innovative and socio-economic development of the territories where the TASED operates.

The purpose of the study is to improve the monitoring system of the TASED activities based on the methodological tools for assessing the impact of tax incentives on the growth of regional investment activity.

Methods of analysis, systematization, comparison, generalization, grouping, modeling, pair correlation (Pearson s coefficients), statistical methods were used.

In the course of the study, the key aspects of the existing monitoring system were highlighted: methodological, technical, organizational and financial. In order to improve the monitoring system in the methodological aspect, the author's methodology is proposed. Approbation of the methodology made it possible to identify the relationship between the investment activity of residents, TASED and the region and the use of investments, and to group residents that have a positive effect on the development of the regional economy. The informational and organizational aspects of the monitoring system have been supplemented. In conclusion, an improved model for monitoring TASED activities is presented.

The author's proposals introduced into the methodology, the grouping of residents by the type of benefits used, proposals for improving the model for monitoring the activities of the TASED are of certain interest and represent the novelty of the study.

Proposals and recommendations are aimed at improving the methodological support of the system for monitoring the activities of the TASED and can be introduced into the practical activities of the bodies that make decisions on the development of industries and complexes in the Far East, as well as serve as the basis for the development of subsequent scientific research.

Key words: territories of advanced development, residents, tax incentives, tax burden, investment activity, region, monitoring system, methodology for assessing investment activity.

Cite as: Yakimova, V. A., Androsova, V A. (2022) [Improvement of the system of monitoring investment activities of the territories of advanced development of region]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 4, pp, 72-87, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-72.

Введение ально-экономических показателей, эффективно-

Одним из важных инструментов, используемых сти инвестиций и использования налоговых льгот,

в рамках реализации стимулирующей политики ре- влияния показателей деятельности ТОСЭР и их

гиональной инвестиционной активности на Даль- резидентов на региональную экономику. На законо-

нем Востоке России, выступает создание и разви- дательном уровне и в научной литературе вопросы

тие территорий опережающего развития с особыми мониторинга по отношению к региональным сис-

административными и налоговыми преференциями темам с особым экономическим статусом подробно

[2, 15]. Планируемыми результатами внедрения не изучены. Действующая методика оценки эффек-

механизма являются не только привлечение инве- тивности и мониторинга показателей деятельности

сторов в регионы, но и инновационное развитие ТОСЭР, разработанная в 2019 г.1, не включает ин-

территорий, повышение качества жизни. При этом формационно-цифровую составляющую, показате-

подразумевается не только достижение плановых ли для оценки достижения целей по инновацион-

показателей развития, но и работа «на опережение» ному и социально-экономическому развитию реги-

[9]. Для решения задач активизации инструментов она. В научных трудах большая часть исследований

стимулирующей политики требуется действенная инвестиционной деятельности имеет отношение

система мониторинга оценки достижения соци- к региональным экономическим системам [1, 10, 3,

1 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. .№ 1240 «Об утверждении методики оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОСЭР».

11], по отношению к ТОСЭР в предыдущих работах исследованы вопросы комплексной оценки инвестиционной привлекательности [14] и эффективности использования налоговых льгот [16]. При этом малоизученными остаются вопросы формирования индикаторов для проведения мониторинга с учетом особенностей ТОСЭР как составного элемента региональных систем, а также развития цифровых региональных платформ для оперативного сбора и аналитической обработки информации.

Для раскрытия экономического содержания «мониторинг» чаще всего используются процессный и системный подходы. С точки зрения процессного подхода Касаткин С. Е. [6] отмечает, что мониторинг - это «постоянный и систематический процесс наблюдения, анализа и документирования информации о состоянии». Основными функциями мониторинга по мнению автора является информационный и системный анализ, диагностика, прогнозирование, формирование отчетности, контроль за выполнением плана и предотвращение негативных тенденций, процедуры оценки эффективности решений, принятых органами государственной власти. Мониторинг направлен на подготовку оперативной информации и координацию управленческих решений. Мониторинг - это «наблюдение и контроль параметров системы», «процесс наблюдения, регистрации и обработки данных об объекте на последовательных, примыкающих друг к другу временных интервалах, выявляя диапазоны, в течение которых значения контролируемых показателей существенно не изменяются» [13]. В законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 под мониторингом понимается деятельность по «комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, оценки взаимодействия участников в части соблюдения принципов и реализации полномочий в сфере социально-экономического развития». Представляя собой систему, мониторинг состоит из информационной и методической составляющей. Н. Н. Шилова и соавт. [12] подчеркивают значимость структурированной системы сбора и анализа информации, что позволяет выявить тенденции развития социально-экономической ситуации и построить прогнозы. По мнению Мельникова П. В. [7], современная система мониторинга должна быть цифровой и включать в себя базы данных, модуль ввода исходных данных и создание цифровых паспортов, модуль расчетов и оценки показателей. Информационная система в рамках цифрового мониторинга обеспечивает открытость данных о внешней среде, фильтрацию рисковых факторов, автоматизацию аналитики для принятия управленческих решений [5].

Методический аспект мониторинга определяется предметной областью исследования и конкретизируется в зависимости от задач органов управления. Как правило, в качестве методов и инструментов мониторинга используются анализ проблемных ситуаций, диагностика, параметры оценки экономического потенциала, методы оценки достижения целевых показателей и выявления траекторий развития [8, 12]. Для методического обеспечения системы мониторинга на уровне региона и ТОСЭР предлагается применить и адаптировать методику, которая позволяет выделить индикаторы в сфере привлечения инвестиций и в области использования. Использование блока показателей эффективности инвестиций, направленных на развитие экономики региона, и результатов социально-экономического развития, позволяют комплексно оценить эффект от реализации стимулирующей региональной политики. При этом важным является оценка использования налоговых льгот резидентов ТОСЭР, которые позволяют снизить уровень налоговой нагрузки.

Система мониторинга деятельности территорий опережающего развития

Система мониторинга деятельности ТОСЭР представляет собой интегрированную систему информации об индикаторах развития, которая позволяет определить взаимосвязи и взаимозависимости в системе устойчивого развития и эффективности использования инвестиций. Такая система необходима органам управления ТОСЭР и регионов для обеспечения актуальной, полной, достоверной информацией о привлеченных инвестициях и реализации стимулирующей политики. Ключевые компоненты действующей системы мониторинга за деятельностью ТОСЭР представлены в таблице 1.

Целью системы мониторинга является оценка эффективности деятельности и наблюдение хода реализации инвестиционных проектов. Региональные органы оценивают степень достижения целей ТОСЭР, резидентов и проектов, заинтересованных сторон в проекте и условий его реализации потенциальными инвесторами.

Для осуществления мониторинга в уполномоченный федеральный орган поступает информация от ФНС о фактически начисленных и уплаченных налоговых платежах и предоставленных льготах, от ФТС о таможенных платежах и льготах. Уполномоченный федеральный орган взаимодействует с региональными и муниципальными органами исполнительной власти в части предоставления информации об объемах бюджетных ассигнований, направленных на создание инфраструктуры ТОСЭР. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

формирует информационный ресурс и публикует информацию о резидентах, инвесторах, отчеты о деятельности, ключевые параметры оценки инвестиций и созданных рабочих местах, новых резиден-

тах, структуре проектов по отраслям, результаты мониторинга. По каждой ТОСЭР собирается информация о показателях развития, специализации резидентов, якорном инвесторе, плановые документы.

Таблица 1. Действующая система мониторинга деятельности территорий опережающего развития

Компонент системы Организация Характеристика компонента системы мониторинга

Методический Управляющая компания АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ) Расчет показателей, на основании «Методики оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОСЭР...»: отношение инвестиций по соглашениям к предусмотренным совокупным расходам бюджетов; отношение количества рабочих мест по соглашениям к предусмотренным расходам федерального бюджета; отношение инвестиций по соглашениям к планируемым частным инвестициям; отношение добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов. Расчет показателей для мониторинга и направление результатов в уполномоченный федеральный орган.

Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба Представляет по перечню резидентов информацию в уполномоченный федеральный орган.

Региональные, муниципальные органы исполнительной власти Информация об объемах бюджетных ассигнований, налоговых льгот

Информационный Управляющая компания (КРДВ) Сбор, систематизация исходных данных для проведения мониторинга: объем частных инвестиций; количество рабочих мест -в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на территории опережающего развития; объем частных инвестиций -планируемых при принятии решения о создании ТОР; объем добавленной стоимости, созданной резидентами ТОР; объем средств бюджетов бюджетной системы РФ - предусмотренные и фактически направленные бюджетные средства на инфраструктуру; объем налоговых и таможенных льгот, платежей - предусмотренных бизнес-планами к соглашениям и фактически предоставленных/осуществленных.

Единый источник данных о результатах ТОР - сайт Управляющей компании: публикация актуальных годовых отчетов с указанием ключевых параметров работы ТОСЭР; публикация значимых данных в отдельности по каждой ТОСЭР; ежеквартальные отчеты для резидентов ТОР через личный кабинет. Интерактивная инвестиционная карта.

Резиденты Данные соглашения об осуществлении деятельности; представление отчетности предприятиями-резидентами, инвестиционные планы, программы развития

Организационный Уполномоченный федеральный (Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерство экономического развития) Управляющая компания (КРДВ) Организация мониторинга эффективности деятельности ТОСЭР

Финансовый Управляющая компания (КРДВ) Собственные средства и средства федерального бюджета на проведение мониторинга. Финансовое обеспечение за счет Управляющей компании в рамках реализации функции по контролю выполнения резидентами СПВ, ТОР и АЗРФ соглашений об осуществления деятельности.

Источник: разработано авторами

На сайте КРДВ в личном кабинете резидента ежеквартальных отчетов. Однако информация об-ТОСЭР действует электронный сервис по подаче новляется достаточно редко и не достаточна для

принятия оперативных управленческих решений. Результаты мониторинга ТОСЭР и оценки показателей эффективности на сайте не опубликованы и в отчеты не включаются. В действующей методике оценки экономических эффектов используются показатели в соотношении с вложенными бюджетными средствами и инвестициями, что важно, но для мониторинга является недостаточным. Использование заявленных и плановых показателей не обеспечивает полную оценку эффективности на любой момент времени по запросу пользователей.

Для осуществления действенного мониторинга необходима обработка информации на регулярной основе, постоянно и оперативно, что позволит использовать возможности для понимания прогресса в деятельности и происходящих изменениях. В таких условиях следует использовать цифровые технологии и создать цифровую региональную платформу. Цифровая платформа обеспечит информационный доступ как для внутренних пользователей, так и для внешних. Предлагаемая усовершенствованная система мониторинга представлена на рисунке 1.

Система мониторинга деятельности ТОСЭР и ее компоненты

Объекты мониторинга

ТОСЭР

Резиденты ТОСЭР

Инвестиционные проекты

Пользователи

Организационный компонент

Информационно-цифровой компонент

Внутренние пользователи

Внешние пользователи

Потенциальные кредиторы

Контролирующие органы

Потенциальные инвесторы

Управляющая компания (КРДВ)

Агентство по привлечению инвестиций

Наблюдательный совет

Уполномоченный федеральный

орган (Минэконом

развитие, Минвострок развитие)

Внешние источники:

Внутренние источники

Система управления деятельностью ТОСЭР

Принятие инвестиционных, управленческих решений

Разработка и внедрение мероприятий по устранению выявленных проблемных мест

Принятие решений о поощрении резидентов ТОСЭР

3 —

Цифровая региональная платформа (публикация

результатов оценки, рейтингов, непубличная информация для системы управления)

Методический компонент

Территориальные органы федеральной службы государственной статистики, ФНС, ФТС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональные и муниципальные органы исполнительной власти

J

Расчет частных и сводных индикаторов

Методы диагностики

Корреляционно-регрессионный анализ

Типология

ТОСЭР и резидентов

1 - сбор информации из внутренних источников;

2 - автоматизированные и интерактивные расчеты, размещение результатов оценки с помощью методики на цифровойрегиональнойплатформе;

3 - подготовка результатов оценки и мониторинга для принятия управленческих решений внутренними и внешнимипользователями;

4 - принятие решений на основе системы мониторинга и с помощью данных цифровой региональной платформы.

Рисунок 1. Модель системы мониторинга инвестиционной деятельности территорий опережающего развития

Источник:разработано авторами

На первом этапе мониторинга деятельности тер- риторий опережающего развития осуществляется

1

4

1

3

4

2

первичный сбор и обработка информации. С учетом работы цифровой платформы сбор статистических данных, данных финансовой отчетности резидентов возможен автоматически без ручного ввода данных. Следует в состав источников информации добавить информацию из территориальных органов статистики, а к форме представления исходных данных - прогнозные показатели. При этом аналитическая цифровая платформа позволяет оперативно сводить показатели за любой период времени в динамике и структуре, контролировать отклонения от целевых параметров финансовой устойчивости, инвестиционной активности резидентови ТОСЭР. На цифровой платформе предлагается размещать информацию об инвестиционной активности рези -дентов, плановом и фаетическом уровне налоговой нагрузки, интеэрщюваисыи резульнатовмонито-ринга. Открытость данных позволит наглядно про-демонстрироеато внзультаты работа, а токжн оценить качество со стороны уииввленюцнрнанизмом ТОСЭР. В целлохартнтеррстижв тЖИекгивности использовгнвн надогтеых лхаот гфедтжгаетсо разработать мноодилсвхаю состшзнижщую ДЕШ оцентт влияния инвесниитвнной дехоснечести ТО Сгв хт социально-сюнтмоческиевохаоигеии репшис

В органлзнциoнEюю компонентц гaaтeмы в^е-ниторинга иеоохед^1^1^о тноючогвAHO«Aгeнозент Амурской о&гаоти ие иртанечению интцстиций», которое взаимодействует с ТОСЭР в целях содействия реализации инвестиционных проектов от подачи заявки до оеоеыавзпроизвсдсгва, иовышенияинве-

IA

стиционной привлекательности ТОСЭР и продвижения проектов. Результаты проведенного мониторинга через реализацию инструментов цифровой платформы должны быть направлены в Наблюдательный совет и уполномоченный федеральный орган. В свою очередь, на основании проведенного анализа внутренние и внешние пользователи в рамках своих полномочий принимают управленческие и инвестиционные решения. Наблюдательный совет получает возможность обосновать решения в части стимулирования резидентов, которые по результатам оценки признаются эффективными и благоприятно влияют на срнрально-отономинесрыт иоыожение региона.

Информационно-методические комп он онты гист емп иеннтеинн га иноыутицнонной деятолооосыи ыар риторий опережающего развития

Инаюрмациооро-мeтелинжчкиe компоненты системы мни^ооннч^^ донош огвжжaгьввaимосвязи меяу^ ш;[тнстиционнтй шcтивIюеотю {резидентов, ТОеЭР и нбгнона и тапользотгнием инвестиций. Доя огyщгттвгонии нмннвгpиеra хлтлнжгaется ме-ь[аотeдeннaлoтopoH подставлен на ри^ито 2. Мнтодита ннобходамт нJIо оценки роста peгиoншIехалинее сеициовнон активности зх счeвпpивлeчжхтюинвeетинижиcецнaщения на-^^гс^во^ 1^аэ^бзкм резвдеаово ТОСЭР. нГо расчета индикатора инвестиционной активности региона в с фере привлечения инве стиций используется ф ормула (1):

нТ ввт. _ Ы=а Х1

принл .

(1)

где

Х^т - нopмaJшcытгнныe ивдекаоосы :экoнoмнчacкoготеомжон с .фсне ввивлeчaнгlжиновcюIщий; i = 1.. .5 - порядковыйномернормализованныхиндикаторов;

п - общте халачтстно ихло^внч^с^ванных коэффициентов в сфере привлечения инвестиций.

Для расчета индикатора инвестиционной актив- используется формула (2): ности регноен в оферт иснтхьзовачно ннегcтицин

вт

_ аХ ]

IA;,

(2)

где

Х1ст - нормэкизованные ивдиьаелрх1 экономнческогоразвитиявсфере использованияинвестиций; j = 1.. .4 - порядковый номер нормализованных индикаторов;

т - общееколичество нормализованных коэффициентов всфере использования инвестиций.

Индикатор инвестиционной активности ТОСЭР поформуле(З): в сфере привнавония инвнттищш расэчитываелня

IA

vп цст

ТОСЭР _ Li=i щ

привл.

(3)

где

i = 1...5 - стандартизированные индикаторы экономического развития ТОСЭР в сфере привлечения инвестиций.

Расчет индикатора инвестиционной активности ТОСЭР в сфере использования инвестиций опреде-

ляетсяпо формуле (4):

Рисунок 2. Информационно-методические компоненты системы мониторинга инвестиционной деятельности территорий опережающего развития

Источник: разработано авторами

ут ттст.

тлТОСЭР — ь1=1"] (4)

7/1 испол. т

где

] = 1.. .4 - стандартизированные индикаторы экономического развития в сфере использования инвестиций.

Для расчета сводных индикаторов инвестицион- выбранныхпоказателей на основании формулы: ной активности региона необходима нормализация

Р=>0, (5)

где J

I - номер единицы совокупности; у - номер признака;

Р - нормированное значение показателя; х.. - значение признака х для /-ой единицы; - среднее значение признака х . рассчитанное по всей совокупности единиц.

Сводные индикаторы показателей региональной методамногомернойсреднейпоформуле: инвестиционной активности находятся с помощью

У т х1] Л¿J=1F7

~Pt = = -—(6)

где_

Р1 - многомерная средняя для ьой единицы совокупности;

т - число признаков.

Апробируем представленный алгоритм, где в ка- нормализованные значения суммируются и делятся

честве объекта исследования выступает Амурская на количество используемых индикаторов по бло-

область. кам. Общий уровень инвестиционной активности

Поскольку показатели имеют разные единицы рассчитывается как среднее арифметическое от по-

измерения, необходимо провести их нормализа- лученных интегральных значений.

цию, путем деления частного значения показателя Произведем расчет нормированных показателей

на среднее по выборке (для нашего исследования для Амурской области с 2011 по 2020 гг., используя

было выбрано среднее значение по ДФО). Далее формулу5(таблица 2).

Таблица 2. Нормированные значения показателей инвестиционной активности Амурской области с 2011 по 2020 гг.

Показатели индикаторы Переменная 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1. В сфере привлечения инвестиций X1 1,00 1,05 1,09 0,85 1,02 1,17 1,51 1,91 2,37 2,33

X2 0,84 0,73 0,73 0,59 0,62 0,79 1,10 1,39 1,76 1,71

X3 0,54 0,82 1,58 1,15 1,61 1,19 1,17 1,11 0,72 1,25

X4 6,55 7,90 3,85 1,26 0,21 0,16 0,07 0,44 1,04 1,47

X5 1,05 -0,75 0,85 0,54 0,13 0,11 0,04 0,23 0,60 0,91

2. В сфере использования инвестиций X6 0,80 0,76 0,67 0,65 0,70 0,66 0,63 0,64 0,60 0,81

X7 0,54 0,52 0,47 0,44 0,47 0,44 0,42 0,45 0,42 0,55

X8 0,54 0,47 0,64 0,83 0,82 0,80 0,87 0,81 0,72 0,99

X9 0,37 0,48 0,41 0,52 0,62 0,41 0,25 0,33 0,44 0,30

Источник: рассчитано авторами

С помощью метода многомерной средней рассчитаем интегральные показатели в каждой сфере проявления инвестиционной активности, используя формулу 6. Общий уровень инвестиционной активности - среднеарифметическая от полученных интегральных показателей (рисунок 3).

Не существует норматива для рассчитанных показателей. Отсюда, для определения достаточности уровня инвестиционной активности Амурской

области аналогично рассчитаем средний уровень инвестиционной активности регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) (рисунок 4). В значительной степени общий уровень инвестиционной активности зависит от объема привлеченных инвестиций, прирост которых обеспечен за счет российских инвестиций, в то же время доля иностранных инвестиций остается ничтожно малой.

2,50

2,00

1,50

1,00

0,50

0,00

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Общая 1,28 1,26 1,08 0,74 0,69 0,63 0,66 0,79 0,91 1,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере привлечения инвестиций 2,00 1,95 1,62 0,88 0,72 0,68 0,78 1,02 1,27 1,53 В сфере использования

инвестиций

0,56 0,56 0,55 0,61 0,65 0,58 0,54 0,55 0,55 0,66

Рисунок 3. Динамика инвестиционной активности Амурской области за 2011-2020 гг.

Источник: разработано авторами

тм

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 I Общая 0,85 0,86 0,88 0,76 0,77 0,79 0,80 0,78 0,80 0,82

В сфере привлечения инвестиций 0,99 0,71 0,99 0,73 0,64 0,69 0,66 0,68 0,70 0,70

В сфере испсшьзования 0,69 0,73 0,72 0,74 0,82 0,79 0,81 0,82 0,83 0,84

инвестиций

1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00

Рисунок 4. Динамика среднего уровня инвестиционной активности регионов ДФО за 2011-2020 гг.

Источник:разработано авторами

С 2018 г. отмечается положительная инвестиционная активность региона в сфере привлечения инвестиций, превышение средних значений по ДФО России. Причинами выступил прирост объема инвестиций в предприятия преимущественно из отечественных источников, а доля иностранных инвестиций оставалась на низком уровне. В 2020 году продолжалось строительство крупных инвестиционных проектов, в том числе в рамках ТОСЭР (газоперерабатывающий завод), что оказывает зна-чительноевлияниенапритокинвестицийв регион.

В то же время, не наблюдается значимой положительной динамики в сфере использования инвестиций, за рассматриваемый период интегральные региональные показатели не превышают средние значения по ДФО. Для области все еще характерно преобладание в структуре ВРП добывающей промышленности. В инновационной сфере, анало-

гично, нет значительных положительных сдвигов. Регион является экспортно-сырьевым, и в современных экономических условиях, при падении цен на сырье и ограниченного доступа к зарубежным технологиям, такие регионы, богатые полезными ископаемыми, должны быть переведены на инновационное развитие с использованием интенсивных методов. Тем более, механизм ТОСЭР соответствует сценарному развитию Дальнего Востока, заключающийся в развитии инновационных производств, формировании высококвалифицированных трудовых ресурсов [4]. Переход к инновационной модели напрямую повлияет на уровень инвестиционной активностив регионе.

Результаты расчетов позволили оценить уровень инвестиционной активности Амурской области, определить влияние каждой из сфер ее проявления на общий уровень, а также оценить системный эф-

фект используемых показателей. Последний фактор наиболее значим, поскольку, вывод об инвестиционной активности был бы сведен к значительной положительной динамике инвестиций в строительство ООО «Газпром переработка Благовещенск». Системность позволяет отразить структуру и уровень использования, достоверные выводы об инве-

стиционной активности региона. Далее проведена оценка инвестиционной активности ТОСЭР на основе индикаторов экономического развития. Для расчетов использовалась выборка резидентов, проекты которых на последний рассматриваемый год находились на стадии эксплуатации.

Взаимосвязь индикатора с уровнем

ТОСЭР Индикатор инвестицио (козе ннои активности региона )фициент Пирсона)

2017 2018 2019 2020 в сфере привлечения инвестиций в сфере использования инвестиций общая

I. Налоговая нагрузка, рассчитанная по инвестированному капиталу

ООО «Белхлеб» 11,81 10,74 7,90 3,38 -0,969 -0,922 -0,983

ООО «МЭЗ «Амурский» 0,19 1,02 0,47 0,40 0,016 -0,164 -0,002

ООО «ВКМ Бурея 0 16,57 156,34 12,33 0,298 -0,261 0,210

ООО «Агрохим ДВ» 0,11 6,15 19,96 1,39 0,298 -0,261 0,210

ООО «Эколайф» 0,00 0,33 2,36 4,49 0,967 0,887 0,975

ООО «С Технология» 0,62 1,08 0,71 0,45 -0,441 -0,621 -0,472

ООО «Индустрия» 0 0,27 21,39 12,19 0,717 0,281 0,657

ООО «Смена» 0,00 1,02 13,67 7,06 0,686 0,216 0,621

ООО «ПТК «Пчелы-Свободный» 2,38 30,75 1,80 17,73 0,155 0,258 0,187

ООО «Агро Фабрика» 0 0,32 0,40 1,17 0,939 0,962 0,966

ООО «Газпром переработка Благовещенск» 0,28 2,19 0,05 0,05 0,939 0,962 0,966

II. Налоговая нагрузка, рассчитанная по доходам

ООО «Белхлеб» 4,31 4,98 3,85 2,91 -0,801 -0,838 -0,820

ООО «МЭЗ «Амурский» 0,36 1,43 0,67 0,60 -0,024 -0,179 -0,038

ООО «ВКМ Бурея» 0 0 12,51 19,30 0,951 0,811 0,948

ООО «Агрохим ДВ» 0 1,73 9,68 21,86 0,958 0,925 0,974

ООО «Эколайф» 0 2,56 27,13 19,45 0,811 0,407 0,760

ООО «С Технология» 84,7 9145,94 6035,49 5412,60 0,428 0,121 0,398

ООО «Агро Фабрика» 0 1,73 3,84 6,75 0,995 0,876 0,999

ООО «Индустрия» 0 0,39 34,11 8,78 0,475 -0,042 0,396

ООО «Смена» 0 0,68 9,24 3,84 0,608 0,109 0,536

ООО «ПТК «Пчелы- 1,5 3,68 0,29 2,84 0,056 0,352 0,116

Свободный»

III. Сумма налогов резидентов ТОСЭР

Белогорск 13724,37 79857,54 47812,04 54993,99 0,423 0,215 0,410

Приамурская 6405 11240 12 281 18 292,19 0,973 0,883 0,984

Свободный 457 835 6 853 082 511 038 762 927 -0,233 -0,252 -0,230

IV. Налоговая нагрузка в среднем по ТОСЭР

Белогорск 1,49 15,47 17,42 1,85 0,028 -0,491 -0,051

Приамурская 0,34 0,82 4,99 1,58 0,475 -0,064 0,394

Свободный 0,82 1,24 0,70 1,07 0,110 0,331 0,160

V. Общий уровень инвестиционной активности в среднем по ТОСЭР

Белогорск 3,62 1,08 0,43 0,36 -0,869 -0,511 -0,836

Таблица 3. Оценка взаимосвязи уровня инвестиционной активности региона, резидентов и уровня их налоговой нагрузки

Продолжение таблицы 3

ТОСЭР Индикатор Взаимосвя инвестицис (коэс зь индикатора с уровнем нной активности региона зфициент Пирсона)

2017 2018 2019 2020 в сфере привлечения инвестиций в сфере использования инвестиций общая

Приамурская 0,78 0,76 0,65 0,65 -0,920 -0,600 -0,886

Свободный 0,13 0,73 0,24 0,77 0,559 0,652 0,597

V. Общий уровень инвестиционной активности резидентов ТОСЭР

ООО «Белхлеб» 1,832 0,487 0,176 0,242 -0,835 -0,454 -0,797

ООО «МЭЗ «Амурский» 7,168 7,033 5,091 4,800 -0,934 -0,684 -0,912

ООО «ВКМ Бурея 0,00 0,00 0,94 1,084 0,923 0,685 0,902

ООО «Агрохим ДВ» 1,55 1,50 1,22 0,90 -0,967 -0,896 -0,976

ООО «Эколайф» 0,05 1,19 0,38 0,38 0,036 -0,105 0,025

ООО «С Технология» 5,27 3,75 3,82 3,15 -0,897 -0,690 -0,890

ООО «Индустрия» 0,000 1,25 0,47 0,58 0,229 0,072 0,220

ООО «Смена» 0,00 1,25 0,47 0,58 0,229 0,072 0,220

ООО «ПТК «Пчелы-Свободный» 3,33 1,37 0,60 1,05 -0,806 -0,373 -0,758

ООО «Агро Фабрика» 0,97 0,49 0,38 0,58 -0,630 -0,146 -0,571

ООО «Газпром переработка Благовещенск» 4,08 3,45 2,28 3,01 -0,738 -0,234 -0,672

Источник: разработано авторами

Оценка показала, что приток инвестиций оказывает положительное влияние на инвестиционную активность региона. Связь инвестиционной активности ТОСЭР «Белогорск» и «Приамурская» с аналогичным показателем региона обратная, что может быть обусловлено значительным снижением уровня доходов резидентов к 2020 году, недовыполнением плана по осуществлению инвестиций. Крупное предприятие ООО «МЭЗ «Амурский» играет важную роль в развитии ТОР «Белогорск», является его якорным резидентом, его инвестиционные процессы уже завершены, тем не менее, для него наблюдается ухудшение финансового состояния. В значительной степени организация зависима от заемных средств, обеспеченность собственными средствами недостаточная, предприятие не имеет возможности осуществлять деятельность без дополнительного привлечения заемного капитала. Вдобавок, из ТОР были исключены три резидента, результаты их деятельности имели отрицательную динамику последние несколько лет. ТОСЭР «Приамурская» финансируется за счет внебюджетных средств, ее развитие не столь стремительное в сравнении с другими ТОР. Для ТОР характерно отставание от плановых показателей по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест. Тем не менее, территория привлекла значительное количество резидентов в 2021 году, что подразумевает ее интенсивное развитие в среднесрочной перспективе.

Для ТОСЭР «Свободный» повышение общего уровня инвестиционной активности положительно сказывается на уровне инвестиционной активности в разрезе всех трех индикаторов. Крупные инвестиционные проекты ТОР (газоперерабатывающий завод) оказали значительное влияние на приток инвестиций на территорию области. По данным из отчетов деятельности КРДВ в 2020 году 78,5% от общей суммы привлеченных инвестиций в основной капитал Амурской области привлекли именно территории опережающего развития, при этом ТОСЭР «Свободный» занимает лидирующее положение среди всех ТОР по осуществлению инвестиций. Можно сказать о зависимости региона от реализации инвестиционных проектов и от программ развития ТОР Рассматривая конкретных резидентов, рост инвестиционной активности наблюдается у «Эколайф», но здесь не имеется сильной взаимосвязи, а также у «ВКМ Бурея», что обусловлено выходом на стадию эксплуатации в середине 2019 г, связь сильная. Иная ситуация с прочими резидентами, у которых снижение показателей предприятий обратно влияет на показатели области. Результаты расчетов налоговой нагрузки резидентов показали отличные друг от друга значения в зависимости от источника уплаты налогов. Так, по налоговой нагрузке на доходы практически все резиденты имели рост показателя к 2020 году относительно 2017 г., основная причина которого в увеличении налоговых издержек. Это

объясняется выходом многих резидентов на стадию эксплуатации к 2019 году. Исключение составляют ООО «Белхлеб», где помимо снижения налоговых издержек, снижались и доходы, а также ООО «ПТК «Пчелы-Свободный», где в 2019 г. наблюдалось резкое снижение налоговых издержек. Высокие значения налоговой нагрузки на доходы наблюдаются для ООО «С Технология», что объясняется снижением выручки к 2018 г. Деятельность данного резидента была приостановлена, предприятие на сегодняшний день находится в процессе банкротства. Высокая налоговая нагрузка резидентов говорит о повышении доли доходов, которую резиденты вынуждены направлять в пользу бюджета в качестве налоговых отчислений, лишаясь возможности использовать их для своего развития.

Отмечается рост налоговой нагрузки, рассчитанной по инвестированному капиталу, но для большинства резидентов в 2020 г. в сравнении с 2019 г. наблюдается снижение значений, в некоторых случаях значительное. Так, для ООО «Белхлеб» и ООО «Индустрия» изменения произошли за счет снижения суммы начисленных налогов, для ООО «ВКМ Бурея», ООО «Агрохим ДВ», ООО «ПТК «Пчелы-Свободный», ООО «Газпром переработка Благовещенск» - за счет значительного наращивания собственного капитала. Высокая налоговая нагрузка может сказаться на отдаче от вложенных инвестиций в проект, замедлить ход его реализации.

Практически для всех резидентов характерна динамика роста налоговой нагрузки как на инвестированный капитал, так и на доходы, что может в дальнейшем оказать влияние на налоговый климат, и не оправдывать того перечня налоговых льгот, который предоставляется резидентам. На основании произведенных расчетов индикаторов проведена оценка влияния налоговой нагрузки резидентов на уровень инвестиционной активности региона методом парной корреляции, используя коэффициент Пирсона. Коэффициент Пирсона - это мера прямолинейной связи между переменными, то есть величина коэффициента описывает связь между выбранными исследуемыми параметрами. На основе коэффициента корреляции можно сделать вывод о силе линейной взаимосвязи метрических переменных. Анализируя влияние налоговых льгот на инвестиционную активность, отмечается высокая и умеренная теснота связи налоговой нагрузки резидентов по инвестиционному капиталу. У большинства резидентов, находящихся на стадии эксплуатации при повышении уровня налоговой нагрузки, повышается уровень инвестиционной активности региона, за исключением ООО «Белхлеб». Аналогичная ситуация наблюдается по налоговой нагрузке по доходам. Представленные резиденты на стадии эксплуатации привлекают трудовые ресурсы и наращивают объемы производст-

ва, что увеличивает уровень налоговой нагрузки за счет роста масштабов. При этом за счет налоговых льгот уровень их налоговой нагрузки должен быть ниже, чем на инвестиционной стадии, за счет большего привлечения собственных средств в сравнении с ростом налогов. Предполагаемый уровень налоговой нагрузки за счет использования льготного налогообложения резидентами ТОСЭР не в полной мере соответствует ожиданиям. Тем не менее, расширение деятельности резидентов в большей степени коррелирует с уровнем инвестиционной активности региона в сфере привлечения инвестиций.

Снижение уровня налоговой нагрузки за рассматриваемый период влияет на повышение уровня инвестиционной активности в разрезе трех индикаторов для таких резидентов, как ООО «Белхлеб», ООО «С Технология». У «МЭЗ «Амурский» при снижении уровня налоговой нагрузки наблюдается положительная динамика инвестиционной активности в сфере использования инвестиций, но при этом связь слабая. Для ряда резидентов («ВКМ Бурея», ООО «Агрохим ДВ») при высоком уровне налоговой нагрузки по инвестированному капиталу снижается уровень инвестиционной активности региона в сфере использования инвестиций. Для остальных резидентов при повышении уровня налоговой нагрузки, повышается уровень инвестиционной активности региона. Аналогичная ситуация по налоговой нагрузке по доходам. У большинства резидентов при повышении уровня налоговой нагрузки наблюдается сильная связь с уровнем инвестиционной активности в сторону ее увеличения.

Оценивая влияние суммы налогов на инвестиционную активность, заметно, что в ТОСЭР «Приамурская» при увеличении суммы начисленных налогов всех резидентов, уровень инвестиционной активности растет, связь сильная. Наибольший удельный вес в структуре налогов для резидентов имеют страховые платежи и НДС, причем для ряда резидентов последний имел значительный прирост к 2018 году. Это в большей степени повлияло на рост суммы начисленных налогов в 2018 году по сравнению с другими периодами. К 2020 году для большинства предприятий имел место рост суммы налогов практически по всем их видам, что негативно сказывается на предприятиях-резидентах. При этом, средняя налоговая нагрузка ТОР не оказывает сильного воздействия на инвестиционную активность.

Обобщая полученные результаты о взаимосвязи уровня и динамики налоговой нагрузки резидентов и уровня региональной инвестиционной активности были выделены группы по уровню эффективности используемых ими льгот. В таблице 4 и на рисунке 5 представлены две группировки по 2019 и 2020 гг.

Группировка была выполнена на основе предпосылки взаимозависимости отдачи резидентов от использования льготного налогообложения и уровня

инвестиционной активности региона в той или иной сфере ее проявления. Учитывались только те резиденты, чья корреляционная связь по налоговой нагрузке была на высоком или умеренном уровне. Так как рассматривались два показателя налоговой нагрузки (по инвестированному капиталу, по доходам), в случае спорной ситуации, предприятие относилось к той группе, где уровень корреляции был выше. Исходя из этого, уровни связи между переменными интерпретировались по следующему принципу:

Таблица 4. Характеристика типов резидентов

- от 0,75 до 1 - связь очень высокая, прямая;

- от 0,5 до 0,75 - связь высокая, прямая;

- от 0,25 до 0,49 - связь умеренная, прямая;

- от 0 до 0,25 - связь слабая, прямая;

- от 0 до (-0,25) - связь слабая, обратная;

- -0,25 до (-0,49) - связь умеренная, обратная;

- -0,50 - (-0,74) - связь высокая, обратная;

- -0,75 - (-1) - связь очень высокая, обратная.

I тип II тип III тип IV тип

Характеристика Резиденты, имеющие снижение налоговой нагрузки, что оказывает положительное влияние на рост инвестиционной активности Снижение налоговой нагрузки оказывает положительное влияние на инвестиционную активность в сфере привлечения Повышение налоговой нагрузки, льготы не стимулируют деятельность, но отдача в пользу сферы привлечения инвестиций Повышение налоговой нагрузки, льготы не стимулируют приток инвестиций в регион, но отдача в пользу сферы использования инвестиций

Уровень корреляции Высокая корреляция со всеми индикаторами Высокая и умеренная корреляция с индикатором в сфере привлечения Высокая корреляция с индикатором в сфере привлечения Высокая и умеренная корреляция с индикатором в сфере использования

Зависимость Обратная Обратная Прямая Прямая

Источник: разработано авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая нагрузка IV тип 2019 г. - ООО «МЭЗ «Амурский»; ООО «С Технология»; 2020 г. - ООО «Смена», ООО «Индустрия». III тип 2019 г. - ООО «ВКМ Бурея; ООО «Агрохим ДВ»; ООО «Эколайф»; ООО «Смена»; ООО «Агро Фабрика»; ООО «Индустрия» 2020 г. - ООО «ВКМ Бурея», ООО «Эколайф»; ООО «Агрохим ДВ», ООО «Агро Фабрика»

II тип 2019 г. - ООО «Газпром переработка Благовещенск»; «ПТК «Пчелы-Свободный» 2020 г. - ООО «С Технология» I тип 2019 г. - ООО «Белхлеб» 2020 г. - ООО «Белхлеб», ООО «Газпром переработка Благовещенск»

->

Степень корреляции

Рисунок 5. Группировка резидентов ТОСЭР по уровню эффективности использования налоговых льгот

Источник: разработано авторами

Группировка резидентов 2019 г. претерпела изменения в 2020 г. Состав первой группы остался неизмененным, но на одного резидента стало больше («Газпром переработка Благовещенск»). К первой группе относятся такие резиденты, на которых положительно повлияла льготная система налогообложения в рамках ТОР. Причем снижение налоговой нагрузки имеет сильную обратную корреляционную зависимость со всеми индикаторами инвестиционной активности, резиденты наращивают собственный капитал, привлекают заемные ресурсы. Изначально вторая группа включала резидентов, снижение налоговой нагрузки которых приводило к увеличению инвестиционной активности в сфере

привлечения инвестиций. В 2020 г. во вторую группу вошли резиденты, снижение налоговой нагрузки которых оказывает положительное влияние на инвестиционную активность в сфере использования инвестиций. Перемещение ООО «С Технология» вызвано погашением налоговой задолженности и не имеет благоприятный характер, поскольку находится в процессе банкротства.

Третья группа показывала высокую прямую корреляционную зависимость со сферой привлечений инвестиций вместе с повышением налоговой нагрузки. Преимущественно здесь были резиденты ТОР «Приамурская», и два резидента ТОР «Свободный». Отмечалось, что льготы не стимулируют деятель-

ность резидентов, но привлекается при этом значительный объем инвестиций. На данный момент, третья группа характеризуется повышением налоговой нагрузки прямым влиянием на уровень инвестиционной активности в разрезе всех трех индикаторов (в 2020 г. вошли резиденты ТОР «Приамурская»). Положительным моментом для данной ТОР является значительное увеличение количества резидентов, что может говорить о заинтересованности в предоставляемом льготном налогообложении. В четвертой группе резиденты имели динамику роста налоговой нагрузки. Включенные резиденты не стимулировали приток инвестиций, но при этом их деятельность эффективна и влияла на качественные показатели региона, в том числе ВРП. В группу вошли ООО «МЭЗ Амурский», у которого устойчивость и стабильное положение в ТОР «Белогорск». На данный момент, в измененной группировке при повышении налоговой нагрузки резиденты привлекают инвестиции в регион (ООО «Смена», ООО «Индустрия»). На данный момент «МЭЗ «Амурский», якорный резидент ТОР, не имеет сильной корреляционной связи с уровнем инвестиционной активности вовсе и не входит ни в одну из групп.

Характерно, что корреляционная связь с индикатором инвестиционной активности в сфере использования инвестиций, даже при снижении уровня налоговой нагрузки, выражена в меньшей степени, чем со сферой привлечения инвестиций. Таким образом, благодаря активной политике по привлечению резидентов и, как следствие, частного капитала в ТОСЭР льготный режим на начальном этапе реализуется, но имеются случаи неэффективного применения резидентами налоговых льгот.

Заключение

Анализ влияния налоговых льгот резидентов на уровень инвестиционной активности Амурской области показал, что налоговые льготы не стимулируют деятельность большинства резидентов, уровень их налоговой нагрузки растет. Гипотеза о том, что

деятельность резидентов ТОР положительно влияет на социально-экономическое, инвестиционное и инновационное положение региона не реализуется в должной степени, поскольку лишь несколько резидентов влияют на качественные показатели развития региона. Корреляционная связь с индикатором использования инвестиций слабее, чем с индикатором привлечения. Несмотря на вышесказанное, комплекс льгот и преференций продолжают привлекать новых резидентов и инвестиции, причем основной поток приходится на ТОР «Свободный».

Исходя из выделенных недостатков методики оценки показателей существующей системы мониторинга деятельности ТОР была предложена авторская методика с последующим ее включением в модель системы мониторинга. Предполагается, что предложенная модель во взаимосвязи с усовершенствованной методикой оценки влияния налоговых льгот на уровень инвестиционной активности региона будет способствовать прозрачности, повышению качества управления, достижению целей устойчивого опережающего развития региона. Еще один плюс методики заключается в использовании интегральных показателей - не приходится анализировать большой объем информации, так как показатели сведены в одно значение, что избавляет от громоздкости результатов. Представляется возможным сравнивать регионы между собой и позиционировать их исходя из полученных значений, при этом рассматривая именно системный эффект от выбранных факторов воздействия. Преимущества авторского методического обеспечения заключаются в возможности определения типа ТОСЭР и региона по уровню эффективности использования налоговых льгот, учитывая стадию жизненного цикла инвестиционного проекта. Методика гибко встраивается в систему мониторинга социально-экономического развития и может быть применена для регионов, в которых действуют льготные режимы налогообложения для организаций и территорий с особым налоговым режимом.

Литература

1. Алексеев М. А., Сухоненко В. Д. Оценка инвестиционной привлекательности через анализ информационного пространства финансового рынка // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 4. С. 133-139.

2. Ананичева Е. П., Киевская Е. С. Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности и ускоренного развития экономики для улучшения жизни населения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 4. С. 6-8. DOI:10.24411/2587-6740-2019-14054.

3. Елсуков М. Ю., Маевский А. В., Чеберко Е. Ф. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность макрорегионов России // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 70-89. URL: DOI:10.22394/1726-1139-2019-12-70-89.

4. Заусаев В. К., Бежина В. П., Кручак Н. А. Территории опережающего социально-экономического развития: реалии и возможности // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. Т. 19. № 1. C. 58-71. DOI: 10.24866/1813-3274/2017-1/58-71.

5. Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности / М. В. Барсукова [и др.] // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - № 3(37). - С. 16-23.

6. Касаткин С. Е. Система мониторинга экономической безопасности в финансовой сфере экономики // Инновационное развитие экономики. 2020. № 4-5. С. 241-246.

7. Мельников П. В. Мониторинг как инструмент совершенствования стратегии развития человеческого капитала в условиях устойчивого развития экономики // Вестник Академии знаний. 2021. № 6. С. 256-259.

8. Рисин И. Е. Сравнительная характеристика показателей системы мониторинга реализации региональных стратегий // Регион. 2020. № 2 (49). С. 78-83.

9. Соловьев Д. Б., Захарьина П. И. Перспективы инновационного развития Дальнего Востока: территории опережающего развития // Инновации. 2017. № 2. С. 74-80.

10. Траченко М. Б., Джиоев В. А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов: какая методика отвечает интересам инвестора? // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 92-108. D0I:10.24411/2070-1381-2019-10005

11. Шабанникова Н. Н. Анализ и направления повышения инвестиционной активности экономических субъектов региона // Вестник ОрелГАУ 2020. № 6 (87). С. 175-183.

12. Шилова Н. Н., Киселица Е. П., Брагина Э. Н. Уровневый подход в развитии системы мониторинга социально-экономических систем // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 88-92.

13. Ягодина Н. В., Балова И. С. Мониторинг и оценка финансового состояния: организационно-методический аспект // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 514-520.

14. Якимова В. А., Хмура С. В. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности территорий опережающего развития дальневосточных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 6 (477). С. 1161-1196. D0I:10.24891/re.18.6.1161

15. Якимова В. А., Хмура С. В. Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности территорий опережающего социально-экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 4 (475). С. 780-806. D0I:10.24891/re.18.4.780.

16. Якимова В. А., Андросова В. А. Оценка влияния налоговой нагрузки резидентов территорий опережающего социально-экономического развития на уровень инвестиционной активности Амурской области // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 7(490). С. 1303-1333. - DOI 10.24891/re.19.7.1303.

References

1. Alekseev, M. A., Suhonenko, V D. (2019) [Assessment of investment attractiveness through the analysis of the information space of the financial market]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management]. Vol. 4, pp. 133-139. (In Russ.).

2. Ananicheva, E. P., Kievskaya, E. S. (2019) [Territory of priority development as a factor of investment attractiveness and accelerated development of the economy to improve the life of the population]. Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyjzhurnal. [International Agricultural Journal]. Vol. 4, pp. 6-8. https://doi.org/10.24411/2587-6740-2019-14054 (In Russ.).

3. Elsukov, M. Yu., Maevskij, A. V, Cheberko, E. F. (2019) [Investment climate and investment attractiveness of Russia's macro-regions]. Upravlencheskoe konsultirovanie. [Management consulting]. Vol. 12, pp. 70-89. https:// doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-70-89 (In Russ.).

4. Zausaev, V K. (2017) [Territories of advanced socio-economic development: realities and opportunities]. Aziatsko-Tihookeanskij region: ekonomika, politika, pravo. [Asia-Pacific region: economics, politics, law]. Vol. 1, pp. 59. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/58-71 (In Russ.).

5. Barsukova, M. V., Nikolaeva, A. V., Stolyarova, T. V., Fedorova, L. P. (2019) [Monitoring tools to identify threats to economic security]. VestnikRossijskogo universiteta kooperacii. [Bulletin of the Russian University of Cooperation]. Vol. 3 No. 37, pp. 16-23. (In Russ.).

6. Kasatkin, S. E. (2020) [Economic security monitoring system in the financial sector of the economy]. Innovacionnoe razvitie ekonomiki. [Innovative development of the economy]. Vol. 4-5, pp. 241-246. (In Russ.).

7. Melnikov, P. V. (2021) [Monitoring as a tool for improving the human capital development strategy in the context of sustainable economic development]. Vestnik Akademiiznanij. [Bulletin of the Academy of Knowledge]. Vol. 47 Vol. 6, pp. 256-259. (In Russ.).

8. Risin, I. E. (2020) [Comparative characteristics of indicators of the system for monitoring the implementation of regional strategies]. Region. [Region]. Vol. 2 No. 49, pp. 78-83. (In Russ.).

9. Soloviev, D. B., Zaharina, P. I. (2017) [Prospects for innovative development of the Far East: Priority Development Territories]. Innovacii. [Innovation]. Vol. 2, pp. 74-80. (In Russ.).

10. Trachenko, M. B., Dzhioev, V A. (2019) [Assessment of the investment attractiveness of regions: what methodology is in the interests of the investor?]. Gosudarsttvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. [Public administration. Electronic messenger]. Vol. 76, pp. 92-108. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2019-10005 (In Russ.).

11. Shabannikova, N. N. (2020) [Analysis and directions for increasing the investment activity of economic entities in the region]. Vestnik OrelGAU. [Vestnik OrelGAU]. Vol. 6, pp. 175-183. (In Russ.).

12. Shilova, N. N., Kiselica, E. P., Bragina, E. N. (2020) [Tiered approach in the development of a monitoring system for socio-economic systems]. Innovacii i investicii. [Innovation and investment]. Vol. 4, pp. 88-92. (In Russ.).

13. Yagodina, N. V, Balova, I. S. (2021) [Monitoring and evaluation of the financial condition: organizational and methodological aspect].Aktualnyevoprosysovremennojekonomiki. [Actual issues of modern economy]. Vol. 12, pp. 514-520. (In Russ.).

14. Yakimova, V A., Hmura, S. V (2020) [Comprehensive assessment of the investment attractiveness of the territories of advanced development of the Far Eastern regions of Russia]. Regionalnaya ekonomika: teoriya ipraktika. [Regional Economics: Theory and Practice]. Vol. 18. No. 6, pp. 1161-1196. (In Russ.).

15. Yakimova, V. A., Hmura, S. V. (2020) [Methodology for a comprehensive assessment of the investment attractiveness of territories of advanced socio-economic development]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. [Regional Economics: Theory and Practice]. Vol. 18. No. 4, pp. 780-806. https:// doi.org/10.24891/ re.18.4.780. (In Russ.).

16. Yakimova, V A., Androsova, V. A. (2021) [Assessment of the impact of the tax burden of residents of territories of advanced socio-economic development on the level of investment activity of the Amur Region]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. [Regional Economics: Theory and Practice]. Vol. 19. No. 7, pp. 1303-1333. https:// doi.org/10.24891/re.19.7.1303 (In Russ.).

Информация об авторах:

Вилена Анатольевна Якимова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия ORCID ID: 0000-0001-5866-5652, SPIN-код: 4477-4930 e-mail: vilena_yakimova@mail.ru

Валерия Алексеевна Андросова, магистрант, направление подготовки 38.04.01 Экономика, Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия e-mail: androsovaleriya@mail.ru

Вклад соавторов:

Конфликт интересов отсутствует.

Якимова В. А. - руководство исследованием, теоретический обзор научной литературы по теме исследования, формирование модели системы мониторинга, коррекция выводов.

Андросова В. А. - разработка авторской методики, подготовка и обработка статистического материала, построение графиков и аналитических таблиц.

Статья поступила в редакцию: 13.03.2022; принята в печать: 15.06.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Vilena Anatolyevna Yakimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Finance Department, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia ORCID ID: 0000-0001-5866-5652, SPIN-код: 4477-4930 e-mail: vilena_yakimova@mail.ru

Valeria Alekseevna Androsova, postgraduate student, training program 38.04.01 Economics, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia e-mail: androsovaleriya@mail.ru

Contribution of the authors:

There is no conflict of interest.

Yakimova V. A. - research management, theoretical review of scientific literature on the topic of research, formation of a monitoring system model, correction of conclusions.

Androsova V. A. - development of the author's methodology, preparation and processing of statistical material, construction of graphs and analytical tables.

The paper was submitted: 13.03.2022. Accepted for publication: 15.06.2022. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.