Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худякова А. С., Чижикова Е. С.

В статье рассмотрены возможные проблемы адаптации выпускников ВУЗов, с которыми они могут столкнуться при выходе на рынок труда. Указаны причины и виды профессионального стресса. Предложен ряд адаптационных мероприятий, которые успешно реализуются в филиале.This article reviews possible adaptation problems of graduated, which they can face when coming to the labour market. Causes and types of professional stress are indicated. A variety of actions is offered that are successfully implemented in our branch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА»

хозяйства может привести к потере целых экосистем. Исчезают леса, степи, а они также являются средой обитания некоторых видов растений и животных. Исчезновение многих экосистем может привести к глобальным проблемам. Например, таким, как голод [3].

Экологический календарь большой. Мы своим безразличием и бездействием в основном только увеличиваем количество праздников. А результат почти незаметен.

Вся беда в том, что политики заботятся о выгоде своей и своих стран, не думая о будущем мира. Защитники окружающей среды по всему миру объединяют свои усилия по защите планеты. Научитесь уважительно относиться к природе, это очень важно. Ведь это она удовлетворяет наши запросы:

- обеспечивает едой;

- дает нам пить;

- позволяет дышать.

Поэтому и она имеет право существовать и развиваться по своим законам. Мы должны понимать, что тоже являемся частью этого мира. Уничтожая животных и растения, мы уничтожаем себя.

Использованные источники:

1.Тематический портал. URL: http://www.Hvemtemet.ru/users/tami-1/post319351932 (Дата обращения: 10.04.2017 г.).

2.Смирнов И.А. Роль болот в природе и жизни человека. Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36275.php (Дата обращения: 12.04.2017 г.).

3.Полная энциклопедия. Справочник для школьников и студентов. URL: http://www.polnaj a-jenciklopedij a.ru/planeta-zemlj a/reshenij a-j ekologicheskih-problem.html (Дата обращения: 10.04.2017 г.).

УДК 378.14.015.62

Худякова А.С. студент 3 курс, группа МХПб-14-1 Чижикова Е.С., кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» Тобольский индустриальный институт (филиал)

г.Тобольск, Россия СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА Аннотация: в статье рассмотрены возможные проблемы адаптации выпускников ВУЗов, с которыми они могут столкнуться при выходе на рынок труда. Указаны причины и виды профессионального стресса. Предложен ряд адаптационных мероприятий, которые успешно реализуются в филиале.

Ключевые слова: адаптация, молодежная безработица, проблемы адаптации, профессиональный стресс, стрессогенные факторы.

IMPROVEMENT OF GRADUATES ADAPTATION SYSTEM ON THE LABOUR MARKET

This article reviews possible adaptation problems of graduated, which they can face when coming to the labour market. Causes and types of professional stress are indicated. A variety of actions is offered that are successfully implemented in our branch.

Key words: adaptation, youth unemployment, adaptation problems, professional stress, stress factors.

Ситуация, которая складывается в последние годы на молодежном рынке труда, является достаточно напряженной. Возможности молодых людей ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

Среди причин, оказывающих стрессогенное воздействие на молодых специалистов, можно выделить проблему несоответствия критериев оценки их конкурентоспособности, приводящей к трудностям трудоустройства по специальности и расстройствам адаптации.

В последнее десятилетие не без оснований особой популярностью пользуются исследования в области трудового стресса. С профессиональным стрессом сталкиваются не только лица, уже осуществляющие свою профессиональную деятельность, но и молодые специалисты - выпускники вузов, впервые выходящие на рынок труда.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем таких как:

- отсутствие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности;

- проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;

- инфантилизм молодежи в поиске работы;

- проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В последнее время распространенной проблемой является проблема несоответствия вузовской подготовки молодых специалистов требованиям рынка туда.

От работодателя молодой специалист ждет возможности попробовать себя в профессиональной сфере, получить при этом необходимые знания и навыки и заработать денег. Работодатели в свою очередь хотят видеть понимание кандидатами своих целей, умение работать в команде и владение

необходимыми знаниям и навыками. Столкновение этих противоположных по сути требований и ожиданий является стрессогенным фактором для молодых специалистов - выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований профессионального стресса позволяет сделать вывод о том, что в целом существует три основных типа моделей данного явления.

Первый тип трактует стресс как зависимую переменную - как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.

Второй тип трактует его как независимую переменную - экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Третий тип учитывает влияние внешней среды при формировании профессионального стресса у специалистов.

Можно выделить самые острые проблемы адаптации молодых специалистов: несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной трудовой деятельностью, отсутствие или же недостаточный опыт работы выпускников.

Основными направлениями для решения проблем адаптации выпускников к трудовой деятельности могут являться следующие. Во-первых, выпускники вузов к окончанию вуза должны стремиться иметь качественную профессиональную подготовку, владеть основными культурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, уметь применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленными, активными, инициативными, заинтересованными в успешном построении карьеры, уметь работать в команде, адекватно оценивать себя и свои перспективы. Во-вторых, структурам вуза по трудоустройству необходимо продолжать активную работу по содействию трудоустройству студентам и выпускникам, обучать их технике успешного трудоустройства. В-третьих, работодатели должны иметь индивидуальный подход к кандидатам с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта в целом также перспективны.

Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может служить движение в двух направлениях. С одной стороны, это организационная работа вуза по подготовке выпускников к выходу на рынок труда. С другой стороны - это осознание работодателями необходимости разграничивать подходы к молодым специалистам и специалистам со стажем.

Можно отметить, что в Тобольском индустриальном институте (филиале) уже несколько лет внедряются в образовательный процесс адаптационные мероприятия (рис.1). Среди них особая роль отводится налаженной совместной работе с компанией ООО «СИБУР» по начальной профессиональной адаптации обучающихся.

Рис.1. Система начальной трудовой адаптации в филиале ТИУ в

г.Тобольске

Использованные источники:

1.Экономика труда [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда» / А. Л. Мазин -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 576 с.: ил.

2.Трудоустройство: поиск работы [Текст]: учебное пособие для студентов / под ред. Ю. Г. Одегова; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

3.Труфанова, Т.А. Профессиональная адаптация выпускников вузов как особой категории рабочей силы // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-adaptatsiya-vypusknikov-vuzov-kak-osoboy-kategorii-rabochey-sily (дата обращения: 03.04.2017).

4.Пирогова, Е. В., Рыбкина, М. В., Лазарев, В. Н. Взаимодействие вузов с работодателями как условие востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда // Вестник ГУУ. 2014. №15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vuzov-s-rabotodatelyami-kak-uslovie-vostrebovannosti-i-konkurentosposobnosti-vypusknikov-na-rynke-truda (дата обращения: 03.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.