Научная статья на тему 'Совершенствование системы механизмов экономического стимулирования освоения комплексных медно-порфировых месторождений Дальнего Востока'

Совершенствование системы механизмов экономического стимулирования освоения комплексных медно-порфировых месторождений Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / МЕДНО-ПОРФИРОВЫЙ ТИП МЕСТОРОЖДЕНИЙ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / TIF-МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десяткин А. С., Калинин А. Р.

В статье показано современное состояние минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Дальнего Востока. Дана оценка народнохозяйственной специализации макрорегиона и определена роль добычи полезных ископаемых для всего природно-ресурсного сектора Дальнего Востока. Особое внимание уделено развитию минерально-сырьевой базы меди, золота и молибдена на основе изучения и освоения крупных медно-порфировых и золото-меднопорфировых месторождений региона. Большие запасы меди и попутных элементов экономически выгодные для эксплуатации дают возможность сформировать новую отрасль на Дальнем Востоке добычу и переработку меди. Описаны количественные и структурные изменения экономики макрорегиона с учетом реализация масштабных инвестиционных проектов по разработке медно-порфировых месторождений. Выявлены ключевые показатели мультипликативного эффекта от изменения инвестиционного, предпринимательского и конкурентного климата для роста экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Десяткин А. С., Калинин А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы механизмов экономического стимулирования освоения комплексных медно-порфировых месторождений Дальнего Востока»

Совершенствование системы механизмов экономического стимулирования освоения комплексных медно-порфировых месторождений Дальнего Востока

Десяткин Алексей Сергеевич,

АО «Росгеология», [email protected],

Калинин Александр Ростиславович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики МСК ФгБОу ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (МГРИ-РГГРУ), [email protected]

В статье показано современное состояние минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Дальнего Востока. Дана оценка народнохозяйственной специализации макрорегиона и определена роль добычи полезных ископаемых для всего природно-ресурсного сектора Дальнего Востока. Особое внимание уделено развитию минерально-сырьевой базы меди, золота и молибдена на основе изучения и освоения крупных медно-порфировых и золото-мед-нопорфировых месторождений региона. Большие запасы меди и попутных элементов экономически выгодные для эксплуатации дают возможность сформировать новую отрасль на Дальнем Востоке - добычу и переработку меди. Описаны количественные и структурные изменения экономики макрорегиона с учетом реализация масштабных инвестиционных проектов по разработке медно-порфировых месторождений. Выявлены ключевые показатели мультипликативного эффекта от изменения инвестиционного, предпринимательского и конкурентного климата для роста экономики региона. Ключевые слова: Дальний Восток, медно-пор-фировый тип месторождений, мультипликативный эффект, государственно-частное партнерство, Т1Р-механизм

На протяжении последних лет динамичное развитие Дальнего Востока является геополитическим и национальным приоритетом государственной политики Российской Федерации. В Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) реализуется обширная программа экономического и социального развития, создаются условия для привлечения российских и зарубежных инвестиций в промышленные и инфраструктурные проекты. Это выражается в принятии ряда нормативно-правовых актов, содержащих инструменты экономической политики, способствующих формированию инвестиционно привлекательного имиджа региона. При этом ресурсные отрасли остаются наиболее привлекательными для приложения инвестиций (в том числе государственных), особенно минерально-сырьевой сектор.

Экономика ДВФО имеет четко выраженную минерально-сырьевую специализацию. Минерально-сырьевой комплекс Дальнего Востока играет фундаментальную роль для всего природно-ресурсного сектора макрорегиона и является отраслью народнохозяйственной специализации. Доля отраслей, базирующихся или тесно связанных с минеральными ресурсами, составляет около 37 % [6]. В настоящее время Государственными балансами учтено более 4000 месторождений различных видов полезных ископаемых. На территории ДВФО эксплуатируется 827 месторождений по 25-ти видам полезных ископаемых [2].

Наличие колоссального сырьевого потенциала недр является к тому же важнейшим фактором экономического развития субъектов ДВФО. В регионе выявлены крупнейшие в России месторождения алмазов, вторая по величине в РФ угольная база с полным набором по марочному составу, крупные и уникальные месторождения золота, серебра и олова. Дальневосточный регион обладает крупнейшим ресурсным потенциалом благородных, цветных, редких и радиоактивных металлов, железа, угля и неметаллических полезных ископаемых, которые способны обеспечить на долгосрочную перспективу производство товарной продукции для внутренних и экспортных потребностей страны и тем самым придать мощный импульс социально-экономическому развитию округа.

Богатый природно-ресурсный потенциал, развитие ресурсных секторов в качестве отраслей национальной специализации Дальневосточного макрорегиона, активное участие государства в его развитии - этот набор факторов и их сочетание вполне справедливо признаны фундаментальными, определяющими перспективы его развития, а государственная политика по отношению к Дальнему Востоку обеспечивает тесную интеграцию в систему экономических связей огромного Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вклад МСК в макропоказатели региона (ВРП, налоговые доходы, инвестиции, объем экспорта) превышают показатели остальных отраслей - рыбохозяйственный, лесной, строительство и сельское хозяйство (рис. 1).

Добыча полезных ископаемых формирует практически весь объем промышленного производства в Магаданской области и Чукотском автономном округе (ЧАО), почти половину - в Якутии [1].

Существенно выросла в рассматриваемом периоде доля горнодобычи в промышленности Амурской области, прежде всего за счет инвестиционной активности и реализации проектов крупной компанией «Петропавловск». Возрастает вклад отраслей по добыче полезных ископаемых и в структуре диверсифицированной промышленности Хабаровского края (единственный российский регион где ведется добыча олова Правоурмийское и Соболинское месторождениея). В Еврейской автономной области

О £

ю

5

V

2 а

9

CS

см £

Б

а

2 ©

добыча железорудного концентрата на Кимкано-Сутарском ГОКе мощностью до 10 млн т. Развитие золотодобывающей отрасли Камчатского края. Более 160 действующих горнодобывающих и перерабатывающих предприятий. В округе открыты значительная запасы урана, редких металлов, апатитовых и марганцевых руд, угля различного марочного состава и других полезных ископаемых, которые пока не осваиваются (рис. 2).

Имеются предпосылки для развития МСБ. По официальным данным Роснедр на Дальнем Востоке сосредоточены около 100 % общероссийских прогнозных ресурсов олова и серебра, около 60 % вольфрама, 45% рудного золота. Это показатели определяют ДВФО в качестве стратегического сырьевого резерва в масштабах всех страны (рис 3).

Уменьшение запасов или нерентабельность отработки имеющихся запасов из традиционных источников некоторых видов полезных ископаемых, основными направлениями дальнейшего развития минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока на ближайшую перспективу являются высокие перспективы на обнаружение крупномасштабных медно-порфировых и золото-медно-порфировых месторождений. Они связаны с изучением перспективных и потенциально перспективных рудных районов, узлов и проявлений в пределах системы вулкано-плутонических поясов, широко представленных на Дальнем Востоке.

Прогноз Роснедр по месторождениям медно-порфирового типа составляет:

4% от общероссийских от запасов золота АВС1 - 263,2 т; С2 - 305,7 т.

9,5% от общероссийских от запасов меди - АВС1 - 3992 тыс. т ; С2 - 5354 тыс. т.

При этом, в первую очередь, учитывая степень инфраструктурного развития той или иной части региона, имеющегося горнорудного производства, близости международных рынков и возможности ускоренного вовлечения медно-пор-фировых объектов в эксплуатацию, в качестве приоритетного для их поисков и оценки должен рассматриваться Сихотэ-Алинский вулкано-плутонический пояс. В его пределах в последние годы открыто крупное золото-меднопорфировое месторождение Малмыж в Хабаровском крае. Предварительно оцененные запасы меди на этом месторождении приближаются к 6 млн т, а прогнозные - оценены более чем в 16 млн т, что на порядок превышает оценки уже имеющихся в Хабаровском крае запасов меди. Кроме

Рисунок 1. Характер зависимости ДВФО от объема товаров, работ и услуг собственного производства, млн. руб.

По данным статического сборника Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ, 2017

Рисунок 2. Соотношение объемов добычи и запасов полезных ископаемых ДВФО По данным Доклада ФГБУ «ВИМС» на III Восточном экономическом форуме

■ Ра спр еделазныи ф онд недр И+И

■ Нераспределенный фонд недр Р1+Р2

НОЛ1>фрЛМ. ПЛ|. I

олово, тыс. т мсдь.тьн. т железо,тыс, т уголь, млн т

СГрСЙрОчТ

аЛМЯХЫ. М Ш k l[l

584 572

1269 1026

15 250 2320

5541 3 696

279405 276 104

109107 57 089

6 714 2922

1 572 212

Рисунок 3. Ресурсный потенциал ТПИ территории ДВФО

По данным Доклада ФГБУ «ВИМС» на III Восточном экономическом форуме

того, на месторождении утверждены запасы золота в объеме более 270 т.

В ходе поисково-оценочных работ на небольшом удалении от месторождения Малмыж выявлено высокоперспективное рудопроявление Пони, в пределах этого же рудного района (Пиль-

до-Лимурийского) ожидают своей оценки такие проявления, как Ямптуль, Кан-тагар и другие. Только в пределах данного рудного района можно рассчитывать на выявление нескольких медно-золото-порфировых рудно-магматичес-ких систем [2].

Рисунок 4. Динамика добычи золота в период 2005-2030 гг. на осваиваемых месторождениях Чукотского автономного округа

По данным Доклада ФГБУ «ВИМС» на III Восточном экономическом форуме Таблица 1

Месторождения медно-порфирового типа ДВФО

По данным Доклада ФГБУ «ВИМС» на III Восточном экономическом форуме

Название ЛВС, cä ЛВС, cä ЛВС, с2 ЛВС! С,

медь, тыс т золото, т молибден, тыс т серебро, т

Иканское 114,8 344.2 15,2 41.8 0,0 9.8 0 259,5

Малмыжск не 1271 3885.4 69,4 208,7 - - - -

Песчанка 2606,2 1124,5 178.6 55,2 71,9 26,1 1450.8 551,4

Рисунок 5. Прогноз динамики добычи меди, тыс. тонн

По данным Доклада ФГБУ «ВИМС» на III Восточном экономическом форуме

Крупное медно-порфировое месторождение Песчанка на Чукотке, заключающее более 3,7 млн т меди, находится в Чукотском автономном округе, в пределах Баимской рудной зоны. Среднее содержание меди в его рудах является самым высоким среди российских порфировых объектов - 0,83%, руды содержат в промышленных концентрациях золото и серебро. Баимское медно-порфировое месторождение с суммарными запасами меди в 9,5 млн тонн и золота в 512 тонн. Добыча золота к 2023 году упадет с 60 до 24 тонн; частичная компенсация снижения возможна за счет ввода в эксплуатацию месторождений Клен, Кекура - в 2017 году, Песчанка - после 2024 года. Для обеспечения стабильной деятельности горно-промышленного комплекса

после 2030 года необходимо активное развитие геологоразведочных работ, обеспечивающих компенсацию ежегодного погашения 25-30 тонн.

Реализация обозначенных проектов приведет к увеличению добычи меди в России на 40 %.

Реализация масштабных инвестиционных проектов даст возможность сформировать новую отрасль национальной специализации на ДВФО - добычу и переработку меди (рис. 5), сформировав социально-экономический центр для поступательного развития всего МСК региона. В связи с чем экономику ДВФО ожидают следующие существенные количественные и структурные изменения:

- рост валового регионально продукта;

- сдвиги в экономике области в сторону промышленного производства за счет роста доли вида деятельности «Добыча полезных ископаемых»

- увеличение доли добывающей и перерабатывающей промышленности

- рост экспортных поставок.

Инвестиционные проекты в минеральной сфере оказались наиболее конкурентоспособными, готовыми к реализации и в наибольшей степени отвечающими целям развития региона, обозначенным в стратегических документах. Важный механизмом реализации развития региона является прямая государственная поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых способна дать значимый эффект для Дальнего Востока.

Для предотвращения появления диспропорций в размещении планируемых к отработке месторождений и перерабатывающих предприятий необходимо координировать программы лицензирования крупных месторождений полезных ископаемых с базовыми сценариями стратегических документов, определяющих направления социально-экономического развития Дальнего Востока (Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) [5].

Это позволит обеспечить наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов ДВФО, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, обеспечивая наращивание экспорта продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Инвестор, берущийся за реализацию проекта, подвергается многообразию производственных, в том числе геологических, и финансовых рисков. В процессе недропользования вектор интересов частного бизнеса и государства совпадает, а функционирование предприятий минерально-сырьевого комплекса имеет весьма ощутимый социально-экономический резонанс. Для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, для более эффективного и качественного исполнения задач на условиях обеспечения возврата инвестиций и разделения ответственности и рисков развитие освоения комплексных медно-пор-фировых месторождений должно активно применяться на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

О À

BS

S

w

2 e

9

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

С учетом значимости и масштабности задачи освоения комплексных медно-порфировых месторождений ДВФО такое сотрудничество следует рассматривать как единую систему действий государственного и частного секторов.

Важнейшим и наиболее эффективным механизмом достижения стратегических целей и результатов является сотрудничество органов государственной власти и бизнеса, реализуемых в разных форматах - от прямых контрактов на предоставление услуг и выполнение работ до государственно-частного партнерства. В России ГЧП проявляется фактически во всех вопросах функционирования территориальных социально-экономических структур - создание СП, создания кооперативной стоимости на основе государственной и частной, либо в форме гражданско-правовых (договорных) отношений власти и капитала - заключение договоров и контрактов на поставку товаров или услуг, реализация проектов на концессионной основе. Отсюда возникает необходимость создания системы правовых инструментов и механизмов, которые обеспечивали бы инвестору необходимый набор правовых гарантий для реализации горнодобывающего проекта, характеризующегося наибольшими рисками, и приемлемую прибыль на вложенный капитал.

На перспективах и благоприятных возможностях освоения медно-порфиро-вых месторождений Дальнего Востока существенное влияние оказал целый ряд ключевых улучшений инвестиционного, предпринимательского и конкурентного климата.

1. Уникальная экспортная сырьевая база региона:

В последние годы резко возрастает значение географического положения субъектов Дальнего Востока РФ в приграничной зоне с ведущими мировыми сырьевыми рынками сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона, как фактора устойчивого развития регионов Дальнего Востока. В качестве наиболее активного партнера по экспорту российских природных ресурсов выступает Китай. Экспорт из России в Китай вырос с 28 млрд долларов США в 2016 г. до 38,7 млрд долларов США в 2017 г., увеличившись на 41,5%. Это сказывается не только на объемах приграничной торговли, транспортных перевозок и другой деятельности, но и в значительном росте ликвидности полезных ископаемых разведанных месторождений. Последнее обусловлено резким ростом спроса в Китае на ми-

Таблица 2

Инвестиционные привлекательные месторождения медно-порфирового типа ДВФО на ранней стадии освоения По данным ФГУБ «ВИМС»

ТЛИ Месторождение Субъект РФ Запасы по категориям А(В1С,+Сг Среднее содержание

Медь, молибдс н, золото, серебро Песчанка Чукотский АО 3 730 тыс. т меди, 97,9 тыс. г молибдена, 233,7 т золотя, 2 тыс. т ееребра 0,83% 0.023% 0,566 т/г 4,6 г/т

Золото, медь Малмыжское Хабаровски й край 278 т 50лота, 5 156 тыс. т меди 0,23 г т 0,41%

Иканское Амурская область 57 т золота, 459тъ1с. т меди 0,26 г т 0,27%

неральное сырье, необходимое для производства материалов, направляемых в строительство, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Усовершенствование механизма предоставления участков недр в пользование

Совершенствование действующего законодательства РФ для решения вопросов правового регулирования недропользования направлено на снижение административных барьеров в сфере недропользования, осуществления аукционных и конкурсных процедур на право пользования недрами, упрощение порядка предоставления права пользования недрами для целей геологического изучения недр, нормативное закрепление содержания лицензии на пользование недрами, правового регулирования исправления технических ошибок в лицензиях на пользование недрами, актуализации лицензий, изменения границ участков недр, и так далее. С этой целью Правительством РФ определены следующие преференции в области недропользования:

- введен механизм изменения границ участка недр (Федеральный закон от 18.07.2011 № 222-ФЗ);

- продлены сроки проведения геологического изучения недр (Федеральный закон от 23.07.2013 № 227-ФЗ);

- введен заявительный порядок предоставления права пользования недрами для геологического изучения на твердые полезные ископаемые (приказ Минприроды России от 27.01.2014 № 37);

- введен порядок исправления технических ошибок в лицензиях на пользование недрами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 459-Ф);

- введен механизм изъятия земельных участков для ведения работ, связанных с пользованием недрами (Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ);

- упрощен доступ к геологической информации о недрах, закрепление на нормативном уровне правил в сфере проектирования и разработки месторождений полезных ископаемых (Федеральный закон от 29.06.2015 № 205-ФЗ);

- введен порядок рассрочки разового платежа за пользование недрами (постановление Правительства РФ от

06.08.2015 № 802);

- сокращен перечень критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения (законом были исключены проявления полезных ископаемых, как критерий отнесения участков недр к участкам недр федерального значения) (Федеральный закон от

03.07.2016 № 279-ФЗ);

- с 2016 г. введена новая, соответствующая международным стандартам, классификация УВС (приказ Минприроды России от 01.11.2013 № 477), и разрабатывается также новая классификация ТПИ;

- ведется усовершенствование механизма предоставления недр в пользование для геологического изучения, в том числе расширения сферы «заявительного» принципа;

- предоставление участков недр единственному участнику аукциона;

- предоставление иностранному инвестору предварительного согласия на получение права пользования участком недр федерального значения;

- урегулирование деятельности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальными предпринимателями («вольный принос»);

- усовершенствование правового регулирования освоения техногенных месторождений;

- совершенствование лицензирования недропользования, в части предоставления лицензий, внесения изменений в них.

3. Активное участие государства в создании инфраструктуры

Географо-экономические условия выявленных месторождений и проявлений влияют на экономику предприятий прежде всего через величину затрат, необходимых на создание инфраструктуры, в т. ч. транспортной, коммунальной, связи, объектов культуры, здравоохранения, спорта, туризма, образования.

К числу важнейших факторов, определяющих затраты на создание инфраструктуры относятся:

- пути сообщения: расстояния до ближайших железнодорожных станций, портов, речных пристаней, крупных населенных пунктов, пунктов связи, вид и состояние внутренних дорог, наличие на путях водных преград и характер переправ;

- условия энергообеспечения: наличие в районе государственных линий электропередачи или местных электростанций, наличие свободных мощностей, цены на энергию, протяженности дополнительных линий электропередач, строительство которых будет необходимо;

- условия водоснабжения: наличие крупных рек, водоемов, качество воды и возможность использования ее для технических и питьевых целей, наличие разведанных запасов подземных вод, необходимый объем строительства водозаборов, водоводов, водохранилищ, очистных сооружений и т. д.;

- наличие лесных ресурсов и местных стройматериалов (пески, глины, гравий, камень и т. п.);

- наличие местных ресурсов топлива: угля, торфа, газа и возможность их использования для нужд будущего предприятия;

- наличие рабочей силы, потребность в ней, необходимые объемы строительства объектов жизнеобеспечения.

4. Налоговые преференции.

Несовершенство сегодняшних рыночных инструментов финансирования проектов и состояние финансового рынка, а также ограничение бюджетного правила способствуют применению механизма отложенных налоговых платежей или финансирования в счет планируемого увеличения налогов (Tax Increment Financing, далее - TIF). Возможные будущие выгоды территории ДВФО от освоения крупномасштабных медно-порфиро-вых месторождений носят мультипликативный эффект. Создание объектов инфраструктуры в результате активизации инвестиционных поступлений, дополнительных поступлений от налогов, сбо-

ров, предоставления прав доступа к ресурсам. TIF-механизм применяется с целью развития инфраструктуры в счет планируемого увеличения будущих налоговых доходов от улучшений на территории. Для реализации инфраструктурного проекта, финансируемого с использованием TIF, уполномоченные органы власти определяют ограниченную территорию (далее - TIF-район), включающую помимо предполагаемых к строительству объектов инфраструктуры ряд прилегающих территорий с жилой, коммерческой или промышленной недвижимостью. Уровень налоговых доходов (связанных с налогами на недвижимость), формируемых в рамках TIF-района на момент начала проекта, фиксируется. Предполагается, что реализация инфраструктурного проекта в районе увеличит ценность недвижимости и/или земли на близлежащих территориях, повысит уровень налоговых доходов сверх установленного без повышения налоговых ставок. Все подобные налоговые сверхдоходы от TIF-района (tax increments) или только их часть, включая доходы от самого инфраструктурного проекта, перераспределяются из государственного бюджета в бюджет TIF-проекта вплоть до его окончания и используются для погашения первоначальных инвестиций в проект [4].

Срок действия TIF-проекта задается заранее и составляет обычно 20-25 лет, что составляет сроку освоения медно-порфировых месторождений. По окончании проекта все сверхдоходы вновь поступают в бюджет. Инструмент наиболее часто используется муниципальными органами власти для финансирования проектов строительства определенных инфраструктурных объектов или комплексного развития отдельных территорий. Определенные трудности для внедрения данного механизма возникают при адаптация к существующей нормативно-правовой базе. Это связано с тем, что, во-первых, внедрение механизма TIF требует изменения нормативно-правового регулирования как в бюджетном и налоговом законодательстве, так и в смежных сферах градостроительства, земельного, административного и гражданского права, законодательства по тарифам. Во-вторых, поскольку механизм используется на муниципальном уровне, требуется изменение нормативно-правовой базы нескольких уровней власти, а также наличие или передача широких прав властям муниципалитетов в области налогового и земельного регулирования. Необходимо развитие рынка муниципаль-

ных облигаций, являющегося составной частью механизма TIF.

5. Новые финансовые инструменты

Одним из новых финансовых инструментов для освоения комплексных мед-но-порфировых месторождений может являться венчурный капитал, созданный на базе Фонда развития Дальнего Востока. Капитал созданных региональных венчурных фондов будет направляться на увеличение уставного капитала предприятий, ориентированных на производство потребительских товаров для местных рынка ДВФО, а также на покрытие операционных затрат управляющих фондами компаний.

6. Совершенствование форм государственно-частного партнерства

На ряду с широко применяемыми совместно с другими способами ГЧП, одним из возможных вариантов ГЧП при освоении комплексных медно-порфиро-вых месторождений ДВФО представляются целесообразными и наиболее эффективными такие формы, как концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции. Эффективность применения таких форм ГЧП, как показывает практика высокая, т.к. риски затягивания или нереализации инвестиционного проекта минимальны, вероятность успешности проекта увеличивается [3].

Таким образом, конкурентоспособность такого макрорегиона как Дальний Восток в глобальной экономике будет определяться моделью его развития на основе ресурсного обеспечения крупномасштабных проектов, эффективностью его использования и воспроизводства. При этом реализация данных проектов дает значительный мультипликативный эффект: содействует увеличению занятости и росту производства в регионе, обеспечивает заказами проектные и строительные организации, обеспечивает увеличение доходной части региональных и местных бюджетов. Создаваемые объекты инфраструктуры становятся залогом повышения конкурентоспособности как региона, так и российской экономики в целом. Императивами государственного регулирования региональной экономики должно стать формирование механизмов, обеспечивающих, во-первых, инвестирование в разведку и освоение объектов стратегического назначения и привлечение современных технологий; во-вторых, устойчивое инновационное развитие региональных конкурентоспособных экономик, интегрированных в мировые рынки; в-третьих, повышение уровня жизни и благосостояния населения региона.

О

ю

5

*

2 а

9

Литература

1. Антонова Н.Е., Л.В. Волков, Ломакина Н.В., Сухомиров Г.И. Ресурсные отрасли Дальнего Востока: динамика развития и внешние взаимодействия [Электронный ресурс]; Российская академия наук, Дальневосточное отделение, Институт экономических исследований. - Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2017. - 181 с;

2. Вологин В.Г., Лазарев А.В., Состояние и перспективы развития МСК ДВФО;

3. Чаркина Е.В. Новые механизмы реализации региональных и межрегиональных инвестиционных проектов государственно-частного партнерства // Инновации и инвестиции. 2015. № 5;

4. Механизм отложенных налоговых платежей как способ финансирования инфраструктурных проектов: зарубежный опыт / Под ред. В.А. Дмитриева, А.В. Баженова. Монография. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2016;

5. Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г., проект от 19 января 2018 г.;

6. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2017 : Стат сб. / Росстат. -М., 2017. - 751 с.

Improving the system of economic incentives for the development of complex porphyry copper deposits in the Far East Desyatkin A.S., Kalinin A.R. JSC «Rosgeology»,

In the article authors show the status of the mineral resource base of the Far East. Authors assessment a national economic specialization of the macroregion and gives mining importance for the natural resource production in the Far East. Focus of the article is on development of the mineral resource base of copper, gold and molybdenum based on exploration and production of a large copper-porphyry and gold-copper-porphyry deposits in the region. Exploration and production of the large copper reserves and associated elements are profitable. It form production and refinery of copper industry, which is new for Far East. Authors describe quantitative and structural changes in the economy of the macroregion, based on the implementation of largescale investment projects for the development of copper-porphyry deposits.

Authors identify the key indicators of the multiplicative effect of changes in the investment, business and competitive climate to growth of the region's economy. Keywords: Far East, copper-porphyry type of deposits, multiplicative effect, public-private partnerships, TIF-mechanism References

1. Antonova N.E., L.V. Volkov, Lomakina N.V.,

Sukhomirov G.I. Resource sectors of the Far East: the dynamics of development and external interactions [Electronic resource]; Russian Academy of Sciences, Far Eastern Branch, Economic Research Institute. -Khabarovsk: IEI FEB RAS, 2017. - 181 s;

2. Vologin V.G., Lazarev A.V., The State and

Development Prospects of the ISC FEFD;

3. Charkina E.V. New mechanisms for the

implementation of regional and interregional investment projects of public-private partnerships // Innovations and investments. 2015. № 5;

4. The mechanism of deferred tax payments as a

way to finance infrastructure projects: foreign experience / Ed. V.A. Dmitrieva, A.V. Bazhenov. Monograph. M .: Scientific Research Financial Institute, 2016;

5. The strategy for the development of the mineral

resource base of the Russian Federation until 2035, the project of January 19, 2018;

6. Regions of Russia. The main characteristics of

the subjects of the Russian Federation. 2017: Stat Sat. / Rosstat. - M., 2017. - 751 p.

<35

СЭ

СЧ

£

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.