УДК 65.011.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПЫТАНИЙ ПОЛИГОНА ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ НОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ВРЕМЕНИ БЕЗОПАСНОГО НАХОЖДЕНИЯ ВЫСТРЕЛА В КАНАЛЕ РАЗОГРЕТОГО СТВОЛА
А.А. Тозик
Обосновывается актуальность исследований, направленных на определение времени безопасного нахождения выстрела в канале разогретого стрельбой ствола опытным путем с использованием тепловых макетов выстрела на испытательном полигоне.
Ключевые слова: время безопасного нахождения, разогретый ствол, тепловой макет выстрела, испытательный полигон
18 (6) ноября 1856 года по указанию Управляющего Морским министерством генерал-адмирала русского флота великого князя Константина Николаевича была основана Комиссия Морских Артиллерийских Опытов (КМАО), впоследствии носившая названия: «Морской Артиллерийский Полигон» (МАП), «Научно-Испытательный Морской Артиллерийский Полигон» (НИМАП) и «Полигон №55 ВМС».
Начиная с 30-х годов ХХ столетия, началось большое и ускоренное строительство советского Военно-морского флота, оснащаемого новой артиллерией, отработка которой производилась на Морском артиллерийском полигоне.
Во время Великой Отечественной войны Морской полигон был превращен в боевую воинскую часть. Дальнобойная артиллерия полигона разрушала мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожала боевую технику и живую силу противника. В мастерских полигона было развернуто большое производство по изготовлению метательных зарядов и снаряжению снарядов и мин.
В связи с необходимостью создания современных образцов автоматической корабельной артиллерии на испытательной площадке «Пугарев-ская» была создана морская техническая артиллерийская батарея, которая оборудовалась в два этапа:
Первый в 1960 - 1970-х гг. (с 1-й по 18-ю огневую позиции) для отработки образцов корабельной, береговой артиллерии и боеприпасов.
Второй в 1970 - 1980-х гг. (дооборудованы 19 - 22-я позиции) для отработки тяжелой корабельной артиллерии и в частности артиллерийской установки АУ АК-130.
В январе 2016 года в ходе реформирования полигон вошел в состав 21 ГЦМП МО РФ и стал 5-м испытательным центром (в/ч 09703-Р).
Испытательный комплекс полигона и его основа - морская техническая батарея в настоящее время является единственным в Минобороны РФ и среди предприятий оборонно-промышленного комплекса центром проведения полномасштабных испытаний и экспериментальных исследований в интересах создания и модернизации элементов корабельных и береговых артиллерийских комплексов и боеприпасов для ВМФ.
На сегодняшний день на полигоне стационарно установлены все образцы корабельных артиллерийских установок: как состоящие на вооружении ВМФ, так и предполагаемые к использованию в перспективе, что позволяет проводить здесь любые виды испытаний. В то же время следует отметить, что элементы существующей на полигоне системы испытаний проектировались и создавались в 60е-80е годы прошлого века, что наряду с возросшим уровнем характеристик современных образцов существенно затрудняет подтверждение характеристик образцов ВВТ ВМФ.
Методическое обеспечение, как элемент системы испытаний, определяющее способы ее использования, должно обеспечивать качественное проведение испытаний и достоверную оценку всех заданных в ТТЗ требований. Поэтому совершенствование имеющего методического обеспечения и создание нового, реализующего современные подходы и использующего совершенную испытательную технику, важная составляющая задача в повышении эффективности системы испытаний полигона.
Одной из характеристик задаваемых во всех требованиях ТТЗ и требующих своего подтверждения на всех этапах испытаний, является характеристика - время безопасного нахождения выстрела в канале разогретого ствола. Учитывая важность данной характеристики для обеспечения безопасности при ведении боевых действий из АУ с высоким режимом огня, специалистами полигона были обобщены результаты испытаний и исследований на данную тему с использованием материалов полигона, предприятий промышленности и смежных организаций в части определения температурных режимов, возникающих в стволах артиллерийских орудий и разработаны предложения по совершенствованию методики полигонных испытаний АУ и порядку их организации применительно к рассматриваемой тематике.
Как известно, нештатные ситуации при стрельбе из артиллерийских орудий могут привести к случаям длительного нахождения выстрела в разогретом стрельбой стволе. При этом ствол может прогреваться до весьма высоких температур, достигающих 350°С и более. Анализ аварийных ситуаций, показал, что при выдержке боевых выстрелов в разогретых стволах в 10-ти случаях произошли взрывы элементов выстрелов, в том числе два взрыва с разрушением орудия.
Требование по предельному времени безопасного нахождения выстрела, как уже было сказано выше, задается в ТТЗ и проверяется при проведении государственных испытаний. При этом время безопасного нахождения выстрела в стволе может определяться:
- опытным путем на штатных элементах выстрела;
- расчетным путем на основе исследования температурных полей в стволе орудия, зарядной каморе и элементах выстрела;
- опытным путем с использованием различного рода стендового оборудования, в том числе макетов стволов.
Наиболее достоверным, конечно, является способ выдержки выстрела в боевом снаряжении в разогретом стволе. Однако применение этого способа крайне ограничено в связи с опасностью срабатывания выстрела и разрушения орудия. Расчетный способ сложен в реализации, доступен лишь специализированным организациям, а результаты расчета также требуют опытного подтверждения. Поэтому исследования были сосредоточены на определении времени безопасного нахождения выстрела в канале разогретого стрельбой ствола опытным путем с использованием тепловых макетов выстрела. В этом случае в инертный выстрел, в различные его сечения, встраиваются температурные датчики и «свидетели», т.е. элементы штатных порохов и взрывчатых веществ, которыми снаряжаются заряд, снаряд и взрыватель. Дополнительно выявлялась необходимость в определении наиболее теплонапряженных сечений в стволе орудия и взрывоопасных зон в конструкции выстрела, в уточнении измерительных схем и средств для измерения температурных полей.
В общем случае план исследования включал решение следующих
задач:
- анализ предельных режимов стрельбы орудий различной конструкции (с автоматическим заряжанием и полуавтоматическим) с определением предельных значений температур нагрева ствола;
- выявление наиболее опасных элементов выстрелов, способных к самопроизвольному срабатыванию при длительном нахождении в канале ствола в случае возникновения аварийной ситуации;
- разработка предложений для проекта методики испытаний артиллерийских выстрелов на безопасность при стрельбах с предельным режимом огня в рамках государственных полигонных испытаний.
В результате работы можно сделать вывод, что для корректного прогнозирования времени безопасного нахождения выстрела в разогретом стволе необходимы испытания его элементов в боевом снаряжении в условиях, аналогичных нагреву в стволе. Последующее сопоставление таких результатов с результатом испытаний на тепловом макете, после заданных режимов стрельбы, обеспечат достоверность оценок и эффективность мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций и взрывов. Причем разработчик совместно с подачей опытных образцов на государственные испытания должен поставлять и соответствующий тепловой макет и данные о температуре и времени срабатывания элементов опытного выстрела в условиях реального нагрева.
Использование тепловых макетов выстрелов для испытаний новой укупорки и взрывопожаробезопасности выстрелов при различных условиях хранения - еще одно перспективное направление для совершенствования системы испытаний на полигоне.
Тозик Александр Алексеевич, командир части, infoatsn. tula.ru, Россия, Санкт-Петербург, Войсковая часть 09703-Р (5 ИЦ «Ржевка»)
THE REFINING OF FIRING GROUND TESTING SYSTEM BY NEW PROCEDURAL GUIDELINES DEVELOPMENT ACCORDING TO TIME ANALIZING OF SHELL SAFE BEING IN WARMED BARREL
A.A. Tozik
The work proves the relevance of research aimed at determining the time of safe finding of a shot in a channel heated by shooting a barrel by experiment using thermal models of a shot at a test site.
Key words: safe residence time, heated barrel, thermal shot model, test site
Tozik Alexander Alekseevich, commander of the unit, info@,tsu. tula.ru, Russia, St. Petersburg, Military unit 09703-R (5 Rzhevka Information Center)
УДК 623.557
ПРОБЛЕМЫ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ БОМБ
Ф.М. Вытришко, И.С. Пастухов
Рассмотрены проблемы использования существующих баллистических характеристик авиационных бомб и пути их решения. На основе анализа результатов математического моделирования предлагается использовать индивидуальные законы сопротивления.
Ключевые слова: авиационная бомба, внешняя баллистика, баллистическое обеспечение, баллистические характеристики.
Применение неуправляемых авиационных средств поражения (СП) имеет свои особенности, связанные с широким диапазоном высот и скоростей летательных аппаратов (ЛА), углов и дальности цели, наличием в общем случае угла между вектором скорости ЛА и вектором начальной скорости СП, широким ассортиментом СП с принципиально разными баллистическими схемами и необходимостью их применения с помощью единой прицельной системы ЛА [1].
Убедительным доказательством важной роли неуправляемых СП в нанесении ударов по наземным объектам является опыт боевых действий в зоне Персидского залива, обобщением которого является программа
37