Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПЛАВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / INNER WATER TRANSPORT / ОПЛАТА ТРУДА / SALARY / ПЛАВСОСТАВ / THE NAVIGATION STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Г.В., Дрейбан Д.В., Косинов С.П., Минеев В.И., Чернева Р.И.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования оплаты труда плавсостава судов внутреннего водного транспорта. Даны рекомендации по совершенствованию системы должностных окладов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселов Г.В., Дрейбан Д.В., Косинов С.П., Минеев В.И., Чернева Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNER NAVIGATION SHIP CREW’S OFFICIAL WAGES SYSTEM IMPROVEMENT

The article considers the problem concerning inner water transport ship crew’s official wages. The recommendations on the official wages system inprovement are given

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПЛАВАНИЯ»

УДК 65.011.46

Г.В. Веселое, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ»

Д.В. Дрейбанд, к.э.н., преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

С.П. Косинов, директор по персоналу ОАО «СК«Волжское пароходство»»

603001, г. Нижний Новгород, пл. Маркина, 15А

В.И. Минеее, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Р.И. Чернееа, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПЛАВАНИЯ

Ключевые слова: эффективность, внутренний водный транспорт, оплата труда, плавсостав.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования оплаты труда плавсостава судов внутреннего водного транспорта. Даны рекомендации по совершенствованию системы должностных окладов.

Эффективное функционирование и развитие транспортной системы для современной России является одним из ключевых факторов экономического роста, улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке товаров и услуг.

Удельный вес транспорта в валовом внутреннем продукте России составляет около 8%. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства достигает 15-20%. На транспорте занято свыше 2 млн. человек, что составляет около 6% от общего количества занятых в экономике России.

В последние годы численность работников транспортного комплекса, как и работников внутреннего водного транспорта, сокращается (табл. 1).

Таблица 1

Среднесписочная численность работников по крупным и средним организациям транспортного комплекса, тыс. чел.

Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Транспортный комплекс - всего: 2185 2162 2147 2182 2169

в том числе внутренний водный транспорт 36,0 35,7 34,3 33,4 33,8

По данным государственной статистики численность работающих на внутреннем водном транспорте за последние пять лет снизилась на 6,1%, хотя в целом по транспортному комплексу снижение составило всего лишь 0,7%.

Обращает на себя внимание достаточно высокая текучесть кадров в организациях внутреннего водного транспорта, которая составляет почти 9% от числа занятых, этот показатель выше только в гражданской авиации - более 17 %.

Определяющим фактором высокой текучести кадров на внутреннем водном транспорте является относительно низкая заработная плата (табл. 2).

Г.В. Веселое, Д. В. Дрейбанд, С.П. Косинов, В. И. Минеев, Р.И. Чернева

Совершенствование системы должностных окладов командного состава судов внутреннего...

Уровень среднемесячной заработной платы работников внутреннего водного транспорта имеет явную тенденцию к росту, хотя в абсолютном выражении уступает оплате труда по транспортному комплексу в целом.

Низкий уровень оплаты труда, отсутствие реальной связи между доходами и уровнем профессионализма работников явились причиной текучести кадров, потери трудового потенциала квалифицированных кадров.

Таблица 2

Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям транспортного комплекса (без выплат социального характера)

Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Вся экономика 20,9 23,4 26,6 29,8 32,6

Транспортный комплекс -всего: 27,2 30,8 34,4 37,9 40,6

в том числе внутренний водный транспорт 21,6 24,9 28,7 31,8 35,8

Анализ состояния рынка труда на внутреннем водном транспорте показал, что на уровень занятости существенное влияние оказывают структурные преобразования в отрасли; спад объема транспортных услуг; моральный и физический износ флота; низкая цена труда при высокой инфляции (рис. 1); напряженную работу, сопровождающуюся большими физическими и психологическими нагрузками, в том числе, сезонный характер работы, сменный график, включающий работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; проблемы с социальной защищенностью работников в части представления ведомственного жилья.

12 %ю Ь я

и 8

а б

о

-1-1-1-1-1

2010 2011 2012 2013 2014

Годы

Рис. 1. Уровень инфляции в России

На внутреннем водном транспорте около 40% предприятий устойчиво убыточны [9-11]. Вместо 20 крупных интегрированных компаний возникло 7480 слабых и неспособных проводить единую техническую политику, оптимизировать транспортный процесс и т. д.

Одной из главных причин такого положения на транспорте - это несовершенство системы оплаты труда в новых условиях хозяйствования, которая, на наш взгляд, не только не отвечает современным требованиям, но и доперестроечной системе оплаты труда на транспорте.

Разрушение относительно четкой системы мотивации труда привело к снижению дисциплины на транспорте и, как отмечалось выше, к текучести кадров (уходит высококвалифицированный персонал на иностранные суда).

Анализ катастроф, аварий на внутреннем водном транспорте: затопление, опрокидывание, переломы корпусов, пожары, взрывы и т. д. показывает, что основной причиной этих тяжелых аварий является человеческий фактор.

Поэтому, как отмечает академик В.В. Ивантер, «реформа системы оплаты труда -принципиальна, всё остальное третьестепенно».

Однако система построения оплаты труда плавсостава не изменялась около 45-50 лет. За такой период времени изменились условия труда плавсостава, повысились скорости движения, увеличилась грузоподъемность транспортных судов, изменились условия транспортировки опасных грузов, внедрено совмещение профессий (за исключением пассажирского флота), резко изменились условия плавания в Волжско-Камском бассейне - по сути, в центре России создана шлюзованная система, что требует более напряженного труда, особенно в неблагоприятных погодных и стесненных условиях плавания.

В основе действующей системы построения должностных окладов для командного состава самоходных судов заложена мощность главных двигателей в кВт., для несамоходных судов - грузоподъемность. В зависимости от этих факторов все транспортные суда делятся на 7 групп по оплате труда (табл. 3).

Таблица 3

Группы теплоходов речного флота

Мощность СЭУ, кВт от 60 до 70 от 71 до 180 от 181 до 300 от 301 до 550 от 551 до 850 от 851 до 1800 от 1801 и выше

Грузоподъемность, тонн До 600 6001200 12002400 24004000 40007000 Свыше 7000

Группа судна I II III IV V VI VII

Кроме того, должностные оклады командного состава зависят не только от группы судна, но и от назначения:

- на транспортной работе: буксиры, грузовые теплоходы, толкачи и т. д.;

- суда специального назначения: плавмагазины, учебно-производственные, бункеровщики и т.д.;

- суда на нетранспортной работе: служебно-вспомогательный флот, разъездной, обстановочный и т.д.

Такое построение системы должностных окладов плавсостава на внутреннем водном транспорте давно требует серьезной доработки с учетом особенностей организации перевозок, напряженности труда и т.д. По действующей системе построения оплаты труда плавсостава должностные оклады (табл. 1) у капитанов теплоходов VI группы грузоподъемностью 5000-5500 тонн и у капитанов теплоходов-толкачей этой же группы, работающие с секционными составами грузоподъемностью 7500-20000 тонн - палубный командный состав имеет одинаковые размеры окладов, хотя габариты секционных составов в плане почти в два раза превышают габариты грузовых теплоходов.

Учитывая размеры камер шлюзов в Волжско-Камском бассейне 300 х 30 м и то, что шлюзоваться приходится почти каждые сутки хода, а управляемость гружёных и особенно порожних толкаемых составов значительно сложнее, чем у грузовых теплоходов, имеющих подруливающие устройства, то напряженность труда комсостава палубной команды на толкаемых большегрузных составах несравнима с одиночными грузовыми теплоходами.

Г.В. Веселое, Д. В. Дрейбанд, С.П. Косинов, В. И. Минеев, Р.И. Чернева

Совершенствование системы должностных окладов командного состава судов внутреннего...

Очевидно, что действующая система построения должностных окладов на флоте тормозит внедрение более экономичных и прогрессивных технологий доставки грузов на внутреннем водном транспорте, в частности, внедрение крупнотоннажных толкаемых составов, комбинированных теплоходов и т.д. Необходимость адаптации действующей системы оплаты труда к новым условиям эксплуатации давно назрела.

На наш взгляд, за основу построения системы должностных окладов палубной команды следует принять такую же систему, как на морском флоте России (табл. 4).

Таблица 4

Показатели для отнесения судов морского флота к группам по оплате труда командного состава, боцманов

Вид флота и Категория Показатель Группы по оплате труда

район плава- командного для отне-

ния состава сения I II III IV V VI VII

Суда дальне- Палубный Валовая До Свы- Свы- Свы- Свы- Свы- Свы-

го и малого командный вмести- 300 ше ше ше ше ше ше

плавания состав, радио- мость, 300 1300 2200 4400 8800 17600

Транспортные специалисты, рег. т до до до до до

самоходные, боцманы и 1300 2200 4400 8800 17600

грузовые, помповые

грузопасса- машинисты

жирские и (донкерманы)

пассажирские, гидрографические, Машинный командный состав. Весь Построечная мощность До 300 Свыше 300 Свыше 1200 Свыше 2000 Свыше 4000 Свыше 8000 Свыше 16000

научно- командный главных до до до до до

исследова- состав (за механиз- 1200 2000 4000 8000 16000

тельские и исключением мов, л.с.

аварийно-спасательные электромехаников по общесудовому электрооборудованию) и боцманы ава-рийно-спаса-тельных судов

Электромеха- Суммарная Свы- Свы- Свы- Свы- Свы- Свы- Свы-

ники по обще- мощность ше ше ше ше ше ше ше

судовому судового 100 350 600 1000 2000 3500 7000

электрооборудованию электро-оборудования, кВт до 350 до 600 до 1000 до 2000 до 3500 до 7000

Очевидно, что должностные оклады палубной команды транспортных судов внутреннего водного транспорта должны строиться, как у моряков - в зависимости от грузоподъемности, а у машинного командного состава - от мощности главной силовой установки. Естественно, что новая система должна учитывать изменения на ВВТ, соотношение габаритов судов, составов с габаритами водных путей, управляемость и т.д.

Должностные оклады плавсостава также должны учитывать и вредные условия труда на флоте. Кратко можно отметить, вредные условия труда плавсостава связаны с повышенным уровнем шума, вибрацией, воздействием электромагнитных полей радиопередающих устройств, радиолокационных станций и т.д.

Уровень шума в машинном отделении почти на всех судах превышает допустимый на 2-15 ДБА; в рулевых рубках скоростных судов - на 10-20 ДБА. Загазованность в машинных отделениях на действующих судах примерно в 1,3-2 раза превышает установленные нормы [1].

В целом, минимальные размеры должностных окладов плавсостава должны обеспечить не только биологическое существование, но и возможность иметь жилье. Необходимо устанавливать в качестве социальной нормы тарифные ставки (оклады) по основной профессии на речном транспорте (матроса) не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, что зачастую не выполняется (рис. 2)

2009

100

2013

2010

Минимальный размер оплаты труда в России в % от прожиточного минимума

Прожиточный минимум

2012

2011

Рис. 2. Минимальный размер оплаты труда в России в процентах от величины установленного прожиточного минимума

Отказ государства от участия в обеспечении работников жильем рано или поздно приведет к социальной напряженности в обществе. Возможность граждан покупать жилье - один из показателей благополучия государства. В ряде государств жилье предоставляется работникам бесплатно (на своей территории - это также важно). Крупные судоходные компании до развала СССР самостоятельно строили жилье для работников. Это способствовало повышению дисциплины, закрепляло кадры за предприятиями. Сегодня рядовой состав не может приобрести жилье из-за низкой оплаты труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с соглашением между МФТР и международной ассоциацией судовладельцев, установлены минимальные ставки оплаты труда на судах «удобного» флага, согласно которым матрос первого класса должен получать не менее 1350 долларов, а капитан судна не менее 4250 долларов в месяц [3].

Средняя зарплата квалифицированного моряка-матроса существенно отличается в зависимости от страны. Так, у матроса-филиппинца средняя зарплата составляла, по данным [3], около 1000 долларов США. Это почти на 25-60% ниже, чем в Южной Корее, Тайване, Сингапуре и почти в восемь раз ниже, чем в Японии. Эти примеры подтверждают серьезные перекосы в оплате труда не только в России, но и за рубежом.

Список литературы:

[1] Ульянова Н.М. Экономические и социальные проблемы труда на внутреннем водном транспорте. ЦБНТИ МТ РФ. - 2003. - С. 128.

[2] Цветкова Г. Кривая трудовой мотивации и его последствия // Экономист. - 2006. - № 4. -С. 51-56.

[3] Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике. - М., 2009. - С. 162.

[4] Ильин В. Эффективность государственного управления и состояние региональных бюджетов // Экономист. - 2013. - № 12. - С. 3-11.

Г.В. Веселов, Д.В. Дрейбанд, С.П. Косинов, В.И. Минеев, Р.И. Чернева

Совершенствование системы должностных окладов командного состава судов внутреннего.

[5] Кац И. О макроэкономическом планировании и системе управления экономикой // Экономист. - № 12. - 2013. - С. 27-32.

[6] Веселов Г.В., Костров В.Н., Костров С.В., Минеев В.И. Проблемы и направления развития скоростных перевозок на водном транспорте. Конгресс Международного форума «Великие реки». - 2014 - С. 186-189.

[7] Веселов Г.В., Ионов С.Е., Минеев В.И. Безопасность и эффективность судоходства: проблемы и решения. Речной транспорт (XXI век) - 2013 - № 6. - С. 30-33.

[8] Веселов Г.В., Ионов С.Е., Новик В.А., Минеев В.И. Проблемы эффективности и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2013. - № 1. - С. 155-157.

[9] Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

[10] Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1995.

[11] Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.

THE INNER NAVIGATION SHIP CREW'S OFFICIAL WAGES SYSTEM IMPROVEMENT

G. V. Veselov, D. V. Dreiband, S.P. Kosinov, V.I. Mineev, R.I. Cherneva

Keywords: efficiency, inner water transport, salary, the navigation staff

The article considers the problem concerning inner water transport ship crew's official wages. The recommendations on the official wages system inprovement are given

УДК 336

О.А. Гуряшина, аспирантка ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ СУММЫ «НЕПРИЗНАВАЕМЫХ» РАСХОДОВ В КЛАССИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА

Ключевые слова: оценка, средневзвешенная стоимость капитала, налог на прибыль, налоговая база, расходы, ключевая ставка, ставка рефинансирования, процентная ставка.

В статье обоснована необходимость деления расходов на «признаваемые» и «непри-знаваемые» при использовании классической модели оценки стоимости капитала. Предложена скорректированная классическая модель с учетом последних изменений российского налогового законодательства в сфере ограничения предельной величины процентов, признаваемых расходом.

Резкое снижение цены на нефть, повлекшее за собой достаточно стремительное ослабление курса российской валюты, связанные с этими событиями прогнозы, сценарии, предложения и пути решения проблем - наиболее обсуждаемые вопросы как на политическом уровне, так и среди экономистов. Отрицательное воздействие на экономику оказывают также наложенные на Российскую Федерацию санкции, которые, согласно заявлению на пресс-конференции 1 февраля 2016 года федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, в ближайшее время отменены не будут. Одной из причин роста ставок по кредитам, на наш взгляд, стало ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам (в частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.