А. САКОВИЧ, менеджер проектов «TNS Gallup Media», аспирант Института экономики РАН
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Современные экономические и социальные процессы в российском обществе позволяют по-новому оценить значимость социальных факторов в качестве основных компонентов экономической безопасности. При разработке будущей стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать с помощью индикативного анализа всё многообразие социальных факторов. Автор описывает методологические предпосылки проведения индикативного анализа социальной сферы.
Ключевые слова: экономическая безопасность, индикативный анализ, критические значения, социальные индикаторы, план.
Экономическая безопасность государства обусловлена целым рядом внутренних факторов, таких как объём ВВП и его рост, уровень и объём инвестиций, конкурентоспособность экономики, уровень развития инфраструктуры, транспорта, связи, финансовой системы (банки, фондовый рынок). Наряду с этим актуальность различных социальных аспектов как факторов обеспечения экономической безопасности постепенно увеличивается. Это обусловлено тем, что в современной глобальной экономике происходит рост значимости человеческих ресурсов как определяющего фактора глобальной конкуренции и инновационного развития.
Развитие человеческих ресурсов представляет процесс расширения возможностей достижения эффективного состояния путём различных социальных практик, а не редукцией к повышению материального или экономического благосостояния. Поскольку экономическая система и люди, в ней задействованные, не являются обособленной, автономной системой в обществе, то все «правила игры» различных социальных институтов распространяются и на них. Соответственно, именно человек, его вовлечённость в те или иные социальные институты, нормы, ценности, статусные позиции являются базовыми категориями при определении проблематики экономической безопасности.
Социальную направленность страны отмечает Президент Российской Федерации Д. Медведев: «...согласно нашей Конституции, Россия - социальное государство. Не следует забывать и о том, что современное социальное государство - это не раздувшийся советский собес и не спецраспределитель с неба свалившихся благ. Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас»1.
Таким образом, приоритетом в обеспечении экономической безопасности страны становится своевременная оценка состояния социальной среды и угроз, с ней связанных. Характеристики социальной среды, используемые при оценке состояния и перспектив для принятия экономических решений, принято называть индикаторами. Применение индикаторов в экономических исследованиях - индикативный анализ, а использование
1 Медведев Д.А. Россия - вперёд! http://www.kremlin.ru/news/5413
их при определении параметров социально-экономического развития страны на средне-и долгосрочный период называется индикативным планом 2.
К применению индикативного планирования отношение в экономике неоднозначно. Проблема состоит в использовании двухсекторной модели, сложившейся в настоящее время: с одной стороны, «государственная экономика», с другой - «свободный рынок».
В классическом понимании рыночная экономика определяется как совокупность таких экономических отношений, при которых управление хозяйственной жизнью, решение о том, что, как и для кого производить, реализуются сами по себе посредством конкуренции, спроса и предложения, свободных цен, прибылей и убытков 3. Также утверждается, что рыночная экономика позволяет эффективно использовать ресурсы, формировать оптимальную структуру народного хозяйства, оптимальный спектр товаров и услуг при минимальных издержках производства и обращения и максимальной прибыли 4. Она предполагает отсутствие вмешательства государства в экономическую жизнь. Соответственно, переход к рыночной экономике провозглашается в нашей стране в качестве центральной идеи.
Антиподом рыночной экономики признается экономика, основанная на абсолютизации государственного планирования экономических процессов. Таким образом, существуют две доминирующие экономические школы: экономисты-
рыночники и экономисты-плановики. Наша страна постоянно находится в состоянии выбора экономического пути развития между этими двумя направлениями.
Выходом является соединение преимуществ плановой системы и рыночной экономики. По мнению учёных Института экономики РАН, идея конвергенции становится качественно новой моделью смешанной экономики для современного российского государства5. Централизованное, директивно-адресное управление имеет принципиальные ограничения по масштабам и степени детализации процессов, поэтому не стоит ожидать в современных условиях повторения опыта советского прошлого.
Согласно данным идеям, перспектива экономики России должна быть нацелена на долгосрочную стратегию социально-экономического развития в ближайшие 15 - 20 лет, которая подразумевает план действий с либеральными, рыночными механизмами его выполнения. И одним из ключевых инструментов реализации будущей модернизационной политики является стратегическое индикативное планирование.
Индикативный метод анализа социальной среды предполагает перечень пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Поскольку экономическая и социальная системы взаимосвязаны, то к определению пороговых значений социальной безопасности применительно определение, данное В.К. Сенчаговым: «Пороговые
значения экономической безопасности - это количественные параметры, характеризующие существенные черты состояния и развития какой-либо экономики, выход за пределы которых угрожает национальным интересам страны в данной сфере» 6.
Иными словами, предельные пороговые значения индикаторов социальной безопасности свидетельствуют о существовании угрозы национальному интересу страны.
2 Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу: Монография под ред. В.И. Павлова. М.: ИЭ РАН. 2009. С. 97.
3 Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика, 1992. Т. 1. С. 91.
4Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная?// Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 139-145.
5 АбалкинЛ.И. Российская экономическая мысль: История и современность. М.: ИЭ РАН. 2008. С. 171.
6 Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу: Монография под ред. В.И. Павлова. М.: ИЭ РАН. 2009. С. 16.
Поэтому, нужно количественно оценить уровень угроз. От полученных расчетов и оценок выстраивается суждение о создавшейся ситуации. То есть проблема социальной безопасности требует нормативно-методологического подхода, принятого в экономической науке.
Перечень социально-экономических параметров и количественные величины пороговых значений экономической безопасности в настоящее время предлагаются в методологиях, разработанных В.К. Сенчаговым, Е.А. Ивановым, А.А. Куклиным, А.И. Татаркиным, С.А. Айвазяном и др.
Данными авторами пороговые значения социальной безопасности представлены как предельные, чрезвычайные показатели. Их игнорирование ведёт к разрушению во всех сферах жизнедеятельности общества. Пороговые значения представлены величинами, выход за пороги которых прекращает реализацию жизненных интересов людей. Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности, предложенные ИЭ РАН, ориентированы на долгосрочный период. Поэтому для среднесрочной перспективы они излишне жёсткие и труднодостижимые 7. В среднесрочном индикативном плане в значительной мере ставятся задачи поступательного приближения параметров плана к их пороговым значениям. Но при этом будет видна конечная цель выхода из опасной зоны.
Нашей задачей является определение критических значений социальных параметров, определяющих социально-экономическую стабильность общества. В отличие от пороговых критические значения социальных параметров безопасности страны -предвестники нестабильности. Они отражают нарастание угроз, отклонения от нормального уровня жизни населения в условиях социального мира и национальных интересов общества. Из этого следует, что критические значения социальных параметров безопасности страны - это количественные показатели уровня жизни населения, характеризующие нарастание угроз, они выявляют отклонение от стабильных показателей в социальной сфере общества.
В ходе социально-экономического анализа нами предлагается использовать два критических предела для индикаторов. Показатели критических значений социальных параметров включают нижний и верхний пределы своих величин. Верхний предел представляет зону начального нестабильного отклонения критических значений в сторону угроз. В этой стадии осуществляется мониторинг угроз и анализ величин отклонений от нормального или порогового значения социального параметра.
Нижний предел критического значения социального параметра показывает угрожающее состояние социально-экономического развития в обществе в противоречии с безопасностью страны. В данную зону, помимо мониторинга угроз, вводятся управляющие воздействия по нейтрализации нарастающих угроз. Речь идёт о коррекции показателя в стратегических документах и разработке упреждающих мероприятий по смягчению уровня безопасности.
Критические значения социальных параметров могут найти своё место в системе среднесрочного прогнозирования и годового, или индикативного, плана.
При этом из всего перечня социальных параметров, который представляет достаточно широкий набор показателей, должен быть выделен узкий перечень целевых индикаторов. Они являются основой для расчета критических значений. Их использование в анализе
7 Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу: Монография под ред. В.И. Павлова. М.: ИЭ РАН. 2009. С. 112.
показателей уровня социальной жизни населения даёт оценку состояния безопасности на предмет раннего обнаружения угроз экономической безопасности и разработки комплекса мероприятий и рекомендаций по их нейтрализации.
В экономической науке рассматривается множество индикаторов социальной безопасности. Они внесены в бюджетное планирование, используются при мониторинге уровня социально-экономической безопасности страны, в программах развития страны на перспективу, при индикативном планировании и прогнозировании. Индикаторы социальной сферы группируются различными исследователями по группам в зависимости от содержания социально-экономических показателей. В данном исследовании предпринята попытка классифицировать социальные индикаторы по наиболее общим группам с целью выдвинуть новые индикаторы и сформировать их критические значения.
Институтом экономики РАН разработан новый перечень количественных параметров пороговых значений в социальной сфере, которые используются в процессе мониторинга уровня социально-экономической безопасности страны при индикативном планировании и прогнозировании:
1) средняя продолжительность жизни (мужчин, женщин);
2) количество рождений на одну женщину;
3) соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста;
4) ежегодная доля ВВП, выделяемая на развитие здравоохранения, образования и культуры;
5) доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума во всём населении, %;
6) отношение средней пенсии к средней заработной плате, %;
7) коэффициент фондов (соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% низкодоходного населения), раз;
8) уровень безработицы, по методологии МОТ, %;
9) размер жилья на одного жителя, кв. м 8.
Представленный перечень социальных параметров экономической безопасности необходимо использовать при расчёте критических значений социальных индикаторов обеспечения социально-экономической безопасности страны.
Формирование групп индикаторов социальной сферы в системе экономической безопасности осуществляется исходя из обеспечения приемлемого уровня существования в стране: уровня жизни населения, рынка труда, демографической безопасности,
состояния здоровья населения, обеспеченности жильём, гражданской и этнической напряжённости, миграционных потоков.
Использование социальных индикаторов вытекает из актуальности использования индикативного планирования при прогнозировании общих угроз экономической безопасности, которое обусловлено следующими причинами:
• в стране еще не созданы рыночные отношения, которые могли бы самостоятельно формировать структуру и целевую заданность экономики. Достаточно сильное государственное регулирование требует использования индикативного планирования в качестве адекватного инструмента формулирования целей экономического развития как на краткосрочную, так и на более длительную перспективу;
8 Стратегия экономической безопасности при разработке индикативных планов социально-экономического развития на долго- и среднесрочную перспективу: Монография под ред. В.И. Павлова. М.: ИЭ РАН. 2009. С. 108.
• экономику страны можно охарактеризовать как послекризисную. В соответствии с мировым опытом именно в такие периоды крайне необходима максимальная концентрация всех национальных ресурсов (финансовых, трудовых, сырьевых, материальных, интеллектуальных) для решения задач экономического восстановления и роста;
• Россия остро нуждается в сильной национальной экономической стратегии, которая позволит значительно ускорить темпы экономического развития и существенно расширить свои позиции. Важным механизмом такой стратегии в большинстве стран выступали индикативные среднесрочные и долгосрочные планы;
• отказ от директивного планирования не должен привести к вакууму в управлении экономическим сектором. Индикативное планирование в этих условиях создаст механизм преемственности от централизованных к рыночным формам управления;
• индикативное планирование выглядит наиболее адекватной формой стратегического планирования экономики в связи со спецификой национальной модели поэтапного перехода к рынку и сильного, но постепенно сокращающегося государственного регулирования экономики.
Предлагается провести диагностику социально-экономической безопасности страны в следующей последовательности:
1. Определяется выбор объектов исследования и формируется состав индикативных показателей социальной безопасности для каждого из объектов исследования.
2. Формируются (в соответствии со специальными методами и алгоритмами) критические пределы (значения) для индикативных показателей каждого из объектов исследования и выбирается база данных для анализа.
3. Выполняется оценка состояния индикатора относительно критического значения в пределах нижней и верхней границы. На основании полученных оценок по отдельным индикаторам производится анализ ситуации.
4. В случае проявления высокого уровня критической ситуации осуществляется выявление дополнительных факторов угроз, что позволяет провести более глубокий анализ социально-экономической безопасности.
5. Разрабатываются и группируются по блокам программно-целевые мероприятия, направленные на локализацию и нейтрализацию угроз социальной безопасности.
6. Выполняется оценка прогнозных критических значений социальной безопасности. Производится оценка эффективности программно-целевых мероприятий.
Таким образом, целью введения системы социальных индикаторов в структуру планов социально-экономического развития страны является обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, направленных на формирование устойчивого экономического роста и сбалансированного развития экономики за счет рационального использования всех имеющихся финансовых и материальных ресурсов для повышения уровня жизни населения Российской Федерации.
Становится логичным использовать взаимосвязь между долгосрочными стратегиями социально-экономического развития и кратко- и среднесрочными прогнозами. Предлагается рассматривать стратегию развития страны как две раздельные части - план, состоящий из задач планового характера. Остальные задачи стратегического развития составляют чисто прогнозную часть. План включает конкретные количественные задания, сроки выполнения и объёмы финансирования, а также основные стоимостные и материальные балансы. Таким образом разрабатывается индикативный план.
По мнению В.К. Сенчагова, актуально создание специального органа, например государственного секретариата по экономическому планированию РФ, в котором работали бы высококвалифицированные специалисты, способные разрабатывать и контролировать кратко- и среднесрочные индикативные планы9.
Существующие в настоящее время количественные параметры пороговых значений социально-экономической безопасности первой группы были разработаны в 2008 г. Они определены в докризисных условиях 2008 г. и не учитывают возросшей актуальности технологического прорыва при переходе к обществу инновационного типа развития.
В рамках задачи совершенствования системы индикативного анализа социальных параметров экономической безопасности России следует учесть следующие предпосылки имеющегося потенциала: высокий уровень образования населения; развитый научнопроизводственный потенциал; наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий; богатые природные ресурсы, обеспечивающие внутренние потребности в сырье и энергоносителях, а также устойчивый приток валютных поступлений; огромная территория и ёмкий внутренний рынок, обеспечивающий широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения; участие российских учёных в международном научно-техническом сотрудничестве, повышающее доступность для них результатов передовых исследований; появление компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в диверсификации своей деятельности и завоевании монополии на глобальных рынках новых товаров и услуг; наличие устойчивых коллективов, имеющих систематический опыт разработки инженерно-сложных изделий и доведения до необходимого уровня качества; наличие активной научно-технической, институциональной, финансовой, информационной и структурной политики государства.
9 Сенчагов В.К. Экономическое обеспечение национальной безопасности // Вестник АЭБ МВД России. 2010. № 8. С. 37.